СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка рекомендаций «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — ключевой компонент гармоничного развития ребенка. В условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО формирование ЗОЖ у дошкольников становится приоритетной задачей, направленной на сохранение здоровья, развитие физических и эмоционально-волевых качеств, а также воспитание осознанного отношения к своему организму.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка рекомендаций «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»»

Методическая разработка

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»



Разработала старший воспитатель Невиница Т.М.



Актуальность:

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — ключевой компонент гармоничного развития ребенка. В условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО формирование ЗОЖ у дошкольников становится приоритетной задачей, направленной на сохранение здоровья, развитие физических и эмоционально-волевых качеств, а также воспитание осознанного отношения к своему организму.



Цель:

Создание условий для систематической работы по привитию детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни, соответствующих их возрастным и индивидуальным потребностям.



Задачи (в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО):

1. Образовательные:

- Формировать представления о здоровье как ценности, правилах личной гигиены, безопасности, правильном питании и физической активности.

- Знакомить с элементарными знаниями о строении тела и функциях органов.



2. Развивающие:

- Развивать двигательные навыки, координацию, выносливость.

- Стимулировать познавательный интерес к здоровью через экспериментирование и наблюдение.



3. Воспитательные:

- Воспитывать привычки к ЗОЖ (режим дня, гигиена, закаливание).

- Формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.



Теоретические основы (с методическими рекомендациями)

В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) и ФГОС ДО, формирование ЗОЖ у дошкольников должно основываться на следующих принципах:



1. Интеграция образовательных областей (ФОП ДО, раздел 2.1)

Здоровьесберегающая деятельность должна охватывать все направления развития ребенка:

- Физическое развитие:

- Акцент на двигательную активность, формирование культурно-гигиенических навыков.

- Методическая рекомендация: Ежедневно включайте в режим дня подвижные игры и гимнастику (утреннюю, дыхательную, пальчиковую).

- Социально-коммуникативное развитие:

- Формирование навыков безопасного поведения, взаимодействия со сверстниками.

- Методическая рекомендация: Используйте сюжетно-ролевые игры («Поликлиника», «Спортивная секция») для моделирования ситуаций, связанных с ЗОЖ.

- Познавательное развитие:

- Изучение тела человека, основ правильного питания, экологии.

- Методическая рекомендация: Проводите опыты («Как работает сердце?» — пульс до/после нагрузки) и наблюдения за природой.





2. Возрастная адекватность (ФОП ДО, раздел 2.2)

Содержание и методы работы должны соответствовать возрастным возможностям детей:

- Младшие группы (2–4 года):

- Акцент на игровые формы, повторяющиеся ритуалы (мытье рук перед едой).

- Методическая рекомендация: Используйте стихи, потешки («Водичка-водичка, умой мое личико») для закрепления гигиенических навыков.

- Старшие группы (5–7 лет):

- Вовлечение в проекты, дискуссии, самоанализ привычек.

- Методическая рекомендация: Организуйте «Клуб здоровья», где дети составляют меню, проводят зарядку для малышей.



3. Деятельностный подход (ФОП ДО, раздел 2.3)

Знания о ЗОЖ формируются через практику:

- Игровая деятельность:

- Дидактические игры («Витаминный магазин», «Собери полезный завтрак»).

- Экспериментирование:

- Проекты «Что такое микробы?» (на примере мытья рук с мылом и без).

- Творчество:

- Рисование плакатов «Правила здоровячка», инсценировки сказок («Мойдодыр»).



Примеры взаимодействия воспитателя с детьми по возрастам:



2–3 года

Задачи:

- Прививать навыки самообслуживания (мытье рук, пользование салфеткой).

- Формировать положительное отношение к режиму дня.



Примеры деятельности:

- Игра «Помоем куклу Катю»:

Воспитатель показывает, как правильно мыть руки и лицо, используя игрушки.

- Подвижная игра «Солнышко и дождик»:

Дети бегают под веселую музыку, по сигналу «дождь» прячутся под зонтик.



