СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на тему "Политический кризис на Украине. Присоединение Крыма к России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для студентов второго год обучения с целью получения знаний о причинах исторического воссоединения Крыма с Россией, а также осознания значимости данного события для нашей страны

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему "Политический кризис на Украине. Присоединение Крыма к России"»

Макушинский многопрофильный филиал Государственного

бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Курганский базовый медицинский колледж»


Рассмотрен на заседании ЦМК Утверждаю: гуманитарных дисциплин Зам. директора поУВР Протокол № от 2024 _____________Кульшманова А.А.

«____» _____________2024 г.










Методическая разработка занятия

по дисциплине: «История России»

Тема: «Политический кризис на Украине. Присоединение Крыма»

Специальность «Сестринское дело», II курс













Подготовила преподаватель

Истории и обществознания

Шипилова В.В.








Макушино, 2024 год


Оглавление




Введение…………………………………………………………………3-4


План занятия……………………………………………………………..5 - 6

Необходимое оборудование…………………………………………… ..6

Хронометраж занятия……………………………………………………7

Основная часть……………………………………………………………..7-8

Заключение…………………………………………………………………9

Список источников………………………………………………………….11

Приложения



































Введение


Методическая разработка темы «Политический кризис на Украине. Присоединение Крыма » предназначена для студентов второго года обучения с целью получения знаний о причинах исторического воссоединения Крыма с Россией, а также осознания значимости данного события для нашей страны. А также показать обучающимся неприемлемость решения международных конфликтов вооруженным путем на примере политического кризиса на Украине, как недемократического и нелегитимного для современного мира.


Цель методической разработки  познакомить обучающихся с особенностями исторического и культурного единства республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией; формировать понимание сути современных политических событий.

Развивать умение анализировать, делать выводы, способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

Воспитывать интерес к изучению культурного прошлого своей Родины, чувство уважения к истории России, гордости за свою страну и ее народ; способствовать воспитанию патриотизма.

Методическая разработка составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к уровню подготовки студентов медицинских колледжей по специальности 34.02.01 сестринское дело по учебной дисциплине «История России».

Развиваемые компетенции:

Умение вести диалог, умение создать презентацию, умение заполнять таблицу по ходу выступления обучающихся, сопоставлять понятия и их определения, умение моделировать ситуации, умение слушать, умение мыслить, анализировать и делать выводы по теме; умение общаться, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника.

Выбор темы связан с тем, что у студентов медицинских колледжей должны быть сформированы представления:

об истории своей Родины; чтобы у обучающихся было понимание о том, что происходит в нашей стране и мире, как на деле реализуется принцип самоопределения целого народа;

о воссоединение Крыма с Россией,  и очень важно, чтобы обучающиеся прочувствовали, что воссоединение Крыма с Россией - это событие исторического масштаба и были горды за свою страну.    

Актуальность заключается в том, что материал, используемый на уроке, несет ярко выраженный воспитательный потенциал, урок имеет практическую ценность для студентов медицинского профиля: развитие представлений о значении воссоединения Крыма с Россией; расширяет представления обучающихся о геополитической ситуации в мире; создает представление о правовом статусе полуострова в контексте его исторического развития.

Новизна разработки обусловлена применением электронных образовательных ресурсов в качестве наглядно-иллюстративного материала, самостоятельной работы студентов по подготовке деловой игры и представление её на уроке, применение и работа с рабочими листами на разных этапах урока, что делает его современным, интересным для студентов и соответственно результативным.

Практическую ценность данное занятие по истории России для студентов образовательного учреждения медицинского профиля представляет в понимании у современной молодежи представление о ее значимости в оказании социально значимой помощи российским военным и добровольцам, принимающим участие в СВО.

План урока

Дисциплина (общеобразовательная) «История России»

Тема занятия: « Политический кризис на Украине. Присоединение Крыма»

Тип учебного занятия: Урок общеметодологической направленности

Методы обучения: основные – словесный, наглядный; практический

интерактивные, частично-поисковый, самостоятельной работы с историческим документом.

.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, деловая игра, индивидуальная, групповая.

Применяемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, применение

Продолжительность учебного занятия: 90 минут.

Место проведения учебного занятия: аудитория.

  1. Цели учебного занятия:

Обучающая: познакомить обучающихся с событиями, которые привели к политическому кризису на Украине, а также с присоединением Крыма к России. Выявить причины возникновения конфликта и его последствия для России и международных отношений. Показать обучающимся неприемлемость решения международных конфликтов вооруженным путем на примере политического кризиса на Украине, как недемократического и нелегитимного для современного мира.


Развивающая: на основе изученного ранее и нового материала  продолжить формирование у обучающихся хронологических умений, умений работать с историческими и правовыми документами, установление причинно-следственных связей и формирование собственной позиции обучающихся по изучаемой  проблеме.

