СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: "Основные факторы риска болезней в период беременности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине "Сестринское дело в акушерстве и гинекологии" на тему: "Основные факторы римка болезней в период беременности"

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Основные факторы риска болезней в период беременности"»


ГБПОУ «ПОЖАРНО- СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрено на заседании ЦПК


Протокол № ____от________________

Председатель_____________________

(Ф.И.О)










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


Специальность Сестринское дело

Дисциплина «Акушерство и гинекология»

Тема: Основные факторы риска болезней в период беременности

Преподаватель: Гадиева Р.А.






















2018

СОДЕРЖАНИЕ

Выписка из рабочей программы………………………………………………………3

Методический лист…………………………………………………………………….4

Примерная хронокарта занятия……………………………………………………….5

Исходный материал……………………………………………………………………6

Задания для предварительного контроля знаний по предыдущей теме…………..13

Задания для закрепления и систематизации новых знаний……………………….13

Критерии оценки знаний студентов…………………………………………………14

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов………………….15

Список использованных источников………………………………………………...15
































































Выписка из рабочей программы

дисциплины «Акушерство и гинекология»

по специальности Сестринское дело



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 3.

Здоровые мужчина и женщина зрелого возраста

102


Тема 3.18. Основные факторы риска болезней в период беременности


Содержание учебного материала

Теоретическое занятие








- шкала оценки факторов риска перинатальной патологии;

-понятие о критических периодах во время беременности;

-классификация основных факторов риска развития болезней (профессиональные, инфекционные, экологические, вредные привычки, дефицит питания, соматические заболевания, осложнения беременности, прием лекарственных препаратов, стрессовые ситуации);

2

1,2

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

- работа с текстом учебника (№ 1 с. 333-334)

-работа с конспектом лекции (обработка текста);

- решение профессиональных задач;

-работа с медицинской документацией (форма № 111 у, обменная карта беременной, бланки направлений на исследование) (понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса)

1



















МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ


Тип занятия – комбинированное занятие.

Вид занятия - текущая лекция, с демонстрацией наглядных пособий, с использованием

информационных технологий.

Продолжительность – 90 мин.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  1. Учебные цели:

- формировать профессиональные компетенции ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп

-формировать знания о содержании понятия «факторы риска болезней» (основные факторы риска болезней в период беременности).

2. Развивающие цели:

- способствовать развитию у студентов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый интерес к ней;

- способствовать развитию у студентов ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

3. Воспитательные цели:

- способствовать развитию у студентов готовности брать на себя нравственные

обязательства по отношению к природе, обществу и человеку (ОК11).

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Место проведения занятия – аудитория колледжа № 306.


Мотивация

Проблема действия повреждающих факторов на потомство имеет не только большое медицинское, но и огромное социальное значение. Ученые различных областей знаний не без основания считают, что среди токсических веществ, неблагоприятно воздействующих на физическое и психическое развитие потомства, алкоголю, никотину, наркотическим веществам, токсинам возбудителей половых инфекций принадлежит ведущая роль. Эта проблема затрагивает не просто здоровье человека, но и в целом национальную безопасность в моральном, физическом и этическом аспекте.

Сохранение репродуктивного здоровья подростков чрезвычайно важно. От их репродуктивного потенциала зависит здоровье нации в целом, улучшение демографической ситуации. Под репродуктивным потенциалом принято понимать возможность человека при вступлении в детородный возраст воспроизвести здоровое потомство. Подростковый возраст характеризуется уникальными физиологическими изменениями организма, когда интенсивно протекают процессы роста и развития и что особенно важно происходит психологическое, нравственное и социальное становление личности.

При формировании знаний об основных закономерностях и правилах оценки физического развития плода создаются условия для освоения ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп, развития у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, формирования устойчивого интереса к ней (ОК1), развития у студентов способности принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3), развития у обучаемых готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку (ОК11).

ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

Организационный этап

1

Организация начала занятия, формирование способности организовывать собственную деятельность

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради для конспектов


Контроль знаний по предыдущей теме 3.17.