3–4 года

Задачи:

- Знакомить с понятием «полезная еда».

- Учить элементарным правилам безопасности (не брать чужие предметы в рот).



Примеры деятельности:

- Беседа «Овощи и фрукты — витаминные друзья»:

Дети рассматривают муляжи, сортируют их на «полезные» и «вредные».

- Игра-имитация «Зарядка для зверят»:

Воспитатель показывает движения, дети повторяют за животными (прыгают как зайцы, тянутся как кошки).



4–5 лет

Задачи:

- Углублять знания о режиме дня и его важности.

- Вводить понятие «закаливание» (прогулки, проветривание).



Примеры деятельности:

- Проект «Мой режим дня»:

Дети с воспитателем создают коллаж из картинок (сон, еда, игры).

- Опыт «Чистые и грязные руки»:

Используя лупу, рассматривают разницу между вымытыми и немытыми руками (на примере безопасных красок).



5–6 лет

Задачи:

- Объяснять взаимосвязь здоровья и окружающей среды (чистый воздух, вода).

- Развивать навыки самоконтроля (осанка, зрение).



Примеры деятельности:

- Квест «Спасатели здоровья»:

Дети выполняют задания: находят «витамины» (карточки), разгадывают загадки о гигиене.

- Беседа «Почему нужно заниматься спортом?»:

Просмотр мультфильма о ЗОЖ с последующим обсуждением.



6–7 лет

Задачи:

- Формировать осознанное отношение к ЗОЖ.

- Учить анализировать свои привычки и их влияние на здоровье.



Примеры деятельности:

- Тренинг «Я — защитник здоровья»:

Дети составляют памятки: «Как правильно чистить зубы», «Правила зарядки».

- Эксперимент «Воздух и здоровье»:

Сравнивают дыхание после физической активности и в состоянии покоя (используют перышки для визуализации выдоха).





4. Взаимодействие с семьями (ФОП ДО, раздел 3.5)

- Методическая рекомендация:

- Регулярно проводите анкетирование родителей («Здоровые привычки в семье»).

- Организуйте совместные мероприятия: «День здоровья», мастер-класс «Игры на прогулке».

- Проведение мастер-классов («Зарядка для всей семьи»).

- Совместные проекты («Наш семейный рецепт здоровья»).

- Информирование через памятки и буклеты («Профилактика простуды»).



5. Создание здоровьесберегающей среды (ФОП ДО, раздел 3.1)

- Методическая рекомендация:

- Оформите в группе «Уголок здоровья» с наглядными материалами (схемы зарядки, плакаты о режиме дня).

- Используйте экологичные материалы (деревянные игрушки, натуральные ткани).



Примеры взаимодействия воспитателя с детьми по возрастам

(Оставьте без изменений, так как они уже соответствуют рекомендациям ФОП ДО)



Заключение



Систематическая работа по формированию ЗОЖ в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО способствует:

- Физическому и эмоциональному благополучию детей.

- Развитию осознанности и самостоятельности.

- Созданию единой здоровьесберегающей среды «детский сад — семья».



Реализация данных методических рекомендаций в рамках ФОП ДО позволит:

- Обеспечить преемственность между возрастными группами.

- Создать условия для осознанного отношения детей к своему здоровью.

- Сформировать единую здоровьесберегающую стратегию ДОУ и семьи.



Результативность:

- Дети демонстрируют сформированные гигиенические навыки.

- Активно участвуют в спортивных мероприятиях.

- Проявляют интерес к познанию своего организма.





Соответствие ФГОС ДО и ФОП ДО:

- Реализация принципа «здоровье в приоритете» через интеграцию образовательных областей.

- Использование игровых технологий и личностно-ориентированного подхода.

- Формирование предпосылок к учебной деятельности (самоконтроль, анализ).





Важно!

Все мероприятия должны быть отражены в рабочей программе воспитателя с учетом требований ФОП ДО (раздел 4.2 «Планирование образовательной деятельности»).