СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка организации учебной деятельности в 8 классе по теме «Икона» (в рамках предмета Духовное Краеведение Подмосковья)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка организации учебной деятельности в 8 классе по теме «Икона» (в рамках предмета Духовное Краеведение Подмосковья)

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка организации учебной деятельности в 8 классе по теме «Икона» (в рамках предмета Духовное Краеведение Подмосковья)»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

(МГОУ)

Кафедра непрерывного образования





Итоговая работа по программе повышения квалификации:

«Формирование универсальных учебных действий школьников

в условиях реализации ФГОС ООО»


Методическая разработка организации учебной деятельности

в 8 классе

по теме «Икона»

(в рамках предмета Духовное Краеведение Подмосковья)





Работу выполнила –

слушатель группы №151

Егоров Игорь Анатольевич,

МБОУ СОШ №12 г. Балашиха



Руководитель курса ПК –

д.п.н., профессор Е.С.Антонова




















Москва 2018

Пояснительная записка



















Цель, задачи

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуре в России. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В связи с этим, введение курса «Основы православной культуры», знакомящего школьников с различными аспектами христианской жизни наших предков и современников, опирающихся на нрав­ственные ценности, духовные традиции и гуманизм, является вполне своевременным и актуальным.


Тема урока «Икона»


Тип урока Урок постороения понятия


Цель: формирование у учащихся представления о православной иконе, ее значении и назначении у православных христиан.

Задачи

Обучающая: познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины, выяснить значение иконы для христианина.

Развивающая: развивать у учащихся способность к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов; создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры, расширять кругозор учащихся.


Необходимое оборудование

  • компьютер;

  • мультимедийная установка;

  • доска, мел


Дидактическое обеспечение

  • презентация PowerPoint;

  • репродукции икон и картин;







Планируемые результаты урока
  • личностные

  • формировать интерес к иконе, мотивацию к изучению православной культуры, уважение к традициям своего народа;

  • ориентироваться на успешную деятельность.


  • предметные

  • приобщать к духовно-нравственным ценностям народа;

  • развивать чувство прекрасного в процессе знакомства с памятниками культуры;

  • усваивать нравственные нормы и правила поведения;

  • учиться выделять существенную информацию из различных источников

  • анализировать изображения, осознанно извлекать необходимую информацию;

  • воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;




  • метапредметые
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий; контролировать и оценивать учебные действия; усваивать правила работы с учебником, с карточками, в парах.

  • Познавательные: учиться извлекать существенную информацию из различных источников; находить в тексте конкретные факты, сведения; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

  • Коммуникативные: уметь слушать собеседника, выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.


Формы контроля и

диагностики достижения результатов обучения*





Фронтальный опрос, работа по карточкам, работа с изображениями презентации.




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся





Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, желает детям успешной работы.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, садятся на свои места.

Регулятивные УУД: соблюдение требований дисциплины, самодисциплины.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Проверяет домашнее задание по теме ПРОШЛОГО УРОКА


Просит распределить репродукции на 2 группы, дать название каждой из них (картины, иконы).

Спрашивает, что такое икона?

Обсуждает с учащимися тему урока.


Выполняют задания учителя.



Работают в группах, распределяя репродукции, определяют название каждой группы.

Работают с различными словарями, выводят определение.

Формулируют тему урока, записывают в тетради.


Фронтальное обсуждение. Работа в группах.

Частично-поисковая деятельность.

Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли.

Познавательные УУД:  извлечение информации из дополнительных источников, построение логической цепи суждений.


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Постановка вопроса: Что вы хотели бы узнать более подробно об иконе? Какие у вас появились вопросы?

После ответов на доске появляется таблица, которую надо заполнить по ходу урока

Вопросы

Ответы

1. Где можно встретить иконы?


2. Что такое икона?


3. Когда появились первые иконы?


4. Что такое обратная перспектива?


4. Что такое нимб? Каково его значение?


5. Что самое поразительное есть в иконах?


6. Зачем нужны иконы?


Помогает выявить проблему: чем же икона отличается от картины?

Подводит к точной теме урока.

Отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог; под руководством учителя определяют, что нужно узнать об иконе.

Коллективная форма работы.









Познавательные УУД: выбор наиболее эффективного способа решения задач

Регулятивные УУД: выделение и осознание противоречий, того, что было известно и что ещё нужно будет узнать.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог.


4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Направляет учащихся на постановку цели и задач урока, выявляет направления в работе.


Формулируют цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке.

Познавательные УУД: определение цели и задач урока, направлений деятельности.

Регулятивные УУД: прогнозирование результата

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.


5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учитель предлагает открыть новые знания.

Работа с электронной презентацией, анализ репродукций икон и картин.

Исследовательская работа на примере иконы Владимирской Богоматери и картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна».


Фиксация ответов (выявленные отличия) на вопросы на доске

.

Работа с иллюстративным материалом.

Коллективная и фронтальная формы.

Работа в тетрадях, запись ответов на вопросы.


Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений.

РегулятивныеУУД: волевая саморегуляция, планирование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли.



7. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Руководит составлением 2 кластеров «Икона» и «Картина». Помогает сделать вывод о их различии.

Организует работу с рубрикой «Вопросы и задания». Задаёт домашнее задание (рассказ о иконе на выбор).

Составляют кластер, делают вывод о различии иконы и картины.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли.

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, обобщение знаний.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция.

8. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Задает вопросы: Что узнали? Что смогли понять? Что понравилось? Предлагает детям закончить фразы, которые они видят на экране: (познакомился, было непросто, получилось, запомнилось, попробую…)


Отвечают на вопросы, самостоятельно заканчивают фразы, оценивают свою деятельность.

Познавательные УУД: составление целого высказывания с восполнением недостающих компонентов.

Регулятивные УУД: контроль с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении.



1