СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка лекционного занятия по МДК 01.01 КТО и РТЭА тема "Выполнение монтажных работ по электрооборудованию транспортного средства"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка лекционного занятия по МДК 01.01 КТО и РТЭА тема "Выполнение монтажных работ по электрооборудованию транспортного средства"»

28


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ГОРЛОВКА

ОТДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_____________________Е.М. Стрельченко


«____» ________________2014 года



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия на тему: «Выполнение монтажных работ по электрооборудованию транспортного средства»

по МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики

специальность: 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики

(на автомобильном транспорте)





















Горловка, 2024

Методическая разработка открытого занятия по МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики на тему: «Выполнение монтажных работ по электрооборудованию транспортного средства»



Подготовил Буряченко И.В., преподаватель отделения среднего профессионального образования «Автотранспортный колледж» Автомобильно-дорожного института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донецкий национальный технический университет» в г. Горловка, специалист первой категории



Методическая разработка содержит материалы для проведения лекции на тему «Выполнение монтажных работ по электрооборудованию транспортного средства» с использованием традиционных форм и методов обучения в сочетании с применением информационно-коммуникационных технологий.




Для преподавателей специальности: 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (на автомобильном транспорте)



Рецензенты:

Коваленко П.А., преподаватель, специалист высшей категории

Клубаков В.М. преподаватель ГБПОУ «Горловский колледж промышленных технологий», специалист высшей категории


Рассмотрено и одобрено на заседании

цикловой комиссии «Устройство, ремонт и техническая

эксплуатация транспортных средств»

№ __ от «___» _________ 2024

Председатель цикловой комиссии ________________ И. Буряченко










СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2


1. ПЛАН ЗАНЯТИЯ

3


2. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

5


3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

6


4. СОДЕРЖАНИЕ И ХОД ЗАНЯТИЯ

9


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

18













































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Уровень насыщения легковыми автомобилями различных районов нашей страны определяется целым рядом факторов, среди которых следует отметить такие, как климатические условия, развитие общественного вида транспорта, особенности планировочных решений улично-дорожной сети городов, обеспеченность гаражами и стоянками и т. д.

В настоящее время машиностроительное производство не заканчивается изготовлением продукции. Повысилась ответственность предприятий за выпускаемые изделия, так как организация контроля ТО и ремонта электрооборудования автомобилей в процессе эксплуатации позволяет получить необходимый разносторонний материал для их дальнейшего совершенствования. В течение всего срока службы легковых автомобилей требуется бесперебойное обеспечение их запасными частями, ТО, ремонтными услугами по системам электрооборудования и т. д.

Эксплуатация технически неисправного автомобиля нерентабельна (резко возрастает возможность отказа электрооборудования, увеличиваются эксплуатационные расходы), вредна (усиливается загрязнение окружающей среды) и опасна для владельца и других членов общества (особенно, если эти неисправности связаны с системами электрооборудования автомобиля). Несвоевременное, нерегулярное и некачественное проведение профилактических работ (ТО, диагностирование электрооборудование) вызывают повышенный износ деталей, агрегатов и преждевременный выход их из строя.

Высокие темпы роста парка автомобилей, принадлежащих гражданам, усложнение их конструкции в области электрооборудования, привлечение все большего числа лиц, некомпетентных в вопросах «обслуживания и ремонта электрооборудования» принадлежащих им транспортных средств, интенсификация движения на дорогах и другие факторы обусловили создание по существу новой отрасли промышленности — сервисное техническое обслуживание электрооборудования автомобиля. Эта отрасль выходит в известной мере за рамки традиционных представлений о сфере обслуживания автомобиля в силу специфических особенностей, связанных с эксплуатацией электрооборудования автомобиля, и вместе с тем по характеру оказываемых услуг близка к ней.











