Макушинский многопрофильный филиал Государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Курганский базовый медицинский колледж»
Рассмотрен на заседании ЦМК Утверждаю: гуманитарных дисциплин Зам. директора поУВР Протокол № от 2024 _____________Кульшманова А.А.
«____» _____________2024 г.
Методическая разработка занятия
по дисциплине: «История России»
Тема: «Политический кризис на Украине. Присоединение Крыма»
Специальность «Сестринское дело», II курс
Подготовила преподаватель
Истории и обществознания
Шипилова В.В.
Макушино, 2024 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3-4
План занятия……………………………………………………………..5 - 6
Необходимое оборудование…………………………………………… ..6
Хронометраж занятия……………………………………………………7
Основная часть……………………………………………………………..7-8
Заключение…………………………………………………………………9
Список источников………………………………………………………….11
Приложения
Введение
Методическая разработка темы «Политический кризис на Украине. Присоединение Крыма » предназначена для студентов второго года обучения с целью получения знаний о причинах исторического воссоединения Крыма с Россией, а также осознания значимости данного события для нашей страны. А также показать обучающимся неприемлемость решения международных конфликтов вооруженным путем на примере политического кризиса на Украине, как недемократического и нелегитимного для современного мира.
Цель методической разработки познакомить обучающихся с особенностями исторического и культурного единства республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией; формировать понимание сути современных политических событий.
Развивать умение анализировать, делать выводы, способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Воспитывать интерес к изучению культурного прошлого своей Родины, чувство уважения к истории России, гордости за свою страну и ее народ; способствовать воспитанию патриотизма.
Методическая разработка составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к уровню подготовки студентов медицинских колледжей по специальности 34.02.01 сестринское дело по учебной дисциплине «История России».
Развиваемые компетенции:
Умение вести диалог, умение создать презентацию, умение заполнять таблицу по ходу выступления обучающихся, сопоставлять понятия и их определения, умение моделировать ситуации, умение слушать, умение мыслить, анализировать и делать выводы по теме; умение общаться, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника.
Выбор темы связан с тем, что у студентов медицинских колледжей должны быть сформированы представления:
об истории своей Родины; чтобы у обучающихся было понимание о том, что происходит в нашей стране и мире, как на деле реализуется принцип самоопределения целого народа;
о воссоединение Крыма с Россией, и очень важно, чтобы обучающиеся прочувствовали, что воссоединение Крыма с Россией - это событие исторического масштаба и были горды за свою страну.
Актуальность заключается в том, что материал, используемый на уроке, несет ярко выраженный воспитательный потенциал, урок имеет практическую ценность для студентов медицинского профиля: развитие представлений о значении воссоединения Крыма с Россией; расширяет представления обучающихся о геополитической ситуации в мире; создает представление о правовом статусе полуострова в контексте его исторического развития.
Новизна разработки обусловлена применением электронных образовательных ресурсов в качестве наглядно-иллюстративного материала, самостоятельной работы студентов по подготовке деловой игры и представление её на уроке, применение и работа с рабочими листами на разных этапах урока, что делает его современным, интересным для студентов и соответственно результативным.
Практическую ценность данное занятие по истории России для студентов образовательного учреждения медицинского профиля представляет в понимании у современной молодежи представление о ее значимости в оказании социально значимой помощи российским военным и добровольцам, принимающим участие в СВО.
План урока
Дисциплина (общеобразовательная) «История России»
Тема занятия: « Политический кризис на Украине. Присоединение Крыма»
Тип учебного занятия: Урок общеметодологической направленности
Методы обучения: основные – словесный, наглядный; практический
интерактивные, частично-поисковый, самостоятельной работы с историческим документом.
.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, деловая игра, индивидуальная, групповая.
Применяемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, применение
Продолжительность учебного занятия: 90 минут.
Место проведения учебного занятия: аудитория.
Цели учебного занятия:
Обучающая: познакомить обучающихся с событиями, которые привели к политическому кризису на Украине, а также с присоединением Крыма к России. Выявить причины возникновения конфликта и его последствия для России и международных отношений. Показать обучающимся неприемлемость решения международных конфликтов вооруженным путем на примере политического кризиса на Украине, как недемократического и нелегитимного для современного мира.
Развивающая: на основе изученного ранее и нового материала продолжить формирование у обучающихся хронологических умений, умений работать с историческими и правовыми документами, установление причинно-следственных связей и формирование собственной позиции обучающихся по изучаемой проблеме.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к истории и законам своей страны. Способствовать формированию чувств гордости за своё Отечество, на примере оказания братской помощи Крыму. Вызвать у обучающихся негативное отношение к деятельности националистических партий, а также неприятие их действий в современном мире, как недемократических и незаконных.
