СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по народному – сценическому танцу ТЕМА: «Основные движения в танцах Брянской области»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по народному – сценическому танцу ТЕМА: «Основные движения в танцах Брянской области»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УНЕЧСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

















Методическая разработка

по народному – сценическому танцу



ТЕМА: «Основные движения в танцах Брянской области»








Подготовил: Рубан Антон Николаевич

преподаватель специализации

«Хореографическое творчество»











г.Унеча,2020г.

Основные положения рук в танцах Брянской области.

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца, руки свободно опущены вдоль корпуса, пальцы слегка согнуты в кулачок. Во время танца рука через сто­рону поднимается наверх, затем сгиба­ется в локте и вдоль корпуса опускается в исходное положение.

Рис. 1

22 Заказ ^ 6042

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца, руки опущены вдоль корпу­са, кисти открыты ладонями вниз, паль­цы направлены в стороны. Во время танца руки вытянуты в локтях, подни­маются до уровня пояса, корпус повора­чивается боком по ходу танца. Взгляд за рукой по ходу танца. Затем руки возвра­щаются в исходное положение.

Рис.2



Рис. 5

И сполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях, от­ведены вперед в сторону и закруглены, кисти открыты ладонями вниз. Во вре­мя танца локти слегка покачиваются вверх-вниз.

Рис. 3

Исполнитель стоит лицом по ходу танца. Ноги открыты во вторую свобод­ную позицию, колени слегка согнуты. Руки открыты в сторону, локти вытяну­ты, кисти открыты ладонями вверх. Во время танца ноги собираются в первую параллельную позицию, колени вытяги­ваются, обе руки закрываются ладоня­ми на затылок или одна рука — на за­тылок, другая — на пояс.

Рис. 4

Исполнительница стоит лицом по ходу танца, одна рука подбоченясь, другая свободно опущена вниз. Во время танца опущенная рука движется перед собой, сгибаясь в локте на уровне пояса и раз­гибаясь, возвращается в исходное поло­жение, кисть свободная, пальцы слегка собраны.

Рис. 5

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки открыты в стороны, кисти открыты ладонями вперед. Во вре­мя танца плечи у девушек слегка «по­тряхиваются».

Рис. 6

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца, руки опущены вдоль корпу­са, кисти тыльной стороной вперед. Во время танца кисти по очереди сгибаются в запястье, ладонями вперед, и возвра­щаются в исходное положение. Рис.7

Рис. 9



1!

22*

Исполнители стоят лицом по ходу танца. Девушка впереди, справа от юно­ши. Правые руки открыты в сторону и соединены, левые подняты вверх и со­единены.

Рис. 8

Исполнители стоят лицом по ходу танца. Девушка впереди, слева от юно­ши. Левые руки открыты влево и соеди­нены. Правая рука девушки, согнутая в локте, лежит тыльной стороной на ле­вом плече, ладонью вверх. Правая рука юноши лежит ладонью в правой ладони девушки.

Рис. 9

И сполнители стоят лицом по ходу танца, юноша впереди, девушка сзади, в затылок юноше. У юноши правая рука, согнутая в локте, лежит на правом пле­че ладонью вверх, левая свободно опу­щена вдоль корпуса. У девушки правая рука вытянута вперед и лежит на пра­вом плече в ладони у юноши, левая рука опущена вниз. Во время танца поворот на 180“ и положение рук меняется на­оборот.

Рис. 10

Исполнители стоят лицом по ходу танца. Юноша впереди, девушка сзади. Руки подняты вверх и соединены. Во время танца, не меняя положения рук, исполнители поворачиваются под рука­ми и меняются местами.

И сполнители стоят лицом друг к дру­гу. Руки вытянуты вперед в сторону и со­единены. Во время танца, не разъединяя рук, все движутся лицом в одну сторону. Переводя руки через верх, поворачивают­ся на 90" и движутся в другую сторону.