1.ПЛАН ЗАНЯТИЯ


МДК

МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики

Группа

3ТЭМ

Специальность

23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики

(на автомобильном транспорте)

Количество студентов

21

Дата

22.03.2024

Преподаватель

Буряченко Игорь Валентинович

Тема программы

Выполнение монтажных работ по электрооборудованию транспортного средства

Тема занятия

Выполнение монтажных работ по электрооборудованию транспортного средства

Тип занятия

представления и усвоения нового учебного материала

Вид занятия

информационная лекция

Организационные формы работы

фронтальная

Методы работы

словесные (рассказ, устный фронтальный опрос), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации), практические (выполнение заданий)

Формируемые компетенции

ОК 1-9; ПК 1.1

Методическая цель

совершенствование методики организации и проведения лекции с использованием традиционных форм и методов обучения в сочетании с элементами информационно-коммуникационных технологий; создание условий для формирования знаний, умений, навыков будущего компетентного специалиста среднего звена в автотранспортной сфере

Образовательная цель

формирование у студентов практических навыков выполнения монтажных работ по электрооборудованию транспортных средств

Воспитательная цель

воспитание у студентов стремления к успешной профессиональной деятельности

Развивающая цель

развитие аналитического и логического мышления студентов

Задачи занятия

-обеспечить формирование системы знаний и умений студентов по МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики;

-содействовать формированию профессионального кругозора;

- содействовать формированию сознательного отношения к процессу обучения, активизации мышления студентов

Мотивация учебной деятельности

Знания и умения, формируемые на занятии, необходимы для дальнейшего изучения МДК профессиональной направленности и найдут практическое применение при трудоустройстве по специальности

Оснащение занятия (методическое, материально-техническое обеспечение)

методическая разработка открытого занятия, презентационные учебные материалы, карты занятия, аудиовизуальный комплекс

Межпредметные связи

ОП. 03Электротехника и электроника ОП.11Электрические машины и основы электропривода

ОП.12 Основы электроники и микроэлектроники

Литература

Акимов С.В., Чижков Ю.П. «Электрооборудование автомобилей» - За рулем, 2007 -335 с.

Место проведения занятия

учебный кабинет 1108

Время проведения

90 минут

















2. Структура занятия


Этапы занятия

Содержание занятия

Время, минут

I

Организационная часть занятия

1

II

Сообщение темы и целей занятия, критериев оценивания знаний и умений студентов на занятии

2

III

Актуализация опорных знаний студентов

8

IV

Начальная мотивация учебной деятельности

1

V

Изучение нового материала, в том числе:

55

Теоретический блок «Монтажные работы по приборам системы электроснабжения»

10

Закрепление материала

3

Теоретический блок «Монтажные работы по приборам системы зажигания»

20

Закрепление материала

3

Теоретический блок «Монтажные работы по приборам системы пуска ДВС»

10

Закрепление материала

3

Теоретический блок «Монтажные работы по приборам системы освещения и световой сигнализации»

15

Закрепление материала

3

VI

Обобщение и систематизация изученного материала

5

VII

Итоговая часть занятия

4

VIII

Сообщение домашнего задания

2



















3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Организа-ционные формы работы

Методы работы

1

2

3

4

5

6

1

Организационная часть занятия

приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность студентов к проведению занятия

сообщают о готовности к занятию

Фронтальная

Словесные (беседа)

2

Сообщение темы и целей занятия, критериев оценивания знаний и умений студентов на занятии

Включает демонстрацию компьютерной презентации на экране, сообщает тему и цели занятия

Слушают

Фронтальная

Словесные (рассказ), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации)

3

Актуализация опорных знаний студентов

Устный индивидуальный опрос по пройденному материалу

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Словесные (устный фронтальный опрос)

4

Начальная мотивация учебной деятельности

Сообщает информацию, подготавливающую студентов к восприятию новой темы

Слушают

Фронтальная

Словесные (рассказ)

5

Изучение нового материала


Рассказывает новый материал согласно плану.

Использует блочный метод закрепления материала.

Слушают. Записывают основные понятия и определения. Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Словесные (устный фронтальный опрос), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации), практические (заполнение карты занятия)

5.1

Теоретический блок «Монтажные работы по приборам системы электроснабжения»

Рассказывает новый материал с использованием презентации

Слушают. Записывают в основные понятия и определения

Фронтальная

Словесные (рассказ), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации)

5.2

Закрепление материала

Задает вопросы студентам с использованием презентации

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Словесные (устный фронтальный опрос), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации), практические (заполнение таблицы)

5.3

Теоретический блок «Монтажные работы по приборам системы зажигания»

Рассказывает новый материал с использованием презентации

Слушают. Записывают основные понятия и определения.

