СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТА ТЕМА: «Кишечные инфекции. Сестринский уход при брюшном тифе, паратифе А и В»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТА ТЕМА: «Кишечные инфекции. Сестринский уход при брюшном тифе, паратифе А и В»»




Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»

Система менеджмента и качества


Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК _________________________________

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Председатель ЦМК ___________________________________

(подпись, Ф.И.О.)

Методическая разработка

практического занятия для СТУДЕНТА

ТЕМА: «Кишечные инфекции. Сестринский уход при брюшном тифе, паратифе А и В»

Профессиональный модуль (ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»)

МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Раздел «Сестринский уход при инфекционных заболеваниях»

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»





Преподаватель Ловакова И.А.





Щигры – 2021

Кишечные инфекции. Сестринский уход при брюшном тифе, паратифе А и В

Методическое обоснование занятия

Актуальность: Инфекционные болезни сопровождают человека с момента его становления как вида. По мере возникновения общества и развития социального образа жизни человека многие инфекции получили массовое распространение. Брюшной тиф— острая инфекционная болезнь, обусловленная сальмонеллой (Salmonella typhi), характеризуется лихорадкой, симптомами общей интоксикации, бактериемией, увеличением печени и селезенки, энтеритом и своеобразными морфологическими изменениями лимфатического аппарата кишечника. Заболевание может иметь характер вспышек (например, водных) и характеризуется тяжестью течения и большим количеством осложнений.

Основным направлением в здравоохранении является не получение новых способов лечения инфекционных заболеваний, а соблюдение мер их профилактики. В комплексе профилактических мероприятий можно выделить ряд мер, направленных на три звена эпидемического процесса.

Формирование профессиональных и общих компетенций по вопросам борьбы, а именно диагностики и профилактики брюшного тифа и паратифов А и В являются очень важной для обучения специалистов сестринского дела. Учитывая распространенность заболеваний, с ними может столкнуться каждый медработник, поэтому необходимо знать все типичные и атипичные варианты заболеваний, формы развития заболеваний и виды их проявлений, методы диагностики, принципы сестринского ухода.

Вы хотите просто стать хорошим высокооплачиваемым специалистом, профессионалом. Для этого необходимо знать основную, часто встречающуюся патологию, чтобы ответить на любой вопрос вашего пациента, показав тем самым свою компетентность.

Практические занятия являются самым важным звеном в системе среднего профессионального образования медицинских работников. Они являются самыми значимыми в процессе формирования профессиональных и общих компетенций у студентов медицинского колледжа.

Предусматривается проведение занятий на базах учреждений практического здравоохранения, что позволяет максимально приблизить учебный процесс к реальным условиям.

Специфика проведения практических занятий подразумевает проведение контроля исходного и итогового уровня знаний, использование информационно-компьютерных технологий, закрепление лекционного материала и большой блок самостоятельной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной).

Профессиональный модуль: Профессиональный модуль (ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»), МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях», Раздел «Сестринский уход при инфекционных заболеваниях», Специальность 34.02.01 «Сестринское дело».

Вид учебного занятия: Практическое занятие

Продолжительность: 6 часов


Формирование компетенций:


Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 4.1. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.2. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.3. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.4. Соблюдать санитарно-противоэпидемический режим.

ПК 4.5. Вести утверждённую медицинскую документацию.

Студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

Тип занятия: закрепление знаний и совершенствование умений и навыков

Форма проведения: практическое занятие с элементами решения ситуационных задач и игрового тренинга на этапе оценочной деятельности студентов.

Место проведения: кабинет основ сестринского дела.

Тема урока: «Кишечные инфекции. Сестринский уход при брюшном тифе, паратифе А и В»

Методы обучения: словесный – беседа, ролевая игра, игровые тренинги, решение конкретной ситуации.

Методическая цель: применение методики активного обучения для формирования у студентов профессиональной мотивации и практических умений выполнения манипуляций.

Цели занятия:

1. Учебная – закрепить у студентов знания в области санитарно- эпидемического режима; сформировать и закрепить умения подготовки пациентов к лабораторно- инструментальным исследованиям, основам проведения диспансеризации.

2. Воспитательная – способствовать развитию интереса к избранной профессии; сформировать готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами.

3. Развивающая – способствовать становлению конкурентоспособной личности, развитию мотивации к обучению; развить способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности.

Ожидаемый результат:

Студент должен знать:

  • Что такое брюшной тиф;

  • Что такое паратиф А и В;

  • Принципы работы в эпидемическом очаге брюшного тифа и паратифов А и В;

  • Принципы работы в инфекционной больнице (инфекционном отделении) с пациентами с брюшным тифом и паратифами А и В;

  • Задачи и функциональные обязанности медицинской сестры, работающей с пациентами инфекционного профиля, с пациентами с брюшным тифом и паратифами А и В .