Рис. 12

Исполнители стоят лицом друг к дру­гу. Левая рука девушки и правая рука юноши соединены и отведены в сторону. Свободные руки закрыты на пояс. Во вре­мя танца соединенные руки через низ, вместе с поворотом на 180\ переводятся вперед по ходу танца. Свободные руки открываются в стороны, ладонями наверх. Затем через поворот тем же движением возвращаются в исходное положение.

Рис. 13

Исполнители стоят лицом по ходу танца в затылок друг другу. Правая рука лежит на своем левом плече и держит за кисть левую руку сзади идущего. Свобод­ные руки опущены вниз, или лежат на поясе, или открыты в стороны. Во время танца впереди идущий правую руку вме­сте с левой рукой сзади идущего подни­мает наверх, поворачивается на 180' и вме­сте с левой рукой сзади идущего кладет ему на правое плечо. Положение может использоваться как в паре, так и в массе.

Рис. 14

Исполнители стоят рядом лицом по ходу танца. Левая рука юноши открыта вперед в сторону ладонью вверх, левая рука девушки лежит на ладони у юно­ши. Правая рука девушки согнута в лок­те, лежит на своем правом плече тыльной стороной, ладони наверх. Правая рука юноши на ладони правой руки де­вушки. Во время танца может исполнять­ся поворот на 180" и положение рук ме­няется наоборот. Рис.15

Исполнители стоят лицом друг к дру­гу, правая рука юноши на поясе сзади у девушки, левая рука девушки на правом плече юноши. Левая рука юноши и пра­вая рука девушки опущены вниз вдоль корпуса и соединены ладонями.

Рис. 16

Исполнители стоят лицом друг к дру­гу правым плечом. Правые руки вытя­нуты вперед и соединены. Левые свобод­но опущены вниз. Во время танца испол­нители движутся то в одну, то в другую сторону с поворотом корпуса.

Рис. 17

Исполнители стоят рядом лицом по ходу танца. Руки опущены вниз, и «внут­ренние» руки соединены. Во время танца соединенные руки поднимаются вперед вверх, возвращаются в исходное поло­жение, снова вперед, затем разъединя­ются, исполнители поворачиваются на 180°, соединяют другие руки. Все начи­нают в другую сторону.

Рис. 18

Исполнители стоят лицом друг к дру­гу в «вальсовом» положении. Во время танца ноги слегка сгибаются в коленях, корпус и голова наклоняются к соеди­ненным рукам, которые опускаются вниз в сторону и возвращаются в исходное положение.

Рис. 19

Исполнители стоят лицом друг к дру­гу в «вальсовом» положении. Во время танца ноги слегка сгибаются в коленях, корпус и голова наклоняются к рукам, которые лежат на поясе у девушки и на плече у юноши. Соединенные руки, со­гнутые в локтях, поднимаются вверх.

Исполнители стоят лицом друг к другу правым плечом. Руки опущены вдоль кор­пуса. Кисти открыты ладонями вниз. Пальцы направлены вперед. Во время танца руки поднимаются до уровня пояса и возвращаются в исходное положение.

Рис. 21

Исполнители стоят лицом друг к дру­гу. Руки открыты в стороны, закругле­ны в локтях. Руки девушки лежат ладо­нями на ладонях у юноши. Во время танца локти слегка покачиваются вверх- вниз.

Исполнители стоят лицом друг к дру­гу. Правые руки соединены пожатием. Левая опущена вдоль корпуса, или ле­жит на поясе, или открыта в сторону, ладонями наверх. Во время танца девуш­ка, обегая юношу, поворачивается под своей правой рукой, тогда юноша свою правую руку поднимает вверх.

Р ис. 23

Исполнители стоят лицом по ходу танца рядом друг с другом. Руки опуще­ны вниз и соединены за кисть или за концы носового платка. Во время танца соединенные руки могут подниматься на­верх и опускаться в исходное положение.

Р ис. 24

Исполнители стоят лицом по ходу танца. Юноша впереди, девушка сзади. Правая рука юноши лежит у себя на по­ясе сзади тыльной стороной. Левая откры­та в сторону, локоть вытянут, кисть от­крыта ладонями вниз. Правая рука де­вушки ладонью лежит на плече у юноши. Левая рука девушки лежит ла­донью на тыльной стороне руки юноши.





















