Тема урока: Развитие культуры в ХVI – первой половине XVIII века
Цели урока: Образовательные –охарактеризовать основные направления развития культуры ХVI – первой половине XVIII века, раскрыть характер петровских преобразований, определить значение развития культуры.
Воспитательные – способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважению к культурному достоянию Отечества.
Развивающие – создавать условия для развития эстетического вкуса, творческой активности, способности к художественному творчеству.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Метод: школьная лекция
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Мотивация учебной деятельности
ІІІ. Сообщение темы, целей и задач урока
1. Развитие культуры в XVI — первой половине XVII века.
2. Украинская культура во второй половине XVII—первой пол. XVIII веков.
ІV. Изложение нового материала
1. Развитие культуры в XVI — первой половине XVII века.
Исторические условия развития культуры.
а) Развитие Украины в составе Речи Посполитой обусловило развитие украинской культуры в условиях национального, феодального и религиозного гнета, принижении украинской культуры, языка, обычаев, православной веры и т. п.
б) Развитие экономики способствовало потребности в образованных людях, развитию просвещения, высшего образования, книгопечатания и т. п.
в) Рост национально-освободительного движения со 2-й половины 16 века вызвал пробуждение национального сознания украинского народа, его более внимательное отношение к своей культуре, языку, истории и традициям.
г) Развитие украинской культуры шло в тесной взаимосвязи и под влиянием культурных ценностей Западной Европы эпохи Возрождения и развития русской и белорусской национальных культур.
Развитие образования.
В обществе росла потребность в образованных людях как для развивающегося производства и торговли, так и дли национально-освободительного движения — идеологов, способных вести борьбу против насаждения униатства. Поэтому:
а) растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, католических, протестантских), обучавших старославянскому, языку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светских школ (славяно-греко-латинских), где дополнительно изучались латинский язык (основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, геометрия, астрономия и др. Первой, наиболее известной такой школой была Острожская школа, основанная князем Острожским.
б) братские школы открылись вначале при Львовском (1585 г.), а затем при Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, отличаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинакового отношения ко всем детям, независимо от происхождения; воспитывали патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к православию; учебная программа была сходной со славяно-греко-латинской школой.
г) высшее образование — первой высшей школой стала Киево-Могилянская коллегия, созданная в 1632 г. на основе объединения Киево-братской школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.). Опекалась братством и основателем Лаврской школы архимандритом Петром Могилой (отсюда название «могилянская»). Благодаря проведенной в 1633 — 1647 гг. II. Могилой реформе просвещения школьная система Украины была перестроена по наиболее эффективной системе – иезуитских школ, обучение в коллегии совпадало с европейским типом.
Состояла из 7 классов: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 высших. Учебная программа: славяно-греко-латинской школы; дополнительно преподавались философия, география, история и др. предметы. По перечню учебных программ и уровню преподавания была близка к западноевропейским университетам и академиям, но из-за воспитания в своих студентах свободомыслия и любви к украинской культуре и православной вере смогла получить официальный статус академии (высшего учебного заведения) от царского правительства России лишь в 1701 г. (закрыта в 1817 г.).
Летописание, литература и книгоиздание.
В XVI в. на украинских землях продолжалась традиция создания летописей. В Краткой Киевской летописи повествуется о событиях, которые происходили на протяжении 862—1515 гг. Древняя история Руси представлена в ней на основе Киевской и Галицко-Волынской летописей XI—XIII вв., а период 1491—1516 гг., отличающийся подробностью изложения и точностью дат, — глазами человека, который, вероятно, жил на Волыни.
В этот период также развивались различные жанры литературы. Под влиянием западноевропейского Возрождения распространяется новолатинская поэзия. Ее представители придерживались идеалов гуманизма, часто обращались к античным образам, писали свои произведения на латинском языке. Одним из лучших произведений этого жанра является созданная в 1584 г. поэтом Себастьяном Клёновичем поэма «Роксолания». В ней описаны быт и обычаи украинского крестьянства, природа Украины, Львов, Киев и другие города, приведены примеры украинского фольклора на латинском языке.
