СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока "Развитие творческого мышления в интерпретации музыкального произведения. На примере I части Сонаты фа-мажор В.А.Моцарта"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока включает в себя презентацию и творческий проект ученика. 

Просмотр содержимого документа
«Метод. разработка открытого урока»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств имени М.П.Мусоргского

г. Фокино»








Методическая разработка

открытого урока

«Развитие творческого мышления в интерпретации музыкального произведения.

На примере I части Сонаты Fdur (К332) В.А.Моцарта»



Подготовила:

Преподаватель по классу

фортепиано Игнатова Т.В.







г.Фокино 2017 г.



АННОТАЦИЯ

  Работа над музыкальным произведением является творческим процессом, многообразие которого связано как с художественными особенностями произведения, так и с различными индивидуальными особенностями исполнителя. Какие же задачи при этом встают перед ним? И что способствует развитию творческих способностей исполнителя, стимулирует формирование его музыкального вкуса, профессионального мастерства?                                                                 

Развитие творческого мышления меня, как педагога, привлекает по многим аспектам. Творческое мышление тесно связано и с развитием интеллекта, и способностью много и продуктивно запоминать, а также способностью быстро находить множество решений поставленной задачи. Все перечисленные качества необходимы для любого человека.

Существует много методов, развивающих творческое мышление. В последнее время в образовании достаточно широко применяется метод проектов. Суть его заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта.

На примере Сонаты Fdur В.А.Моцарта учащийся знакомится с особенностями исполнения музыки композитора, с учетом своеобразия исторической эпохи, быта, социальной среды. В основе работы положено всестороннее изучение произведения, его формы, содержания и характера выразительных средств музыки. Все это тесно связано с понятием интерпретация.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей детских школ искусств по специальности фортепиано и подчинена цели сформировать основные представления об интерпретации произведений В.А.Моцарта. Материал, разработанного урока рассчитан для учащихся старших классов (7 – 8 класс; 13 – 14 лет).



Тема урока: «Развитие творческого мышления в интерпретации музыкального произведения. На примере I части Сонаты Fdur (К332) В.А.Моцарта»

Вид урока: комбинированный

Форма урока: тематический урок с элементами исследования

Цель: развитие творческого мышления, самостоятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить формирование исполнительских умений и навыков; самостоятельное изучение ученицей биографии композитора; закрепление основных понятий в области сонатной формы.

Развивающие:

  • развитие исполнительских навыков; развитие навыков самоконтроля; развитие эмоционального отношения к исполнению музыкальных произведений; расширение кругозора учащегося.

Воспитательные:

  • воспитание чувства прекрасного; воспитание у ученицы культуры исполнения изучаемого произведения, терпения и настойчивости для преодоления трудностей.

Методы обучения: сравнения, анализ, обобщение, метод звуковой наглядности, метод диалога, метод проекта.

Средства обучения: музыкальный инструмент, компьютер, видеопроектор, презентация по теме урока.

Прогнозируемые результаты:

  • формирование умений отбирать необходимую информацию, сохранять и в нужный момент доносить её;

  • умение грамотно выразить законченную мысль, используя специфические музыкальные термины;

  • познание особенностей исполнения музыки В.А.Моцарта;

  • интерес к учебной деятельности путём знакомства с биографией композитора, овладением навыками продуктивной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент: представление ученицы, психологический настрой.

  2. Введение в тему:

Слайд № 1

Педагог: Тема нашего урока «Развитие творческого мышления в интерпретации музыкального произведения, на примере Сонаты Fdur В.А.Моцарта».

Слайд № 2.

Педагог: В последнее время в образовании широко используется проектная деятельность. Мы решили данный метод применить в своей работе над Сонатой, и тем самым закрепить ранее полученные знания и навыки и приобрести новые. Так при подготовке урока, ученицей был выполнен творческий проект.