Основные движения в танцах Брянской области.

Н. И. Заикин, Н.А. Заикина в своей книге «Региональные особенности народного танца» очень подробно описали основные движения народного танца Брянской области.

Движение № 1 — шаг вразвалочку

Исходное положение — первая свободная позиция ног. Руки опущены вниз. Музыкальный размер — 2/4.

«Раз» — шагнуть правой ногой вперед, левое плечо вместе с рукой отвести к правой ноге.

«И-Два-И» — пауза.

Движение исполняется с другой ноги.



Движение № 2 — семенящий шаг

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Му­зыкальный размер — 2/4.

«Раз» — мелкий шаг правой, левой ногой.

«И» — мелкий шаг правой, левой ногой.

«Два-И» — все повторить.

Движение № 3 — шаг уточки

Исходное положение — первая свободная позиция ног. Музы­кальный размер — 2/4.

«Раз» — небольшой шаг правой ногой вперед, корпус вместе с головой наклоняется вправо.

«И-Два-И» — пауза.

Движение начинается с другой ноги. Движение может испол­няться на каждую четверть такта. Тогда «Раз» — небольшой шаг правой ногой вперед, корпус и голова наклоняются вправо.

«И» — небольшой шаг левой ногой вперед, корпус и голова

наклоняются влево.

«Два-И» — все повторить.

В танце часто сочетаются эти два варианта, тогда первый вари­ант занимает два такта, а второй вариант — один такт.



Движение № 4 — удар стопой с наклоном корпуса

Исходное положение — третья свободная позиция ног. Правая нога у девушки, левая — у юноши впереди. Положение в паре «вальсовое». Музыкальный размер — 2/4.

  1. й такт:

«Раз» — юноша левой ногой, девушка правой исполняют уда­ры всей стопой. Корпус вместе с головой наклоня­ются к работающей ноге. Соединенные руки вытя­нуты в локтях, опускаются вниз.

«Два-И» — пауза.

  1. й такт:

«Раз-И-Два-И» — повторить первый такт.

  1. й такт:

«Раз» — юноша правой, девушка левой ногой исполняют уда­ры всей стопой, корпус вместе с головой наклоняет­ся к работающей ноге. Соединенные руки резко сги­баются в локтях и поднимаются над головой.

«И-Два-И» — пауза.

  1. й такт:

«Раз-И-Два-И» — повторить третий такт.

  1. 8-й такты:

Не меняя «вальсового» положения, исполняется шаг вразва­лочку. Движение № 1.



Движение № 5 — шаг с ударом всей стопой

Исходное положение — третья свободная позиция. Правая нога впереди. Корпус повернут правым плечом вперед. Руки опущены вниз, кисти открыты ладонями вниз. Пальцы направлены в сторо­ны. Музыкальный размер — 2/4.

«Раз» — правой ногой шагнуть вперед с ударом всей стопой, правое плечо подается вперед. Руки раскрываются в стороны до уровня талии.

«И» — пауза.

«Два-И» — пауза. Руки опускаются в исходное положение.

Все продолжается с другой ноги, и корпус поворачивается на 180°. Аналогично исполняется движение назад. При движении вперед корпус вместе с плечом слегка подается вперед, при движе­нии назад корпус вместе с плечом слегкаподается назад. Движе­ние может исполняться на каждую восьмую долю такта.



Движение № 6 — шаг с ударом веей стопой
(2-й вариант)

Исходное положение — третья свободная позиция ног. Музы­кальный размер — 2/4.

«Раз-И» — шагнуть с ударом всей стопой правой ноги вперед, правое плечо подается вместе с корпусом вперед. «Два-И» — разворот на 180" и шаг с ударом всей стопой левой ноги вперед, левое плечо вместе с корпусом подает­ся вперед.

Аналогично исполняется движение назад.



Движение № 7 — приставной шаг

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Му­зыкальный размер — 2/4.

«Раз» — шагнуть правой ногой вправо.