Фронтальная

Словесные (рассказ, беседа), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации)

5.4

Закрепление материала

Задает вопросы студентам с использованием презентации

Отвечают на вопросы по заданиям.

Фронтальная

Словесные (устный фронтальный опрос), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации)

5.5

Теоретический блок «Монтажные работы по приборам системы пуска ДВС»

Рассказывает новый материал с использованием презентации

Слушают. Записывают основные понятия и определения.

Фронтальная

Индивидуальная

Словесные (рассказ, беседа), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации)

5.6

Закрепление материала

Задает вопросы студентам с использованием презентации

Отвечают на вопросы по заданиям.

Фронтальная

Словесные (устный фронтальный опрос), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации)

5.7

Теоретический блок «Монтажные работы по приборам системы освещения и световой сигнализации»

Рассказывает новый материал с использованием презентации

Слушают. Записывают основные понятия и определения.

Фронтальная

Словесные (рассказ, беседа), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации)

5.8

Закрепление материала

Задает вопросы студентам с использованием презентации

Отвечают на вопросы по заданиям.

Фронтальная

Словесные (устный фронтальный опрос), наглядные (метод иллюстрации и демонстрации)

5.9

Просмотр видеоматериала по теме лекции

Включает демонстрацию видеоматериала, сообщает о его содержании

Смотрят. Слушают.

Фронтальная

Метод иллюстрации и демонстрации

6

Обобщение и систематизация изученного материала

Задаёт вопросы по пройденному материалу

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Словесные (устный фронтальный опрос)

7

Итоговая часть занятия

Комментирует работу студентов на занятии

Слушают.

Фронтальная

Словесные (рассказ)

8

Сообщение домашнего задания

Сообщает домашнее задание

Слушают, записывают домашнее задание.

Фронтальная

Словесные (рассказ)

























4. СОДЕРЖАНИЕ И ХОД ЗАНЯТИЯ


1. Организационная часть занятия (1 мин.)

1.1. Приветствие обучающихся: (слайд 1)

Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые студенты. Я рад вас видеть на открытом лекционном занятии по МДК 01.01 Конструкция, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики (раздел 3 Электрооборудование транспортных средств).

1.2. Отметка отсутствующих студентов.

1.3. Ознакомление обучающихся со структурой занятия.


2. Сообщение темы и целей занятия, критериев оценивания знаний и умений студентов на занятии (2 мин).

2.1. Вступительное слово преподавателя:

Преподаватель: На предыдущих занятиях мы изучили технологию ремонта машин постоянного тока.

2.2. Сообщение темы и цели занятия:

Преподаватель (слайд 2): Сегодня мы рассмотрим технологию выполнения монтажных работ по электрооборудованию транспортного средства.

Цель данного занятия состоит в формировании у вас практических навыков выполнения монтажных работ по электрооборудованию транспортного средства.

2.3. Ознакомление обучающихся со структурой занятия:

Преподаватель: Сегодня на занятии мы проведем устный фронтальный опрос, изучим и закрепим новый теоретический материал. С учетом различных видов работы на занятии в конце занятия вы получите оценки.

2.4. Критерии оценивая работы обучающихся на занятии:

Оценка «отлично» выставляется, если вы активно работаете в течение всего занятия, даете полные ответы на вопросы, умеете самостоятельно и аргументировано излагать материал, анализировать и делать выводы.

Оценка «хорошо» выставляется, если вы активно работаете в течение занятия, в ответах допущены незначительные неточности, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если вы в целом овладели сущностью вопросов по данной теме, но на занятии ведете себя пассивно, даете неполные ответы на вопросы, допускаете грубые ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда вы не можете ответить на вопрос, отсутствует понимание основной сути вопросов и не делаете выводы.

2.5. Ожидаемый результат проведения занятия:

Преподаватель: В результате обучения на занятии вы должны будете получить практические навыки выполнения монтажных работ по электрооборудованию транспортного средства.