В названии творческого проекта высказывание пианиста Алексея Любимова: «Моцарт – человек театра». Данное определение в ходе исследования, необходимо подтвердить либо опровергнуть. Представляю слово ученице. Она расскажет о том, как продвигалась работа, цели и задачи проекта.

Ученица:

Слайд № 3. Цель проекта: Изучить особенности исполнения музыки В.А.Моцарта.

Слайд № 4 Задачи проекта: Пополнить знания исторического и обще эстетического плана;

Исследовать эпоху, социальную среду, быт, в котором жил и творил В.А.Моцарт;

Изучить и проанализировать Сонату Fdur (К 332)

План проекта:

  1. Изучить биографию композитора

  2. Закрепление понятий сонатно-симфонического цикла.

  3. Музыкальный анализ Сонаты Fdur (К 332).

  4. Заключение: Ответить на вопрос, насколько высказывание А.Любимова «Моцарт – человек театра» применимо к изучаемой Сонате.

Педагог: Скажи пожалуйста, изучив биографию композитора, что ты можешь сказать о Моцарте.

Ученица:

Слайд № 5, 6, 7, 9, 10

Вольфганг Амадей Моцарт – гениальный австрийский композитор, представитель венской классической школы. Жизнь композитора яркая и необычная. Музыкальные способности проявились очень рано. В четыре года уже сочинял собственные пьесы. К шести годам В.Моцарт стал настоящим виртуозом и совершил первую концертную поездку вместе с отцом и старшей сестрой. К двенадцати годам Моцарт автор не только небольших пьес для клавира и скрипки, но и 9 симфоний, оратории «Долг первой заповеди», оперы «Аполлон и Гиацинт», оперы буфа «Притворная пастушка», зингшпиля «Бастьен и Бастьена».

Детство композитора было счастливым: любящая семья, признание и успех в Европе. Но взрослая жизнь была полна унижений, разочарований и нужды. Несмотря на это музыка композитора наполнена светом, в ней много юмора, света.

Педагог: Чтобы лучше понять музыку Моцарта, необходимо познакомиться с нравами и обычаями того времени.

Слайд № 11, 12, 13, 14

Ученица: Это было время утонченности и чопорности во всем – в обращении, в разговоре, в костюме. Мужчины носили напудренный парик с косичкой сзади, кружевное жабо, кружевные манжеты, шитый фрак, чулки, башмаки; дамы носили прическу вверх, вроде башни, ходили в фижмах, в которых нельзя было почти повернуться. Танцы были медленные, с низкими, глубокими поклонами или подпрыгиванием.

Педагог: Если вслушаться со вниманием в музыку Моцарта, то можно будет убедиться, что манерность того времени отразилась и на нем.

Благодаря своеобразным формулам ярко предстает эпоха галантных манер и форм общения, которым необходимо было следовать дамам и кавалерам (например, музыкальную фразу могли завершать гармонические последовательности кадансы, которые вызывали у слушателей ассоциации с поклонами, реверансами).

Что необходимо учесть исполнителю, интерпретирующему Моцарта?

Ученица: Моцарт композитор оперный. Его интерес к театру прослеживается через все его творчество, начиная с детства. Любое его сочинение предстает как игра персонажей. Отсюда неожиданные контрасты: «смена декораций», вторжение нового героя (необычная гармония, смена фактуры, регистра, динамики); диалоги (вопрос - ответ), паузы («ожидание», «удивление»); эффект падающего занавеса и т.д.

  1. Основная часть:

Педагог: Теперь я предлагаю перейти непосредственно к Сонате. И прежде всего, ответить на вопросы: что такое соната и сонатная форма.

Слайд № 15

Ученица: Соната – от итальянского «sonore» - «звучать» – музыкальное произведение крупной формы для одного инструмента, состоящее из 3-х или 4-х частей. Одна из частей, как правило, первая излагается в сонатной форме, в форме сонатного allegro.

Слайд № 16

Сонатное allegroформа музыкального произведения, которая основана на контрастном сопоставлении двух (иногда и более) музыкальных тем и складывается из следующих трех этапов: экспозиции, разработки и репризы.