«И» — левую ногу подставить к правой ноге.

«Два-И» — повторить на «Раз-И».

Движение может исполняться в повороте вокруг себя.

Движение № 8 — простые шаги

Исходное положение — третья свободная позиция ног. Правая нога впереди. Музыкальный размер —2/4.

«Раз» — шагнуть правой ногой вперед.

«И» — шагнуть левой ногой вперед.

«Два» — шагнуть правой ногой вперед.

«И» — шагнуть левой ногой вперед.

Движение № 9 — дробное тройное переступание

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Му­зыкальный размер — 2/4.

«Раз» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«И» — ударить всей стопой левой ноги рядом с правой. «Два» — ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«И» — пауза.

Движение № 10 — шаг с выносом ноги на носок
в сторону

Исходное положение — третья свободная позиция ног. Правая нога впереди. Музыкальный размер — 2/4.

«Раз» — шагнуть правой ногой вправо, слегка согнуть колено, повернуть корпус на 180‘. Левая нога подводится к щиколотке правой ноги, колено направлено вперед. «И» — левая нога резко открывается влево на носок, невы­

воротно. Колени обеих ног вытягиваются.

«Два-И» — повторить все на «Раз-И», но с левой ноги.

Движение исполняется и в паре. Исходное положение — де­вушка и юноша стоят лицом друг к другу. Правая рука юноши и левая рука девушки соединены и открыты в сторону. Свободные руки закрыты на пояс. Во время танца, когда исполнители пово­рачиваются спиной друг к другу, соединенные руки проходят че­рез низ и, не разъединяясь, поднимаются в стороны. Руки, закры­тые на пояс, также открываются в стороны, ладонями наверх. Когда исполнители поворачиваются лицом друг к другу, руки за­нимают исходное положение.

Движение № 11 — бег с носка на всю стопу
и поднимание колена

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Му­зыкальный размер — 2/4.

«Раз» — перескочить на правую ногу вперед с носка на всю стопу. Левая нога, согнутая в колене, поднимается вперед.

«И» — перескочить на левую ногу вперед с носка на всю

стопу. Правая нога, согнутая в колене, поднимается вперед.

«Два-И» — все повторить.

Исполняя движение, необходимо обратить внимание на мягкость и плавность приземления.

Движение № 12 — ключ с соскоком на две ноги
и переступанием

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Му­зыкальный размер — 2/4.

«Раз»

«И»

1-й такт:

  • соскочить на две ноги.

  • ударить всей стопой правой ноги рядом с левой, уда­рить всей стопой левой ноги рядом с правой.

«Два»

«И»

  • ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

  • ударить всей стопой левой ноги рядом с правой.

«Раз-И»

2-й такт:

— ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«Два-И» — ударить всей стопой левой ноги рядом с правой. Движение начинается сначала.

Движение № 13 — бег с наклоном корпуса

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Му­зыкальный размер — 2/4.


«И

«Два»

«Раз» — перескочить на правую ногу вперед с сильным уда ром всей стопой об пол, корпус наклоняется вперед, левая нога, согнутая в колене, отводится назад.

  • пауза.

  • перескочить на левую ногу вперед с сильным уда­ром всей стопой об пол. Корпус наклоняется впе­ред, правая нога, согнутая в колене, отводится на­зад.

«И»

— пауза.

Часто это движение исполняется в сочетании с движением № 11.






Движение № 14 — хлопушка по бедрам и в ладоши

«И»

«Раз» — шагнуть правой ногой вправо с одновременным ударом правой рукой по правому бедру, левой рукой — по левому бедру.

— левую ногу подвести к правой ноге сзади, одновре­менно сделать хлопок в ладоши перед собой.

Исходное положение — третья свободная позиция ног. Правая нога впереди. Исполняется как юношами, так и девушками. Му­зыкальный размер — 2/4.









«Два» — шагнуть правой ногой вправо, одновременно сделать хлопок в ладоши сзади.

«И» — левую ногу подвести к правой впереди, одновремен­

но сделать хлопок в ладоши впереди.