3. Актуализация опорных знаний студентов (8 мин).

Преподаватель: Перед тем, как перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих занятиях. С этой целью я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

  1. Как осуществляется изоляция пазов магнитопровода.

  2. Какие требования к укладке обмоток.

  3. Технология ремонта коллектора электродвигателей.

  4. Как производят пайку концов обмотки к коллектору.

  5. Как осуществляется пропитка и сушка обмоток.


4. Начальная мотивация учебной деятельности (1 мин)

Преподаватель: необходимость получения практических навыков выполнения монтажных работ по электрооборудованию транспортного средства для дальнейшего практического применения в процессе формирования специалиста среднего звена (техника – электромеханика) новой формации, конкурентоспособного, владеющего современными передовыми технологиями в области систем управления автомобиля.


5. Изучение нового материала (55 мин)

В конспектах лекций запишите сегодняшнюю дату 22.03.2024 Тема и план занятия (слайд 4) указаны на слайде презентации.

Тема занятия: Выполнение монтажных работ по электрооборудованию транспортного средства.

План занятия:

1. Монтажные работы по приборам системы электроснабжения.

2. Монтажные работы по приборам системы зажигания.

3. Монтажные работы по приборам системы пуска ДВС.

4. Монтажные работы по приборам системы освещения и световой сигнализации.


5.1. Теоретический блок «Монтажные работы по приборам системы электроснабжения» (10 мин) (слайд 5).

На надежность работы автомобилей оказывает влияние состояние электрооборудования, действие аккумуляторной батареи и зарядной системы, правильность регулировки световых и сигнальных устройств.

Безотказная работа приборов электрооборудования достигается всесторонней их диагностикой и комплексом регулировочных и профилактических воздействий при техническом обслуживании автомобиля.

От исправного состояния аккумуляторной батареи, генератора, реле-регулятора системы зажигания, стартера контрольно-измерительных приборов и приборов освещения и сигнализации зависит работоспособность всей системы электрооборудования.

Аккумуляторная батарея. При нормальной эксплуатации автомобиля аккумуляторная батарея заряжается автоматически. Если аккумуляторная батарея постепенно разряжается или чрезмерно заряжается и электролит начинает «кипеть», необходимо проверить работу генератора и реле-регулятора,

Не следует допускать большой разрядный ток (при пуске холодного двигателя зимой), так как это приводит к короблению пластин аккумуляторов, выпадению их активной массы и к сокращению срока службы аккумуляторных батарей. Стартер необходимо включать на короткое время — не более 5—10 с, с интервалом не менее 20—30 с,

Долговечность и надежность работы аккумуляторной батареи в значительной мере зависит от общего технического состояния автомобиля, от легкого пуска его двигателя с минимальной продолжительностью включения стартера. Минимальный срок службы аккумуляторных батарей при соблюдении правил ухода за ними и исправности электрооборудования автомобиля составляет 24 месяца, или 60 тыс. км пробега.

Зарядку аккумуляторных батарей выполняют следующим образом.

Для приготовления электролита применяют термостойкую посуду (керамическую, эбонитовую, освинцованную или стеклянную), в которую наливают дистиллированную воду, а затем тонкой струйкой кислоту при непрерывном помешивании. Обратный порядок приготовления электролита не допускается, Для приготовления электролита соответствующей плотности следует руководствоваться следующим:

В процессе приготовления температура электролита повышается, поэтому плотность его окончательно замеряют после остывания. Температура электролита, заливаемого в аккумуляторную батарею, должна быть в диапазоне 15—30 °С.

Заливать электролит следует небольшой струей до тех пор, пока уровень электролита не достигнет торца тубуса заливной горловины.

