Тема урока | Прием и передача мяча. Овладение элементарными умениями в приеме и передаче мяча в волейболе |
Технология построения урока | Оздоровительная |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель урока | Овладение обучающимися навыками приема и передачи волейбольного мяча. |
Задачи: | Образовательные | Оздоровительные | Воспитательные |
Освоить технику выполнения приема и передачи волейбольного мяча; повысить уровень технической подготовки обучающихся. | Укрепление здоровья обучающихся; формирование и совершенствование естественных двигательных умений и навыков; развитие основных двигательных качеств. | Формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, установку на здоровый образ жизни; формировать мотивацию учебной деятельности. |
Планируемые результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Владеют техникой выполнения приема и передачи волейбольного мяча; умеют выполнять комплекс ОРУ упражнений; умеют отбирать упражнения с учетом предстоящей работы на уроке. | Регулятивные: принимают решения и осуществляют выбор учебной и познавательной деятельности; осуществляют действие по образцу; адекватно оценивают свои действия и действия партнером по команде. | Поддерживают товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самообладание; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. |
Коммуникативные: владеют способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следят за безопасностью друг друга. |
Познавательные: совершенствуют навыки в выполнении упражнений; осуществляют актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе и на жизненном опыте. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Волейбол, прием, передача |
Информационные образовательные средства урока | Волейбольные мячи, свисток. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Организационно-методические указания | Формы организации взаимодействия | Время |
1.Вводно-подготовительный этап. Цель: организация класса, подготовка организма к решению задач основного этапа. |
1.Организационный момент. Построение. Рапорт. Целеполагание. | Проводит построение класса в одну шеренгу, проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой. Сообщает тему урока. | Выполняют построение на спортивной площадке. | «Класс, в одну шеренгу становись!»; «Равняясь»; «Смирно» «По порядку номеров рассчитайсь!» «Налево!»; « В обход по залу шагом марш» | Фронтальная | 2 мин |
Выполнение ходьбы и ее разновидностей. | Ходьба: На носках На пятках На внешней стороне стопы | Выполняют различные виды ходьбы по команде учителя. | «На носках – марш!»; «Без задания – марш!» | Фронтальная | 2 мин |
Выполнение бега и его разновидностей. | Бег: С высоким подниманием бедра Приставными шагами правым боком Приставными шагами левым боком Спиной вперед (смотрим через левое плечо) | Выполняют различные виды бега по команде учителя. | «Бегом – марш!»; «шагом - марш!». | Фронтальная | 2 мин |
Ходьба с восстановлением дыхания | -Восстанавливаем дыхание: руки подняли вверх – вдох, опустили – выдох. Повторяем упражнение. | Восстанавливают дыхание. | «Вдох, выдох!». | Фронтальная | 1 мин |
Подготовка к выполнению ОРУ. | - Управляющий, на месте – стой! - Направо! - Кругом! - На первый и второй – рассчитайсь! - Первые номера два шага вперед. | Выполняют команды учителя. | «Направо!»; «Кругом!»; «На первый, второй – рассчитайсь!». | Фронтальная | 1 мин |