Важнейшим событием XVI в. стало распространение книгопечатания. Книгопечатание - было вызвано потребностью в размножении учебных и других книг (т. к. священники не успевали их переписывать) и возможностью развивающейся техники создать первый печатный станок.
Первая печатная книга на славянском языке с кириллическим шрифтом была отпечатана в Кракове в конце XV в. В начале следующего столетия такие книги издавал западнорусский просветитель Франциск Скорина.
Основателями книгопечатания стали Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. они издали в Москве «Апостол», в 1565 г. «Часослов», «Евангелие», распространявшиеся не только в России, но и на Украине. Впоследствии И. Федоров переезжает на Украину, работая в имении магната Ходасевича, а затем у князя Острожского, в 1573 г. Федоров основывает во Львове первую на Украине типографию и выпускает церковную («Апостол», «Острожская Библия»), учебную («Букварь»), публицистическую и др. литературу (всего известно 28 изданий).
Вслед за Львовской были основаны братствами типографии в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгород-Северске и др. городах.
Архитектура и градостроение.
В XVI в. на украинских землях наблюдался расцвет зодчества. Восстанавливались разрушенные города и закладывались новые, возводились храмы, монастыри, строились оборонительные и жилые сооружения. Строители того времени стремились сохранить древние традиции и сочетать их с новыми чертами европейского ренессансного стиля. Главным объектом художественного внимания становился фасад (внешний вид) здания, который украшали ордеры, декоративно-орнаментальная лепка и т. д. Памятники архитектуры этого времени сохранились в Луцке, Каменце, Жолкве, Бродах и Львове.
Постоянная угроза нападений со стороны других государств обусловливала необходимость возведения частных и государственных крепостей и замков, за стенами которых могли найти защиту не только их жители, но и население близлежащих земель.
Некоторые православные монастыри на западноукраинских землях также были окружены стенами с башнями и выполняли роль крепостей.
Изобразительное искусство.
Украинская живопись XVI в. получила заслуженное признание. Большинство произведений было написано на церковную тематику (фрески, иконы). Картины или портреты бытового характера встречались редко. Художники продолжали развивать древнерусские традиции. Однако в портретной живописи было заметно влияние западноевропейского, итальянского и германского искусств.
В украинской иконописи в то время господствующими оставались традиции Руси, но начали появляться и новые черты. Мастера больше внимания уделяли бытовым деталям, усиливая тем самым реалистические элементы. Позы изображенных стали более естественными, а детали одежды обрели большую конкретность.
В XVI в. успешно развивалась украинская художественная резьба, заменившая очень дорогую и изысканную древнерусскую мозаику. Преобладала резьба по дереву и изредка встречалась резьба на мраморе. В основном это были надгробные монументы и плиты.
Высокого уровня развития достигла книжная миниатюра — небольшие цветные изображения в рукописных книгах. Особое место занимает Пересопницкое Евангелие, где кроме заставок и инициалов, искусно выполненных в форме традиционного геометрического орнамента, есть четыре миниатюры с изображениями евангелистов. Каждая миниатюра украшена богатым растительным орнаментом. Особую торжественность и жизнерадостность придают миниатюрам и орнаментам Пересопницкого Евангелия золотой фон и яркие цвета — синий, красный, зеленый.
Во второй половине XVI в. в связи с распространением книгопечатания стало развиваться искусство гравюры. Первыми украинскими гравюрами считают иллюстрации к «Апостолу» и «Букварю», изданным в 1574 г. во Львове И. Федоровым.
Во второй половине XVI в. в украинской живописи происходит процесс отделения портрета от иконописи и превращения его в самостоятельный жанр искусства. Это было связано с новым толкованием образа человека, распространением гуманистических идей. Самыми известными произведениями украинских художников XVI в. считаются портрет князя галицкого, магната и ученого Яна Гербурта, портрет К.-В. Острожского, портрет Насти Лисовской из Рогатина, известной под именем Роксолана.