Не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч после заливки электролита необходимо произвести контроль плотности и уровня электролита. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,04 г/см3 по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батареи можно устанавливать на автомобиль, Если же плотность электролита понизится более 0,04 г/см3, то батарею следует зарядить. Заряд батарей осуществляют током, равным 0,1 номинальной емкости батареи, до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех банках батареи, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными. Если конечная плотность отличается от плотности, указанной в технических характеристиках, ее следует откорректировать, доливая дистиллированную воду или электролит плотностью 1,40 г/см3. После корректировки плотности продолжить заряд в течение 30 мин. Затем отсоединить аккумуляторную батарею от зарядного устройства, подождав еще 30 мин, выровнять уровень электролита. После этого аккумуляторную батарею можно устанавливать на автомобиль.

К основным неисправностям аккумуляторной батареи относятся: снижение уровня электролита в результате испарения; саморазряд, причиной которого могут быть поверхностное загрязнение батареи; короткое замыкание пластин при выпадении из пластин на дно банок большого количества массы (шлама); сульфатация, которая заключается в покрытии поверхности активного слоя пластин крупными кристаллами сернокислого свинца в результате понижения уровня электролита, длительного хранения аккумуляторной батареи без заряда, высокой плотности электролита, эксплуатации сильно разряженной батареи и чрезмерного пользования стартером. Кроме того, в процессе эксплуатации возникают трещины стенок банок, происходит снижение уровня электролита и его плотности.

Указанные неисправности приводят к уменьшению электрической емкости аккумуляторной батареи, повышению внутреннего сопротивления и уменьшению напряжения при разряде. Механические повреждения могут привести к полной потере работоспособности аккумуляторной батареи.

Низкая плотность электролита приводит к потере работоспособности батареи, а при низких температурах - к замерзанию электролита и разрушению батареи. Короткое замыкание в аккумуляторе вызывает саморазряд и понижение напряжения при заряде и разряде, а неплотности контакта на зажимах - чрезмерный их нагрев, уменьшение напряжения разряда и повышение его при заряде.

При диагностировании аккумуляторных батарей проверяют отсутствие трещин в баке и следов расплескивания электролита, чистоту поверхности аккумуляторной батареи, крепление ее в гнезде, прочность контактов наконечников проводов с клеммами аккумуляторной батареи, чистоту вентиляционных отверстий, состояние штырей и зажимов, уровень электролита в каждом аккумуляторе, соответствие плотности электролита норме и работоспособность аккумуляторной батареи.

При пониженном уровне электролита в аккумуляторы батареи доливают дистиллированную воду, так как испаряется она быстрее, чем кислота. В аккумуляторных батареях, имеющих на крышках вентиляционные штуцера, необходимый уровень электролита устанавливается автоматически при доливе.

Наиболее простым прибором для контроля каждого аккумулятора батареи служит нагрузочная вилка. Ток при включении нагрузочной вилки соответствует средней силе тока при включении стартера. Если аккумулятор исправен и заряжен, то напряжение по вольтметру через с остается неизменным в пределах 1,7—1,8 В. При снижении за это же время напряжения аккумулятора до 1,4—1,5 В батарея требует заряда или ремонта. Если аккумуляторная батарея имеет защитное покрытие кислотоупорной мастикой всех соединительных пластин внутренних аккумуляторов, то их работоспособность проверяют по падению напряжения при пуске двигателя стартером, которое для исправного состояния должно быть не ниже 10,2 В.

Плотность электролита проверяют также денсиметром (рис. 1). Разность плотности электролита в отдельных аккумуляторах батареи не должна быть более 0,1- Понижение плотности электролита на 0,01 против установленного значения приближенно соответствует разряженности батареи на 6%. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и на 50% летом, необходимо подзарядить.

Генератор и реле-регулятор. Отказами и неисправностями генератора являются: обрыв или короткое замыкание в обмотке статора генератора или в обмотке возбуждения, нарушение контакта щеток с кольцами и искрение щеток, износ подшипников генератора, поломка или ослабление пружины щеткодержателей, пробой диодов в выпрямителе, ослабление натяжения (чрезмерное натяжение) приводного ремня.

Неисправности генератора обнаруживаются по показаниям амперметра или сигнальной лампы. Амперметр при неисправном генераторе будет показывать разряд, а сигнальная лампа будет гореть при работающем двигателе. Нарушение контакта щеток с кольцами возникает от загрязнения, обгорания или их износа, выкрашивания или износа щеток, а также ослабления или поломки нажимных пружин щеток. Загрязненные кольца следует протереть чистой тряпкой, обгоревшие кольца прочистить стеклянной бумагой, изношенную щетку заменить новой и притереть ее по кольцу.