Особенности сохранения и укрепления здоровья во время беременности (диспансеризация беременных)

5-6

Оценка уровня сформированности знаний по теме

3.17.

Особенности сохранения и укрепления здоровья во время беременности (диспансеризация беременных)


Инструктирует и проводит контроль

Дают устный ответ на контрольные вопросы

Приложение 1


Мотивационный этап и целеполагание

1-2

Развитие интереса к будущей профессии, понимания сущности и социальной значимости (ОК 1), установка приоритетов при изучении темы

Объясняет студентам важность изучения данной темы, озвучивает цели занятия

Слушают, задают вопросы, записывают название темы

Методичес-кая разработка, презентация, телевизор, компьютер

Изложение исходной информации

72-75

-формирование знаний об основных факторах риска болезней в период беременности;

- способствование развитию у студентов готовности брать на себя нравственные

обязательства по отношению к природе, обществу и человеку (ОК11);




-способствование развитию у студентов способности принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);

-формирование ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

Излагает новый материал, демонстрирует слайды

Слушают, изучают слайды, муляжи, конспектируют

Методичес-кая разработка, презентация, телевизор, компьютер


Слушают, задают вопросы, записывают новую тему

Методическая разработка теоретического занятия, мультимедийная презентация и т.д.

Выполнение заданий для закрепления знаний Предварительный контроль новых знаний

4-5

Закрепление, систематизация, обобщение знаний

Контролирует усвоение ключевых моментов

Отвечают на контрольные вопросы по наиболее проблемным моментам

Приложение 2

Подведение итогов занятия

2-3

Оценивает работу группы в целом. Объявляет оценки, мотивирует студентов, выделяет наиболее подготовленных

Слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы

Развитие эмоциональной устойчивости, дисциплинированности

Журнал



Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

1

Формирование и закрепление знаний

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения, критериях оценивания

Записывают задание

Приложение 3


ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

План

1.Шкала оценки факторов риска перинатальной патологии

2.Понятие о критических периодах во время беременности

3.Классификация основных факторов риска развития болезней во время беременности


  1. Шкала оценки факторов риска перинатальной патологии


В настоящее время внедрение целенаправленных мер антенатального наблюдения в ряде развивающихся стран убедительно показало их эффективность в снижении перинатальной заболеваемости и смертности, улучшении перинатальных исходов. Объем диагностических и профилактических мероприятий во время физиологически протекающей беременности осуществляется в соответствии с приказом МЗ РФ от 1 ноября 2012 г. N 572н Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «Акушерство и гинекология (за исключением вспомогательных репродуктивных технологий») амбулаторный этап оказания помощи в период беременности осуществляется врачами-акушерами-гинекологами. Только в случае их отсутствия при физиологически протекающей беременности данный вид помощи могут оказывать врачи общей практики (семейные врачи), медицинские работники фельдшерско-акушерских пунктов. При этом в случае возникновения осложнений беременности должна быть обеспечена консультация врача акушера-гинеколога и врача-специалиста по профилю заболевания. Соблюдение требований нормативного документа позволяет контролировать отклонения в развитии плода, своевременно вносить коррекцию.



АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (1 скрининг — при первой явке беременной)

Факторы риска


Оценка

в баллах

Социалъно-биологические

Возраст матери:

до20лет

30—34

35—39

40 лет и более


2

2

3

4

Возраст отца 40 лет и более

2

Профессиональные вредности:

у матери

у отца


З

З

Вредные привычки:

у матери:

курение 1 пачки сигарет в день

злоупотребление алкоголем

у отца:

злоупотребление алкоголем



1

2


2

Эмоциональные нагрузки

1

Рост и весовые показатели матери:

рост 158 см и менее

масса тела на 25% выше нормы


2

2

Сумма баллов


Факторы риска

Оценка

в баллах

Акушерско-гинекологический анамнез

Раннее начало

половой жизни (до 18 лет)


2

Паритет:

