СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка поможет педагогам при разработке уроков.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы"»

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Что такое функциональная грамотность? Какие приемы помогут сформировать функциональную грамотность на уроках русского языка и литературы? Попробую ответить на поставленные вопросы.

Функциональная грамотность - совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем. Казалось бы, что может быть проще, чем научить ребенка читать и писать (многие уже в дошкольном возрасте неплохо читают). Многие родители стараются начать учить ребенка читать еще в раннем возрасте. А что читает ребенок? Понимает ли он смысл прочитанного? Над этими вопросами родители не задумываются, они просто гордятся своим ребенком, считая, что навык чтения - это самый важный навык. Особенно они гордятся своим ребенком, если у него высокая скорость чтения. Часто приходится разъяснять родителем, что важна не скорость, а осмысленное чтение. Ребенку важно не только уметь читать, но и понимать прочитанное.

На своих уроках я часто сталкиваюсь с тем, как хорошо читающий ребенок не может ответить на вопросы по прочитанному тексту, то есть быстро прочитал, но ничего не понял. Поэтому часто на своих уроках я использую такой прием, как комментированное чтение. Учащимся необходимо сначала прочитать, а потом выделить основную мысль прочитанного фрагмента. Благодаря этому приему, ребята начинают читать чуть медленнее, но вдумчивее.

Особое внимание на уроках уделяется словарной работе. С дошкольниками работа над разъяснением значения слов ведется практически на каждом уроке при помощи наглядного материала, далее дается задание составить предложение, чтобы данное слово было уместно употреблено. Дети активно включаются в игру.

Работа над расширением словарного запаса активно ведется как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Здесь учащимся предлагается использовать словари, а также интернет ресурсы. В конце урока ребятам предлагается составить небольшой рассказ с использованием новых слов.

В 8-11х классах работа над расширением словарного запаса продолжается. В старших классах уместны групповые формы работы, работы в парах. Здесь уже ребята пишут эссе, используя новые слова, а также подбирают антонимы и синонимы.

Большое внимание на уроках литературы уделяется исследовательской и проектной работе. Я считаю, что уроки литературы помогают развивать креативное мышление. В 5-6х классах достаточно просить ребят проиллюстрировать наиболее понравившиеся моменты. В старших классах ребята работают над созданием буклетов к тому или иному произведению. В 10-11х классах ребята составляют ленты времени. Мы, к примеру, брали роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир». Получились довольно интересные работы. К сожалению, катастрофически мало уроков литературы. В 7-8х классах на уроки литературы выделяется всего два часа в неделю. Получается, что на изучение произведений учащимся дается очень мало времени.

Раньше для подготовки к урокам русского языка приходилось искать много дополнительного материала. С этого года наша школа перешла на линию учебников под редакцией А. Д. Шмелёва. данной линии УМК является построение учебного материала по модульному принципу, при этом под модулем понимается единица организации материала, направленная на комплексное достижением метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе, который сопровождается промежуточным контролем. Линия включает аудиоприложение, словари, электронные учебники, рабочие тетради и методические пособия.

Мне кажется, что данная линия помогает формировать функциональную грамотность на уроках русского языка. Например, уже на первом уроке в 9 классе ребятам необходимо такое задание: «Прочитайте на с.8-9 высказывания о языке известных деятелей культуры-учёных и писателей. Подберите высказывания, в которых говорится: а) о языке как культурном достоянии целого народа; б) и т.д.» Мы видим задание на соответствие.

Следующее задание такого плана: «Найдите на справочно-информационном портале «Грамота.ру» другие цитаты, подтверждающие взаимосвязь языка и культуры. Составьте небольшой текст на основе прочитанных высказываний, обобщив их основные положения. Данное задание направлено на поиск информации из других источников, а также на развитие креативного мышления.

В задании 4 учащимся предлагается заняться исследовательской работой: «1) Рассмотрите иллюстрацию и портреты русских филологов ХlХ века Якова Карловича Грота и Петра Александровича Плетнёва. Темой научной дискуссии между ними было слово ночник. Как вы думаете, что это слово могло обозначать в ХlХ веке? 2) Послушайте сообщение и расскажите, какого мнения придерживался каждый из участников дискуссии. Затем проведите свое исследование, используя «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Чью точку зрения вы разделяете? 3) Сопоставьте результаты вашего исследования с данными словарей современного русского языка. Какие значения у этого слова там зафиксированы?»

У же 6 задание – это проектная работа: «Если вас заинтересовал опыт исторических исследований русской лексики, вы можете познакомиться с проектом «Своевольные смыслы» на сайте Национального корпуса русского языка. Задача проекта – изучение и описание изменении и употреблении и 30 слов русского языка на протяжении ХIХ – ХХI вы можете принять участие в исследовании, которое основывается в первую очередь на материалах Национального корпуса русского языка. Целью является создание ряда научно-популярных очерков, каждый из которых посвящен истории значения одного слова»

Я проанализировала всего шесть заданий, и каждое из них нацелено на формирование функциональной грамотности. Многие задания в учебнике предлагаются для работы в паре или группе. Авторы учебника используют большое количество текстов научных и публицистический стилей. В учебнике много иллюстраций. Практически, в каждом задании ставится проблемный вопрос, что позволяет учащимся не только отработать те или иные навыки правописания, но и еще раз внимательно перечитать текст и подумать над проблемой.

Приведу пример еще одного задания: «Послушайте два мнения об этом тексте и выберите то, которое вам кажется верным. Объясните свой выбор. Вам поможет текст рубрики «Лингвистическая кладовая». Соответственно, это задание помогает ребятам, опираясь на знания, высказать свое мнение, согласившись с тем или иным мнением.

Итак, курс русского языка направлен на формирование функциональной грамотности, которая понимается как способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, максимально быстро адаптируясь к ней и проявляя способность ко взаимодействию и взаимопониманию. Формирование функциональной грамотности должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.


Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся.


Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся. Совершенствование речевой деятельности учащихся строится на усвоении знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения, на умении анализировать и классифицировать языковые явления и факты, на воспитании культуры устного и письменного общения, включающей формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.


Существенный вклад в формирование функциональной грамотности вносят многообразные формы учебно – исследовательской и проектной деятельности.


Наиболее сложным видом учебных проектов является исследовательский проект, представляющий собой небольшое исследование на лингвистическую, социолингвистическую, культурологическую, литературоведческую тему. По структуре такое учебное исследование приближается или совпадает с подлинным научным исследованием и включает: аргументацию актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования в последовательности принятой логики; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, формулирование выводов; оформление результатов исследования и обозначение новых проблем, требующих дальнейшего исследования.


Результаты творческих проектов по русскому языку и литературе могут быть представлены буклетами, газетами, журналами, сказками на лингвистические темы, сценариями видеофильмов.


Способов и приемов для формирования функциональной грамотности очень много. Главное, желание педагога учиться, находить новые методики и приемы и совершенствовать свое мастерство.