СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка программы курса внеурочной деятельности по технологии "Умелые ручки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Умелые ручки»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка программы курса внеурочной деятельности по технологии "Умелые ручки".»















Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Умелые ручки»






Направление – техническое

Класс – 8


Ф.И.О. педагога-разработчика программы

Ермакова Е.Н. (учитель технологии)

1.Пояснительная записка

Радиоэлектроника в наше время во многом определяет научно-технический прогресс в различных областях экономики. Ее дальнейшее успешное развитие опирается на высококвалифицированных специа­листов, энтузиастов своего дела. Вся история отечественного радио­любительства убедительно свидетельствует, что оно стало массовой школой первоначальной подготовки специалистов для экономики страны, ее Вооруженных Сил.

Радиоэлектроника помогает им закреплять на практике знания основ наук, получаемые в школе, приобщает к общественно полезному труду, расширяет обще­технический кругозор. Через радиолюбительство учащиеся делают первые шаги к познанию основ множества специальностей, связанных с радиотехникой и электро­никой.


Основной задачей  является формирование и развитие активного творческого мышления, осуществление профессиональной ориентации и практической подготовки для работы в различных отраслях радиоэлектронной промышленности.

Программа рассчитана на подготовку к самостоятельному конструированию несложных радиотехнических аппаратов. Она предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по радиотехнике и выполнение монтажных, сборочных и наладочных работ. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме программы.

Начальные теоретические знания и практические навыки по электронике и основам электроники. На этой стадии изучаются основные законы, производится сборка элементарных электрических цепей, электронных каскадов, параллельные и последовательные цепи, диоды в цепи переменного тока, каскады на транзисторах, знакомство с радиоэлементами – резисторами, конденсаторами и т.д. Одна из основных целей, усвоение базового закона электрических цепей - Закона Ома.

Цель: Формирование у молодого поколения устойчивого интереса к определенному виду деятельности. Формирование и развитие активного творческого мышления, интеллектуального развития.

Задачи:

1. Научить читать принципиальные схемы и самостоятельно проектировать несложные устройства.

2. Освоить основные законы электроники.

3. Научить учащихся применять полученные знания на практике.

2.Общая характеристика учебного предмета, курса

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. В программе «Умелые ручки» прослеживается ряд условий, способствующих развитию интереса к Индустриальным технологиям, так как процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, что предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желание учиться, приобретать новые знания со стороны обучающихся. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные обучающимися при изучении школьных курсов математики, физики, химии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и рекомендована для обучающихся 8-х классов средней школы, учителей технологии и родителей обучающихся. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 45минут. Предусмотрены следующие формы и методы работы: лекции, беседы, большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера, практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов.


3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа «Умелые ручки» рассчитана на один год, занятия проводятся 1 раз в неделю (35 часа). Предусмотрены разнообразные формы организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология. В каждом занятии прослеживаются две части: теоретическая; практическая. Предмет (курс) входит в число дисциплин, включенных в учебный план МБОУ СОШ № 49.


4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные:

  • ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;

  • приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;

  • осознать свое место в мире;

  • формировать мотивационную основу для занятий техническим творчеством и моделированием, включающих социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, интерес к новым видам технического творчества, к новым способам самовыражения, устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов, понимание причин успешности творческой деятельности;

  • оптимистически воспринимать мир.

Метапредметные

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

    • коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе разработки проекта.

Предметные

в познавательной сфере:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивно­го развития общества;

  • формирование целостного представления о сущности технологической культуры и культуры труда;

  • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

  • применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

  • овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

в трудовой сфере будут знать:

  • закон Ома. Пользоваться им в любом необходимом случае.

  • формулы вычисления емкости и сопротивления при параллельном и

  • последовательном соединении.

  • работу р-п, р-п-р, п-р-п, переходов, технические характеристики

  • диодов и транзисторов.

  • электрический ток, электрическое напряжение, мощность.

  • технику безопасности при работе на станках и выполнении монтажных работ.

  • флюсы и припои.

  • знать схемы подключения транзисторов с ОБ, ОЭ, ОК.

  • принцип работы электровакуумных приборов.

  • знать еденицы изучения емкости, сопротивления, тока, мощности,

  • напряжения.