Педагог: Я предлагаю сыграть сейчас Сонату.

Звучит Соната Fdur 1 часть в исполнении ученицы.

Работа над произведением:

Главная партия состоит из двух сопоставлений – контрастных между собой. Образ яркой, полетной первой темы, сменяется мягкой, певучей, темой изложенной в малой октаве. Музыкальное изложение в виде диалога двух голосов: женского и мужского. В данной редакции первая тема лигуется по два звука. Надо помнить, что перемена гармонии, опора мелодии на новую гармонию почти всегда влечет атаку, новую лигу. Но это не означает разрыв звучания, суетливое снятие звука перед сильной долей. Данный штрих связан со сменой позиции при игре на скрипке. Короткие лиги связаны с единым дыханием фраз, подсказывают рукам верную пластику, четкость произнесения. Мелодика имеет прообраз в реально поющейся мелодии – оперной арии, романсе, песне.

Артикуляция в XVIII веке была одним из главных выразительных средств. Техника исполнителей XVIII века преимущественно пальцевая: закругленные пальцы, точность прикосновения их подушечек к клавишам, точное выдерживание длительностей. В современном исполнительстве осуществляется адаптация технических приемов — небольшое, но обязательное участие всей руки, опора на клавиатуру, весовая игра. 

Связующая партия имеет две темы: первая, из которых, начинаясь в F-dur, звучит как походный марш противника. Издалека, очень тихо, но активно. Веселый, легкий характер темы близок к музыке комической оперы. Исполнение требует очень активного, и вместе с тем аккуратного прикосновения. Если предположить инструментовку сонаты, то после струнного начала звучат как бы деревянные духовые. Неполное легато подчеркивает и более раздельное звучание флейт, и синкопированную лигу внутри мелодии.

В левой руке проходит «золотой ход валторн» в нисходящем движении. Золотым ходом валторн эту последовательность называют потому, что часто исполнить этот оборот в оркестре поручают именно валторнам. И это не случайно. Дело в том, что по звучанию «золотой ход валторн» напоминает сигналы охотничьих рогов. И валторна, как раз, берёт своё происхождение от этих охотничьих труб.

Вторая тема d-moll с подлинно моцартовской неожиданностью вырывается из тьмы и надолго омрачает сцену. Ассоциируется с призывом к друзьям и союзникам, для создания обороны. Скандированный характер энергично завоевывающих высоту шестнадцатых должен звучать в манере, соответствующей detache на скрипке. Педаль нужна только изредка – красочно-ритмическая, короткая, чтобы сохранить рельефность мелодических контуров и отчетливое произнесение.

Динамическая шкала венских классиков достаточно широка. Известно, что Моцарт описал оттенки для партии каждой руки. Обозначения crescendo и diminuendo не выставлялись, т.к. у исполнителей восходящее направление ассоциировалось с усилением эмоционального напряжения и всегда сопровождалось crescendo.  

Излюбленный прием – динамический контраст: piano - forte или forte 
piano («эффект эха»). От пианиста требуется владение разнообразными приемами туше, найти которое помогает воплощаемый образ. Даже короткие звенья секвенций необходимо наполнять различными тонкими эмоциями (не просто «раскрашивать»).

После энергичного «призыва» Побочная партия С-dur звучит спокойно и умиротворенно. Танцевальный характер музыки навевает мысль о придворном бале, королеве со своими фрейлинами. Необходимо следить за тем, чтобы штрихи и паузы в левой руке выполнялись точно и определенно. Если говорить о темпе, то следует помнить, что использование крайне быстрых и крайне медленных темпов было нетипичным для XVIII века. Темпы венских классиков выражали не столько скорость, сколько душевное состояние.