Талантливым художником-портретистом был Войцех Стефановский из Львова. Во время визита в город короля Речи Посполитой Стефана Батория в 1578 г. он написал его портрет, за что получил титул королевского придворного маляра.
Московские школы. Славяно-греко-латинская академия.
Школы, отрывавшиеся в Москве для подготовки образованных людей, стали предтечами Славяно-греко-латинской академии. В 1621 году в Немецкой слободе была открыта лютеранская школа, в которой латинскому и немецкому языкам учились и русские дети. В 1649 году на средства Ф.М. Ртищева была создана школа при Андреевском монастыре на Воробьевых горах. Здесь украинские монахи во главе с Епифанием Славинецким преподавали славянский, греческий и латинский языки, риторику и философию. В 1650 году Епифаний стал трудиться в школе при Чудовом монастыре, финансируемой из казны патриаршего двора. С 1665 года в школе при Заиконоспасском монастыре обучали подьячих Приказа тайных дел. Организатором и преподавателем этой школы был Симеон Полоцкий, в 1669 году его сменил его ученик Сильвестр Медведев.
Славяно-греко-латинская академия
Созданные ранее школы подготовили условия для открытия в 1687 году в Заиконоспасском монастыре Славяно-греко-латинского училища (с 1701 года – Славяно-греко-латинская академия), которое явилось также неким компромиссом между «грекофилами» и «латинствующими». Инициаторами ее создания были Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев. Первыми учителями стали греческие монахи – братья Софроний и Иоаникий Лихуды, окончившие Падуанский университет. Их приглашение также было компромиссом между группировками «латинствующих» и «грекофилов». Проповедники и мыслители, они сначала обучали греческому языку, затем введя в свою программу и риторику. Но, не оправдав надежд «грекофилов», в 1694 году братья Лихуды были отстранены от преподавания в училище.
Первые ученики, 104 человека, были набраны из Богоявленской и Типографской школ. В 1689 году число обучающихся возросло до 182 человек. Руководствуясь всесословным принципом, учиться принимали всех желающих «всякого чина, сана и возраста». Обучение было бесплатным. Целый его курс составлял 12 лет и был разделен на 8 классов или «школ». В низших классах преподавали славянский и латинский языки, арифметику, историю, географию, катехизис. В дальнейшем изучали латинский язык, стихосложение, литературное сочинение, красноречие и богословие. Многих учеников посылали заграницу для продолжения образования. Академия становилась известна в Европе. С 1721 года в ней начали обучаться и иностранцы. Большую известность получили академические библиотека и театр (один из первых в стране).
В XVIII веке несколько раз поднимался вопрос о переносе академии из стен Заиконоспасского монастыря: сначала в Донской монастырь, а затем в Троице-Сергиеву лавру. Но этим проектам не суждено было сбыться. Учебный процесс продолжился на старом месте. В 1812 году он был прерван из-за разорения Заиконоспасского монастыря французами и возобновлен в 1813 году. В 1814 году Славяно-греко-латинская академия была закрыта.
Театр.
В конце XVI — первой половине XVII в. на украинских землях возник школьный театр. В славяно-греко-латинских школах учили составлять и читать стихи, прозу.
Первым известным памятником украинской пасхальной драмы считаются изданные в 1631 г. размышления учителя Львовской братской школы Иоанникия Волковича «О муке Христовой». Развитию школьного театра в Киево-Могилянском коллегиуме способствовали программы обучения в классах поэтики и риторики.
В первой половине XVII в. появились первые мистерии — духовные драмы на библейские сюжеты. Мистерии исполняли на площадях городов странствующие актеры в дни церковных праздников. Между действиями мистерии, а со временем школьной драмы разыгрывались интермедии.