  • принцип работы электроизмерительных приборов.

  • принцип работы изготовляемых конструкций.

будут уметь:

  • выполнять различные виды пайки монтажных проводов;

  • выполнять монтаж и демонтаж радиодеталей на печатных платах;

  • выполнять распайку коаксиальных кабелей и штеккерных разъёмов;

  • применять безопасные приёмы труда;

  • выполнять правила производственной санитарии и организации рабочего

места.

5.Содержание учебного предмета, курса


1. Вводное занятие - 1ч.

Теоретическая часть. Значение радиоэлектрики в жизни людей. Знакомство с планом кружка. Показ самоделок. Знакомство с кабинетом.


2. Электрические цепи постоянного тока. Закон Ома - 2ч.

Теоретическая часть. Инструктаж по технике безопасности.

Объяснение закона Ома для полной цепи и для участка цепи. Понятие электрический ток. Цепи постоянного тока. Значение закона Ома. Умение применять закон Ома. Умение отличать постоянное напряжение от переменного.

Практическая часть. Сборка схемы электрического фонарика. Доказательство работы закона Ома на примере.


3. Электроматериалы и их обработка - 1ч.

Теоретическая часть.

Ознакомление учащихся с клеями, пластмассами, текстолитом, жестким картоном и т.д. Различать материалы по виду и названиям. Уметь обрабатывать каждый материал. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая часть. Практическая обработка электроматериалов.


4. Пайка и электромонтажные работы- 2 ч.

Теоретическая часть.

Ознакомление учащихся с припоями, флюсами их продление. Технология пайки. Техника безопасности при пайке. Умение различать флюсы, различать их по применению. Паять провода различных видов.

Практическая часть. Пайка жестяных коробочек, проводов различного вида.


5 . Электрические цепи переменного тока - 1ч.

Теоретическая часть.

Понятие электрический ток, переменная частота, период, фаза. Уметь различать переменный и постоянный ток. Усвоить понятие частота, период, фаза, и закон. Техника безопасности при работе с электрическим током.

Практическая часть. Расчет по формулам фазы и частота. Подключение приборов к переменному току.


6. Радиоэлементная база, демонтаж аппаратуры, расфасовка - 1ч.

Теоретическая часть.

Понятие радиоэлементная база, усвоение названий радиоэлементов. Уметь различать радиоэлементы по названиям, назначению и внешниму виду. Техника безопасности при демонтаже.

Практическая часть. Демонтаж радиоаппаратуры, расфасовка радиоэлементов.


7. Параллельное и последовательное соединение радиоэлементов- 1ч.

Теоретическая часть.

Усвоение формул. Уметь пользоваться формулами при том или ином подключении радиоэлементов.

Практическая часть. Практическое соединение элементов для получения нужного номинала.


8. Работа и мощность электрического тока - 1ч.

Теоретическая часть.

Работа, совершаемая при прохождении электрического тока. Усвоение формул. Знать, как пользоваться формулами при необходимости высчитать работу или мощность.

Практическая часть. Практические применения формул.


9. Резисторы, принцип работы - 1ч.

Теоретическая часть.

Единица измерения сопротивления, приставки кило, мега, виды резисторов и подразделение их по мощности. Уметь найти резисторы из множества, необходимых по данным параметрам.

Практическая часть. Монтаж резисторов, меры предосторожности.



10. Конденсаторы. Принцип работы - 1ч.

Теоретическая часть. Единица измерения емкости, приставка микро, нано, пико. Виды конденсаторов. Умение найти необходимый конденсатор из множества.

Практическая часть. Монтаж конденсаторов, меры предосторожности.


11. Электровакуумные приборы - 1ч.

Теоретическая часть.

Схемы подключения электровакуумных приборов, принцип работы, маркировка, виды приборов, цоколевка. Ознакомительное занятие. Обращение с приборами и техника безопасности.

Практическая часть. Монтаж электровакуумных приборов.




12. Полупроводники. Полупроводниковые диоды - 1ч.

Теоретическая часть. Объяснения работы р-п перехода и диода. Знать работу р-п перехода, параметры диодов и маркировку диодов. Знать принцип работы диодного моста. Техника безопасности при монтаже.

Практическая часть. Сборка диодного моста.


