ГБПОУ «ПОЖАРНО- СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено на заседании ЦПК
Протокол № ____от________________
Председатель_____________________
(Ф.И.О)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность Сестринское дело
Дисциплина «Акушерство и гинекология»
Тема: Основные факторы риска болезней в период беременности
Преподаватель: Гадиева Р.А.
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Выписка из рабочей программы………………………………………………………3
Методический лист…………………………………………………………………….4
Примерная хронокарта занятия……………………………………………………….5
Исходный материал……………………………………………………………………6
Задания для предварительного контроля знаний по предыдущей теме…………..13
Задания для закрепления и систематизации новых знаний……………………….13
Критерии оценки знаний студентов…………………………………………………14
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов………………….15
Список использованных источников………………………………………………...15
Выписка из рабочей программы
дисциплины «Акушерство и гинекология»
по специальности Сестринское дело
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 3. | Здоровые мужчина и женщина зрелого возраста | 102 | |
Тема 3.18. Основные факторы риска болезней в период беременности | Содержание учебного материала | Теоретическое занятие |
| - шкала оценки факторов риска перинатальной патологии; -понятие о критических периодах во время беременности; -классификация основных факторов риска развития болезней (профессиональные, инфекционные, экологические, вредные привычки, дефицит питания, соматические заболевания, осложнения беременности, прием лекарственных препаратов, стрессовые ситуации); | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы | - | |
Практическое занятие | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - работа с текстом учебника (№ 1 с. 333-334) -работа с конспектом лекции (обработка текста); - решение профессиональных задач; -работа с медицинской документацией (форма № 111 у, обменная карта беременной, бланки направлений на исследование) (понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса) | 1 | |
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ
Тип занятия – комбинированное занятие.
Вид занятия - текущая лекция, с демонстрацией наглядных пособий, с использованием
информационных технологий.
Продолжительность – 90 мин.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Учебные цели:
- формировать профессиональные компетенции ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп
-формировать знания о содержании понятия «факторы риска болезней» (основные факторы риска болезней в период беременности).
2. Развивающие цели:
- способствовать развитию у студентов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый интерес к ней;
- способствовать развитию у студентов ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
3. Воспитательные цели:
- способствовать развитию у студентов готовности брать на себя нравственные
обязательства по отношению к природе, обществу и человеку (ОК11).
Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Место проведения занятия – аудитория колледжа № 306.
Мотивация
Проблема действия повреждающих факторов на потомство имеет не только большое медицинское, но и огромное социальное значение. Ученые различных областей знаний не без основания считают, что среди токсических веществ, неблагоприятно воздействующих на физическое и психическое развитие потомства, алкоголю, никотину, наркотическим веществам, токсинам возбудителей половых инфекций принадлежит ведущая роль. Эта проблема затрагивает не просто здоровье человека, но и в целом национальную безопасность в моральном, физическом и этическом аспекте.
Сохранение репродуктивного здоровья подростков чрезвычайно важно. От их репродуктивного потенциала зависит здоровье нации в целом, улучшение демографической ситуации. Под репродуктивным потенциалом принято понимать возможность человека при вступлении в детородный возраст воспроизвести здоровое потомство. Подростковый возраст характеризуется уникальными физиологическими изменениями организма, когда интенсивно протекают процессы роста и развития и что особенно важно происходит психологическое, нравственное и социальное становление личности.
При формировании знаний об основных закономерностях и правилах оценки физического развития плода создаются условия для освоения ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп, развития у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, формирования устойчивого интереса к ней (ОК1), развития у студентов способности принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3), развития у обучаемых готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку (ОК11).
ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
п/№ | Наименование этапа | Время | Цель этапа | Деятельность | Оснащение |
преподавателя | студентов |
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- | -7- |
-
| Организационный этап | 1 | Организация начала занятия, формирование способности организовывать собственную деятельность | Отмечает отсутствующих студентов в журнале | Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места. | Журнал, тетради для конспектов |
-
| Контроль знаний по предыдущей теме 3.17. Особенности сохранения и укрепления здоровья во время беременности (диспансеризация беременных) | 5-6 | Оценка уровня сформированности знаний по теме 3.17. Особенности сохранения и укрепления здоровья во время беременности (диспансеризация беременных) | Инструктирует и проводит контроль | Дают устный ответ на контрольные вопросы | Приложение 1 |
-
| Мотивационный этап и целеполагание | 1-2 | Развитие интереса к будущей профессии, понимания сущности и социальной значимости (ОК 1), установка приоритетов при изучении темы | Объясняет студентам важность изучения данной темы, озвучивает цели занятия | Слушают, задают вопросы, записывают название темы | Методичес-кая разработка, презентация, телевизор, компьютер |
-
| Изложение исходной информации | 72-75 | -формирование знаний об основных факторах риска болезней в период беременности; - способствование развитию у студентов готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку (ОК11); -способствование развитию у студентов способности принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3); -формирование ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. | Излагает новый материал, демонстрирует слайды | Слушают, изучают слайды, муляжи, конспектируют | Методичес-кая разработка, презентация, телевизор, компьютер | | Слушают, задают вопросы, записывают новую тему | Методическая разработка теоретического занятия, мультимедийная презентация и т.д. |
-
| Выполнение заданий для закрепления знаний Предварительный контроль новых знаний | 4-5 | Закрепление, систематизация, обобщение знаний | Контролирует усвоение ключевых моментов | Отвечают на контрольные вопросы по наиболее проблемным моментам | Приложение 2 |
-
| Подведение итогов занятия | 2-3 | Оценивает работу группы в целом. Объявляет оценки, мотивирует студентов, выделяет наиболее подготовленных | Слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы | Развитие эмоциональной устойчивости, дисциплинированности | Журнал |
-
| Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов | 1 | Формирование и закрепление знаний | Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения, критериях оценивания | Записывают задание | Приложение 3 |
ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ
План
1.Шкала оценки факторов риска перинатальной патологии
2.Понятие о критических периодах во время беременности
3.Классификация основных факторов риска развития болезней во время беременности
Шкала оценки факторов риска перинатальной патологии
В настоящее время внедрение целенаправленных мер антенатального наблюдения в ряде развивающихся стран убедительно показало их эффективность в снижении перинатальной заболеваемости и смертности, улучшении перинатальных исходов. Объем диагностических и профилактических мероприятий во время физиологически протекающей беременности осуществляется в соответствии с приказом МЗ РФ от 1 ноября 2012 г. N 572н Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «Акушерство и гинекология (за исключением вспомогательных репродуктивных технологий») амбулаторный этап оказания помощи в период беременности осуществляется врачами-акушерами-гинекологами. Только в случае их отсутствия при физиологически протекающей беременности данный вид помощи могут оказывать врачи общей практики (семейные врачи), медицинские работники фельдшерско-акушерских пунктов. При этом в случае возникновения осложнений беременности должна быть обеспечена консультация врача акушера-гинеколога и врача-специалиста по профилю заболевания. Соблюдение требований нормативного документа позволяет контролировать отклонения в развитии плода, своевременно вносить коррекцию.
АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (1 скрининг — при первой явке беременной)
Факторы риска | Оценка в баллах |
Социалъно-биологические |
Возраст матери: до20лет 30—34 35—39 40 лет и более | 2 2 3 4 |
Возраст отца 40 лет и более | 2 |
Профессиональные вредности: у матери у отца | З З |
Вредные привычки: у матери: курение 1 пачки сигарет в день злоупотребление алкоголем у отца: злоупотребление алкоголем | 1 2 2 |
Эмоциональные нагрузки | 1 |
Рост и весовые показатели матери: рост 158 см и менее масса тела на 25% выше нормы | 2 2 |
Сумма баллов | |
Факторы риска | Оценка в баллах |
Акушерско-гинекологический анамнез |
Раннее начало половой жизни (до 18 лет) | 2 |
Паритет: 4—7 8 и более | 1 2 |
Аборты перед первыми предстоящими родами: 1 2 З и более | 2 3 4 |
Аборты перед повторными родами или после последних родов: З и более | 2 |
Внутриматочные вмешательства | 2 |
Преждевременные роды: 1 2 и более | 2 3 |
Мертворождение, привычное невынашивание, неразвивающаяся беременность: 1 2 и более | 3 4 |
Смерть в неонатальном периоде: 1 2 и более | 2 7 |
Аномалии развития у детей | 3 |
Неврологические нарушения | 2 |
Масса доношенных детей до 2500 и 4000 г и более | 2 |
Бесплодие: 2—4 года 5 лет и более | 2 4 |
Рубец на матке после операции | 3 |
Опухоли матки и/или яичников | 3 |
Истмико - цервикальная недостаточность, доброкачественные заболевания, деформация, перенесенная деструкция шейки матки | 2 |
Пороки развития матки | 3 |
Хронические воспалительные процессы и придатков, осложнения после абортов и родов, ВМК | 3 |
Сумма баллов | |
Факторы риска | Оценка в баллах |
Экстрагенитальные заболевания матери |
Сердечно-сосудистые: пороки сердца без нарушения кровообращения пороки сердца с нарушением кровообращения хроническая артериальная гипертензия варикозная болезнь гипотензивный синдром | 3 10 8 2 2 |
Заболевания почек | 3 |
Эндокринопатии: заболевания надпочечников, НОЭС диабет диабет у родных заболевания щитовидной железы | 7 10 1 7 |
Анемия: НЬ 90—100—110 г/л | 4—2—1 |
Коагулопатии | 2 |
Миопия и другие заболевания глаз | 2 |
Хронические специфические инфекции (туберкулез, бруцеллез, токсоплазмоз др.) | 3 |
Сумма баллов | |
Сумма баллов по анамнестическим факторам | |
ФАКТОРЫ БЕРЕМЕННОСТИ (2 скрининг — в 28-32 недели; З скрининг — в конце беременности)
Осложнения беременности |
Выраженный ранний токсикоз | 2 |
Рецидивирующая угроза прерывания | 2 |
Отеки беременных Гестоз (легкой, среднее, тяжелой степени) Преэклампсия Эклампсия | 2 3 – 5 – 10 11 12 |
Обострение заболевания почек при беременности | 4 |
Острые инфекции при беременности, в том числе ОРВИ | 2 |
Резус- или АВО-сенсибилизация | 3 - 5 |
Многоводие | 4 |
Маловодие | 3 |
Тазовое предлежание плода, крупный плод, узкий таз | 3 |
Многоплодие | 3 |
Перенашивание беременности | 5 |
Неправильное положение плода (поперечное, косое) | 3 |
Сумма баллов | |
Оценка состояния плода |
Гипотрофия плода | 10 |
Гипоксия плода, ХПН | 4 |
Сумма баллов по факторам беременности | |
Общая сумма пренатальных факторов (сумма баллов анамнестических факторов и факторов беременности) | |
ИНТРАНАТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ (4 скрининг — в родах)
Интранатальные осложнения |
Мекониальная окраска амниотических вод | 8 |
Дородовое излитие вод | 4 |
Патологический прелиминарный период | 4 |
Аномалии родовой деятельности | 4 |
Хориоамнионит | 4 |
Сумма баллов | |
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ (сумма баллов анамнестических факторов, факторов беременности и интранальный пересчет) | |
Определение степени риска:
- низкая степень риска — до 10 баллов;
- средняя степень риска — 10-14 баллов;
- высокая степень риска —15 баллов и более.
Понятие о критических периодах во время беременности
Основные критические периоды внутриутробного развития
Первый критический период приходится на окончание первой и всю вторую неделю гестации. Яйцеклетка, морула и бластоциста не обладают защитными реакциями. Вероятно, эта особенность биологически целесообразна, так как путем массивной «отбраковки» зародышей сохраняется способность вида к выживанию. Повреждающие факторы приводят к врожденным уродствам, различным заболеваниям плода, чаще к внутриутробной гибели плода.