4—7

8 и более


1

2

Аборты перед первыми предстоящими родами:

1

2

З и более


2

3

4

Аборты перед повторными родами или после последних родов:

З и более


2

Внутриматочные вмешательства

2

Преждевременные роды:

1

2 и более


2

3

Мертворождение, привычное невынашивание, неразвивающаяся беременность:

1

2 и более



3

4

Смерть в неонатальном периоде:

1

2 и более


2

7

Аномалии развития у детей

3

Неврологические нарушения

2

Масса доношенных детей до 2500 и 4000 г и более


2

Бесплодие:

2—4 года

5 лет и более


2

4

Рубец на матке после операции

3

Опухоли матки и/или яичников

3

Истмико - цервикальная недостаточность, доброкачественные

заболевания, деформация, перенесенная деструкция шейки матки


2

Пороки развития матки

3

Хронические воспалительные процессы и придатков, осложнения после абортов и родов, ВМК

3

Сумма баллов


Факторы риска

Оценка

в баллах

Экстрагенитальные заболевания матери

Сердечно-сосудистые:

пороки сердца без нарушения кровообращения

пороки сердца с нарушением кровообращения

хроническая артериальная гипертензия

варикозная болезнь

гипотензивный синдром


3

10

8

2

2

Заболевания почек

3

Эндокринопатии:

заболевания надпочечников, НОЭС

диабет

диабет у родных

заболевания щитовидной железы


7

10

1

7

Анемия: НЬ 90—100—110 г/л

4—2—1

Коагулопатии

2

Миопия и другие заболевания глаз

2

Хронические специфические инфекции (туберкулез, бруцеллез, токсоплазмоз др.)

3

Сумма баллов


Сумма баллов по анамнестическим факторам




ФАКТОРЫ БЕРЕМЕННОСТИ (2 скрининг — в 28-32 недели; З скрининг — в конце беременности)


Осложнения беременности

Выраженный ранний токсикоз

2

Рецидивирующая угроза прерывания

2

Отеки беременных

Гестоз (легкой, среднее, тяжелой степени)

Преэклампсия

Эклампсия

2

3 – 5 – 10

11

12

Обострение заболевания почек при беременности

4

Острые инфекции при беременности, в том числе ОРВИ

2

Резус- или АВО-сенсибилизация

3 - 5

Многоводие

4

Маловодие

3

Тазовое предлежание плода, крупный плод, узкий таз

3

Многоплодие

3

Перенашивание беременности

5

Неправильное положение плода (поперечное, косое)

3

Сумма баллов





Оценка состояния плода

Гипотрофия плода

10

Гипоксия плода, ХПН

4

Сумма баллов по факторам беременности


Общая сумма пренатальных факторов (сумма баллов анамнестических факторов и факторов беременности)




ИНТРАНАТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ (4 скрининг — в родах)


Интранатальные осложнения

Мекониальная окраска амниотических вод

8

Дородовое излитие вод

4

Патологический прелиминарный период

4

Аномалии родовой деятельности

4

Хориоамнионит

4

Сумма баллов




ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ

(сумма баллов анамнестических факторов, факторов беременности и интранальный пересчет)



Определение степени риска:

- низкая степень риска — до 10 баллов;

- средняя степень риска — 10-14 баллов;

- высокая степень риска —15 баллов и более.


  1. Понятие о критических периодах во время беременности

Основные критические периоды внутриутробного развития

Первый критический период приходится на окончание первой и всю вторую неделю гестации. Яйцеклетка, морула и бластоциста не обладают защитными реакциями. Вероятно, эта особенность биологически целесообразна, так как путем массивной «отбраковки» зародышей сохраняется способность вида к выживанию. Повреждающие факторы приводят к врожденным уродствам, различным заболеваниям плода, чаще к внутриутробной гибели плода.

Второй критический период возникает на 3—6 нед. гестации и совпадает с критической фазой плацентации, когда происходит становление плацентарного ложа в результате сложного взаимодействия развивающихся ворсин и последовательного вскрытия спиральных артерий.