Диагностирование генераторов сводится к проверке ограничивающего напряжения и работоспособности генератора. Для выполнения этой операции необходимо включить вольтметр параллельно потребителям тока. Ограничивающее напряжение проверяют при включенных потребителях тока (подфарниках и габаритных фонарях) и повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Оно должно быть в диапазоне 13,5—14,2 В. Работоспособность генератора оценивают по напряжению при включении всех потребителей на частоте вращения, соответствующей полной отдаче генератора, которое должно быть не ниже 12 В. Однако подобная методика проверки не может выявить характерные, хотя и редко встречающиеся неисправности генератора, такие, как обрыв или замыкание обмоток статора на массу, обрыв или пробой диодов выпрямителя, ввиду значительных резервов работоспособности генератора.

Эти неисправности легко выявляются по характерному виду осциллограмм, связанному в первую очередь с увеличением диапазона колебания напряжения. При исправной работе генератора диапазон колебаний напряжения в сети не превышает 1 —1,2 В, который обусловливается периодическим включением в цепь нагрузки первичной обмотки катушки зажигания. Это легко читается по осциллограмме осциллографа мотор-тестера (Элкон S-300, Элкон S-100A, К-461, К-488). При одном пробитом (закороченном) диоде в результате его выпрямляющих свойств диапазон колебания напряжения возрастает до 2,5—3 В при общем снижении частоты его колебаний. Средний уровень напряжения, показываемый вольтметром, при этом не меняется, однако выбросы напряжения приводят к снижению долговечности аккумуляторной батареи и других элементов электрооборудования.

Таким образом, одновременное применение осциллографа и вольтметра позволяет быстро и объективно проводить диагностирование генераторов и реле-регуляторов переменного тока. Повышение напряжения генератора более расчетного на 10—12 % снижает срок службы аккумуляторной батареи в 2—3 раза.

Неисправный генератор заменяют или ремонтируют в условиях электротехнического участка, ограничивающее напряжение реле-регулятора регулируют натяжением пружины якорька, а при отсутствии таковой возможности реле-регулятор также заменяют. Бесконтактно-транзисторные реле-регуляторы регулируют только в условиях электротехнического участка.


5.2. Закрепление изученного материала (3 мин):

Преподаватель: для осмысления и закрепления изученного материала предлагаю вам ответить на следующие вопросы.

1. Перечень работ по АКБ.

2. Перечень работ по генераторам переменного тока.

3. Перечень работ по регуляторам напряжения.


5.3. Теоретический блок «Монтажные работы по приборам системы зажигания» (20 мин)

Система зажигания. На автомобилях применяют батарейную (классическую), контактно-транзисторную или бесконтактно-транзисторную системы зажигания. По статистике на систему зажигания приходится более 40 % всех отказов по двигателю с его системами. Неисправности системы зажигания в 80 % случаев являются причиной повышения расхода топлива (на 6—8 %), снижения мощности двигателя.

Основными неисправностями батарейной и других систем зажигания являются:

- разрушение изоляций проводов низкого и высокого напряжения и замыкание их на массу;

- нарушение контакта в местах их соединений;

- обгорание или окисление контактов прерывателя;

- изменение зазора между контактами;

- ослабление пружин подвижного контакта;

- повышение люфта валика прерывателя-распределителя;

- пробой конденсатора;

- изменение зазора между электродами свечей;

- покрытие маслом центрального и бокового электродов свечей зажигания и образование нагара;

- междувитковые замыкания, особенно в первичной обмотке катушки зажигания, приводящие к перегоранию обмотки;

- неправильная начальная установка момента опережения зажигания и неисправность центробежного и вакуумного регуляторов.

Диагностирование системы зажигания наиболее эффективно при использовании осциллографов с электронно-лучевой трубкой.

Анализируя характер осциллограмм и сравнивая их с эталонами для различных цилиндров, можно определить разницу между ними, а по порядку работы цилиндров двигателя легко найти «адрес» неисправности.