Заключительная партия также имеет две музыкальные темы. Первая тема тонально неустойчивая, построенная на гармонических построениях. Напряженная, действенная. Если искать аналогии из реальной жизни, то, пожалуй, можно представить себе либо военную компанию, либо неожиданный прилив бурных, захватывающих чувств. Левая рука должна звучать portamento, правая ближе к staccato. Но надо также помнить требование Моцарта, чтобы музыка, даже в изображении ужасов, никогда не выходила за пределы прекрасного. Из письма Моцарта отцу: «Страсти, какими бы пылкими они ни были, должно выражать так, чтобы они не вызывали отвращения: музыка, передавая самые ужасные положения, не должна оскорблять ухо; наоборот она должна его услаждать, т.е. всегда оставаться музыкой...» 

Вторая тема С-dur – снова просветление (передышка между схватками). Стройный «хор» снова сменяется танцевальным ритмом. Исполнение аккордов требует от исполнителя более яркого «произнесения» верхнего звука.

Каденция по характеру яркая, бурлящая. Звучит достаточно громко tutti. Сложности могут возникнуть при исполнении украшений. Слово мелизм произошло от греческого «melismos» , что означает мелодия, особый способ пения. Поэтому мелизмы являются органической составной частью мелодии и должны быть ясными, отчетливыми, выразительными и ритмически организованными. При этом арпеджированные аккорды левой руки исполняются с опорой на первый звук.

Закончилась экспозиция (в театре 1 акт), занавес.

Слайд № 17

Разработка начинается в С-dur. Основана на темах главной и первой темы заключительной партий.

Предположим, что новая сцена (разработка) начинается со встречи главных героев. Героиня просит о помощи сначала мягко, вкрадчиво, затем более настойчиво. Герой отвечает той же мелодией на октаву ниже. Вторая тема разработки ассоциируется с приключениями героя и интригами.

Слайд № 18

Третий раздел сонатной формы – Реприза, возвращение, утверждение исходного музыкального материала экспозиции, однако в несколько измененном виде.

Таким образом, первая часть сонаты буквально изобилует контрастными темами, отчасти напоминающую народную песню и комическую оперу, отчасти они неожиданно (что характерно для Моцарта), подобно призраку, вырываются из тьмы и надолго омрачают сцену.

  1. Заключение:

Слайд № 19

Педагог: Подведем итог. Назови, пожалуйста, основные стилистические исполнительские средства, над которыми мы сегодня работали.

Ученица: Артикуляция, динамика, темп, педаль, мелизматика.

Педагог: Хотелось бы отметить, что все они тесно связаны друг с другом и образуют целостную систему. Это один из важнейших факторов интерпретации. Трудности в исполнении произведений Моцарта заключаются в ювелирной отделке деталей, гибкости и ловкости переходов. 

  Главный вопрос нашего урока: справедливо ли утверждение А.Любимова «Моцарт – человек театра».

Ученица: Да. Моцартовские темы – это персонажи, которые играют на сцене.

Педагог: Итак, Моцарт в первую очередь композитор оперный, и путь к содержанию его фортепианных сонат следует искать в выявлении связей с театрально-оперными произведениями. Вывод этот подтверждается сведениями о той огромной роли, которую играл театр в культурной жизни Австрии XVIII века, и значении оперного жанра в жизни Моцарта. 









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Аберт Г. В.А.Моцарт. Часть первая, книга вторая/ Пер. К.К.Саквы. – М. 1988. 

  2. Аберт Г. В.А.Моцарт. Часть вторая, книга первая/ Пер. К.К.Саквы. – М. 1989. 

  3. Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия. - Киев, 1974. 

  4. Бадура - Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта,- М., 1972. 

  5. Гольденвейзер А. Об исполнении произведений композиторов - классиков. Стенограмма открытого урока // Пианисты рассказывают. - Вып.II - М., 1990. 

  6. Гольденвейзер А. О Моцарте и исполнении его фортепианных произведений // Пианисты рассказывают.- Вып.1. - М., 1984. 

  7. Как исполнять Моцарта.- М.: Классика-XXI, 2003.

  8. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. – “Исследовательская работа школьников”, 2004, № 1.

