Используемые методы обучения:
основные – словесный, наглядный; практический
интерактивные - частично-поисковый, защита проектов, работа с рабочими листами.
Средства обучения: мультимедийный проектор с компьютером, электронная презентация в MS PowerPoint, видеоролики «Подписание договора о присоединении Крыма и города Севастополь к Российской Федерации (18.03.14)», учебник История России 1945 год-начало ХХI века для среднего профессионального образования , под ред. В.Р. Мединского., раздаточный материал, сообщения, заранее подготовленные обучающимися (опережающее задание по проблеме). разделение обучающихся на малые группы (историков, политологов, правоведов), оформление класса (столы расставляются по кругу,
Развиваемые компетенции:
- представить электронную презентацию в MS PowerPoint,
- высказывать свое мнение на заданную тему,
- заполнять таблицы по рассказу обучающегося,
- слушать, анализировать, делать выводы,
- работать с различными источниками,
- отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника.
Познавательные компетенции:
- Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекать ранее изучаемый материал для решения познавательных задач;
- работать с различными источниками информации,
-строить логическое рассуждение.
- сравнивать, анализировать, выделять главное и делать выводы.
Личностные компетенции:
- формировать и развивать познавательный интерес к духовной сфере личности и общества,
- развивать творческие способности через активные формы деятельности
- формировать российскую гражданскую идентичность;
- расширять опыт оценочной деятельности.
Необходимое оборудование
1.ПК, подключенный к сети интернет;
2. Мультимедиа;
3. Презентация Microsoft Office PowerPoint;
4. Доска классная, мел.
5. Учебник.
6. На столах таблички с названием малых групп).
7.Наглядность (символика Российской Федерации, Крыма, Севастополя).
.
Межпредметные связи: история, литература, география, медицина
Структурно – логическая схема занятия
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Содержание и структура учебного занятия | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | | | |
1 | Подготовительный этап | До УЗ | Дано опережающее задание в микро-группах подготовить деловую игру. На перемене преподаватель готовит аудиторию к учебному занятию: включает оборудование для просмотра презентации, оформляет доску, размещает на столах раздаточный материал. | По возможности помогают преподавателю, с раздаточным материалом | | | |
2 | Подготовка студентов к работе на УЗ (1 мин) | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Рада вас сегодня видеть на занятии. Сегодня на нашем занятие присутствуют гости. Предлагает тренинг «Частичка тепла» | Приветствуют преподавателя, воспринимают информацию, настраиваются на работу. Участвуют в тренинге | | | |
3 | Опрос домашнего задания | 15 мин | Проводит фронтальный опрос домашнего задания по вопросам по пройденной теме « Внешняя политика в начале 21 в. Россия в современном мире»:, - Какие этапы в отношениях между Россией и США можно выделить в период с 2000-2007 гг? -Какие события были рубежными, отделявшими один этап от другого? - Что позволило России восстановить свои международные позиции? - Сформулируйте в виде тезисов основное содержание речи В.В. Путина на Мюнхенской конференции 2007 г. | Выполняют задание -решают кроссворд дополняют, корректируют ответы товарищей. Формируют тезисы. | | | |
4 | Сообщение темы урока обучающимися | 1 мин | Объявляет тему урока «Политический кризис на Украине. Присоединение Крыма». Слайд 1. | Записывают тему урока в тетрадь. Отвечают на вопрос : - Скажите, зачем вам будущим медработникам изучать эту тему? | | | |
5 | Целевая установка (1мин) | 1мин | Слайд 2 преподаватель формулирует цели урока. Преподаватель знакомит студентов с планом урока | Помогают формулировать цели; знакомятся с целями и планом урока (смотрят слайды). | | | |
6 | Актуализация знаний (1 мин) | 1 мин | Обращает внимание студентов, что по ходу представления темы они должны будут работать в микро-группах, работать с историческим источником Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6- ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" | Слушают, знакомятся с раздаточным материалом. | | | |
7 | Домашнее задание (2 мин) | 2 мин. | Запишите домашнее задание: параграф 37 с Написать письмо будущим поколениям обучающихся под названием "Принятие в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя – как это было?" Для написания такого письма нужно ответить на вопросы и выполнить задания:. 1. Почему именно Украина стала элементом борьбы стран Запада с Россией ? 2.Проанализируйте содержание Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6- ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в соответствии со следующим планом. А) Каковы юридические основания и срок принятия в Российскую Федерацию Республики Б) Расскажите об образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, их наименовании и статусе. | Студенты слушают, и записывают домашнее задание. | | | |
