СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Здоровый образ жизни"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Здоровый образ жизни"»

ТОГАПОУ «Промышленно – технологический колледж»













Методическая разработка

классного часа

«Здоровый образ жизни»




разработала и провела:

куратор группы 1 ТТД Поддубская О.Б.
















Пояснительная записка

Здоровый образ жизни человека – говоря эту фразу, мы редко задумываемся о том, что же действительно скрывается за этими словами.

Методическая разработка классного часа «Здоровый образ жизни» позволяет студентам вспомнить правила здорового образа жизни, дает информацию о вреде алкоголя, курения, наркотиков на организм человека и системы органов, развивает навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. Мероприятие направлено на профилактику вредных привычек у подростков (алкоголизм, курение, наркомания) и пропаганду здорового образа жизни, так как в подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников, а потребность в одобрении товарищей чаще всего и толкает подростка на эксперименты с алкоголем, курением, наркотиками. Данный классный час способствует воспитанию здорового образа жизни, бережного и вдумчивого отношения к своему здоровью.























Тема классного часа: «Здоровый образ жизни»

Цель: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни; дополнить представления студентов о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, алкоголю, наркомании; воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к проблеме здоровья, желание задуматься над тем, что здоровье – самое ценное достояние человека.

  2. Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.

  3. Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Ход классного часа

I. Вступительное слово.

Тема нашего классного часа «Здоровый образ жизни». Издавна люди при встрече желали друг другу здоровья: «Здравствуйте», «Доброго здоровья!», спрашивали «Как ваше драгоценное здоровье?» И это не случайно. Ведь еще в Древней Руси говорили: «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не купишь», «Дал Бог здоровье, а счастье - найдем». Действительно, здоровье необходимо каждому человеку. Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье - это величайшая ценность, но почему-то современная молодежь в числе главных ценностей называет деньги, карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит на 7-8 место.

II. Интерактивная беседа «Что такое здоровье?»

Мы знаем, как сохранить деньги, как сберечь вещи. А знаете ли вы о том, как хранить здоровье? (Студенты делятся своими соображениями) Сегодня мы и будем говорить о том, что такое здоровье и что нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье, потому что это величайшая ценность человека.

Слово «здоровье» как и слова «любовь», «красота», «радость» принадлежат к таким понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

1. Как вы понимаете это слово, какой смысл вы вкладываете в понятие «Здоровье»? (Студенты отвечают, что здоровье - это когда ничего не болит, когда ты хорошо себя чувствуешь и т. п.)

2. Что значит быть здоровым? (Всегда хорошее настроение, ничего не болит, быть здоровым – это значит жить без болезней.)

Действительно, долгие годы здоровье понималось как отсутствие болезней и физических недостатков. Но в наше время установилась другая точка зрения. Согласно этой точке зрения, здоровье бывает физическое, душевное и социальное.

Физическое здоровье - это состояние правильной работы всего организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

Душевное здоровье проявляется в том, что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо отдыхать, получать новые впечатления, общаться с друзьями.

Социальное здоровье проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими. Они уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей, умеют выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

Здоровым можно назвать только такого человека, который обладает всеми тремя видами здоровья.

III. Определение общего состояния здоровья с помощью теста.

Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.

Тест «Твое здоровье»

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться дома.

5. Я почти не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Результаты:

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно изменить свои привычки, иначе…

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.

IV. Правила здорового образа жизни.

Здоровье - это великая ценность, но многие начинают это понимать, когда заболеют. Ученые утверждают, что организм человека рассчитан на 150-200 лет жизни. А у нас сейчас люди живут в 2-3 раза меньше. Как вы думаете, почему? Что мешает людям жить долго? (Возможные ответы студентов:   Экология, Вредные привычки, Питание, Стрессы, Тяжелая работа, Отсутствие движения, Маленькие зарплаты и т. п.)

Да, безусловно, все, что вы назвали, влияет на здоровье человека, но медики утверждают, что самое главное для здоровья - это умение человека работать над собой, над своим здоровьем. Все ученые сходятся в одном: чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни.

А вот из чего складывается здоровый образ жизни? Давайте попробуем определить. Я загадаю вам загадки. Каждая загадка - это один из факторов здоровья. Итак, 7 факторов здоровья:

1. Равномерное чередование труда и отдыха в течение дня. (Режим дня.)

2. Порядок приема пищи, ее характер и количество. (Правильное питание.)

3. Состояние человека, когда головной мозг отдыхает.  (Сон)

4.Активные действия, в которых участвуют разные группы мышц. (Движение, спорт.)

5.Мероприятия, направленные на поддержание чистоты, здоровья. (Гигиена.) 

