Методическая разработка классного часа
«Быть толерантным»
(круглый стол с элементами сюжетно-ролевой игры)
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия: духовное и нравственное воспитание.
Тема методической разработки воспитательного мероприятия: «Быть толерантным»
Актуальность: каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Прелесть современного мира именно в многообразии, многогранности.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, к сожалению, становятся приметами нашего времени. Дух неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам существовал и ранее, но сегодня он принимает жесточайшие формы и угрожающие размеры, особенно среди подростков. А ведь проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, уважение, доброжелательность, коммуникабельность.
Именно поэтому, сегодня особенно актуальной стала проблема воспитания терпимого отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Вид урока: проблемно-ценностное общение
Цель: формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
учить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;
формировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;
пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;
Педагогические технологии, используемые для достижения планируемых результатов: игровые, здоровьесберегающие, технология сотрудничества, информационно - коммуникативные.
Методы и приемы: беседа, дискуссия, игра, работа в группах.
Ход занятия
I. Вступительная часть
1.Организационный момент
А начнем мы наш разговор с игры-упражнения «Приветствие».
Ребята образуют два круга - внутренний и внешний так, чтобы образовались стоящие друг к другу пары. Задание состоит в том, чтобы в течение минуты назвать партнера по имени и поприветствовать его. Партнер должен в ответ назвать имя и тоже поприветствовать. По знаку ведущего круг делает шаг влево, таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.
2. Сообщение темы занятия и постановка целей
Я вам предлагаю посмотреть небольшой отрывок из фильма, а затем скажите мне, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Просмотр начала документального фильма «Сломанная кукла» Марисоль Галыш – 1 минута. (Напомним, главная героиня фильма – 11-летняя ангарчанка Вера Кращук. После рождения ей поставили диагноз – ДЦП. Документальная лента рассказывает о судьбе Веры, которая, несмотря на свой диагноз, мечтала танцевать и свой первый танец исполнила на инвалидной коляске).
Дети называют тему классного часа.
- Правильно, ребята. Мы будем говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья, о толерантном отношении к ним. Вы посмотрели начало фильма.
- Кто главный герой фильма?
- Как вы думаете, какая у нее мечта?
- Сможет ли девочка танцевать, вы узнаете в конце нашего классного часа.
- Почему наша тема звучит: «Мы разные, но мы дружим»? (дети называют свое мнение)
- В начале нашей встречи вы увидели, что все мы разные, когда вы выходили ко мне. Но, несмотря на это, мы дружим.
3) Послушайте, пожалуйста, китайскую притчу «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: -И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил: -И мира тоже. |
Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
(любовь, терпение, прощение.)
Так что же такое общение? Что мы вкладываем в смысл этого слова? (Ответы ребят.)
II. Основная часть
1.Знакомство с понятием «Толерантность»
-Как вы понимаете слово «толерантный»?
Работа в группах: из данных слов выберите синонимы к слову толерантность (терпимость, безразличие, принятие, милосердие, сострадание, равнодушие). Далее дети формулируют определение:
Толерантность — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
На всех языках это слово обозначает практически одно и то же:
• в английском – готовность быть терпимым;
• во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
• в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
• в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
• в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
День толерантности отмечается 16 ноября.
- А что значит принимать человека таким, какой он есть? (быть с ним наравне)
2) Дискуссия
Учащимся предлагается послушать необычную историю (история читается не до конца и тексты на столах тоже без заключительной части). Дети работают с данным текстом, не зная его продолжения (на обсуждение дается 7-10 минут)