Просмотр содержимого документа
«Творческий проект уч-ся»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени М.П.Мусоргского г. Фокино»











ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«МОЦАРТ – ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА»










Выполнила:

уч-ца 7 класса

Федоренкова Карина

Руководитель:

преподаватель по классу фортепиано Игнатова Т.В.







г.Фокино 2016 г.

Творческий проект

Выполнила: Федоренкова Карина 7 класс

Руководитель: преподаватель по классу фортепиано Игнатова Т.В. 2016 год

Тема проекта: «Моцарт – человек театра»

Цель проекта: Изучить особенности исполнения музыки В.А.Моцарта

Задачи проекта: Пополнить знания исторического и обще эстетического плана. Исследовать эпоху, социальную среду, быт, в котором жил и творил В.А.Моцарт.

Изучить и проанализировать Сонату F-dur.

План проекта:

  1. Изучить биографию композитора

  2. Закрепление понятий сонатно-симфонического цикла.

  3. Музыкальный анализ Сонаты Fdur (К 332).


1. Биография В.А.Моцарта

В.А. Моцарт – гениальный австрийский композитор. Его имя окружено легендой. Жизнь композитора удивительна и необычна.

Он родился в австрийском городе Зальцбург, расположенном в предгорье Альп. Детство Амадея было довольно счастливым. Музыкальные способности юного композитора проявились очень рано. В четыре года уже сочинял собственные пьесы.

Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт придворный музыкант архиепископа Зальцбурга, дал своему сыну хорошее образование.

К шести годам В.Моцарт стал настоящим виртуозом и совершил первую концертную поездку вместе с отцом и старшей сестрой. Он стал известным музыкантом во многих странах Европы.

Ему устраивали всевозможные экзамены. Например, закрывали клавиатуру платком и просили его играть сложные пьесы. Вольфганг исполнял сложные пассажи одним пальцем. Он мог определить высоту любого звука, даже отвернувшись от инструмента.

Кроме того, отец водил детей на оперные спектакли, знакомил с музыкой лучших композиторов того времени, продолжая музыкальное образование.

К двенадцати годам Моцарт автор не только небольших пьес для клавира и скрипки, но и 9 симфоний, оратории «Долг первой заповеди», оперы «Аполлон и Гиацинт», оперы буфа «Притворная пастушка», зингшпиля «Бастьен и Бастьена»

Во время путешествия по Италии в 1770 - 1774 г., выдержав сложный экзамен, Вольфганг стал членом Болонской Академии. Сам факт избрания 14-летнего мальчика в члены Академии был весьма необычен, был награжден папским орденом "Золотой шпоры".

В Зальцбурге началась для композитора взрослая жизнь, полная творчества и несбывшихся надежд.

Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. К этому времени старый князь, относившийся снисходительно к долгим путешествиям Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестким человеком.

Вольфгангу – 22. Он отправляется в Париж. Однако, поездка оказалась бесплодной. Моцарт не получает приема, на который надеялся.

Моцарт мечтал сочинять оперы, мечтал о жизни, насыщенной, интересной, серьезной музыкой, о чутких, отзывчивых слушателях. Но в Париже не нашлось места для Моцарта. Его попытки устроить концерт или получить заказ на оперу остались без результата. Он жил в скромном номере гостиницы и добывал средства на существование, давая за гроши уроки музыки. В довершение ко всему, не перенеся лишений, заболела и умерла его мать. Моцарт был в отчаянии.

Впереди ожидало еще большее одиночество и ненавистная служба в Зальцбурге.

В этот период появляется 6 сонат для клавира, в которых заметны зрелость и талант композитора (одна из них Fdur (К322)).

Последние 10 лет своей жизни Моцарт живет в Вене. Получив отставку от князя, композитор становится свободным художником и зарабатывает себе на жизнь, давая уроки, сочиняя на заказ музыку.

В 1781 году. В. Моцарт писал отцу из Вены: «Счастье мое начинается только теперь».