  • Принципы профилактики и диспансеризации пациентов с брюшным тифом и паратифами А и В.

Студент должен уметь:

  • выявлять проблемы пациента на всех этапах развития у пациентов брюшного тифа и паратифов А и В;

  • обеспечить безопасность пациента и адекватную сестринскую помощь при пришном тифе и паратифов А и В;

  • оказать психологическую поддержку пациенту с брюшным тифом и паратифами А и В, и его семье;

  • организовать безопасное положение в эпидемическом очаге брюшного тифа и паратифа А и В;

  • провести все профилактические мероприятия, для предупреждения развития брюшного тифа и паратифа А и В;

  • консультировать пациентов и их близких по вопросам данного заболевания.

  • Задание для самоподготовки:

    1. Применить теоретический материал, представленный в лекции и учебнике по теме занятия.

    2. Ответить на вопросы для самоконтроля (устно):

      1. Что такое «брюшной тиф»?

      2. Что такое «паратиф А и В»?

      3. Что означает понятие «дезинфекция»?

      4. Что означает понятие «эпидемический очаг»?

      5. Что такое «диспансеризация»?

      6. Принципы устройства и работы инфекционной больницы (отделения)

      7. Какие основные задачи должна выполнять медсестра при работе с реконвалесцентами брюшного тифа и паратифа А и В

      8. Понятие «врачебная тайна», «ятрогения»

  • 9. Как подготовить пациента к инструментальным исследованиям?

    1. Повторить из раздела «Манипуляционная техника»:

  • Алгоритм подготовки пациентов к лабораторным исследованиям

  • Алгоритм подготовки пациентов к инструментальным исследования

  • Алгоритм разведения дез. растворов

  • Алгоритм введения в/в инъекции, в/в капельного вливания лекарственных препаратов

  • Оказание помощи при рвоте

Межпредметные связи:

- латинский язык – терминология,

- хирургия

- анатомия

- физиология

- сестринский уход в терапии

Внутрипредметная связь:

- Профессиональный модуль (ПМ. 04) Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра». Решение проблем пациента путем сестринского ухода.

Оснащение урока: таблицы, схемы

Методическое оснащение:

- Методическая разработка практического занятия для преподавателя:

- Методическая разработка практического занятия для студента:

- алгоритмы профессиональной деятельности медицинских сестер.

- выписки из приказов по соблюдению санитарно-эпидемического режима в ЛПУ, по проведению диспансеризации.

Материально-техническое:

- маска, перчатки, лотки, дез.растворы, мыло, салфетки, кожный антисептик, марля, вата, ножницы, шприцы, лекарственные препараты, фартуки, клеенка, Одноразовый защитный костюм.

Уровни усвоения учебного материала

1 уровень Определение понятий «профилактика», «дезинфекция», «дератизация», «дезинсекция», «эпидемический очаг», «иммунитет. Виды иммунитета».

2 уровень Правила подготовки пациентов к инструментальным исследованиям, правила проведения профилактических мероприятий в эпидемическом очаге, правила оказания первой помощи при отравлениях дез. средствами, правила проведения диспансеризации. Национальный календарь прививок.

Рекомендуемая литература:

Основная:

-1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.07.2002г №24 «О введении в действие санитарно - эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129 - 02.»(ред. от 01.10.2019). – Текст : электронный // Гарант: информ. - правовой портал.–URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12138291:0.

2. Лабораторная диагностика и обнаружение возбудителя сибирской язвы.

Методические указания. МУК 4.2.2013-08

3. Антонова, Т.В., Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии эпидемиологии/ Т.В. Антонова., М.М. Антонов, В.Б. Барановская. и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 416 с. - ISBN 978-5-9704-1980-9 –Текст: непосредственный.

4. Международные медико-санитарные правила (ММСП), принятые 22-й сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ 26 июля 1969 года (с дополнениями и изменениями 2005 г)ISBN 978-5-7681- 1297-4. – Текст: непосредственный.

5. Приложение №1 к приказу МЗ РФ от 4 августа 1983г.№916. инструкция по санитарно - противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционной больниц (отделений)ISBN 978-5-7681- 1297-4. – Текст: непосредственный.

