МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Методическая разработка открытого занятия
по программе дополнительного образования
«Декоративно-прикладное искусство»
Тема занятия: «Зимний пейзаж»
(рисование в нетрадиционной технике “акварель + соль”)
Учитель начальных классов Мочалова Е.Л. |
2018
Тема: «Зимний пейзаж»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования “акварель + соль+нитки”.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей рисовать, используя нетрадиционную технику рисования «акварель + соль+нитки».
Вызвать у детей интерес и желание участвовать в коллективном труде.
Показать красоту русской зимы на примере произведений художников и поэтов.
Учить наблюдать окружающий мир.
Обогащать словарный запас школьников.
Развивающие:
Развивать общую и мелкую моторику рук, цветовосприятие, формообразование, словесное и образное мышление, речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в группе детей, выполняя коллективную работу, получать удовлетворение от собственного участия.
Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Воспитывать интерес и любовь к урокам изобразительного искусства, к родной природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
- иметь воображение, уметь фантазировать, иметь представление о многообразии и красоте в природе.
- стремление самоконтролю и анализу своих действий.
Регулятивные:
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
- работать индивидуально;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Оборудование: картина с изображением озера, картины с изображением зимних пейзажей, стаканчики с соленой водой по количеству детей, спиртовка или свеча, металлическая ложка, спички, акварельные краски, листы белой бумаги, кисти, непроливашки с водой, палитры, соль крупная пищевая в розетках, клей ПВА, белые нитки, проектор, презентация к занятию, музыка.
Методы:
1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
2.Наглядный метод
3. Применение ИКТ (презентация).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы и хорошего настроения.
- Сегодня у нас необычное занятие. Почему оно необычное вы узнаете позже.
- Я, как и вы, ребята, люблю получать подарки. Знакомый художник подарил мне свою работу. Я покажу её вам на слайде.
2. Беседа по картине.
- Скажите, пожалуйста, что художник изобразил на переднем плане картины? Что мы видим на заднем плане?
- Как можно назвать эти объекты одним словом? (Природа.)
- К какому жанру живописи относится эта картина и почему? (Это пейзаж.)
- Что же мы называем «пейзажем»? (картина, на которой изображена природа)
3. Чтение М. Яснова “О картинах” (отрывок читает наизусть ученик).
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина-
Называется пейзаж.
4. Эксперимент “Свойства воды”.
- Как вы думаете, как художник назвал свою работу?
- Вы угадали, он назвал ее “Загадочное озеро”. Интересно, а почему загадочное? (Дети высказывают свои предположения.)
- Чтобы разгадать секрет, я предлагаю вам исследовать воду этого озера. (Дети берут стаканчики с водой.) Внимательно посмотрите, понюхайте, можете попробовать ее.
- Скажите, какая вода? (Вода бесцветная, прозрачная, без запаха, соленая на вкус.)
- Правильно, секрет воды в ее вкусе. Что же она скрывает, мы узнаем в нашей лаборатории.
5. Эксперимент “Выпаривание соли”.
- Для нашего эксперимента потребуется огонь (зажечь спиртовку), металлическая ложка и несколько капель воды из озера. Ребята, напомните, пожалуйста, правила безопасного поведения. (Детям нельзя брать спички, зажигалки. Опасно дуть на пламя и близко стоять.)
- Что происходит с водой? (Она нагревается, закипает, кипит, испаряется.)
- Как вы думаете, что останется в ложке после того, как испарится вода?
- В ложке осталась соль. Мы с вами разгадали загадку озера – вода содержит соль.
- Как человек использует соль? (Человек солит пищу, чтобы было вкусно. Соль нужна для засолки овощей. Солью посыпают дороги зимой, чтобы не было гололеда.)
- Сегодня мы научимся рисовать с помощью соли. Вы можете занять свои места.
6. Сообщение темы занятия (чтение стихотворения автор: Е Явецкая).
- Снова в заботах зима-рукодельница-
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям – пушистые шапки,
Ёлочкам – варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
- Ах, поскорее весна бы настала
Тема нашего занятия связана с этим временем года. Что же мы будем изображать на нашем занятии? (зимний пейзаж)
- Как вы думаете, а для чего же нам нужна соль? (при рисовании будем использовать соль)
- На прошлом занятии мы с вами рассмотрели особенности зимнего пейзажа, познакомились с картинами художников. Предлагаю вам сегодня стать художниками-пейзажистами и нарисовать зимний сказочный лес.
6. Знакомство с техникой “акварель + соль”.
- Рисовать мы будем с помощью соли, но основную работу выполним акварельными красками. Что значит “аква”?
- Эти краски любят воду и перед началом работы, давайте с ними “подружимся”. (В каждую ячейку краски капнуть несколько капель воды.)
- Я предлагаю вам написать фон для зимнего пейзажа. Как только вы его закончите, сразу же хорошенько “посолите” весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком. Эта техника называется “акварель плюс соль”.
- Далее пейзаж предлагаю оформить в знакомой вам уже технике «ниткография».
7. Чтение стихотворения Милы Пельцевой
Зимний вечер, лунный свет…
В белый снег весь лес одет.
В белых шубах, в белых шапках,
И мороз им шепчет сладко:
Спи, березка, спи, сосна,
Жди, когда придет весна,
Солнышко лучом согреет
И пробудит ото сна.
8. Самостоятельная деятельность детей.
Индивидуальная работа (показ на своем материале).
9. Итог занятия.
- Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы ребята!
-Давайте вспомним, какие задачи мы с вами ставили в начале занятия? (называют)
- Посмотрите и скажите, каким сделала ваш рисунок соль? (Рисунок стал красивым, волшебным, необычным, сказочным.) Почему “солили” мокрый рисунок? Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?
- Анализ рисунков, выставка работ учащихся.
Ребята, представьте, что вы в картинной галерее. Давайте обсудим ваши работы. Что тебе больше всего понравилось в твоём зимнем пейзаже?
Литература.
Лебедева, Е. Н., Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.: Классик Стиль, 2004. – 72 с.
Трофимова, М. В., Тарабарина Т. И., И учеба, и игра: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 240 с