Воспитательная: воспитывать  уважительное  отношение  к истории и законам своей страны. Способствовать формированию чувств гордости за своё Отечество, на примере оказания братской помощи Крыму. Вызвать у обучающихся негативное отношение к деятельности националистических партий, а также неприятие их действий в современном мире, как недемократических и незаконных.


Используемые методы обучения:

основные – словесный, наглядный; практический

интерактивные - частично-поисковый, защита проектов, работа с рабочими листами.

Средства обучения: мультимедийный проектор с компьютером, электронная презентация в MS PowerPoint, видеоролики «Подписание договора о присоединении Крыма и города Севастополь к Российской Федерации (18.03.14)», учебник История России 1945 год-начало ХХI века для среднего профессионального образования , под ред. В.Р. Мединского., раздаточный материал, сообщения, заранее подготовленные обучающимися (опережающее задание по проблеме). разделение обучающихся на малые группы (историков, политологов, правоведов), оформление класса (столы расставляются по кругу,

Развиваемые компетенции:

- представить электронную презентацию в MS PowerPoint,

- высказывать свое мнение на заданную тему,

- заполнять таблицы по рассказу обучающегося,

- слушать, анализировать, делать выводы,

- работать с различными источниками,

- отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника.


Познавательные компетенции:

- Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекать ранее изучаемый материал для решения познавательных задач;

- работать с различными источниками информации,

-строить логическое рассуждение.

- сравнивать, анализировать, выделять главное и делать выводы.

Личностные компетенции:

- формировать и развивать познавательный интерес к духовной сфере личности и общества,

- развивать творческие способности через активные формы деятельности

- формировать российскую гражданскую идентичность;

- расширять опыт оценочной деятельности.


Необходимое оборудование

1.ПК, подключенный к сети интернет;

2. Мультимедиа;

3. Презентация Microsoft Office PowerPoint;

4. Доска классная, мел.

5. Учебник.

6. На столах таблички с названием малых групп).

7.Наглядность (символика Российской Федерации, Крыма, Севастополя).

.

Межпредметные связи: история, литература, география, медицина

Структурно – логическая схема занятия


ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


п/п

Содержание и структура

учебного занятия

Время
(мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося




1

Подготовительный этап

До УЗ

Дано опережающее задание в микро-группах подготовить деловую игру. На перемене преподаватель готовит аудиторию к учебному занятию: включает оборудование для просмотра презентации, оформляет доску, размещает на столах раздаточный материал.

По возможности помогают преподавателю, с раздаточным материалом




2

Подготовка студентов к работе на УЗ

(1 мин)

 1 мин

Здравствуйте,  ребята! Рада вас сегодня видеть на занятии. Сегодня на нашем занятие присутствуют гости. Предлагает тренинг «Частичка тепла»

 Приветствуют преподавателя, воспринимают информацию, настраиваются на работу. Участвуют в тренинге




3

Опрос домашнего задания

15 мин

Проводит фронтальный опрос домашнего задания по вопросам по пройденной теме « Внешняя политика в начале 21 в. Россия в современном мире»:,

- Какие этапы в отношениях между Россией и США можно выделить в период с 2000-2007 гг?

-Какие события были рубежными, отделявшими один этап от другого?

- Что позволило России восстановить свои международные позиции?

- Сформулируйте в виде тезисов основное содержание речи В.В. Путина на Мюнхенской конференции 2007 г.



Выполняют задание -решают кроссворд дополняют, корректируют ответы товарищей.












Формируют тезисы.




4

Сообщение темы урока обучающимися

1 мин

Объявляет тему урока «Политический кризис на Украине. Присоединение Крыма». Слайд 1.

Записывают тему урока в тетрадь. Отвечают на вопрос :

- Скажите, зачем вам будущим медработникам изучать эту тему?




5

Целевая установка

(1мин)

 1мин

Слайд 2 преподаватель формулирует цели урока.

Преподаватель знакомит студентов с планом урока


Помогают формулировать цели; знакомятся с целями и планом урока (смотрят слайды).











6

Актуализация знаний

(1 мин)

 1 мин

Обращает внимание студентов, что по ходу представления темы они должны будут работать в микро-группах, работать с историческим источником Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6-

ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе

Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального

значения Севастополя"

Слушают, знакомятся с раздаточным материалом.




7

Домашнее задание

(2 мин)

 2 мин.

Запишите домашнее задание: параграф 37 с

Написать письмо будущим поколениям обучающихся под названием

"Принятие в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов

Республики Крым и города федерального значения Севастополя – как это было?" Для

написания такого письма нужно ответить на вопросы и выполнить задания:.

1. Почему именно Украина стала элементом борьбы стран Запада с Россией ?

2.Проанализируйте содержание

Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6-

ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе

Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального

значения Севастополя" в соответствии со следующим планом.

А) Каковы юридические основания и срок принятия в Российскую Федерацию Республики

Б) Расскажите об образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, их

наименовании и статусе.


Студенты слушают, и записывают домашнее задание.