Для контактно-транзисторной системы зажигания получается осциллограмма, по которой измеряется угол разомкнутого состояния контактов и разброс искрообразования по цилиндрам. Осциллограммы вторичной цепи в этом случае отличаются только большим размахом колебаний.

Угол опережения зажигания проверяют на работающем двигателе при помощи стробоскопа, включаемого параллельно в цепь высокого напряжения первого цилиндра двигателя. Принцип его действия заключается в том, что если в строго определенные моменты времени (момент подачи напряжения на свечу первого цилиндра) относительно угла поворота вращающейся детали освещать ее коротким импульсом света (примерно 1:5000 с), то из-за физиологической инерции человеческого зрения деталь будет казаться неподвижной. Прибор выполнен в виде пистолета и позволяет определить правильность установки начального угла опережения зажигания, работоспособность центробежного и вакуумного автоматов опережения зажигания и контролировать вращение деталей двигателя. Питание прибора осуществляется от сети проверяемого автомобиля. Подсоединяют прибор к автомобилю в трех точках: к аккумуляторной батарее двумя зажимами шнура 11 и в цепь свечи первого цилиндра двигателя при помощи переходника 13.

После установки начального угла опережения зажигания проверяют работу центробежного автомата, для чего плавно увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя, в этом случае метка на шкиве будет плавно смещаться.

Работоспособность вакуумного автомата опережения зажигания определяют при частоте вращения коленчатого вала, равной 2000-2500 об/мин. Для этого резко подключают трубку вакуумного автомата, и если при этом метка на шкиве резко отклонится из-за появившегося разрежения, то вакуумный автомат исправен. По результатам проверки регулируют или заменяют прерыватель,

Катушка зажигания имеет следующие основные неисправности: ослабление разряда или полное прекращение разряда из-за короткого замыкания в обмотках низкого напряжения в результате повреждения изоляции, что приводит к нагреву и пробою изоляции обмотки высокого напряжения.

Перегорание дополнительного резистора (вариатора) приводит к размыканию цепи тока низкого напряжения, при этом система зажигания полностью выключается. Работоспособность катушки зажигания проверяют по пробойному напряжению на осциллограмме электронного осциллографа, сравнивая его с эталонным. Если напряжение, показываемое на осциллограмме, более 20 кВ (при снятом со свечи проводе), катушка исправна.

Для проверки катушки зажигания используют и другие методы (или приборы), позволяющие сравнивать длину исправного промежутка с промежутком эталонной катушки.


5.4. Закрепление изученного материала (3 мин):

Преподаватель: для осмысления и закрепления изученного материала предлагаю вам ответить на следующие вопросы.

1. Перечень работ по катушкам (модулям) зажигания.

2. Перечень работ по свечам зажигания.

3. Перечень работ по коммутаторам.

4. Перечень работ по датчикам расределеителям.


5.5. Теоретический блок «Монтажные работы по приборам системы пуска ДВС». (10 мин)

Стартер. При эксплуатации в стартере возникают главным образом механические неисправности привода, связанные с изгибом вала якоря, износом торцов зубьев шестерен, пробуксовкой муфты свободного хода, поломкой рычага привода или ослаблением возвратной пружины рычагов привода, износом подшипников и др. По указанным причинам коленчатый вал двигателя не проворачивается или проворачивается со стуком и шумом. Эти неисправности устраняют, заменяя привод.

Реже встречаются неисправности электрических цепей стартера в результате окисления силовых контактов и контактов реле, обрыва обмоток, замасливания коллектора, износа щеток. Это приводит к ухудшению работы стартера, что вызывает необходимость его снятия и переборки. Снятый стартер проверяют на стенде на развиваемый крутящий момент, потребляемый ток и на частоту вращения якоря. Непосредственно на автомобиле стартер проверяют на потребляемый ток в режиме полного торможения, который возрастает при замыкании стартера на «массу» и падает при окислении (повышении сопротивления) контактов, щеток и коллекторов.