Второй критический период возникает на 3—6 нед. гестации и совпадает с критической фазой плацентации, когда происходит становление плацентарного ложа в результате сложного взаимодействия развивающихся ворсин и последовательного вскрытия спиральных артерий.
Третий критический период — последний месяц беременности, во время которого прекращается прирост массы плаценты и быстро увеличивается масса плода.
Классификация основных факторов риска развития болезней во время беременности
Профилактика патологии плода предполагает исключение из жизни молодой пары тех факторов, которые могут спровоцировать развитие внутриутробных отклонений. К самым распространённым причинам таких заболеваний относятся следующие:
-отягощенная наследственность - если человек знает о наличии у него в роду генетических отклонений, ещё перед зачатием необходимо пройти ряд обследований и анализов;
-неблагоприятные условия окружающей среды - контакт родителей на химическом заводе, в лаборатории с токсическими веществами, проживание рядом с крупными промышленными предприятиями или радиационной зоне может привести к необратимым последствиям;
-неправильный образ жизни - уродства плода и новорожденного очень часто обусловлены курением, алкоголизмом, наркоманией;
-наличие заболеваний матери и отца до и во время беременности - вирусные и бактериальные заболевания могут обернуться для малыша самыми опасными нарушениями:
• грипп до 12 недель заканчивается либо выкидышем, либо ребёнок будет совершенно здоровым, после 12 недель может привести к гидроцефалии и патологии плаценты;
• краснуха чревата глухотой, слепотой, глаукомой и поражением костной системы плода;
• токсоплазмоз, передающийся при контакте с кошками, провоцирует развитие микроцефалии, водянки мозга, поражение глаз и ЦНС;
• гепатит В: опасен внутриутробным заражение плода этим вирусом, в результате 40% детей получается вылечить, но 40% погибают в возрасте до 2 лет;
- инфекции, передающихся половым путем (венерические заболевания) - не менее опасны для внутриутробного развития плода:
• герпес может передаться ребёнку и стать причиной таких заболеваний, как микроцефалия, гипотрофия, слепота;
• у заражённого сифилисом плода наблюдаются специфическая сыпь, поражение костной системы, печени, почек, ЦНС;
• гонорея приводит к заболеваниям глаз - конъюнктивиту, генерализованной инфекции – заражению крови (сепсису), заражению околоплодных вод - амниониту или хориоамниониту.
Чтобы избежать таких опасных последствий для жизни и здоровья ещё не рождённого малыша, родители должны сделать всё возможное, чтобы устранить выше перечисленные причины. Уйти с вредной работы, переехать подальше от промзоны, бросить курить и пить, полноценно питаться, избегать болезней и пролечивать их при первых же симптомах.
Беззащитный ребенок не имеет выбора и права голоса. Он становится невольным заложником ситуации, которую создали самые близкие люди на свете. Люди, которые когда-либо в жизни собираются стать родителями, должны понимать, что от состояния их здоровья зависит жизнь будущих детей.
Таким образом, углубление знаний об антенатальной охране плода с использованием информационно-коммуникационных технологий профессиональной деятельности позволит студентам глубже понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый интерес к ней (ОК 1.), будет способствовать развитию у студентов готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку (ОК11), будет способствовать развитию у студентов готовности вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13).
Знания об основных закономерностях развития и жизнедеятельности организма в антенатальном периоде позволит далее формировать профессиональные компетенции ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
Приложение 1
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
по предыдущей теме 3.17.
Особенности сохранения и укрепления здоровья во время беременности (диспансеризация беременных)
Вводный инструктаж студентам - прослушать предложение, закончить его.
1. Дать определение понятия скрининг….(скрининг (от англ. screening — отбор, сортировка) — стратегия в организации здравоохранения, направленная на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц в популяции).
2. С какой целью проводятся скрининги у беременных женщин…(цель скрининга возможно раннее выявление заболеваний, что позволяет обеспечить раннее начало лечения в расчёте на облегчение состояния пациентов и снижение смертности).
3. Ультразвуковое сканирование здоровых беременных в РФ проводится бесплатно, в порядке очереди …….. (при сроках беременности 11 - 14 недель, 18 - 21 неделя и 30 - 34 недели).
