СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка проекта урока по теме: А.И.Куприн "Барбос и Жулька"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме: А.И.Куприн "Барбос и Жулька" с учётом требований ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проекта урока по теме: А.И.Куприн "Барбос и Жулька"»



Проект урока по теме:  А.И. Куприн « Барбос и Жулька»

(литературное чтение)

Проект урока

Учебный предмет - литературное чтение, 4класс

УМК «Школа России»

Тема урока  А.И. Куприн « Барбос и Жулька»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока

1. Образовательные:

​  расширить знания о жизни и творчестве А.И. Куприна;

​ познакомить с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа;

​ учить анализировать поступки и характер героев;

​ обогащать словарный запас учащихся.

2. Развивающие:

​ развивать мышление, речь , память учащихся;

​ продолжить формирование навыков выразительного чтения;

​ формировать навыки самостоятельной работы с текстом и новой информацией, умения выделять главное;

​  формировать адекватную самооценку.

3. Воспитывающие:

​ создать условия для формирования нравственных качеств личности

​ учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;

​ помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

​ прививать любовь к природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

​ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

​ чувство красоты художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;

​ умение сочувствовать и сопереживать;

​ чувство любви к животным.

Предметные:

  • овладение базовыми знаниями, развитие умения искать, анализировать, сопоставлять события;

  • умение прогнозировать содержание рассказа;

  • высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному тексту.

Метапредметные:

Познавательные УУД: знать понятие рассказ,  развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, учебник, словарь.

Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.

Регулятивные УУД: улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Личностные УУД: понимать и принимать нравственные ценности и идеи.

Оборудование:

​ Техническая оснащенность: компьютер; проектор.

​ Демонстрационный материал: толковые словари.

​ Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

  • умеют ориентироваться в тексте;

  • разбивать текст на части;

  • подбирать заголовки к каждой части;

  • составлять синквейн;

  • работать в группах;

  • умеют работать с оценочным листом.



План и хронометраж урока

№ п/п

Название этапа

Хронометраж

I

Организация

Проверка готовности к уроку.

10 c

II

Мотивация к учебной деятельности

Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

1 мин

III

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Этап предполагает актуализацию знаний умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий.

1мин30c

IV.

Построение проекта выхода из затруднений

Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий.

30с

V.

Реализация построенного проекта

Этап предполагает решение исходных задач

18 мин 50с

VI.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия.

12 мин

VII.

Включение в систему знаний и повторений

Этап предполагает применение нового знания для обеспечения содержательной непрерывности.

8 мин

VIII.

Рефлексия учебной деятельности

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений как направление будущей учебной деятельности на уроке.

1 мин 30с

IX.

Домашнее задание

Этап предполагает обсуждение и запись домашнего задания.

1 мин













Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое основание: формируемые УУД (группы УУД и название конкретного УУД), средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.)

I. Организация

10 c

Проверка готовности к уроку.

Ученики проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: организация рабочего места.

II. Мотивация к учебной деятельности

1 мин

1.Учитель предлагает познакомиться с высказыванием Ж.Ж.Руссо и вставить пропущенные слова.

2.Учитель знакомит учащихся с критериями в оценочном листе.

Дети читают высказывание и вставляют пропущенные слова.

Дети внимательно слушают и готовы заполнять на протяжении всего урока.

Показ слайда № 1.

Личностные: положительное отношение к учебному труду.

III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1 мин 30 с

- Прочитайте название произведений.

- Перед нами произведения «Белый пудель», «Слон» и «Чудесный доктор».


Показ слайда № 2.

Используется приём «Покопаемся в памяти»

Познавательные: умение анализировать.

- Что объединяет эти произведения?

- Все произведения о животных.

- ­Эти произведения написал известный русский писатель Александр Иванович Куприн.


Показ слайда № 3


Учитель читает стихотворение Сергея Михалкова «Про тех, кто лает».