«Другое желание» Антон, Сашко и Ньямо уже долго сидели за компьютером. Мальчишки дружили и часто проводили время вместе. Они очень любили сидеть в Интернете, иногда упражнялись в языках: Антон и Сашко помогали Ньяму по русскому и украинскому, а Ньямо учил их разговаривать, как разговаривают у него в Анголе. Как всегда, просидев за компьютером больше обычного, они забыли о времени, не заметили, как подступила усталость, и их стало клонить в сон. - Сашко, закрывай программу, – скомандовал Антон и, не дожидаясь щелчка мышью, быстро пробежался по клавиатуре, закрылось одно окно, второе… И вдруг, на экране мелькнул никому не известный, незарегистрированный сайт. - Это еще что за штука? - Давай посмотрим – сказал Антон. Мальчишки переглянулись, увидев необычный текст. На первый взгляд он казался абракадаброй. Сон как рукой сняло. Ребята принялись расшифровывать написанное: Волшебное место… на набережной… у дерева, разбитого молнией, исполнится любое человеческое желание… три условия: 1-е – задуманное должно быть общим для всех, 2-е – желание надо написать на песке, дождаться прилива, чтоб волна смыла написанное, 3-е – все время мысленно повторять слова: “К высшему благу всех”. Неожиданно сайт исчез, и мальчики не могли вернуть и восстановить его. - Ерунда какая-то, – сказал Сашко. - Ерунда, не ерунда, а можно проверить, – возразил Антон. - Я думаю, что это значит “К высшему благу всех”, – размышлял Ньямо. - Это значит, – сказал Антон, – что любое твое желание не только для тебя, но и для всех должно быть во благо. - Это чтоб твое сильное желание никому не принесло вреда, – подхватил Сашко, – А то пожелаешь, чтоб тебя от двойки пронесло, а пронесет учителя, он в школу не придет, промучается бедный и ни за что из-за тебя пострадает. - Ладно, я хочу проверить, – сказал Антон, – Кто со мной? Они без труда нашли необычное дерево. Желаний было много, но заветное у каждого одно. Поспорив и хорошенько подумав, они объединили свои заветные желания в одно. Написали желание трижды, каждый на своем родном языке, развели костер и стали ждать прилива. Вдруг показалась небольшая группа подростков. Ребята недовольно посмотрели в сторону приближающихся. - Вон оно, дерево! – закричал один из них. Их было четверо. Одеты они были одинаково. На голове у всех были одинаковые повязки. Ребята знали, кто носил такие повязки, под повязкой у них был слепой третий глаз. Из-за этого их дразнили слепыми троями. - Валите отсюда, скоро будет прилив, – процедил сквозь зубы самый здоровый. - Ну что, не ясно, – вслед за здоровяком поддакнул второй. - Мы первые сюда пришли, – сказал Антон. - И первыми уйдете, – подхватил верзила. Вдруг кто-то толкнул Ньямо, и тот не удержался на ногах и упал. Сашко не выдержал и бросился на помощь. Одни из троев бросился на Антона. Антон уложил его с одного удара, подскочил другой... Началась драка. В горячке никто не заметил, как было стерто и затоптано все написанное на песке. И вдруг кто-то закричал: - Волна! Все на мгновение оцепенели от ужаса: огромный вал, казалось до самого неба, надвигался на берег. Забыв обо всем, мальчишки бросились бежать. И тут Сашко заметил, что среди них нет Ньяма. А Ньямо, хромая на одну ногу, догонял ребят. В стороне лежал на песке один из троев. - Эй, вашему товарищу нужна помощь! – крикнул Антон самому сильному из троев. Но трои были уже далеко и не услышали. Зато его дружок оглянулся и замешкался: он был уже почти в безопасности и не хотел спускаться к воде. - Это не моя вина, я его не бил. Ребята посмотрели на стонавшего троя. - Оставим его, он не такой, как мы, – попытался оправдать всех Сашко и отвернулся от троя. - А ведь у него тоже было человеческое желание, и он пришел сюда, чтобы написать его, как мы “к высшему благу всех”, – вспомнил Ньямо. - Ребята, мы не сможем все спастись. – И Антон очень грустно и серьезно посмотрел на друзей. “Надо найти в себе силы и спасаться!” – с этими словами Антон еще крепче подхватил Ньямо, строго взглянув Сашко в глаза. – Ньямо, бежим, держись! |
III.Заключительная часть
1)Подведение итогов занятия
На этом этапе обсуждаем с учащимися, оказавшиеся наиболее спорными, моменты. Подчеркиваем самое важное, положительное и позитивное в высказываниях.
После этого зачитывается заключительная часть рассказа (ту часть текста, которой не было у учащихся на столах), написанную автором или весь текст читается от начала до конца.
… Надо найти в себе силы, забыть о жалости и спасаться! – с этими словами Антон, еще крепче подхватив Ньямо, строго взглянув Сашко в глаза. – Ньямо, бежим, держись! Вдруг Ньямо вырвался у ребят из рук и, припадая на ушибленную ногу, бросился бежать. На песке, где они только что воевали, сцепившись друг с другом, у дерева, разбитого молнией, он стал заглаживать песок и что-то быстро писать. Сашко и Антон бросились к нему. “Пусть волна спадет, – прочитали они и добавили, – к высшему благу всех”. Еще не зная, произойдет чудо или нет, они со страхом посмотрели на море. И им показалось, что волна стала уменьшаться… Но тут из-за горизонта брызнули яркие лучи солнца, ребята зажмурились и открыли глаза. - Ну что, опять до полуночи за компьютером просидели, – Сашкина мама, открыв шторы, потянулась к форточке. - Вставайте, бездельники, еще не хватало, чтобы вы уроки прогуляли. Ох, уж этот компьютер, и когда у вас проснется другое желание. |
2) Просмотр конца документального фильма «Сломанная кукла» Марисоль Галыш – с 20 по 24 минуту. Сюжет с танцем главной героини фильма. (обсуждение).
3)Рефлексия
Упражнение «Частичка сердца для тебя».
- У каждого из вас есть «сердечко» (стикер в виде сердца). Напишите на нем: что лично вы сделаете, проявляя толерантность к людям с ограниченными возможностями.
Учитель проходить с шаром в форме Сердца, ребята прикрепляют свои сердечки и говорят, как они проявят доброту и толерантность.
— Вот мы и сложили большое сердце доброты из частичек ваших сердец.