Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по географии в 9 классе. Тема: Урал. ГП и природа.»
Поурочный план по географии.
Урок № 41. Класс: 9- . Дата: 2020г.
ТЕМА УРОКА: Урал. Географическое положение и природа.
Цели урока:
- Сформировать образ Урала.
- Определить состав и географическое положение Уральского района.
- Раскрыть особенности природных условий Урала.
- Дать оценку природных ресурсов Урала.
Тип урока: изучения нового материала Ход урока:
1. Орг. момент
2. Проверка знаний
3. Мотивационный этап.
Урок начинается с вопроса учителя: «Что вам известно об Урале?» Ответы учеников являются основой для создания схемы (кластера) образа Урала, которая дополняется после изучения рубрики «Что мы знаем об Урале» (с. 146 учебника). Затем учитель выясняет, кто из учащихся был на Урале, кто родился на Урале, у кого родственники проживают на Урале, тем самым включая в схему новую линию «Мои связи с Уралом».
4. Изучение нового материала.
Следующий этап урока — самостоятельная работа. На основе анализа текста § 36, физической карты Уральского района (рис. 27 учебника), карты «Районы России» (с. 234 Приложения учебника) и карты «Административно-территориальное деление России» (с. 228—229 Приложения учебника) учащиеся определяют состав района.
Далее ученики выясняют, в чем уникальность географического положения Урала. Они обращают внимание на то, как изменилось его географическое положение после распада СССР. Затем учащиеся выполняют задание 6 на с. 150 учебника на сравнение экономико-географического положения Урала и Поволжья.
При изучении природно-ресурсного потенциала района школьники должны ответить на вопросы: «Чем объяснить богатство Урала полезными ископаемыми? Почему полезные ископаемые интенсивно используются в течение последних 300 лет? Какие проблемы при этом возникают и как их решать?» Учитель просит в нескольких предложениях раскрыть свое видение решения этих проблем и занести информацию в таблицу.
Проблемы, связанные с интенсивным использованием
полезных ископаемых Урала
Мои предложения по решению
этих проблем
Изучая природные условия Уральского района, учащиеся должны обратить внимание на следующие вопросы: «Каков климат Урала? Какие природные зоны простираются на Урале? Каковы особенности речной сети?» После изучения речной сети Урала ученики выполняют задание 5 на с. 150 учебника, а затем выясняют, какие части Урала имеют наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства.
В ходе групповой работы школьники выполняют следующие задания:
— первая группа сравнивает природные условия и ресурсы Западного и Восточного Урала;
— вторая группа доказывает, что экономико-географическое положение Урала уникально;
— третья группа трактует смысл выражения «Урал многолик» и приводит примеры, подтверждающие это высказывание.
Каждый ученик в ходе групповой работы готовит эссе. В 7—10 предложениях учащиеся должны доказать или опровергнуть слова поэта А. Твардовского «Урал! Опорный край державы».
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание: 1) изучить § 36; 2) ответить на вопросы 1—3 и выполнить задания 4 и 8 на с. 150 учебника;