В XVII в. в Украине стал популярным рождественский кукольный театр — вертеп. Это был специальный ящик, разделенный на два и более ярусов, с боковой дверцей, через которую «заводили» кукол. На верхнем ярусе разыгрывали сцены на рождественскую тематику, а на нижнем — сказки, легенды, комедийные бытовые сценки.
2. Украинская культура во второй половине XVII—первой пол. XVIII веков.
Особенности развития культуры.
Национально-освободительная война и возрождения Украинского государства способствовало подъему творческого духа украинского народа.
Важным фактором развития духовной жизни Украины была культурная политика украинских гетманов, направленная на поддержку Украинской православной церкви, национального образования, книгопечатания, искусства
Расчленение украинских земель и неодинаковые условия их развития.
Стремление установить контроль над культурной жизнью украинцев со стороны царизма. Тяжелым ударом для украинской культуры стало подчинение Украинской православной церкви Московскому патриархату (1687 г.).
Цензурные притеснения украинского книгопечатания. В частности, с 20-х гг. XVIII в. внедрялся строгий цензурный контроль Синода над Киевской и Черниговской типографиями. Запрещалось печатать книги на украинском языке
Царское правительство всячески поощряло отток деятелей украинской культуры в Москву. Высокими церковными иерархами Российской империи были украинцы ( Стефан Яворский, Феофан Прокопович ).
Не избегали притеснений в области культуры и западноукраинские земли. Например, большинство коллегиумов на Правобережье и в Западной Украине находилась под контролем иезуитов. Украинцам оставались только начальные братские и общественные школы, но и они преследовались польскими чиновниками.
Образование, Киево-Могилянская академия, книгоиздание.
Низшей звеном в системе образования были начальные школы. Их количество в течение 18 в. неуклонно росло. На Левобережной Украине, где еще сбереглись остатки автономии, для просвещения складывалась наиболее благоприятная ситуация. По данным, собранным в семи полках из 10, в 1748 г. работало 866 начальных школ, где на основе 3-годичного курса преподавались основы пении и письма. На Слобожанщине - в 4-х полках действовало 124 школы. Школы основывались самим населением на собственные средства.
До первой половины 18 в. на землях Левобережной Гетманщины и Слобожанщины действовали коллегиумы - Черниговский (1700 г.), Харьковский (1726 г.) и Переяславский (1738 г.)
В те времена украинские коллегиумы были всесословными: у них учились не только дети священников, казацкой старшины и шляхтичей, но и выходцы из крестьян и мещан. Количество студентов в коллегиумах была значительной: например, в Чернигове ежегодно обучались 700-800 человек.
Высшим учебным заведением в Украине, главным очагом науки и искусства на протяжении второй половины XVII - первой половины XVIII в. оставалась Киево-Могилянская академия.
Что касается статуса академии, то именно так воспринимали заведение современники. Хотя с формальной точки зрения академией она была признан 1658 г. по Гадячскому договору.
Поддержка гетмана Ивана Мазепы способствовала расцвету этого учебного заведения: в 1709 г. в нем обучалось до 2 тыс. студентов из разных регионов Украины, а также из Беларуси, России, Молдавии, южнославянских стран.
Новый этап развития академии связан с деятельностью Рафаила Заборовского, который стал Киевским митрополитом 1731г.
В указанный период Киево-Могилянская академия оставалась всесословным учебным заведением.
Развитие образования находился в непосредственной связи с книгоизданием. Крупнейшим издательским центром оставалась типография Киево-Печерской лавры.
Много книжной продукции печаталось и в Черниговской типографии. Действовали типографии также во Львове, Луцке, Кременчуге, Уневе, Почаеве.
Литература.
Григорий сковорода: (1722 - 1795 гг). Несомненно, самым самобытным украинским мыслителем этой эпохи был Григорий Сковорода. Сын бедного казака с Левобережья, он в 12 лет поступил в Киево-Могилянскую академию. Владел латинским, греческим, польским, немецким и церковно-славянским языками. С 1751 по 1769 гг. Сковорода с перерывами преподает этику в Переяславском и Харьковом коллегиумах. Из-за враждебности церковной верхушки к его неортодоксальным взглядам и политическим методам Сковорода вынужден оставить преподавательскую деятельность и последние 20 лет вести жизнь странствующего философа. Именно в тот период он написал свои основные философские труды — «Диалог», «Нарцисс. Разговор о том, как узнать себя».