­­­- Попробуйте догадаться о ком мы будем читать сегодня на уроке.

Дети слушают, а потом высказывают свои предположения.

Показ слайда № 4

Регулятивные: прогнозирование темы текста и главных героев произведения, планирование собственной деятельности. 

Личностные: осознание услышанного, умение выражать свои эмоции, чувства.

- Назовите тему нашего урока.

- Будем читать произведение Александра Ивановича Куприна о собаках.


IV. Построение проекта выхода из затруднений

30 с

- Предположите, каков план нашего урока?

Заслушиваются высказывания детей. После обсуждения в парах. План записывают на доске.

  1. Биография писателя.

  2. Чтение произведения.

  3. Работа над текстом.

  4. Характеристика героев.

  5. Определение главной мысли рассказа.

  6. Составить план.

  7. Пересказать по плану.



Регулятивные: планирование собственной деятельности. 

Коммуникативные: повышение активности учащихся, умение осуществлять совместный поиск при работе в парах.



- Какие учебные задачи ставите для себя на уроке?

- Сегодня на уроке мы будем изучать произведение Александра Ивановича Куприна «Барбос и Жулька».

  • Работать над правильным и выразительным чтение про себя и вслух.

  • Учиться анализировать произведение.

  • Учиться давать характеристику поступкам героев.

  • Учиться определять главную мысль текста.

  • Учиться составлять план и уметь пересказывать.




Показ слайда № 5

V. Реализация построенного проекта

1.Знакомство с биографией

1 мин

- Продолжим знакомиться эпизодами жизни и творчества А.И. Куприна.
Учитель предлагает выступить группе подготовленных детей.

3 человека рассказывают биографию А.И.Куприна.

Остальные дети слушают.

Познавательные: составлять небольшое сообщение на основе информации, собранной из разных источников.

Регулятивные: уметь слушать, принимать и сохранять информацию.

2. Проверка

20 с

- Давайте проверим какими вы были внимательными и что нового вы узнали.

- Куприн родился в Пензенской губернии?

- Фамилия писателя происходит от названия реки?

- Куприн долго жил со своими родителями?

- Случалось работать певчим в хоре?

- Писал о строителях?

Дети пользуясь сигнальными карточками «Светофором» показывают ответ. ( красный – нет , зелёный – да)

- Да.



- Да.



- Нет.



- Да.

- Нет

Прием «Светофор».



Познавательные: умение работать с разными источниками информации.

Регулятивные: умение сохранять и анализировать услышанную информацию.

3.Первичное чтение

6 мин

Организует работу по первичному чтению. Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.

- Отметьте в тексте непонятные слова.

Вступительная беседа.

- Прочитайте название произведения ещё раз.



-Что обозначают эти слова?

– Предположите по кличкам собак, как они могут выглядеть?

– Почему их так назвали?

- Какой вы представляете Жульку?

-А Барбоса?

- Верны ли ваши предположения мы проверим в конце урока.

Дети внимательно слушают и следят за чтением.





Отмечают непонятные слова.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Комбинированное чтение.

Регулятивные: оценивание выразительности чтения по ранее определённым критериям.







Чтение с пометами.

Антиципация.









Регулятивные: прогностическая активность читателя.



4.Беседа после первичного чтения

30c


- К какому жанру относится это произведение. Объясните свое мнение.

- Понравился ли вам рассказ?

- О чем задумались, прочитав этот рассказ?

- Что поразило, удивило в этом рассказе?

- Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?







Дети высказывают свои мысли.




Фронтальная беседа.

Познавательные: осознание конкретного смысла содержания произведения.

Коммуникативные: построение связного высказывания.





5.Словарно - лексическая работа.

3 мин 30 с
















- Какие слова были не понятны вам?

- Я выделила ещё несколько слов, значение которых мне непонятно.

- Помогите уточнить значение этих слов для правильно понимания контекста.

- Поработайте в группах.