4. Цитологическая классификация по Папаниколау……….(1-й класс — нормальная цитологическая картина; 2-й класс — изменение морфологии клеток, обусловленное воспалительным процессом во влагалище и (или) шейке матки;
3-й класс — единичные клетки с аномалией ядер и цитоплазмы (подозрение на злокачественное новообразование); 4-й класс — отдельные клетки с явными признаками озлокачествления; 5-й класс — большое число типично раковых клеток. Диагноз злокачественного новообразования не вызывает сомнений).
Приложение 2
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Вводный инструктаж студентам - прослушать вопрос, дать ответ.
1. Перечислить основные группы факторов, пагубно влияющих на плод.
Ответ - Основными группами вредных факторов считают:
профессиональные вредности, инфекции, вредные экологические факторы, кислородная недостаточность, вредные привычки матери и отца, недостаточное питание, соматические заболевания, осложнения беременности, самостоятельный прием лекарственных препаратов, стрессовые ситуации.
2.Шкала оценки факторов риска перинатальной патологии предполагает изучение следующих данных….
Ответ – оценке подвергаются следующие направления деятельности пациентки: социалъно-биологические условия жизни, акушерско-гинекологический анамнез, экстрагенитальные заболевания беременной, осложнения беременности, оценка состояния плода, интранатальные осложнения.
3.Назвать критерии оценки факторов риска.
Ответ - при сумме баллов 10 и более - риск перинатальной патологии высокий, при сумме 5-9 баллов - средний, при сумме 4 балла и менее - низкий.
4. С какой целью специалисты женской консультации рассчитывают степень риска?
Ответ - в зависимости от степени риска акушер-гинеколог женской консультации составляет индивидуальный план диспансерного наблюдения с учетом специфики имеющейся или возможной патологии, включающий проведение специальных исследований с целью определения состояния плода: электрокардиографии, ультразвукового исследования, амниоскопии и др. При высоком риске перинатальной патологии необходимо решить вопрос о целесообразности сохранения беременности. Оценку степени риска проводят в начале беременности и в 35-36 нед. для решения вопроса о сроках госпитализации. Беременных с высоким риском перинатальной патологии необходимо госпитализировать на роды в специализированный стационар.
Критерии оценки результатов ответов студентов
Оценка «отлично» ставится, если студент:
• обстоятельно, с достаточной полнотой излагает соответствующий материал;
• дает правильные формулировки, точные определения и понятий терминов, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры (не только из учебников, но и подобранные самостоятельно), полно и правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие цель выяснить степень понимания студентом данного материала;
• уверенно и правильно проводит разбор ошибок, знает положительные и отрицательные стороны выполнения практических работ;
• свободно владеет речью, медицинской терминологией.
Оценка «хорошо» ставится, если студент:
• дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и оценка «отлично», но допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:
• знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке правил;
• допускает частые ошибки;
• излагает материал недостаточно связанно и последовательно.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:
• обнаруживает незнание общей части соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие них смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми остановками и перерывами.
Приложение3
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Цель домашнего задания |
Вид домашнего задания |
Источник информации |
-закрепление и систематизация знаний | -работа с конспектом теоретического занятия; -чтение учебника; -дополнение содержания конспекта уточняющей информацией из учебника; | Крюкова, Д.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник [Текст] / Д.А. Крюкова Л.А.Лысак, О.В.Фурса. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 467с. (333-334). |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Крюкова, Д.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник [Текст] / Д.А. Крюкова, Л.А.Лысак, О.В.Фурса. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 474 с.
2. Радзинский, В.Е. Акушерство: Учебник [Текст] / В.Е.Радзинский. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –904 с.
3. Влияние алкоголя на беременность и плод- http://www.scienceforum.ru/2015/1345/7874
4. Тератогенное воздействие токсинов на плод: https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/beremennost_i_rody/tabachnyy_i_alkogolnyy_sindromy_ploda/?utm_source=copypaste&utm_medium=referral&utm_campaign=copypaste