Модуль «Робототехника»
Практическая работа
Разработка и методический анализ практической работы в рамках модуля «Робототехника», 5 класс, (тема практической работы по выбору слушателя из ФРП ООО).
Цель: разработать содержание и критерии оценки практической работы по инвариантным модулям учебного предмета «Труд (технология)».
Задание:
Выберите тему практической работы в ФРП ООО по модулю «Робототехника», 5 класс.
Определите предметные образовательные результаты практической работы.
Разработайте практическую работу в предлагаемом шаблоне.
Разработайте критерии оценки результатов практической работы в предлагаемом шаблоне.
Методическая разработка практической работы
по теме «Сортировка деталей конструктора» (по выбору слушателя)
Задание 1. Определите предметные образовательные результаты практической работы.
- Чему необходимо научить учеников?
- Какие предметные результаты планируете достичь?
- Какие термины, понятия, приемы работы, технологические операции школьникам нужно запомнить и верно называть?
- Чему школьники научатся в ходе выполнения практической работы?
Планируемые предметные результаты Базовый уровень |
В результате выполнения практической работы обучающиеся | Впишите предметные результаты, соответствующие изучаемой технологии |
узнают: … (термины, понятия, названия инструментов, приемов работы, трудовых операций и др.) | Классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению; знать основные законы робототехники. |
научатся: … (выполнять трудовые операции, использовать инструменты, приспособления и др.) | Называть и характеризовать назначение деталей робототехнического конструктора; характеризовать составные части роботов, датчики в современных робототехнических системах. |
смогут объяснять/характеризовать: … (порядок технологических операций, этапы выполнения работы и др.) | Применять навыки моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора. |
смогут самостоятельно выполнить/сделать: … (- аналогичное изделие, соблюдая технологическую последовательность; - другое изделие, перенеся знания изученной технологии на другие объекты) | Владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание робототехнического продукта. |
Задание 2. Разработайте практическую работу в предлагаемом шаблоне.
Определите:
- Какова цель выполнения работы для ученика? Чему он научится?
- Какие материалы и инструменты потребуются для выполнения работы?
- Какое задание, этапы работы должен выполнить обучающийся, чтобы освоить необходимые операции?
- Сформулируйте пример вывода, который должны сделать обучающиеся по итогам выполнения практической работы.
Практическая работа «Сортировка деталей конструктора»
Цель: Запомнить расположение деталей в отсеке для деталей конструктора, их название и прямое назначение.
Оборудование и материалы: Конструктор для изготовления робота, отсек для сортировки деталей конструктора, инструкция для сортировки деталей конструктора.
Задание:
1.Изучить инструкцию для сортировки деталей конструктора.
2.Запомнить расположение деталей в отсеке для деталей конструктора, их название и прямое назначение.
3.Разложить детали согласно инструкции.
Технологическая карта
Последовательность технологических операций | Материалы, инструменты |
1.Откройте коробку, достаньте несколько разных деталей, рассмотрите их. | Робототехнический конструктор, отсек для сортировки деталей, инструкция для сортировки деталей. |
2.Обратите внимание на отличие этих деталей. | Робототехнический конструктор, отсек для сортировки деталей, инструкция для сортировки деталей. |
3.Посчитайте размерность деталей – прямых и угловых балок. | Прямые и угловые балки. |
4.Возьмите балки для крепления в двух плоскостях. | Балки для крепления в двух плоскостях. |
5.Возьмите и рассмотрите 5 осей разного размера. Измерьте их длину. | Оси разного размера. |
6.Достаньте угловые балки, определите их отличие друг от друга. | Угловые балки. |
7.Достаньте штифты и сравните их. | Штифты. |
8.Изучите рамки, подумайте, для чего они могут быть использованы. | Рамки. |
9.Изучите коннекторы, с какими деталями их можно соединять. | Коннекторы. |
10.Рассмотрите электронные устройства конструктора для изготовления роботов. Достаньте контроллер. Найдите датчик нажатия. Достаньте провода, рассмотрите их. | Электронные устройства, контроллер, провода. |
11.Изучите инструкцию по сортировке робототехнического набора. Разложите электронные устройства и другие детали согласно инструкции. | Робототехнический конструктор, отсек для сортировки деталей, инструкция для сортировки деталей. |
12.Сделайте вывод о результатах работы. | Робототехнический конструктор, отсек для сортировки деталей, инструкция для сортировки деталей. |
Оцените качество выполненной работы по карте контроля
Карта контроля выполненной работы
Технологическая операция | Критерий оценки | Балл |
1.Посчитайте размерность деталей – прямых и угловых балок. | Правильное определение прямых и угловых балок. | 1 |
2.Возьмите и рассмотрите 5 осей разного размера. Измерьте их длину. | Правильное определение осей разного размера. | 1 |
3.Достаньте штифты и сравните их. | Правильное определение штифтов. | 0,5 |
4.Изучите рамки, подумайте, для чего они могут быть использованы. | Правильное определение рамок. | 0,5 |
5.Рассмотрите электронные устройства конструктора для изготовления роботов. Достаньте контроллер. Найдите датчик нажатия. Достаньте провода, рассмотрите их. | Правильное определение электронных устройств, контроллера, датчика нажатия | 1 |
6. Разложите электронные устройства и другие детали согласно инструкции. | Правильная раскладка деталей согласно инструкции. | 1 |
| Итого: | 5 |
Сделайте вывод по результатам практической работы:
ПРИМЕР ВЫВОДА: Обучающиеся ознакомились с инструкцией для выполнения работы, определили прямые и угловые балки, оси разного размера, штифты, электронные устройства, контроллер, датчик нажатия. С заданием справились все, разложили детали в отсек для сортировки деталей согласно инструкции.
Задание 3. Разработайте критерии оценки результатов практической работы в предлагаемом шаблоне.
Критерии оценки (ПРИМЕР)
| Оценка процесса | Баллы | Оценка |
1 | Соблюдение техники безопасности, правил безопасного труда | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | |
2 | Соблюдение дисциплины, правил делового общения | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | |
3 | Соблюдение культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места) | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | |
4 | Соблюдение/качество выполнения технологических операций | Выполняется полностью верно - 1 Выполняется верно, но с нарушением отдельных технологических приемов и правил - 0,5 Нарушена технология, выполнение технологической операции: изделие изготовить/завершить невозможно (брак) - 0 | |
5 | Соблюдение последовательности этапов сборки конструкции/изделия. В однодетальных изделиях критерий не применяется | Соблюдены все этапы, сборка завершена – 1 Последовательность нарушена – 0 | |
| Итого | 5 | |
| Оценка результата | Баллы | Оценка |
1 | Соблюдение техники безопасности, правил безопасного труда | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | |
2 | Соблюдение дисциплины, правил делового общения | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | |
3 | Соблюдение культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места) | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | |
4 | Определение всех деталей конструктора | Правильное определение - 1 Не выполняется - 0 | |
5 | Соблюдение правильности этапов раскладки деталей согласно инструкции | Соблюдены все этапы – 1 Правильность нарушена – 0 | |
| Итого | 5 | |