Дети называют эти слова.











1 и группа 2 группа работают со словарем.

3группа подбирает синонимы.

4 группа подбирает антонимы





Познавательные: осознавание значения слов.





Работа в группах.

Дифференцированная работа со слабыми детьми (работа с опорой на словарь) Коммуникативные: способность к бесконфликтному взаимодействию.




Физкультминутка.




6.Вторичное чтение

6мин

- Прочитайте текст и выделите смысловые части.

Дети читают текст цепочкой, карандашом делят его на части.

Познавательные: вычитывание текстовой информации, ее понимание, анализ, сравнение, обобщение, ориентирование в учебнике.

Коммуникативные: умение поддерживать диалог и участвовать в коллективном обсуждении.


7.Беседа по содержанию в целом 30 с









8.Работа над иллюстрацией

30 с

- Как люди относились к животным?

-К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились.

Познавательные: развитие мыслительных операций, как анализ, классифицировать, обобщать.

Личностные: обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий.

-Кто лучше всех понимал собак?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто на ней изображен?

- - Как вы думаете, какой ээпизод изобразил художник?

-Дети. Они их очень любили и заботились.


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1.Составление смысловых частей

5мин

2.Проверка проделанной работы.

1мин

- Продолжаем работать в группах.

- Перед вами стоит задача согласовать в группе выделенные смысловые части.

- Озаглавьте каждую часть.

Учитель осуществляет контроль за работой групп, направляет деятельность слабых учащихся.

Дети работают в группе. Выполняют задание.

Работа в группах.

Регулятивные: выбор наиболее эффективных вариантов плана, корректировка плана.

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Организует проверку проделанной работы.

Ставит перед детьми проблему. Организует ее решение.

- Можем ли мы дальше работать, если у вас разные составные части?

- Как же справиться с возникшей проблемой?

-Какую цель поставим?

- Как достичь этой цели?

- Для того, чтобы достичь цель, я могу предложить эталон, а что ещё можно сделать?

- Что быстрее?

- Я предлагаю эталон.

- Посмотрите на доску, что не так?(На доске заголовки плана расположены не по порядку.)

- Что нам поможет в правильном порядке расположить смысловые части?

- Из каких частей состоит композиция?

Дети озвучивают составленный план.

В каждой группе получилась разное количество частей.



- Нет.

- Выделить общие смысловые части.

- Уточнить смысловые части.



- Составить план.

- Коллективно найти название частей плана.



- Эталон.





- Нет порядка.



- Сюжетная композиция.



- Вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение.

Фронтальная работа.

Эвристический метод обучения.

Познавательные: анализ и классификация по заданным критериям, доказательство своей точки зрения на основании приведённых аргументов, умение работать с текстом.

 Коммуникативные: осознанное построение речевого высказывания, отбор цитаты из текста, использование найденных доказательств в устных высказываниях и рассуждениях, использование развёрнутого аргументированного ответа на вопрос проблемного характера; совместный поиск решения.

Регулятивные: осуществление взаимного контроля; адекватное восприятие оценки своих действий со стороны учителя и обучающихся.

3. Работа над составлением плана.

6 мин

Организует работу по составлению плана. Параллельно организует проверку понимания прочитанного.

На доске прикреплены такие карточки:

  • Появление бешеной собаки.

  • Прощание собак.

  • Описание Барбоса.

  • Описание Жульки.

  • Дружба собак.

  • Смерть Жульки.

  • Характер собак.

  • Подвиг Жульки.

  • Болезнь Жульки.

 -Выберите пункты плана, которые входят во вступление.

 

- Обратите внимание на внешний вид собак.

- Прочитайте как выглядела Жулька.

- Опишите, как выглядела Жулька.

- Опишите, как выглядел Барбос.

-С чем сравнивает автор шерсть Барбоса?

-А его уши?

- Зная только внешность собак можем сказать о характере, поступках.

