(«Русский язык. 6 класс» (авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львов и другие)
-познакомить с произношением существительных, которые входят в орфоэпический словарик учебника;
-познакомить с произношением словоформ «предлог +существительное», также с произношением заимствованных слов;
-способствовать развитию языкового кругозора учащихся за счет знакомства с новыми словами;
-мотивировать к учебной деятельности, воспитывая чувство интереса к предмету, культуре общения.
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
I | Организационный момент | включение учащихся в деятельность | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя | Подготовка класса к работе. | Л: самоопределение; Р: целеполагание; К: планирование учебного сотрудничества |
II | Сообщение темы и цели урока | повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Постановка проблемного вопроса А) Сценка. Встречаются две подружки (Марина и Анастасия): - Привет, Марина! - Привет, Настя! - Как провела выходные? - Я помогала бабушке перебирать свеклУ и сушить щАвель. - Так это же здорово! СвЁкла, щавЕль – витамины! Б) Выявление противоречия: - Ребята, что вам показалось странным и непонятным в разговоре девочек? - К какой части речи относятся эти слова? -Как же должны произноситься эти существительные? А в слове ревЕнь? - А ответить на этот вопрос нам поможет сегодняшний урок. В) Формулирование темы урока, постановка цели и задач учащимися. - Какова же тема нашего урока? Что вы можете узнать и чему научиться на уроке? Составление плана и последовательности действий. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Отвечают на вопросы. Формулируют точные ответы. Составляют предложения: Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу.. | Л: формирование познавательного интереса К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других |
III | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | 1. Ответы на вопросы: 1. Что значит правильно произнести слово? 2. Всегда ли произношение слов совпадает с их написанием? Приведите примеры. 3. Можно ли произнести букву? А записать звук? 4. Задумываетесь ли вы, как произнести то или иное слово? А может быть, говорите не задумываясь? 5. Замечаете ли вы ошибки в произношении звуков и в выборе места ударения в словах? Если да, то как вы относитесь к ошибкам (безразлично, отмечаете про себя, поправляете того, кто допустил ошибку)? 6. Где и у кого можно узнать (проверить) правильность произношения слова в случае затруднений? | Отвечают на вопросы. Формулируют точные ответы. Приводят примеры. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
IV | Проблемное объяснение нового знания | обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися | Работа с учебником. - Прочитайте текст упр. 159 с. 64-65 Что нужно знать, чтобы говорить правильно? - Вспомните основные орфоэпические нормы, присущие русскому литературному языку. (- в безударном положении не произносится звук о : в первом предударном слоге, после твердых согласных, а также в начале слова на месте буквы о произносится а : п[а]ра; - парные звонкие согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: ду[п]; - парные глухие согласные перед звонким согласным озвончаются: про[з’]ба; - в сочетаниях согласных –стн-, -здн- происходит выпадение звука; - в возвратных глаголах на конце пишется – тся, -ться, а произносится [ца]; - на месте сочетаний –чн-, -чт- произносится [ш]) | Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Наблюдают. Делают выводы. | Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; П: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; Л: формулирование проблемы |
V | Первичное закрепление | проговаривание и закрепление нового знания | А)Фронтальная работа. Мы с вами вспомнили основные орфоэпические нормы, присущие русскому литературному языку. Давайте теперь попробуем по фонетической записи прочитать фразу, соблюдая эти нормы. Упражнение 167. Кто прочитает? Откуда эти слова? Какой смысл вкладывал в них И.А. Крылов? Он высмеивает тех, кто жертвует своим достоинством и самоуважением для того, чтобы иметь что-то лучшее. б) Работа в парах. Ребята, особую сложность представляют слова, пришедшие из других языков. В случае, если мы встретимся с такими словами, что нам поможет? Разумеется, словарь. Упражнение 165. Посмотрите на слова, представленные в упражнении. Что вы можете о них сказать? (сущ., инояз.) Вы сейчас будете работать в парах. 1 ряд выписывает слова ТОЛЬКО с мягким согласным перед Е, 2 – ТОЛЬКО с твёрдым согласным перед Е, 3- одновременно с твёрдым и мягким согласным перед Е. Что нужно сделать, если вы будете сомневаться? Стр. 321-323 Орфоэпический словарик Проверка: 1-фанера, термин, бассейн, шинель. 2-экспресс, энергия, темп, купе, тест. 3-лотерея, центнер. | Работа в парах. Записывают слова Выбирают и объясняют свой выбор. Проверяют себя и друг друга по орфоэпическому словарику | Р: контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; П: умение структурировать знания |
VI | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; | А) Работа в группах. Ребята, а какие слова не так давно тоже вызвали у вас затруднения при написании и соответственно при произношении. Форма мн.числа имён существительных. Давайте вспомним. Работа в группах. Образуйте от предложенных слов форму мн.ч. Р. или И.падежей. Р. п. мн.ч. Цыгане – много … Сапоги- много… Чулки- много … Помидоры- много… Апельсины-много… И. п. мн.ч. Директор- … Слесарь- Шофёр-… Пекарь-… Профессор-… Якорь-… Нарушение правил устной речи ведет к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой и невыразительной. Грамотная речь является показателем образованности, воспитанности и облегчает взаимопонимание людей в устном общении. Нужно чаще заглядывать в орфоэпические словари русского языка, прислушиваться к образцовой речи учителей, актёров, чтецов, лингвистов. | Записывают в тетрадь. Осуществляют взаимопроверку. Работают в группах. | Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Л: самоопределение Р: умение давать самооценку. Л: адекватная самооценка |
VII | Итог урока (рефлексия деятельности «Поезд») | самооценка результатов деятельности | На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое им было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. При этом каждый может выбрать: положить только один жетон или два. | Осуществляют самооценку. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия |
VIII | Домашнее задание | самоопределение | Дифференцированное домашнее задание. А)Придумать четверостишье, которое помогло бы запомнить произношение того или иного слова. Б)В орфоэпическом словарике учебника найдите 8 слов, которые вы произносите не так, как там рекомендовано. Произнесите их несколько раз правильно. Запишите их с транскрипцией. | Рассматривают задание. Задают вопросы по выполнению. | |