В первый год в Вене появилась его опера «Похищение из Сераля».

Почти в это же время он женится на Констанце Вебер, женщине веселого, мягкого характера.

В последние годы жизни из-под пера В. Моцарта одно за другим выходили гениальные произведения. Это были оперы: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная Флейта», вызывавшие неизменный восторг и восхищение. Герои его опер были живыми людьми, и правдивость образов покоряла слушателей.

В этот период ему хотелось активно работать, писать музыку, заниматься исполнительской деятельностью. Он участвовал в концертах, устраивал свои академии. Это принесло ему славу первого виртуоза своего времени.

В эти годы В. Моцарт достиг вершины мастерства в инструментальной музыке. В течение одного лета 1788 года он написал три свои последние, лучшие симфонии. Различные по характеру, все три произведения гениальны по своей музыке. Больше композитор уже не возвращался к этому жанру.

Игра В. Моцарта отличалась большой проникновенностью, одухотворенностью и тонкостью. Особенно поражал современников его талант импровизатора.

Моцарт был весёлым, жизнерадостным, любимцем женщин (несмотря на непривлекательную внешность), в жизни был непрактичным, не умел использовать внешние обстоятельства для собственной пользы. Природная непосредственность и бескорыстие не могли помочь утвердиться в светском обществе.

Последнее произведение В. А.Моцарта – «Реквием». Реквием (от латинского слова «requiem» - «покой») – хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего.

Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый в черное, не захотел называть своего имени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знаменитого вельможи, графа Вальзега. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. В. А.Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что музыку он пишет на свою кончину.

Произведение это стало лебединой песней композитора. Болезнь и смерть ему не дали завершить творение. Создание Реквиема отняло у Вольфганга последние силы. Он уже не мог присутствовать на представлении своей оперы «Волшебная флейта».

Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков. Так печально закончилась жизнь гениального австрийского композитора.

В.А.Моцарт – представитель венской классической школы, его творчество – музыкальная вершина XVIII века, детище эпохи просвещения. В музыке В. Моцарта сохранены изящество и нежность галантного стиля. Творческая мысль композитора сосредоточена на углубленном выражении душевного мира, на правдивом отображении многообразия реальной действительности.

Основные сочинения композитора:

19 опер;

Реквием;

Около 50 симфоний;

21 концерт для клавира с оркестром;

5 концертов для скрипки с оркестром;

Концерты с сопровождением оркестра для флейты, кларнета, фагота, валторны, флейты с арфой;

Струнные квартеты и квинтеты;

Сонаты для скрипки и клавира, сонаты для клавира;

Фантазии, вариации, рондо, менуэты для клавира.


2. Понятия сонатно-симфонического цикла.

Соната (sonore - звучать) – музыкальное произведение крупной формы для одного инструмента, состоящее из 3-х или 4-х частей. Одна из частей, как правило, первая излагается в сонатной форме, в форме сонатного allegro.

Первая часть всегда быстрая, стремительная, вторая, наоборот, медленная и размеренная, ей на смену приходит заключительная часть, которая пишется в духе первой (то есть, быстрая). От сюиты соната отличается тем, что все части связаны между собой. Между ними нет сильного контраста, кроме темпа, музыкальный материал дополняет предыдущий.

Сонатное allegroформа музыкального произведения, которая основана на контрастном сопоставлении двух (иногда и более) музыкальных тем и складывается из следующих трех этапов: экспозиции, разработки и репризы.

ЭКСПОЗИЦИЯ – изложение двух музыкальных мыслей, а иногда и целой группы музыкальных тем. Первая из них, главная, в основной тональности, ее интонационное содержание в значительной мере определяет характер всего произведения. Ей противостоит вторая тема, в большей или в меньшей степени контрастная первой, как правило, в тональности доминанты. Она называется – побочной.

 В старинных сонатах 17, 18 нет яркого контраста между темами. Иной раз побочная партия представляла собой повторение главной, в новой тональности.