13. Транзисторы. Принцип работы - 1ч.

Теоретическая часть.

Схемы подключения транзисторов. Принцип работы п-р-п и р-п-р переходов. Работа биполярных и полевых транзисторов. Схемы подключения с ОБ, ОЭ, ОК. Знать принцип работы транзисторов , схемы подключения транзисторов с ОБ, ОЭ, ОК. Техника безопасности при работе с транзисторами.

Практическая часть. Практически отработать включение транзисторов в схемы.


14. Светодиоды и оптроны. Принцип работы и их применение - 1ч.

Теоретическая часть. Различие по параметрам. Знать принцип работы соблюдать меры предосторожности при монтаже.

Практическая часть. Техника безопасности при монтаже.


15. Тиристоры. Принцип работы - 1ч.

Теоретическая часть.

Разновидности тиристоров: динистор, симистор, тринистор, управление по аноду и катоду. p – n – p – n – переход. Схема замещения. Знать все принципы и виды резисторов.

Практическая часть. Практическое включение тиристоров в схемы.


16. Измерительный прибор – тестер и мультимер - 1ч.

Теоретическая часть. Назначение и применение. Уметь измерить прибором напряжение, ток, сопротивление и емкость.

Практическая часть. Практическое измерение всех видов энергии.


17. Измерительный прибор – осциллограф - 1ч.

Теоретическая часть

Принцип работы, назначение и применение. Уметь измерить прибором напряжение, частоту и амплитуды.

Практическая часть. Практическое снятие всех параметров с генератора импульсов.


18. Генератор световых импульсов «Маячок» - 1ч.

Теоретическая часть. Работа принципиальной схемы, возможные замены радиоэлементов. Самостоятельная сборка, практические навыки работы с инструментами.

Практическая часть. Подбор радиоэлементов. Монтаж, включение и настройка.


19. Имитатор звуков - 1ч.

Теоретическая часть. Принцип работы схемы. Возможные замены некоторых радиоэлементов. Самостоятельная сборка.

Практическая часть. Подбор деталей, монтаж, включение, настройка.


20. Мультивибратор. Принцип работы - 1ч.

Теоретическая часть. Широта применения схемы. Знание принципа работы и применение мультивибратора.

Практическая часть. Сборка схемы.


21. Одновибратор. Принцип работы - 1ч.

Теоретическая часть. Знание принципа работы и применение Одновибратор.

Практическая часть. Сборка схемы.


22. Демонтаж аппаратуры - 1ч.

Теоретическая часть. Умение пользоваться инструментами.

Практическая часть. Демонтаж аппаратуры


23. Логические элементы и, или, не - 1ч.

Теоретическая часть. Знание принципа работы и графического обозначения.

Практическая часть. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


24. JK, RS, CD триггеры. Принцип работы - 1ч.

Теоретическая часть. Знание принципа работы и графического обозначения.

Практическая часть. Знание нумерации ножек и умение их монтажа


25. Счетчики. Принципы работы - 1ч.

Теоретическая часть. Принцип работы и графическое обозначения счетчиков.

Практическая работа. Практическое включение микросхем. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


26. Регистры. Принципы работы - 1ч.

Теоретическая часть. Принцип работы и графическое обозначения регистров.

Практическая работа. Практическое включение микросхем. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


27. Дешифраторы. Принцип работы - 1ч.

Теоретическая часть. Принцип работы и графическое обозначения дешифраторов.

Практическая работа. Практическое включение микросхем. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.



28. Мультиплексоры. Принцип работы - 1ч.

Теоретическая часть. Принцип работы и графическое обозначения мультиплексоров.

Практическая работа. Практическое включение микросхем. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


29. Сумматоры. Принцип работы - 1ч.

Теоретическая часть. Принцип работы и графическое обозначения сумматоров.

Практическая работа. Практическое включение микросхем. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


30.Стабилизированный источник питания - 1ч.

Теоретическая часть. Принципиальная схема. Принцип работы устройства.

Практическая работа. Подбор деталей, разработка печатной платы, изготовление печатной платы, монтаж радиоэлементов, включение, настройка, изготовление корпуса, монтаж платы в корпус.

31.Подведение итогов за учебный год - 2ч.