- Что связывало этих собака?

- Какие отношения сложились между собаками?



















-Переключаю внимание на план. Найдите пункты плана для завязки.



- Кто врывается во двор?

- Как она себя ведет?

- Чем опасна бешеная собака для окружающих?

Предлагаю вам послушать сообщение об этой болезни.

Вызывает к доске подготовленного ученика.



- Как повел себя Барбос?

- Ожидали ли вы от Барбоса такого поступка?

- Почему?

- Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса?

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Прочитайте. С каким чувством вы будете читать отрывок?

-Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание.

- Вот почему даже Барбос боялся бешеной собаки.

-Мы подошли к кульминации рассказа. Какой заголовок отнесем к кульминации?

Кульминация (напряженный момент) - чтение этого момента как?

- Прочитайте, как поступила Жулька?

- С какой интонацией будете читать эти строки?

- Как вы думаете, зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке»?  

Изменилось бы что-нибудь, если убрать предложение: «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности».

- Почему Жулька выбежали наперерез бешеной собаки?

- Можно ли ее поступок считать героическим?

- Какой можно сделать вывод?

- Выберите пункты плана, соответствующие развязке.

-Как автор описывает болезнь собаки? Чем болела? В чем это проявилось?

-Чувствовал ли Барбос себя виноватым?

-В чем это проявлялось?

-Найдите и перескажите своими словами.

















-Заканчивая работу поработаем над композицией, найдём заключение.

-Прочитаем последний абзац.



-Что же произошло?

- Как все узнали о смерти Жульки?















-Что у нас получилось?









- Где можем использовать?

Дети выходят к доске и выставляют правильно заголовки плана. Относят каждый заголовок к определенной сюжетной композиции.

Ученики отвечают на вопросы, пользуясь текстом. При необходимости зачитывают цитаты.











Вступление.

  • Описание Барбоса.

  • Описание Жульки.

  • Дружба собак.

- «… Жулька также принадлежала к очень распространенной породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы.»

Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд.

«..клоки шерсти на его ногах, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов»

-«Уши Барбоса вечно носили на себе следы "боевых схваток превращались в причудливые фестоны»

- Нет.

- Внешность и характер собак различны!

- Они отличались манерой поведения и характером.

- Дружба.

« Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь».





Завязка.

  • Появление бешеной собаки. 



- Бешеная собака.

- «Собака носилась по двору из угла в угол, нагоняя одним своим видом панический ужас и на людей, и на животных.»

- Можно умереть от укуса бешеной собаки.



- «Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал».

- Нет.

-Раньше всегда кидался в драку.

- «Люди попрятались за двери и боязливо выглядывали из-за них. Все кричали, распоряжались, давали бестолковые советы и подзадоривали друг друга.»

-С чувством страха.





















Кульминация

  • Подвиг Жульки.

- Будем передавать тревогу, напряжение.

- Чтобы показать опасность возникшей ситуации.

- Да, изменилось. Не так ярко представили бы весь ужас, который возник с появлением бешеной собаки.

- Она хотела спасти животных, детей от бешеной собаки.

- Можно.

- Маленькая Жулька совершила необычный, смелый поступок.























Развязка.

  • Болезнь Жульки.

Прощание собак.

Она заболела бешенством. «..она исхудала до неузнаваемости; то лежала по целым часам в каком-нибудь темном углу; то носилась по двору, кружась и подпрыгивая. Она отказывалась от пищи и не оборачивалась, когда ее звали по имени.-

« Он был сильно взволнован и принялся сначала визжать, а потом выть, подняв кверху голову. Иногда он останавливался на минуту, чтобы понюхать с тревожным видом и настороженными ушами щель сарайной двери, а потом опять протяжно и жалостно выл.»

Заключение.

  • Смерть Жульки.





- Жулька издохла.

«Часа через два он опять завыл, но так громко и так выразительно, что кучер должен был достать ключи и отворить двери. Жулька лежала неподвижно на боку. Она издохла...»