6. Агеев, В.С., Э.Н.Головко, К.И. Дерлятко; Под ред. А.А. Слудского; Гиссарский природный очаг чумы. - Саратов: Саратовский университет, 2003

7. Алексеев, В.В, Н.П., Храпова «Современное состояние диагностики особо опасных инфекций» 2011 - 4 (110) страницы 18-22 журнала «Проблемы особо опасных инфекций»ISBN 978-5-7681- 1297-4. – Текст: непосредственный.

Дополнительная:

1.Отраслевой стандарт 42-21-2-85 « Методы, средства и режимы дезинфекции и стерилизации ИМН».

2. Сан ПиН 2.1.7. 728 – 99. – «Правила сбора, хранения и удаления отходов в ЛПУ»

3. Сан ПиН 2.1.3. 2630 – 10. – «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».


План проведения занятия

1.Организационный момент – 10 минут

2.Контроль уровня знаний – 35 минут

3.Изучение нового материала – 20 минут

4.Демонстрационная часть – 15 минут

5.Вводный инструктаж – 5 минут

6.Самостоятельная работа – 175 минут

7. Рефлексия – 5 минут

8.Подведение итогов занятия, задание на дом – 5 минут



Этапы планирования занятия

п/п

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Мотивация

Время

1

Организационный момент, вступительное слово преподавателя

Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид студентов готовность к занятию сообщает тему занятию, обращает внимание на актуальность изучаемой темы

Готовят рабочие тетради, учебные пособия, ручки, активно участвуют в процессе формулирования целей занятия, записывают тему и цели в тетради

Концентрация внимания студентов.

Активизация и целенаправленность мышления студентов на тему занятия, осознание ее значения для будущей профессии

Создание у студентов цельного представления о практическом занятии


10 мин.

2

Контроль исходного уровня знаний

Преподаватель оценивает уровень знаний лекционного материала и результатов самоподготовки, используя различные приемы: фронтальный опрос, терминологический диктант или тестовые задания, индивидуальный опрос.

Выполняют задания

Управление процессом усвоения, обсуждение результатов контроля

35 мин

3

Изучение нового материала.


Преподаватель обращает внимание на значение данной темы для практики, использует опорный конспект,дополнительные источники информации.

Студенты знакомятся с алгоритмами, записывают основные положения и определения в тетради

Обеспечить прочное активное усвоение знаний.

20 мин

4

Демонстрационная часть


Преподаватель демонстрирует слайды по данной теме, учебный фильм. Затем проводится демонстрация манипуляций:

  • Введение в/в капельно лекарственных средств

  • Обработка рук

  • Разведение дез. Растворов

  • в/в инъекция


Внимательно смотрят, задают вопросы

Обеспечить прочное активное усвоение знаний.

15 мин

5

Вводный инструктаж


Преподаватель доводит до внимания студентов план проведения самостоятельной работы, ее цели и задачи. Преподаватель обращает внимание на обязательное соблюдение принципов этики и деонтологии при общении с пациентами и медперсоналом, соблюдение требований инфекционной безопасности при выполнении практических навыков.


Студенты знакомятся с заданием, получают глоссарий, алгоритмы.

Обеспечить прочное активное усвоение знаний.

5 мин

6

Самостоятельная работа.


Этапы отработки манипуляций контролирует преподаватель. Студентов, не допускающих ошибок, назначают экспертами.

Преподаватель контролирует все этапы самостоятельной работы, оценивает активность студентов.


Работа в кабинете доклинической практики. Решение ситуационных задач на развитие клинического мышления. Затем по алгоритмам студенты отрабатывают практические навыки, работают парами. Изучают глоссарий.

  • Введение в/в капельно лекарственных средств

  • Обработка рук

  • Разведение дез. Растворов

  • в/в инъекция


Обеспечить прочное активное усвоение знаний

175мин

7

Рефлексия


Предлагает студентам высказать свою точку зрения по достижению целей занятия, результатам занятия.

Анализируют собственную деятельность

Осознание студентами важности владения знаниями в объеме достаточном для выполнения профессиональных обязанностей.


5 мин

8

Подведение итогов, задание на дом

Преподаватель оценивает работу на всех этапах занятия, комментирует основные ошибки, отмечает отличившихся студентов, оглашает итоговые оценки и отвечает на вопросы студентов. Для объективности используются карты экспертной оценки. Сообщается тема следующего занятия, вопросы для самостоятельной подготовки, источники информации /учебные пособия, лекции и т.д

Дает указания по уборке рабочего места

Анализируют собственную деятельность, записывают домашнее задание, задают вопросы, приводят в порядок рабочее место

Оценка работы студентов на занятии, стимуляция интенсивной подготовки к занятию, осознание студентами важности владения знаниями в объеме достаточном для выполнения профессиональных обязанностей.