Идеи Сковороды основаны на критике социального неравенства, возвеличивании трудящегося человека, отождествления бога с природой; отстаивая вечность материи, Сковорода создал концепцию трех миров: бесконечного мира макрокосмоса; микрокосмоса, которым является человек; «символичного» мира библии. Он осуждал официальную религию за ее догматизм и схоластику, широко пропагандировал ненавистное церкви учение Коперника. Гуманистические идеалы Сковороды ярко проявились в его поэтическом творчестве. В сборниках «Сад божественных песен» и «Басни харьковские» он рассматривает важнейшие проблемы своего времени, утверждает высокие моральные качества человека. Многие его высказывания вошли в народные песни и думы. Рассказывают, что Сковорода написал такую автоэпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал».
Многогранная творческая деятельность Сковороды сыграла огромную роль в развитии общественно-политической мысли XVIII в.
Публицистически-богословские произведения.
1655 - Йоаникий Галятовский "Ключ разумения". Сборник проповедей.
1676 - "Новая мера старой веры" Ответ на иезуитскую книгу "Старая вера"
1689 -1705 - Димитрий Туптало "Четьи-Минеи" В четырех томах; упорядочения житий святых. Собственно, первая энциклопедия для православного мира.
"Руно орошенное" Сборник рассказов о чудесах иконы Богородицы Черниговского Троице-Ильинского монастыря.
Украинская летопись и историческая проза.
1672-1673 гг. Феодосий Софонович "Хроника из летописей древних". В предисловии к произведению автор подчеркивал свое стремление проследить от истоков истории Панства Русского, то есть, Русско-украинского государства. "Хроника ...", написанная на украинском языке, напечатана была лишь в 1922 г.
1674 г. - написанный, как считают исследователи, экономом Киево-Печерской лавры Пантелеймоном Кохановским "Синопсис". Единственное историческое произведение, вышедшее в свет в те времена. Ему выпала слава первого учебника по истории. О популярности произведения свидетельствует тот факт, что второе издание вышло 1678 г., а еще через два года книгу переиздали в третий раз. Всего "Синопсис" выдержал около 30 изданий.
Казацкие летописи.
Известным явлением исторической литературы первой половины XVIII в. стали казацкие летописи.
Летопись Самовидца.
Автор - Роман Ракушка-Романовский, военный и политический деятель времен Руины. Древнейшая из крупных казацких летописей. В нем описываются события с 1648 г. по 1702 г. Произведение написано на украинском языке, близким к народному (вероятно в 1702 г.). Распространялось в списках. Источниками были различные документы, книги и летописи, свидетельства современников и очевидцев событий. Автор положительно относится к Освободительной войне, подает хрестоматийную картину ее причин, однако не склонен идеализировать эту войну и ее вождей. О не воспринимал союза Б. Хмельницкого с Ислам-Гиреем III, был подавлен тяжелыми жертвами и опустошениями Украины времен Руины.
Летопись Григория Грабянки.
Создана в Гадяче в 1710 г. Вторая из крупных казацких летописей. Написанная на церковнославянском языке. Рассказывает о событиях от древнейших времен до 1709 г. - поражение Ивана Мазепы и избрания гетманом Ивана Скоропадского. Главное внимание уделено ходу Национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого.
Летописи Самойла Величко.
Произведение Величко является крупнейшим явлением казацкого летописания. Язык летописи - книжный украинский. Летопись состояла из двух частей: описания событий с 1648 по 1660 г. и с 1660 по 1700 г. Рукописи Самойла Величко сопровождены десятью портретами гетманов, содержат множество документов, поэтических текстов.
Украинское барокко.