-План.







При подготовке пересказа.

Фронтальная работа.

Исследовательская деятельность.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форм; группировка предметов по существенным признакам.

Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывания, обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта

Регулятивные: преодоление затруднений при оценивании правильности выполнения заданий.

Рассказ о больной собаке.

Выборочное чтение.

Работа над выразительностью

VII. Включение в систему знаний и повторение

1.Составление синквейна

5мин

2.Определение главной мысли текста

1 мин

3.Работа с пословицами

2 мин

-Я думаю, что вы теперь сможете составить характеристику собак. Поработайте в группах и составьте синквейн.

( Группа слабых детей работает под руководством учителя).

1 и 2 группа – Барбос, 3-4 группа – Жулька

- Какой можем сделать вывод?

- Да, действительно, от внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.

- На какой главный вопрос мы должны ответить на уроке?

Организует работу над определением главной мысли текста.

-Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

-Могут ли дружить животные так же как люди?

-Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

- Какую мысль хотел выразить А. И. Куприн в своём рассказе?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Таким образом, автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям.

-Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей.

- А теперь поработайте в парах. У вас на партах лежат распечатанные пословицы. Выберите ту, которая подходит к этому рассказу.

  • Без беды, друга не узнаешь.

  • Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

  • Друг познаётся в беде.

Постановка проблемы.

 - Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства?

- А были ли у вас моменты в жизни, когда приходилось расставаться со своими питомцами?

- Какие чувства вы тогда испытывали?

- Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как?





- Если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили?











Каждая группа работает над своим синквейном.

Ученики высказывают свою точку зрения.











Определить главную мысль рассказа.





Ученики высказывают свои мысли.









-Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа.













Учащиеся подбирают пословицу и приводят аргументы.















Ответы детей.





Рассказы детей.



-Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее.

-Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива.

Ответы детей.

Работа в группах.

Познавательные: активизируется познавательная деятельность, происходит осмысление поступков героев.

Регулятивные: анализ и выделение существенных смысловых признаков. взаимоконтроль при выполнении задания.

Коммуникативные: определение задачи групповой работы, распределение функций в группе при выполнении творческих заданий.

Фронтальная работа.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции в высказываниях.

Работа в парах.

Коммуникативные: внимательное слушание собеседника и понимание его высказываний, обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта

Регулятивные: преодоление затруднений при оценивании правильности выполнения заданий.

Приём « Мозговой штурм»

Фронтальная работа



Личностные: понимание и принятие нравственных ценностей и идей.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи, высказывание и обоснование своей точки зрения.

Прием «Фантастическая добавка»

VIII. Рефлексия учебной деятельности

1.Фиксация неразрешенных затруднений

15 с

2.Самооценка

1 мин 15с

- Посмотрите на наш план. Что не успели сделать.

- Значит, задание следующего урока…

- Закончите предложения.

  • Сегодня я узнал…

  • Я еще хочу прочитать…

  • Для меня было интересным…

  • Мне на уроке понравилось…

- Вспомните свои предположения, которые вы высказывали перед чтением относительно главных героев. Оправдались ли они?

- Пользуясь своим оценочным листом проанализируйте свою работу на уроке.

- Довольны ли вы сегодня своей работой на уроке?

-Что вам удалось?

- Ответы кого из одноклассников вам хотелось бы отметить на сегодняшнем уроке?

- Какими словами одобрения вы поддерживали друг друга при работе в паре?

-Мне хотелось бы отметить хорошую работу на уроке …

- Пересказать по плану.

- Будем работать над пересказом по плану.



Ученики заканчивают фразу.









Дети высказываются.





Подводят итоги своей деятельности на уроке.



Оценивают собственную деятельность, - выбирают лучших учеников.

Итоговый опрос.

Фронтальная работа.

Личностные: формирование положительного отношения к совместной деятельности.