6. Постоянная тренировка своей физической выносливости, устойчивости к холоду, к заболеваниям. (Закаливание.) 

7. Состояние человека способного выразить свои внутренние чувства. (Эмоции)

Итак, что же у нас получилось. Из чего складывается здоровый образ жизни, который дарит человеку здоровье и долголетие?

1. Режим дня;

2. Правильное питание;

3. Сон;

4.Активная деятельность и активный отдых;

5.Гигиена;

6. Закаливание;

7. Эмоции и здоровье;

Я предлагаю добавить в этот список еще один пункт – 8. Отсутствие вредных привычек. Вы согласны со мной?

Участники высказывают свои мнения.

Действительно, человек может выполнять все пункты здорового образа жизни, но одна его вредная привычка, например, курение или алкоголизм, сведет на нет все его усилия. Вывод: вредные привычки несовместимы со здоровым образом жизни.

V. Работа лаборатории «Секреты здоровья» (студенты были предварительно разделены на группы и занимались поиском информации на тему «От чего зависит здоровье человека»).

А сейчас у нас представляет свою работу лаборатория «Секреты здоровья».

1. Мы с вами отметили, что для здорового образа жизни очень важен режим дня. Все уже достаточно знают о пользе режима дня, так что доказывать эту пользу необходимости, пожалуй, нет. Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно правильно построить режим дня студента. Отдел «Утро вечера мудренее» представит информацию о пользе и необходимости правильного режима сна подростков.

Сообщение студента: Человек, который соблюдает режим дня, гораздо больше успевает, меньше устает. Но при составлении режима дня нужно учитывать и особенности своей психики. Как известно, люди делятся на «жаворонков», «сов» и «голубей». «Жаворонки» с утра очень активны, деятельны, а к вечеру устают, хотят отдохнуть. Любят рано ложиться и рано вставать. А «совы», наоборот, сутра вялые, а ближе к вечеру становятся активными, деятельными. Любят  поздно ложиться и поздно просыпаться. «Жаворонки» предпочитают  для работы и других занятий утренние часы, а «совы» - вечерние. «Голуби» приспосабливаются к обоим ритмам. Если  это учесть, ваша работа будет более продуктивной.

2. Утверждение «Правильное питание—основа здорового образа» нам прокомментирует отдел «Вкусные вредности».

Сообщение студента: Исследования показали, что если правильно питаться, то снижается заболеваемость, улучшается психологическое состояние, поднимается настроение,  а самое главное — повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности. Врачи-диетологи всего мира выявили пятерку самых вредных продуктов для человека, это:

1. Сладкие газированные напитки. Созданы вовсе не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане его не менее пяти чайных ложек. 

2. Картофельные чипсы. В сущности, это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.

3. Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивает высочайшую калорийность и желание есть их снова и снова.

4. Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.

5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.

3. Компонентом здорового образа жизни относится еще и двигательная активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья.

«Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь», – так считал римский поэт Гораций. О пользе движения нам расскажет представитель отдела «Создай движение».

Сообщение студента: Всем известно: «В здоровом теле – здоровый дух!». Очень полезно делать зарядку по утрам, а также заниматься спортом. Это укрепляет мышцы человека, держит в тонусе, бодрит человека. Человек, который дружит с физкультурой, меньше болеет. 30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуляетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол. Просто это должно быть каждый день. С физкультурой нужно дружить. Зарядка должна стать для вас ежедневной привычкой. Немного статистики: сидячий образ жизни – это одна из ведущих десяти причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье. Вывод прост – больше двигайся!  

4. Для здорового образа также важно жить без вредных привычек. Что относится к вредным привычкам? - Курение, алкоголь, наркотики. Они приводят к серьёзным, смертельно опасным болезням. Отдел «Медики» занималась поиском информации о влиянии вредных привычек на здоровье человека.

Сообщение студента: Табакокурение часто относят к вредным привычкам, а ведь это одна из опасных болезней, вызываемая химической зависимостью. Если человек 12-17 летнего возраста курит, то у него появляются головные боли, головокружение, спазмы в животе, затруднения при дыхании, перепады кровяного давления. Табак оказывает пагубное действие на здоровье. Каждая сигарета сокращает жизнь на 5-6 мин., то есть половина курящих теряет 20 -25 лет жизни.

Наркотики - война без взрывов. Наркоман - социальный труп. Он ко всему равнодушен. Его ничего не интересует. Его смыслом жизни становится приобретение и употребление наркотиков. Чтобы не казаться слабым среди подростков, они стремятся приобщить к своему увлечению других. Больной наркоманией совершает много преступлений: кражи, взломы, нападения и даже убийства. Потребление наркотических средств можно сравнить с приемом яда: страдают практически все системы и органы организма человека, развиваются разные психические заболевания.

