СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по истории "Княгиня Ольга. Роль личночти в истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории "Княгиня Ольга. Роль личночти в истории"»

ГОБПОУ «Липецкий колледж индустрии сервиса»













Тема: «Княгиня Ольга и ее личность в истории»





Составитель: Фомичева Ю.В., преподаватель истории


















Липецк,

2024


Тема: Княгиня Ольга и ее личность в истории


«Простой народ называл ее хитрой,

Церковь-святой,

История – мудрой»

Цели урока:

Образовательная цель: сформировать у учащихся представление о роли личности в истории. Дать общую целостную характеристику личности, раскрыть понятие «историческая личность», показать воздействие на общество княгини Ольги.

Развивающая цель: способствовать развитию основных умений и навыков: работы с источниками, дополнительной литературой, выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему, вести дискуссию, работать в группах, работать с компьютером (интернет-ресурсы)

Воспитательная цель: воспитать интерес к историческому прошлому своего Отечества, пониманию роли личности в истории.

Базовые учебные действия:

  • познавательные:

  1. Формирование умения выделить главное;

  2. Формирование умения выполнять простые сравнения, классификацию, обобщение;

  3. Формирование умения работать с несложной по содержанию и структуре текстовой информацией и изображениями.

  • личностные:

    1. Формирование заинтересованности в посещении занятий;

    2. Принятие доступных для понимания обучающихся ценностей;

    3. Формирование доступных для понимания учащихся собственных моральных норм.

  • коммуникативные:

  1. Формирование умения вступать в контакт (преподаватель-студент, студент-студент, студент-группа);

  2. Формирование умения обращаться за помощью и принимать её;

  3. Формирование умения слушать и понимать инструкции к заданию.

  • регулятивные:

  1. Создание условий для осмысления учащимися своих действий;

  2. Формирование умения осуществлять действия по образцу, заданному правилу;

  3. Формирование умения оценивать свою деятельность с учетом предложенных критериев.

Основные понятия и определения: реформы, погост, уроки

Исторические личности: Князь Игорь, Княгиня Ольга, Святослав, Византийский император Константин.

Предполагаемые результаты:

  1. перечисляют личные качества княгини Ольги;

  2. называют и (или) подписывают иллюстрации, на которых изображены способы мести древлянам за убийство князя Игоря;

  3. соотносят и (или) объясняют смысл новых понятий (реформы, погост, уроки);

  4. находят и (или) показывают на карте древнерусский город Киев и соседнее государство Византию со столицей в городе Константинополь;

  5. перечисляют и (или) находят в тексте изменения в жизни правительницы и самого Древнерусского государства после посещения Византии.


Дополнительные источники:

Документальный фильм «Рюриковичи», серия 1 (кинокомпания StarMedia, при поддержке Министерства культуры РФ, 2018 г.) [электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/watch?v=BbFZkkvIaDM


Межпредметные связи: обществознание, элективный курс «Личности в истории», история, литература, информатика.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, документальный фильм (фрагмент), фрагменты летописи, карточки с заданиями, словарь терминов к уроку, доска «fleepchart», раздаточный материал.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма урока: интегрированный урок-исследование

Методы: интерактивные методы: «Мозговой штурм», синквейн, дебрифинг, работа в малых группах; эвристичевская беседа, работа с опорными конспектами и словарями, работа с историческими источниками, объяснительно-иллюстративные методы, методы проблемного изложения, частично-поисковые методы.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка цели.

  3. Актуализация знаний

  4. Усвоение, осмысление новых знаний

4.1 Просмотр фрагмента документального фильма о княгине Ольги.

4.2 Работа в малых группах с историческими источниками (фрагментами летописи) и построение «дерева-личности в истории», доской «fleepchart»

4.3 Постановка проблемного вопроса: Можем ли мы назвать княгиню Ольгу исторической личностью?

4.4 Демонстрация презентации о качествах личности в истории

4.5 Работа со словарем терминов и опорным конспектом, работа в группах с карточками – заданий, доской «fleepchart»

    1. Составление синквейна:

Схема составления синквейна:

Кто? Что?

1 существительное

Какой?

2 прилагательных

Что делает?

3 глагола

Что автор думает о теме?

Фраза из 4 слов

  1. Обобщение первичного закрепления и систематизация знаний

5.1Дискуссия по проблемному вопросу

    1. Обсуждение эпиграфа

    2. Дебрифинг, который содержит вопросы:

-Какую новую информацию (опыт) вы получили на уроке?

- Какие умения и знания вы хотели бы развить в большей степени?

6. Подведение итогов. Заключительное слово преподавателя.

7.Выдача домашнего задания






























Приложение 1

Фамилия, имя _____________________________________ класс _______________

Задание 1. О каком понятии идет речь? Выбери правильный ответ.

Это такая организация жизни общества, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории:

А) Государство;

Б) Политическая партия;

В) Человеческое стадо.


Задание 2. Найди лишний признак государства:

  1. Территория; 2. Князь; 3. Полюдье 4. Законы;

  2. 5. Армия; 6. Население 7. Налоги.


З адание 3. Рассмотри иллюстрацию, о каком событии идет речь? Вставь пропущенные слова в тексте:

В 944 году, князь ________________ вместе со своей дружиной, пошел к ________________ собирать дань. Сбор дани на Руси назывался _____________________
















Фамилия, имя ______________________________________ класс _________________


Задание1. Какие черты характера были свойственны княгине Ольги?


В летописи «Повесть временных лет», говорится, что княгиня Ольга была родом из варягов. До замужества жила в Пскове где и познакомилась с Игорем. Ему понравилась скромная, умная девушка. В Киеве, княгиня пользовалась уважением. Она умела управлять государственными делами, даже имела право разбирать споры, пока Игоря не было в городе.


Задание 2. Рассмотри иллюстрации. Подпиши способы мести Княгини Ольги древлянам.

__________________________________ _________________________________

__________________________________ _________________________________


Задание 3. Соотнеси исторический термин (реформа, погост, урок) с определением.


  1. _____________________________ - место сбора дани;

  2. _____________________________ - размер дани;

  3. _____________________________ - изменения в жизни людей, которые имеют

силу закона.


Задание 4. Подчеркни исторические ошибки в тексте.


В 2021 году правительница Руси Екатерина отправилась в Царьград. В Византии с большими почестями ее принял император Константин. Ей показали самые богатые церкви и христианские службы, объяснили в чем смысл веры в Иисуса Христа. Ольга поняла, что идолы которым поклоняются славяне настоящие боги. Она захотела принять христианство, а сам император Алексей стал ее крестным отцом.

Княгиня Ольга – первая женщина – христианка среди правителей Древнерусского государства.