Показ слайда №8

Регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя.

IX. Домашнее задание

1 мин

1. Подготовьте устный рассказ о Жульке или Барбосе.

2. Перечитайте текст ещё раз. Придумайте свое окончание рассказа.

3. Кульминацию рассказа подготовьте для выразительного чтения.

- Работа завершена.

- Урок закончен, до встречи на следующем уроке.

Выбирают индивидуальное задание, записывают его в дневник.

Игра «Беспроигрышная лотерея».

(Дети достают из коробки номер заданий. Слабым ученикам оставить право самостоятельного выбора).

С этими словами дети должны закончить записывать задание.

Показ слайда №9

Приём «Необычная обычность»

«Создание нового продукта»

Регулятивные: самостоятельный выбор домашнего задания по определению степени сложности его выполнения, оценивание своих сил и возможностей.

Коммуникативные: выбор способ взаимодействия с родителями.







Литература :

Учебник Л.Ф. Климанова. Литературное чтение. 4класс. II часть;

методические рекомендации к учебнику;

Гин А.А. «Приемы педагогической техники»

И.И.Бондарева, О.Ю Дедова, Н.Н.Деменева. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС.

Материал к уроку

Ж.Ж.Руссо: « Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы (умные), как много хорошего (умеете), если будете постоянно (работать) над собой, ставить новые ( цели) и стремиться к их (достижению).»

«Про тех, кто лает» С. Михалкова.

На свете множество собак –

И на цепи и просто так:

Собак служебных – пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных –

Бродячих псов, всегда голодных.

Биография писателя

1-й ученик: Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии - Купры. Куприн родился в Пензенской губернии в 1870 году 7 сентября. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище.

2 ученик: Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолёте и едва не погиб, когда самолет начал неожиданно падать. Он прожил большую, трудную, но радостную жизнь; обладал редким талантом неистощимого жизнелюбия, в самых тяжёлых обстоятельствах умел быть счастливым.

3 ученик: Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлёром. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Много написал рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

Словарная работа

1 группа

Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Флирт – любовная игра, кокетство.

Фестоны – выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

Чиновники – государственные служащие.

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.



2 группа

Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.

Полный карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

Триумф – блестящий успех.

Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. ( Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) – пользоваться плодами успехов. )

Искони – издавна.

3 группа

Подберите синонимы 

Приземистый - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

Льстивый – обманчивый, вкрадчивый
Мучение  - страдание, терзание, пытка, мытарство, маета.

4 группа

Подберите антонимы :
Сходство – различие, разница
Взволнован – спокоен.



Рассказ о бешенстве

Бешенство — особо опасная вирусная инфекция, которая проникает в организм со слюной больного животного или при укусе. Если заболевшее животное в течение 10 дней не взбесится, укус не может привести к заболеванию. От укуса ранки до появления клинических признаков бешенства проходит от 14 суток до 3 месяцев. Болеют все теплокровные животные и человек. Заболевание всегда заканчивается гибелью.





Синквейн

Барбос

1.​ Барбос.

2.​ Невелик, приземист, неаккуратный, буйный.

3.​ Лежал, ждал, несся, настигал, сшибал, дрожал, принялся визжать, выл, возвращался.

4.​ Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. 

5.​ Преданный.

Жулька

1.​ Жулька.

2.​ Маленькая, комнатная, деликатная, застенчивая.

3.​ Сдерживала, любила поиграть, выскочила, понеслась, исхудала, ослабела, издохла.

4.​ Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. 

5.​ Отважная, верная.







Оценочный лист

Критерии оценивания моей деятельности

0

1

2

Читал(а) без ошибок




Определил (а) главную мысль




Отвечал(а) на вопросы по содержанию




Определил(а) последовательность событий




Высказывал(а) собственное мнение




Давал(а) характеристику героям




Плодотворно работал(а) в группе




0 – ничего не выполнил(а)

1- частично

2-в полной мере выполнял(а)