8 | Объяснение нового материала (48 мин) Физкультминутка 3 мин | 48 мин 3 мин | 2.слайд - Объяснение нового материала. Работа с терминами «украинский неонацизм», «Евромайдан», русофобия Рассказывает о причинах политического кризиса на Украине. Задает вопросы: -Почему именно Украина стала элементом борьбы стран Запада с Россией ? -Какова роль стран Запада в государственном перевороте на Украине? - Как вы думаете, можно ли было разрешить внутренний кризис, возникший в начале 2014 г., мирным путем? Возвращение Крыма. Демонстрируется видеоролик «Подписание договора о присоединении Крыма и города Севастополь к Российской Федерации (18.03.2014)» Преподаватель: Факт свершился: отныне Крым и Севастополь — российская территория. Все формальности были улажены. Но почему мы называем данное событие Воссоединением и возвращением домой? 1.Историческое развитие Крымского полуострова, в чем нам поможет группа историков; 2Правовой статус Крымского полуострова на разных этапах его исторического развития, а также легитимность проведения референдума 16 марта 2014 года в Крыму, в чем нам поможет группа правоведов. 3.Что подтолкнуло население Крыма к проведению данного референдума? Какие политические и экономические изменения, после проведения референдума, ждут население Крыма и Россию в целом? Как относятся мировые политики к данному референдуму? На эти и многие другие вопросы поможет ответить группа наших политологов. Преподаватель Давайте обратимся к истории Крымского полуострова: ( деловая игра « Встреча историков, политологов, правоведов ) Выступление историков: Слайд 6. Преподаватель: Итак, на каких же правовых условиях происходило присоединение Крыма к России? Для ответа на данный вопрос давайте обратимся к нашим историкам – правоведам: Выступление группы историков-правоведов: Преподаватель: Как шло историческое развитие полуострова в советское время? Преподаватель: Вызывает интерес процесс передачи Крыма из состава РСФСР в состав УССР не только с исторической точки зрения, но и с историко-правовой. Легитимным ли был факт передачи? Давайте попросим наших правоведов проанализировать юридическую сторону данного вопроса. Демонстрируется видеоролик «Как Крым отдали России: история вопроса». Преподаватель: Учитывалось ли волеизъявление народа? О дальнейшей судьбе Крыма я попрошу рассказать историков: Выступление группы историков: Преподаватель: Уважаемые историки, расскажите о дальнейшем пребывании Крымского полуострова в составе независимой Украины. Преподаватель: Попрошу правоведов проанализировать и дать правовую оценку по вопросу принятия Конституции от 1998 года, которая значительно ограничила автономию республики. Итак, чуть ранее мы с Вами познакомились к событиям недавнего прошлого. Пожалуйста, историки расскажите нам о крымском кризисе 2014 года: Выступление историка: 16 марта в Крыму прошел всенародный референдум. Какую роль он сыграл в судьбе крымчан и РФ ? Какие изменения в жизни крымчан повлек за собой референдум? А теперь мне бы хотелась показать вам мнение международных политологов по данному вопросу: Демонстрируется видеоролик: «Комментарии политологов о присоединении Крыма к России» | Разбирают и записывают в тетрадь термины. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Выступление историков: обучающийся 291 группы рассказывает об историческом развитии Крыма с древнейших времен до 1475 года. Обучающийся 291 группы … рассказывает о присоединении Крыма к России в 1783 г. Выступление группы историков-правоведов: Обучающаяся 291 группы анализирует исторический документ «Высочайший Манифест Великой Императрицы Екатерины II о принятии Крымского полуострова, острова Тамана и всея Кубанской стороны под державу Российскую, 1783 год, 8 апреля». Обучающийся 291 группы рассказывает об истории Крыма в Советское время. Обучающаяся 291 группы … анализирует исторический документ «Указ Президиума ВС СССР от 19 февраля 1954 г. О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» Обучающийся 291 группы рассказывает об истории Крыма с 1978 по 1994 годы. Выступление историка: Обучающийся 291 группы … рассказывает о дальнейшей судьбе Крыма в составе Украины Обучающийся 291 группы … рассказывает о Конституции от 1998 года, которая значительно ограничила автономию республики. | | | |
9 | Закрепление изученного материала | 15 мин | Историческое значение присоединения Крыма для России и мира. | Высказывают свое мнение, записывают в тетрадь тезисы Историческое значение присоединения Крыма для России и мира. | | | |
10 | Рефлексия (3 мин) Итого: 90 мин | 3 мин | Выбери 1-2 предложения и закончи их устно или письменно: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… Ребята, скажите какие вопросы у вас остались не раскрытыми? Вы сегодня были активны. Молодцы, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. До свидание. | Отвечают на вопросы преподавателя. Высказывают свое мнение | | | |
| | | |
| | | | | | | |