В сонатах с глубоким содержанием сама главная партия нередко вырастала из ярко контрастных сопоставлений.

Музыкальная тема между главной и побочной партиями (нередко построенная на развитии ярких оборотов главной партии) называется связующей партией. В более сложных по содержанию сонатах, новая тема – мелодически рельефная и выразительная – появляется иной раз в пределах тонально неустойчивого связующего изложения. 

Одним из признаков побочной партии служит ясная тональная оформленность, устойчивое изложение в новой тональности, подготовленное предшествующим развитием связующей партии. 

Напротив новые тематические образования в пределах связующей (особенно частые в сонатах Моцарта) несмотря на самостоятельность своего мелодического облика и глубину лирического содержания, всегда тонально не устойчивы. Своим динамическим напряжением они подготавливают появление собственно побочной партии, порой даже уступающей своей предшественнице в отношении богатства и яркости мелодического содержания.

Заключительная партия обобщает весь материал экспозиции, закрепляя новую тональность.

РАЗРАБОТКА – второй крупный раздел сонатной формы (тонально неустойчивый) – основана на динамическом развитии предшествующего музыкального содержания, на столкновениях и напряженной борьбе ведущих музыкальных тем и образов (главной, побочной и заключительной партии). 

Третий раздел сонатной формы – РЕПРИЗА, возвращение, утверждение исходного музыкального материала экспозиции, однако в несколько измененном виде. Важнейшее из отличий – исчезновение острого тонального контраста между главной и побочной партиями.


3. Музыкальный анализ Сонаты F-dur

Экспозиция.

Главная партия состоит из двух сопоставлений – контрастных между собой. Образ яркой, полетной первой темы, сменяется мягкой, певучей, темой изложенной в малой октаве. Музыкальное изложение в виде диалога двух голосов: женского и мужского.

Связующая партия имеет две темы: первая, из которых начинаясь в F-dur, звучит как походный марш противника. Издалека, очень тихо, но активно. В левой руке проходит «золотой ход валторн» в обращении. Золотым ходом валторн эту последовательность называют потому, что часто исполнить этот оборот в оркестре поручают именно валторнам. И это не случайно. Дело в том, что по звучанию «золотой ход валторн» напоминает сигналы охотничьих рогов. И валторна, как раз, берёт своё происхождение от этих охотничьих труб.

Вторая тема d-moll с подлинно моцартовской неожиданностью вырывается из тьмы и надолго омрачает сцену. Ассоциируется с призывом к друзьям и союзникам, для создания обороны. Все музыкальные фразы как бы произносят разные люди.

Побочная партия С-dur проникнута спокойной умиротворенностью.

Танцевальный характер музыки навевает мысль о придворном бале, королеве со своими фрейлинами.

Заключительная партия также имеет две музыкальные темы. Первая тема тонально неустойчивая, построенная на гармонических построениях. Напряженная, действенная.

Вторая тема С-dur – снова просветление (передышка между схватками). Стройный «хор» снова сменяется танцевальным ритмом.

Каденция по характеру яркая, бурлящая. Звучит достаточно громко tutti. Закончилась экспозиция (в театре 1 акт), занавес.

Разработка.

Начинается в С-dur. Основана на темах главной и первой темы заключительной партий.

Предположим, что новая сцена (разработка) начинается со встречи главных героев. Героиня просит о помощи сначала мягко, вкрадчиво, затем более настойчиво. Герой отвечает той же мелодией на октаву ниже. Вторая тема разработки ассоциируется с приключениями героя и интригами.

Третий раздел сонатной формы – Реприза, возвращение, утверждение исходного музыкального материала экспозиции, однако в несколько измененном виде.

Таким образом, первая часть сонаты буквально изобилует контрастными темами. Моцартовские темы – это словно персонажи, которые гуляют по свободной сцене. Интерес композитора к опере, театру сказался в данном произведении. Следовательно, высказывание А.Любимова «Моцарт – человек театра» находит свое подтверждение в Сонате F-dur.