Третий критический период — последний месяц беременности, во время которого прекращается прирост массы плаценты и быстро увеличивается масса плода.


  1. Классификация основных факторов риска развития болезней во время беременности

Профилактика патологии плода предполагает исключение из жизни молодой пары тех факторов, которые могут спровоцировать развитие внутриутробных отклонений. К самым распространённым причинам таких заболеваний относятся следующие:

-отягощенная наследственность - если человек знает о наличии у него в роду генетических отклонений, ещё перед зачатием необходимо пройти ряд обследований и анализов;

-неблагоприятные условия окружающей среды - контакт родителей на химическом заводе, в лаборатории с токсическими веществами, проживание рядом с крупными промышленными предприятиями или радиационной зоне может привести к необратимым последствиям;

-неправильный образ жизни - уродства плода и новорожденного очень часто обусловлены курением, алкоголизмом, наркоманией;

-наличие заболеваний матери и отца до и во время беременности - вирусные и бактериальные заболевания могут обернуться для малыша самыми опасными нарушениями:

• грипп до 12 недель заканчивается либо выкидышем, либо ребёнок будет совершенно здоровым, после 12 недель может привести к гидроцефалии и патологии плаценты;

• краснуха чревата глухотой, слепотой, глаукомой и поражением костной системы плода;

• токсоплазмоз, передающийся при контакте с кошками, провоцирует развитие микроцефалии, водянки мозга, поражение глаз и ЦНС;

• гепатит В: опасен внутриутробным заражение плода этим вирусом, в результате 40% детей получается вылечить, но 40% погибают в возрасте до 2 лет;

- инфекции, передающихся половым путем (венерические заболевания) - не менее опасны для внутриутробного развития плода:

• герпес может передаться ребёнку и стать причиной таких заболеваний, как микроцефалия, гипотрофия, слепота;

• у заражённого сифилисом плода наблюдаются специфическая сыпь, поражение костной системы, печени, почек, ЦНС;

• гонорея приводит к заболеваниям глаз - конъюнктивиту, генерализованной инфекции – заражению крови (сепсису), заражению околоплодных вод - амниониту или хориоамниониту.

Чтобы избежать таких опасных последствий для жизни и здоровья ещё не рождённого малыша, родители должны сделать всё возможное, чтобы устранить выше перечисленные причины. Уйти с вредной работы, переехать подальше от промзоны, бросить курить и пить, полноценно питаться, избегать болезней и пролечивать их при первых же симптомах.

Беззащитный ребенок не имеет выбора и права голоса. Он становится невольным заложником ситуации, которую создали самые близкие люди на свете. Люди, которые когда-либо в жизни собираются стать родителями, должны понимать, что от состояния их здоровья зависит жизнь будущих детей.

Таким образом, углубление знаний об антенатальной охране плода с использованием информационно-коммуникационных технологий профессиональной деятельности позволит студентам глубже понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый интерес к ней (ОК 1.), будет способствовать развитию у студентов готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку (ОК11), будет способствовать развитию у студентов готовности вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13).

Знания об основных закономерностях развития и жизнедеятельности организма в антенатальном периоде позволит далее формировать профессиональные компетенции ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.


Приложение 1

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

по предыдущей теме 3.17.

Особенности сохранения и укрепления здоровья во время беременности (диспансеризация беременных)

Вводный инструктаж студентам - прослушать предложение, закончить его.

1. Дать определение понятия скрининг….(скрининг (от англ. screening — отбор, сортировка) — стратегия в организации здравоохранения, направленная на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц в популяции).

2. С какой целью проводятся скрининги у беременных женщин…(цель скрининга возможно раннее выявление заболеваний, что позволяет обеспечить раннее начало лечения в расчёте на облегчение состояния пациентов и снижение смертности).

3. Ультразвуковое сканирование здоровых беременных в РФ проводится бесплатно, в порядке очереди …….. (при сроках беременности 11 - 14 недель, 18 - 21 неделя и 30 - 34 недели).