Вырабатывать аккуратность, дисциплинированность

5 мин



Оценка результатов учебной деятельности студентов. Рефлексия.

«5» - глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется понятийным аппаратом, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная оценка предполагает грамотное, логичное изложение ответа (качественное внешнее оформление).

«4» - студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознано применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеет отдельные неточности.

«3» - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения

«2» - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.



Задание на дом.

Тема: «Кишечные инфекции. Сестринский уход при брюшном тифе, паратифе А и В. Сестринский уход при сальмонеллёзе и ботулизме».

Самостоятельная работа с методическим пособием и литературой:

- (Ющук Н.Д. Инфекционные болезни гл.1;

- Приложение №1 к приказу МЗ РФ от 4 августа 1983г.№916. инструкция по санитарно - противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционной больниц (отделений).

- Агеев, В.С., Э.Н.Головко, К.И. Дерлятко; Под ред. А.А. Слудского; Гиссарский природный очаг чумы. - Саратов: Саратовский университет, 2003

- Алексеев, В.В, Н.П., Храпова «Современное состояние диагностики особо опасных инфекций» 2011 - 4 (110) страницы 18-22 журнала «Проблемы особо опасных инфекций».














































Приложение 1

Ситуационные задачи

Задача № 1

У пациента с диагнозом " брюшной тиф " на 19 -ый день болезни появились резкая слабость, головокружение, шум в ушах, температура тела 35,5оС, лицо бледное, пульс 120 ударов в минуту слабого наполнения и напряжения, кал черный.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику применения пузыря со льдом.



Задача № 2

Больной, 40 лет, с жалобами на высокую температуру, сильную головную боль, отсутствие аппетита, слабость. Заболел 8 дней назад. Отметил снижение работоспособности, температуру не измерял, продолжал работать. Через 5 дней самочувствие ухудшилось. Температура повысилась до 38,2°С, усилилась слабость, головная боль. В последующие дни температура нарастала, головная боль усиливалась, отметил неприятное ощущение вздутия в животе, задержку стула.
При осмотре на 8-й день болезни состояние тяжелое, бледный, вялый. Температура 39,6° С. При осмотре кожи: на животе, и на груди обнаружены 3 элемента розеолезной сыпи. В легких дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены. Пульс 82 уд/мин. АД 110/60. Язык сухой, обложен коричневым налетом, отпечатки зубов по краям. Живот при пальпации умеренно вздут, увеличение печени и селезенки. Из эпиданамнеза: 2 недели гостил у родственников в деревне, где купался в пруду, ел немытые овощи и фрукты.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику введения лекарственного средства в/в капельно.



.

















Приложение 2

Тестовый контроль


1. Определите тип проблемы: у пациента нет стула 48 часов. 

1) второстепенная 
2) потенциальная 
3) эмоциональная 
4) настоящая

2. Как называется полное уничтожение микроорганизмов, спор и вирусов? 
1) дезинфекцией 
2) стерилизацией
3) дезинсекцией 
4) дератизацией

3. Сколько составляет продолжительность дезинфекции медицинских термометров в 3% растворе перекиси водорода ? 
1) 45 мин 
2)300 мин 
3) 20 мин 
4) 180 мин

4. Концентрация спирта, используемого для обработки кожи пациента перед инъекцией (в градусах): 
1) 96 
2) 80 
3) 70
4) 60

5. Сколько необходимо мыть руки после любой манипуляции? 
1) 5 мин 
2) 1 мин 
3) 30 сек 
4) 15 сек

6. Пути передачи кишечных инфекций:

1) пищевой, водный, контактно-бытовой

2) инфицированная пища

3) вода различных водоемов

4) грязные руки, предметы обихода

7. Основной метод диагностики кишечных  инфекций:

1) аллергический

2) серологический

3) биологический

4) бактериологический

8. При любой инфекции необходимо прежде всего обработать
1) посуду больного
2) одежду больного
3) выделения больного
4) постельное белье
9. Основной механизм заражения при кишечных инфекциях
1) воздушно — капельный
2) фекально — оральный.
3) парентеральный
4) воздушно — пылевой
10. При диагностике кишечных инфекций чаще исследуют
1) кровь
2) мочу
3) кал
4) желчь
11. Типичное осложнение при брюшном тифе
1) пневмония
2) перфорация язвы кишечника
3) паротит
4) менингит

12. Специфические осложнения брюшного тифа:

1) кишечное  кровотечение, перфорация кишечника

2)бронхит, пневмония

3)стоматит, паротит

4)цистит,  пиелонефрит










































Приложение 3