8

Объяснение нового материала

(48 мин)

















Физкультминутка

3 мин


















 48 мин


























3 мин



















 2.слайд - Объяснение нового материала.

Работа с терминами

«украинский неонацизм»,

«Евромайдан», русофобия

Рассказывает о причинах политического кризиса на Украине. Задает вопросы:

-Почему именно Украина стала элементом борьбы стран Запада с Россией ?

-Какова роль стран Запада в государственном перевороте на Украине?

- Как вы думаете, можно ли было разрешить внутренний кризис, возникший в начале 2014 г., мирным путем?


  1. Возвращение Крыма.

Демонстрируется видеоролик «Подписание договора о присоединении Крыма и города Севастополь к Российской Федерации (18.03.2014)»

  Преподаватель:

Факт свершился: отныне Крым и Севастополь — российская территория. Все формальности были улажены. Но почему мы называем данное событие Воссоединением и возвращением домой?


1.Историческое развитие Крымского полуострова, в чем нам поможет группа историков;

2Правовой статус Крымского полуострова на разных этапах его исторического развития, а также легитимность проведения референдума 16 марта 2014 года в Крыму,  в чем нам поможет группа правоведов.

3.Что подтолкнуло население Крыма к проведению данного референдума? Какие политические и экономические изменения, после проведения референдума, ждут население Крыма и Россию в целом? Как относятся мировые политики к данному референдуму? На эти и многие другие вопросы поможет ответить группа наших политологов.

Преподаватель Давайте обратимся к истории Крымского полуострова: ( деловая игра « Встреча историков, политологов, правоведов )

Выступление историков: 


Слайд 6.





Преподаватель:

Итак, на каких же правовых условиях происходило присоединение Крыма к России? Для ответа на данный вопрос давайте обратимся к нашим историкам – правоведам: Выступление группы историков-правоведов: 





Преподаватель:

Как шло историческое развитие полуострова в советское время?


Преподаватель:

Вызывает интерес процесс передачи Крыма из состава РСФСР в состав УССР  не только с исторической точки зрения, но и с историко-правовой. Легитимным ли был факт передачи? Давайте попросим наших правоведов проанализировать юридическую сторону данного вопроса.


Демонстрируется видеоролик «Как Крым отдали России: история вопроса».


Преподаватель:

Учитывалось ли волеизъявление народа? О дальнейшей судьбе Крыма я попрошу рассказать историков:

Выступление группы историков: Преподаватель:

Уважаемые историки, расскажите о дальнейшем пребывании Крымского полуострова в составе независимой Украины.


Преподаватель:


Попрошу правоведов проанализировать и дать правовую оценку по вопросу принятия Конституции от 1998 года, которая значительно ограничила автономию республики.


Итак, чуть ранее мы с Вами познакомились к событиям недавнего прошлого. Пожалуйста, историки расскажите нам о крымском кризисе 2014 года:

Выступление историка:



16 марта в Крыму прошел всенародный референдум. Какую роль он сыграл в судьбе крымчан и РФ ? Какие изменения в жизни крымчан повлек за собой референдум?

А теперь мне бы хотелась показать вам мнение международных политологов по данному вопросу:

Демонстрируется видеоролик: «Комментарии политологов о присоединении Крыма к России»



 Разбирают и записывают в тетрадь термины.







Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.




















































































Выступление историков: 

обучающийся 291 группы рассказывает об историческом развитии Крыма с древнейших времен до 1475 года.


Обучающийся 291 группы … рассказывает о присоединении Крыма к России в 1783 г.

Выступление группы историков-правоведов: 

Обучающаяся 291 группы анализирует исторический документ «Высочайший Манифест Великой Императрицы Екатерины II о принятии Крымского полуострова, острова Тамана и всея Кубанской стороны под державу Российскую, 1783 год, 8 апреля».        


Обучающийся 291 группы рассказывает об истории Крыма в Советское время.




Обучающаяся 291 группы … анализирует исторический документ «Указ Президиума ВС СССР от 19 февраля 1954 г. О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР»














Обучающийся 291 группы рассказывает об истории Крыма с 1978 по 1994 годы.


Выступление историка:

Обучающийся 291 группы … рассказывает о дальнейшей судьбе Крыма в составе Украины





Обучающийся 291 группы … рассказывает о Конституции от 1998 года, которая значительно ограничила автономию республики.













9






Закрепление изученного материала

 15 мин

Историческое значение присоединения Крыма для России и мира.




Высказывают свое мнение, записывают в тетрадь тезисы Историческое значение присоединения Крыма для России и мира.





10



 Рефлексия

(3 мин)

Итого: 90 мин

3 мин

Выбери 1-2 предложения и закончи их устно или письменно:

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

Ребята, скажите какие вопросы у вас остались не раскрытыми?

Вы сегодня были активны.  Молодцы, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. До свидание.  

Отвечают на вопросы преподавателя. Высказывают свое мнение