Алкоголь - шаг в пропасть, это добровольное сумасшествие. Алкоголь не снимает нервное напряжение, а ведет к накоплению патологии и поражению психики. Те, кто пьют с «горя», от отчаяния, от обиды, могли убедиться в том, что спиртное не только не помогает избавиться от тяжелых проблем, но и создает новые проблемы. Употребление спиртных напитков в больших количествах может серьезно повредить печень, желудок, сердце, мозг и нервную систему.

5. Развитие компьютерных технологий и Интернета поспособствовали тому, что в настоящее время существует еще одна зависимость – игровая или игромания. Игромания – не «плохое поведение», которое можно исправить нотациями или материальной поддержкой, это патологическое пристрастие человека к азартным или компьютерным играм. Игромания формируется постепенно и незаметно для человека. И как болезнь она официально получила статус психического заболевания согласно Международной классификации болезней, она хорошо изучена, существуют действующие методики реабилитации. Немного статистики:

  • Менее 5% игроманов начинают выздоровление по собственной инициативе, остальных спасают обеспокоенные родственники;

  • Наиболее вероятное будущее для игромана при отсутствии профессиональной помощи – суицид!

  • За последние 15 лет количество игроманов в нашей стране увеличилось на 25%, несмотря на массовый запрет игровых автоматов в этот период;

  • 36% россиян признают себя зависимыми от интернета;

  • Менее 10% игроманов смогут добиться выздоровления и вернуться к полноценной жизни.

Конечно, в процессе учебы приходится пользоваться компьютером, что бы найти ту или иную информацию, да и с целью самообразования компьютер с выходом в Интернет – порой хороший помощник. Чтобы сохранить здоровье, есть некоторые правила работы за компьютером/ноутбуком: делайте перерывы каждые 30–45 минут работы, выйдите из-за стола и сделайте несложную разминку, поднимите руки вверх, потянитесь, сделайте наклоны корпусом, шеей, повращайте плечами, сделайте разминку для рук и пальцев. Очень важно соблюдать дистанцию между глазами и экраном. Она должна составлять не меньше 55 сантиметров. Должно быть удобным рабочее место, кресло должно иметь спинку, подлокотники и мягкое сидение. Старайтесь следить за своей осанкой. Спина должна быть прямой. Сохранить здоровье даже при длительной работе за компьютером вполне реально. Нужно соблюдать некоторые несложные рекомендации.

VI. Игра «Да, нет, не знаю».

1) Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья?  (Да.)

2) Верно ли, что жвачка сохраняет зубы?  (Нет.)

3) Верно ли, что шоколадные батончики входят в пятерку самых вредных продуктов питания?  (Да.)

4) Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10 000 человек? (Да.)

5) Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да.)

6) Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да.)

7) Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет.)

8) Отказаться от курения легко? (Нет.)

9) Правда ли, что большинство людей не курит? (Да.)

10) Правда ли, что «совы» любят работать по утрам? (Нет.)

11) Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да.)

12) Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)

13) Правда ли, что надо ежедневно выпивать два стакана молока? (Да.)

14) Правда ли, что сладкие напитки входят в пятерку самых вредных продуктов питания? (Да.)

15) Правда ли, что минута смеха равна 45 минутам пассивного отдыха? (Да.)

16) Согласны ли вы, что стресс полезен для здоровья? (Нет.)

17) Согласны ли вы, что картофельные чипсы полезны для здоровья? (Нет.)

18) Верно ли, что сосиски полезны для здоровья? (Нет.)

19) Верно ли, что можно стать наркоманом от одного укола? (Да.)

20) Верно ли, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов? (Да.)

VII. Рефлексия. Заключительное слово.

1. Каждый из студентов предлагает свой вариант продолжения предложений:

Чтобы сохранить своё здоровье и здоровье своей семьи, я буду (не буду) ...

2. Что интересного вы узнали сегодня? Что обязательно возьмете на вооружение? (Возможные ответы обучающихся:

- Узнал о вредных продуктах, больше не буду их покупать так часто.

- Узнал о «совах» и «жаворонках», по-моему, я «сова».

- Узнал о том, что человек может жить более 100 лет.

- Буду стараться вести здоровый образ жизни)

3. Сегодня мы говорили о том, что здоровье – это самая большая ценность для человека. На наше здоровье влияет множество факторов: и климат, и политика, и экономика и много чего еще. Что-то мы не в силах изменить. Но очень много зависит и от нас. Чтобы быть здоровым, жить долго и счастливо, нужно вести здоровый образ жизни. И это под силу каждому человеку. Помните, ваше здоровье - в ваших руках!