4. Цитологическая классификация по Папаниколау……….(1-й класс — нормальная цитологическая картина; 2-й класс — изменение морфологии клеток, обусловленное воспалительным процессом во влагалище и (или) шейке матки;

3-й класс — единичные клетки с аномалией ядер и цитоплазмы (подозрение на злокачественное новообразование); 4-й класс — отдельные клетки с явными признаками озлокачествления; 5-й класс — большое число типично раковых клеток. Диагноз злокачественного новообразования не вызывает сомнений).

Приложение 2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Вводный инструктаж студентам - прослушать вопрос, дать ответ.

1. Перечислить основные группы факторов, пагубно влияющих на плод.

Ответ - Основными группами вредных факторов считают:

профессиональные вредности, инфекции, вредные экологические факторы, кислородная недостаточность, вредные привычки матери и отца, недостаточное питание, соматические заболевания, осложнения беременности, самостоятельный прием лекарственных препаратов, стрессовые ситуации.

2.Шкала оценки факторов риска перинатальной патологии предполагает изучение следующих данных….

Ответ – оценке подвергаются следующие направления деятельности пациентки: социалъно-биологические условия жизни, акушерско-гинекологический анамнез, экстрагенитальные заболевания беременной, осложнения беременности, оценка состояния плода, интранатальные осложнения.

3.Назвать критерии оценки факторов риска.

Ответ - при сумме баллов 10 и более - риск перинатальной патологии высокий, при сумме 5-9 баллов - средний, при сумме 4 балла и менее - низкий.

4. С какой целью специалисты женской консультации рассчитывают степень риска?

Ответ - в зависимости от степени риска акушер-гинеколог женской консультации составляет индивидуальный план диспансерного наблюдения с учетом специфики имеющейся или возможной патологии, включающий проведение специальных исследований с целью определения состояния плода: электрокардиографии, ультразвукового исследования, амниоскопии и др. При высоком риске перинатальной патологии необходимо решить вопрос о целесообразности сохранения беременности. Оценку степени риска проводят в начале беременности и в 35-36 нед. для решения вопроса о сроках госпитализации. Беременных с высоким риском перинатальной патологии необходимо госпитализировать на роды в специализированный стационар.

Критерии оценки результатов ответов студентов

Оценка «отлично» ставится, если студент:

• обстоятельно, с достаточной полнотой излагает соответствующий материал;

• дает правильные формулировки, точные определения и понятий терминов, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры (не только из учебников, но и подобранные самостоятельно), полно и правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие цель выяснить степень понимания студентом данного материала;

• уверенно и правильно проводит разбор ошибок, знает положительные и отрицательные стороны выполнения практических работ;

• свободно владеет речью, медицинской терминологией.

Оценка «хорошо» ставится, если студент:

• дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и оценка «отлично», но допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:

• знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке правил;

• допускает частые ошибки;

• излагает материал недостаточно связанно и последовательно.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:

• обнаруживает незнание общей части соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие них смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми остановками и перерывами.


Приложение3

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Цель домашнего задания



Вид домашнего задания



Источник информации

-закрепление и систематизация знаний

-работа с конспектом теоретического занятия;

-чтение учебника;

-дополнение содержания конспекта уточняющей информацией из учебника;

Крюкова, Д.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник [Текст] / Д.А. Крюкова Л.А.Лысак, О.В.Фурса. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 467с. (333-334).




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Крюкова, Д.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник [Текст] / Д.А. Крюкова, Л.А.Лысак, О.В.Фурса. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 474 с.

2. Радзинский, В.Е. Акушерство: Учебник [Текст] / В.Е.Радзинский. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –904 с.

3. Влияние алкоголя на беременность и плод- http://www.scienceforum.ru/2015/1345/7874

4. Тератогенное воздействие токсинов на плод: https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/beremennost_i_rody/tabachnyy_i_alkogolnyy_sindromy_ploda/?utm_source=copypaste&utm_medium=referral&utm_campaign=copypaste