Открытый урок
по русскому языку
Группа: «Автомеханик-17»
Тема: Словообразование. Морфологический способ словообразования
Цели:
Познавательные:
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.
Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем).
Воспитательные:
поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Оборудование:
проектор;
таблицы 1 и 2 для каждого учащегося;
листы с упражнением № 1 для каждого учащегося.
Технология: проблемное обучение.
Эпиграф: «Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…»
В. Песков.
Ход урока
Оргмомент (2 мин.)
2. Постановка проблемы, определение темы урока (6 мин)
Учитель: Для того чтобы узнать тему урока, выполните упражнение 1. (Это упражнение на ошибку, у каждого учащегося листок с упражнением.) Определите, правильно ли указан способ образования следующих слов. Если правильно, то вы ставите “+”, если не правильно – то “-”.
Упражнение 1
хорош -о – хороший (безаффиксный);
после-военный – военный (основосложение);
по-темнеть – темнеть (префиксальный);
пере-нос – иц – а – нос (префиксально-суффиксальный);
стучать-ся – стучать (постфиксальный);
диван-кровать – диван, кровать (основосложение);
лед-о-кол – лёд, колоть (основосложение);
СТК – Сунтарский технологический колледж (аббревиация).
– А теперь посмотрите, как я определила, правильно ли указан способ образования данных слов. Сравните с вашей работой (показать через проектор).
Упражнение 1
хорош-о – хороший (суффиксальный);
после-военный – военный (префиксальный);
по-темнеть – темнеть (префиксальный);
пере-нос-иц -а – нос (префиксально-суффиксальный);
стучать – ся – стучать (постфиксальный);
диван – кровать – диван, кровать (словосложение);
лед – о – кол – лёд, колоть (основосложение);
СТК – Сунтарский технологический колледж (аббревиация).
– Где вы допустили ошибки? Почему вы решили, что это неправильный способ образования слова? Кто нам назовёт тему урока?
Актуализация знаний (словообразование, словоизменение, морфемы: корень, аффиксы: суффикс, префикс)
Эпиграф к уроку. Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк?
4. Поиск решения проблемы. (5 мин.)
– Для чего нам необходимо изучать способы словообразования? (Для обогащения словарного состава русского языка.)
– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.)
– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)
– Какие слова называются производными? (Образованные слова.)
Упражнение 2
(показано через проектор)
Из данных слов назовите производные слова.
Кирпичный – кирпич;
настольный – стол;
перепечатать – печатать;
землемер – земля, мерить.
– Выделите основу в каждом производном слове. Какая основа у данных слов? (Производная основа.)
– Что входит в производную основу? (В производную основу входят корень и словообразующие аффиксы.)
– Выделите их в данных словах. Назовите слова, от которых образовались производные слова. Какая основа у данных слов? (Производящая основа.)
– Выделите основу. Что входит в производящую основу? (Только один корень или корень + аффиксы.)
– Выделите их в данных словах. Какой бывает производящая основа? (Непроизводной – только корень, производной – корень + аффиксы.)
– Назовите слова, у которых непроизводная основа.
5. Выражение решения (5 мин.)
По ходу работы учащимися заполняется таблица 1.
Таблица 1 (продукт)
Словообразование | Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов. |
Производные слова | Образованные слова. |
Производная основа | Корень + словообразующие аффиксы. |
Производящая основа | Непроизводная основа (корень), производная основа (корень + аффиксы) |
6. Реализация продукта (5 мин.)
Упражнение 3 (Показано через проектор.)
Найдите слова одного корня. Объясните как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?
Узелок на память
Никаких не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.
Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь,
Наступление,
Ступень.
Принимая веское решенье,
С вечным сочетая труд,
Помни:
Настоящее движенье
Люди поступательным зовут. (Я. Хелемский)
7. Открытие нового знания (10 мин.)
– Сколько способов словообразования существуют в современном русском языке? (Два способа – морфологические и неморфологические способы.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с морфологическими способами и заполним таблицу 2.
Таблица 2 (продукт)
Морфологические способы | Неморфологические способы |
1. Суффиксальный (новые слова образуются путём присоединения к производящей основе суффиксов): стол - яр – стол | |
2. Префиксальный | |
3. Префиксально-суффиксальный | |
4. Постфиксальный | |
5. Безаффиксный | |
6. Сложение а) словосложение б) основосложение в) основосложение с одновременной суффиксацией | |
7. Аббревиация | |
Таблица заполняется учащимися самостоятельно по приведённому примеру
8. Реализация продукта (10 мин)
Упражнение 4
(Показано через проектор)
Спишите и укажите, каким способом образованы слова. Выполните словообразовательный разбор каждого слова.
Переписать, выбежать, банщик, тракторист, обезличка, голь, подлодка, ГАИ, шкаф-купе.
Образец: переписать – писать (префиксальный).
Порядок разбора:
Установить производящую основу для данного слова (писать).
Выделить словообразовательные аффиксы (пере-).
Указать способ образования слова (префиксальный).
Выстроить словообразовательную цепочку (писать – писатель- переписать- перепись -переписка).
(1 студент работает у доски, другие в тетрадях)
9. Итог урока (1 мин.)
– Итак, подведём итоги. Что мы сегодня повторили? Какие способы словообразования существуют в современном русском языке? Перечислите все морфологические способы словообразования.
10. Домашнее задание (1 мин.)
– Прочитать в учебнике о неморфологических способах словообразования и заполнить таблицу 2, привести свои примеры.