6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Календарно-тематический план («Умелые ручки»)

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Практическая работа (контроль)

Теоретический материал





Вводное занятие.

1






Электрические цепи постоянного тока. Закон Ома.

1






Сборка схемы электрического фонарика.

1






Электрические материалы и их обработка.

1






Пайка и электромонтажные работы.

1






Пайка жестяных коробочек, проводов различного вида.

1






Электрические цепи переменого тока.

1






Радиоэлементная база, демонтаж аппаратуры, расфасовка.

1






Параллельное и последовательное соединение радиоэлементов.

1






Работа и мощность электрического тока.

1






Резисторы. Принцип работы.

1






Конденсаторы. Принцип работы.

1






Электровакуумные приборы.

1






Полупроводники. Полупроводниковые диоды.

1






Транзисторы. Принцип работы..

1






Схемы подключения транзисторов

1






Светодиоды и оптроны. Принцип работы и их применение.

1






Тиристоры. Принцип работы.

1






Измерительные приборы-тестер и мультимер.

1






Измерительный прибор-осцилограф.

1






Генератор световых импульсов «Маячок».

1






Имитаторы звуков.

1






Мультивибратор. Принцип работы.

1






Одновибратор. Принцип работы.

1






Демонтаж аппаратуры.

1






Логические элементы И, ИЛИ, НЕ

Комбинация логических элементов.

1






Триггеры. Принцип работы.

1






Счетчики. Принцип работы.

1






Регистры. Принцип работы.

1






Дешифраторы. Принцип работы.

1






Мультиплексоры. Принцип работы.

1






Сумматоры. Принцип работы.

1






Стабилизированный источник питания

1






Подведение итогов за учебный год.

1






Итоговое занятие

1






7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для педагога.

  1. Ежемесячный массовый журнал «Радио любитель». Учредитель: НТК «Инфотех».

  2. Справочник: Полупроводниковые приборы. Москва энергоатомиздат 1985 г.

  3. В. Л. Шило. Популярные цифровые микросхемы. Издательство «Металлургия» 1988 г.

  4. Р.Токхейм. Основы цифровой электроники. Москва. «Мир». 1988 г.

  5. Электроника. Энциклопедический словарь. Москва. «Советская энциклопедия». 1991 г.

  6. Р.М.Терещук. К.М.Терещук. С.А.Седов. Полупроводниковые приемно-усилительные журналистский коллектив «Радио» ЦС СОСТО СГ – за все года начиная с 1968 г.

  7. 9.Журналы «Радио» Массовый ежемесячный радиотехнический журнал. Учредители: связь» 1981г.

  8. Спонсор: американская компания NSI - за все года начиная с 1991г.

  9. Справочник: Транзисторы для аппаратуры широкого применения Москва. «Радио и

  10. Устройства г. Киев. «Наукова думка». 1981 г.

Литература для детей

  1. Журналы «Радио», «Радиолюбитель» и вся литература описанная выше.

  2. Б.С.Иванов. Энциклопедия начинающего радиолюбителя. Москва «Патриот». 1992 г.

  3. В.Г.Борисов Юный радиолюбитель. Москва «Радио и связь». 1985 г.

  4. В.Г.Борисов Практикум начинающего радиолюбителя. Москва. «ДОСААФ СССР». 1984 г.

  5. В.Г.БорисовКружок радиотехнического конструирования. Москва. «Просвещение». 1986 г.

  6. Журналы «Радио» Массовый ежемесячный радиотехнический журнал. Учредители : журналистский коллектив «Радио» ЦС СОСТО СГ – за все года начиная с 1968 г.

  7. Ежемесячный массовый журнал «Радио любитель». Учредитель: НТК «Инфотех».

  8. Спонсор: американская компания NSI - за все года начиная с 1991г.

  9. Справочник: Транзисторы для аппаратуры широкого применения. Москва. «Радио и связь» 1981г.

  10. Справочник: Полупроводниковые приборы. Москва энергоатомиздат 1985 г.

  11. В. Л. Шило. Популярные цифровые микросхемы. Издательство «Металлургия» 1988

  12. Р.Токхейм. Основы цифровой электроники. Москва. «Мир». 1988 г.

  13. Электроника. Энциклопедический словарь. Москва. «Советская энциклопедия». 1991 г.