Архитектура украинского барокко. Украинскую архитектуру второй половины XVII - XVIII вв. определяют как архитектуру барокко.
Слово "барокко" с итальянского языка означает причудливый, вычурный. Так называют художественный стиль, господствовавший в Европе с конца XVI и почти до конца XVIII века.
Для искусства барокко характерна чрезвычайное внимание к форме. В литературе эта черта проявилась в разнообразии жанров - вплоть до таких словесных упражнений, как фигурные стихи, и в напыщенности: и в построении сложных многословных предложений, и в применении причудливых неожиданных сравнений, в накоплении образов, сочетании библейской мифологии с античной т.д. В XVII в. барочным стало даже написание букв (показательными в этом отношении есть подписи украинских гетманов и канцеляристов. Барочным архитектурным сооружениям присущи накопления роскошных украшений, подчеркнутая декоративность, грандиозности. На украинских землях барочный стиль ярко проявился в творчестве архитекторов И. Шеделя, С. Ковнира, И.Григоровича-Барского, Б. Растрелли, Б. Меретина, маляров И. Кондзелевича, И. Рутковича, скульптора И. Пинзеля; в музыке барочное искусство представляют такие имена, как М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель, в литературе - И. Величковский, Г. Грабянка, С. Величко.
Для архитектурных сооружений, которые появились в те времена в Гетманщине и Слободской Украины, исследователи пользуются термином казацкое барокко.
На средства гетмана Ивана Мазепы было построено около десяти храмов.
При Мазепе барочные черты получили давние, еще времен Киевской Руси, сооружения - Софийский и Михайловский Златоверхий соборы, которые были восстановлены за средства гетмана, Успенский собор и Троицкая надвратная церковь Печерской лавры.
Преображенская церковь в Больших Сорочинцах (1732 г.) возведена на средства гетмана Даниила Апостола.
Настоящими шедеврами мировой архитектуры в стиле казацкого барокко является также сооружения Преображенского собора этого монастыря вблизи Лубен (1684-1692 гг), Крестовоздвиженский собор в Полтаве (1709 г.), Покровский в Харькове (1689 г.), Спасо-Преображенский в Изюме (1684 г.), церковь Екатерины в Чернигове (1716 г.)
Изобразительное искусство.
Графика. С вершинами барочной книжной графики конца XVII - начала XVIII в. связаны три выдающиеся в истории украинского искусства фигуры - Александра и Леонтия Тарасевича и Ивана Щирского
Живопись.
В отличие от графики, украинская иконопись приобретала стиль барокко сдержаннее. Усиление малярного начала в трактовке ликов святых, связано с проникновением в икону элементов западноевропейской живописной традиции в творчестве волынских мастеров: Иван Руткович, Иов Кондзелевич. В XVII - XVIII вв. большое распространение в Украине приобрела икона Покрова. В нижней части таких икон подавались реалистичные изображения представителей казацкой старшины, кошевых атаманов, гетманов. К примеру, сохранилась икона Покрова Богородицы с изображением Богдана Хмельницкого.
Чрезвычайной популярностью во всей Украине пользовалось изображение казака Мамая, считая его оберегом. На протяжении XVIII в. его можно было увидеть в каждом украинском доме. Исследователи единодушны во мнении, что казак Мамай - воплощение главных особенностей украинского характера.
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Расскажите о создании и деятельности Киево-Могилянского коллегиума.
2. Укажите основные достижения изобразительного искусства Украины того времени.
3. Назовите основные жанры украинского изобразительного искусства первой половины XVII в.
4. Назовите главные центры книгопечатания в Украине.
5. Определите особенности литературы этого времени.
6. Какие учреждения составляли систему образования на украинских землях?
7. Укажите основные черты искусства барокко.
VІ. Итоги урока
VІІ. Домашнее задание. Изучить конспект. Составить таблицу «Развитие культуры в ХVI – первой половине XVIII века», указав область культуры, имена выдающихся деятелей и основные достижения.