Контрольно-измерительные приборы. Эти приборы проверяют на их общую работоспособность и правильность показаний. Если прибор не работает или дает явно неправильные показания, его проверяют на обрыв электрической цепи самого прибора, связанного с ним датчика и соединительных проводов. Отказавшие в работе приборы и датчики, как правило, заменяют. На правильность показаний приборы проверяют и регулируют только при их снятии с автомобиля вместе с датчиками, однако потребность в выполнении этих операций в эксплуатации встречается крайне редко.


5.6. Закрепление изученного материала (3 мин):

Преподаватель: для осмысления и закрепления изученного материала предлагаю вам ответить на следующие вопросы.

1. Перечень работ по стартерам.

2. Перечень работ по приборам коммутации.


5.7. Теоретический блок «Монтажные работы по приборам системы освещения и световой сигнализации». (15 мин)

Приборы освещения и сигнализации. Неисправности приборов освещения и сигнализации связаны чаще всего с перегоранием нитей лампочек, отказом в работе переключателей, стоп-сигнала, фонарей заднего хода, замыканием в цепи и окислением контактов.

Наиболее серьезной неисправностью является нарушение регулировки положения фар на автомобилях и их сила света, от чего зависит безопасность движения. Положение фары считается отрегулированное, если ее луч направлен вдоль оси дороги и частично вдоль обочины и обеспечивает их освещение на расстоянии 30 м при ближнем свете и 100 м при дальнем.

Фары регулируют на отдельном посту или на линии ТО при помощи специальных оптических приборов или настенного (переносного) экрана. Оптические приборы могут применяться в условиях хорошей освещенности помещений, требуют малой площади и обладают большой точностью.

При проверке при помощи передвижного оптического прибора его корпус, перемещающийся в вертикальном направлении по штанге, при помощи опорного штыря устанавливают на тележке таким образом, чтобы оптически оси фары и прибора совпали. При этом луч ближнего (дальнего) света через линзу и зеркало попадает на матовый экран. Передвижную разметку экрана устанавливают при помощи шкалы в зависимости от модели проверяемого автомобиля (высоты установки фар). При включении ближнего света будет освещаться нижняя половина экрана (ломаная линия экрана и световое пятно должны совпадать), при включении дальнего света — верхняя часть экрана. При несовпадении светового пятна на экране с разметкой фары регулируют. При помощи фотоэлемента, вводимого в световое пятно дальнего света, определяют силу светового потока, излучаемого фарой, и сравнивают ее с нормативной. При меньшем световом потоке элемент заменяют.


5.8. Закрепление изученного материала (3 мин):

Преподаватель: для осмысления и закрепления изученного материала предлагаю вам ответить на следующие вопросы.

1. Перечень работ по приборам освещения.

2. Перечень работ по приборам сигнализации.


5.9 Просмотр видеоматериала.


6. Обобщение и систематизация изученного материала (5 мин)

Преподаватель: для обобщения, всего изученного на занятии предлагаю вам ответить на следующие вопросы (слайд 20):




7. Итоговая часть занятия (4 мин)

Преподаватель: вы сегодня продуктивно поработали и заслуженно получили оценки. Я думаю, что мы достигли поставленной цели.


8. Сообщение домашнего задания (2 мин)

Домашнее задание: выучить конспект занятия.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Набоких В. А. Электрооборудование автомобилей и тракторов: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. А. Набоких. - 6-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2017.- 400 с.

  2. Акимов С.В., Чижков Ю.П. «Электрооборудование автомобилей» - За рулем, 2007 -335 с.

  3. Резник А.М. «Электрооборудование автомобилей» – М: Транспорт. 1990. – 256с.

  4. Ютт В.Э. "Электрооборудование автомобилей" – М: Транспорт. 1995 – 304 с.

  5. Акимов С.В., Боровских Ю.И., Чижиков Ю.П. Электрооборудование автомобилей.- М. Машиностроение, 1988 -273 с.

  6. Тимофеев Ю.Л., Тимофеев Г.Л. Лабораторный практикум по электрооборудованию автомобилей- М. Транспорт, 1988 – 256 с.

  7. НИИАТ Техническая эксплуатация электрооборудования автомобилей в автотранспортных предприятиях.- М. Транспорт, 1976-148 с.