2.Актуализация знаний. Выполнение комплекса ОРУ. | Комплекс ОРУ на месте И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны головы на счёт 1-2 вперед- назад, 3-4влево-вправо. И.п.- ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-2- круговые движения руками вперед; 3-4 – круговые движения руками назад. И. п. - ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью рывки руками с поворотами влево вправо. 1-2 рывки руками перед грудью; 3-4 поворот влево, тоже вправо. И.п. - ноги на ширине плеч, наклоны туловища вперёд, назад, влево, вправо. 1-2 – наклон туловища вперед-назад; 3-4 – наклон туловища – вправо-влево. .И.п.– ноги на ширине плеч, руки в стороны, ладони вперед; 1 – наклон вперед, ладонями коснуться голеней; 2 – и.п. При наклоне ноги в коленях не сгибать. И.п. – широкая стойка; 1 – 3 – три пружинистых наклона (поочередно к левой ноге, прямо и к правой ноге) с касанием руками пола; 4 – выпрямиться, расправить плечи. При наклонах ноги в коленях не сгибать. И.п – упор присев; 1 – упор лежа; 2 – и.п. 3-4 тоже. И. п. – узкая стойка ноги врозь. 1 – руки вверх; 2 – наклон вниз; 3 – присед; 4 – и. п. И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – мах правой ногой вперед, хлопок; 2 – и. п.; 3 – мах левой ногой вперед, хлопок; 4 – и. п. Приседания. 15 раз. Выполнять упражнение самостоятельно Ходьба на месте с восстановлением дыхания | Выполняют комплекс ОРУ. | «Исходное положение принять!»; «Упражнение начинай!»; «Стой!» | Фронтальная | 5 мин |
2. Основной этап. Цель: обучение (совершенствование) техники выполнения движения, развитие основных двигательных качеств. |
3.Открытие новых знаний. Знакомство с техникой выполнения упражнения. Показ техники выполнения учителем. | Он упругий и красивый Хочет с вами поиграть, Но безумно сильно Он помчался вскачь. Ребята, что это может быть? - А какие виды мячей вы знаете? - А какой это мяч? (Указываю на волейбольный мяч). Кто знает, в какую игру играют этим мячом? - Действительно, этот мяч используется в спортивной игре – волейбол. Игра начинается со стоек: 1. Высокая стойка. Нужно выбрать удобную опору. Одна нога немного впереди, другая назад. Руки подняты вверх. Чуть присели, пальцы немного согнуты в локтях. 2. Нижняя стойка. Руки внизу, локти прямые. Ноги согнуты в коленях. - Ребята, сделали стойку для верхнего приема мяча. Нужно выбрать удобную опору. Одна нога немного впереди, другая назад. Руки подняты вверх. Чуть присели, пальцы немного согнуты в локтях. - Опустили руки. Еще раз сделали стойку для верхнего приема мяча. - Опустили руки. Еще раз сделали стойку для верхнего приема мяча. - Ребята. Теперь вспомним стойку для нижнего приема мяча. Встали в стойку для нижнего приема мяча. Пальцы одной руки вложены в другую. Выбрали удобную опору. Ноги согнуты в коленях. Локти прямые. - Опустили руки. Еще раз встали в стойку для нижнего приема мяча. Пальцы одной руки вложены в другую. Выбрали удобную опору. Ноги согнуты в коленях. Локти прямые. - Опустили руки. Еще раз встали в стойку для нижнего приема мяча. Пальцы одной руки вложены в другую. Выбрали удобную опору. Ноги согнуты в коленях. Локти прямые. Выполнение подготовительных упражнений (в парах): 1.Броски мяча двумя руками из-за головы. 2. Броски мяча правой рукой из-за головы. 3. Броски левой рукой из-за головы. 4. Броски в пол двумя руками. 5. Броски правой и левой рукой в пол Техника приёма мяча двумя руками снизу. Ноги должны быть согнуты, одна нога чуть впереди. Руки сведены вместе, кисти рук вложены друг в друга и развернуты ладонями вверх. Мяч принимается предплечьями, выше кистей рук. - Нижний прием или прием мяча снизу в волейболе – используется в тех случаях, когда выполнить верхний прием невозможно, когда возникает угроза приземления мяча около сетки или когда нужно подстроиться под траекторию мяча, встав спиной к сетке. Техника верхнего приема мяча: ноги чуть присогнуты. Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены. Держим зрительный контакт с мячом. Идем под мяч таким образом, чтобы он находился прямо надо лбом. Вытягиваем руки вверх. Локти разведены наружу. Руки разведены таким образом, что образуют как бы ковш. Кисти напряжено и жестко зафиксированы. Указательные и большие пальцы как бы формируют треугольник — ими мы и будем осуществлять прием. Большие пальцы направлены в нос, а не навстречу мячу. - Разгибаем ноги, отрабатываем корпусом. Принимаем мяч ровно в треугольник, сложенный пальцами. Держим зрительный контакт. При верхнем приемы задействованы в основном три пальца на каждой руке — большой, указательный и средний. Остальные пальцы стабилизирует положение мяча, но не направляют его. Разгибаем локти. - Верхний прием или прием мяча сверху в волейболе – используется для передачи точного паса игроку своей команды для последующей атаки и других маневров. Передача мяча двумя руками снизу Находясь в стойке готовности, волейболист принимает исходное положение — ноги на ширине плеч, согнутые в коленных суставах, одна впереди другой, руки выпрямлены и направлены вперед - вниз, локти приближены друг к другу, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед. При выполнении приема и передачи игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним. Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям рук. Движения прямыми руками вперед-вверх производятся только в плечевых суставах. Туловище выпрямляется, ноги активно разгибаются. Сопровождающее мяч движение выполняется за счет дальнейшего разгибания ног и туловища, а также плавно | Отгадывают загадку. Выполняют стойки. Усваивают технику приема и передачи мяча.. | Возможные ошибки: ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях; руки опущены; чрезмерный наклон вперед. несвоевременный выход к мячу; неправильное положение и движение рук; несоответствие скорости движения рук и ног скорости полета мяча; отсутствие согласованности в движении рук, туловища и ног. | Фронтальная | 10 мин |
4. Первичное осмысление и закрепление. Показ техники выполнения наиболее подготовленными детьми. | Упражнения с волейбольными мячами: Встречная эстафета с мячом( первая шеренга набрасывает, вторая принимает, потом меняются) | Выполняют эстафеты по команде учителя | «На старт»; «Внимание!»; «Марш! | Фронтальная | 3 мин |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Выполнение упражнения детьми. | Учебная игра в волейбол. Применение ранее изученных приёмов. Инструктаж по технике безопасности Во время игры нельзя: • дразнить соперника; • заходить на его сторону; • касаться сетки руками и виснуть на ней. По окончании партии переходите на другую сторону площадки по часовой стрелке, по возможности обходя волейбольные стойки, а проходя под сеткой, не отвлекайтесь, смотрите вперед, наклонив туловище и голову. | Принимают участие в игре, используют технику изученных приемов. | «Класс, в одну шеренгу стройся!»; «На первый, второй рассчитайсь!» | Фронтальная | 9 мин |
3. Заключительный этап. Цель: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности состояние. | |
6. Заключительный этап. Выполнение упражнений на восстановление дыхания. Игра малой подвижности. | «Шел король по лесу» Дети становятся в круг, взявшись за руки. Шел король по лесу, По лесу, по лесу. (Ходьба по кругу.) Нашел себе принцессу, Принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, Попрыгаем, попрыгаем. (Прыжки на двух ногах на месте.) И ножками подрыгаем, Подрыгаем, подрыгаем. (Выбрасывают прямые ноги вперед.) И ручками похлопаем, Похлопаем, похлопаем. (Хлопают в ладоши.) И ножками потопаем, Потопаем, потопаем. (Топают ногами на месте.) | Становятся в круг, взявшись за руки. Выполняют упражнения. | «В круг – становись!» | Фронтальная | 2 мин |
7. Подведение итогов. | Построение. - Кто скажет, чему мы с вами учились на уроке? - Кто скажет, что нам нужно делать, для улучшения наших достижений? | Отвечают на поставленные учителем вопросы, подводят итог занятия. | «В одну шеренгу становись!» | Фронтальная | 1 мин |
8. Рефлексия. | - Понравилось ли вам на уроке? - Что особенно понравилось? - Что вызвало затруднения? - Как их можно устранить? - Как бы вы себя оценили? | Подводят итог занятия. | | Фронтальная | 1 мин |
9. Сообщение домашнего задания | Выполнить упражнения для развития силы рук. | Внимательно слушают учителя. | | Фронтальная | 1 мин |