Движение начинается с другой ноги влево. Если движение ис­полняется в паре, то исходное положение исполнителей — друг против друга. Юноша начинает движение с правой ноги вправо, девушка — с левой ноги влево, и на последнюю четверть такта хлопок исполняется в ладоши друг другу.

Движение № 15 — соскок во вторую
свободную позицию

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Дви­жение характерно для юношей. Музыкальный размер — 2/4. «Раз» — соскочить во вторую свободную позицию.

«И-Два» — пауза.

«И» — ноги собираются в первую параллельную позицию.

Может исполняться и в других ритмах. Например:

«Раз» — соскочить во вторую свободную позицию.

«И» — пауза.

«Два» — ноги собираются в первую параллельную позицию.

«И» — пауза.

Или:

«Раз» — соскочить во вторую свободную позицию.

«И» — ноги собираются в первую параллельную позицию.

«Два» — соскочить во вторую свободную позицию.

«И» — ноги собираются в первую параллельную позицию.



Движение № 16 — переменный шаг с акцентом

Исходное положение — третья свободная позиция ног. Правая нога впереди. Музыкальный размер — 2/4.

«Раз» — широко шагнуть вперед правой ногой, корпус раз­ворачивается правым плечом вперед.

«И» — левую ногу подставить к правой сзади в третью по­

зицию.

«Два» — соскочить с акцентом на правую ногу, левую ногу поднять до уровня щиколотки правой ноги.

«И» — пауза.

Движение начинается с другой ноги.



Движение № 17 — опускание на колено

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Му­зыкальный размер — 2/4.

  1. й такт:

«Раз» — опуститься на правое колено.

«И» — опуститься на левое колено.

«Два» — хлопнуть ладонями об пол.

«И» — хлопок в ладоши.

  1. й такт:

«Раз» — встать на правую ногу.

«И» — встать на левую ногу.

«Два» — хлопнуть в ладоши.

«И» — хлопнуть в ладоши.



Движение № 18 — шаркающий шаг

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Му­зыкальный размер — 2/4.

«Раз» — шагнуть правой ногой вперед.

«И» — ударить об пол каблуком левой ноги, провести впе­ред.

«Два» — шагнуть левой ногой вперед.

«И» — ударить об пол каблуком правой ноги, провести вперед.



Движение № 19 — ножницы

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Все движение исполняется на полупальцах. Музыкальный раз­мер — 2/4.

«Раз» — развести ноги во вторую параллельную позицию.

«И» — ноги свести накрест, правая нога впереди.

«Два» — развести ноги во вторую параллельную позицию.

«И» — ноги свести накрест, правая нога сзади.



Движение № 20 — припляс (па-де-баск)

Исходное положение —третья параллельная позиция ног. Пра­вая нога впереди. Музыкальный размер — 2/4.

«И» — правую ногу поднять над полом.

«Раз» — правую ногу по полукругу отвести вправо на всю стопу.

«И» — левую ногу поставить впереди правой в третью по­зицию.

«Два» — переступить на правую ногу.

«И» — левую ногу поднять над полом.



Движение № 21 — шаги с наклоном корпуса

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Му­зыкальный размер — 2/4.

«Раз» — шагнуть правой ногой вперед, корпус наклонен впе­ред.

«И» — левая нога выносится вперед на каблук, корпус на­

клоняется назад.

«Два» — шагнуть левой ногой вперед, корпус наклоняется вперед.

«И» — правая нога выносится вперед на каблук, корпус

наклоняется назад.



Движение № 22 — соскоки на две ноги с бегом

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Му­зыкальный размер — 2/4.

«Раз» — соскочить на две ноги.

«И» — соскочить на две ноги.

«Два» — бег вперед на правую ногу, левая сгибается в колене назад.

«И» — бег вперед на левую ногу, правая сгибается в колене назад.































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Н.И. Заикин, Н.А. Заикина Областные особенности русского народного танца. Часть 1.


Иноземцева Г. В. Народный танец.- М.: Знание. 1971

Ткаченко Т.С. Народный танец. - М, 1954.