МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой»
Конспект открытого урока
в старшей группе детского сада
Тема: « Папин портрет»
Преподавателя высшей категории Садаускене Инны Николаевны
2018г
Задачи:
Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди).
Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).
Предварительная работа: Знакомство с портретом как жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников (Серова, Репина, Крамского и др.). Экспериментирование с цветом гуашевых красок для получения телесного цвета. Беседа «Наши папы и дедушки». Рассматривание семейных фотографий, принесённых в группу.
Материалы, инструменты, оборудование: Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой; семейные фотографии; репродукции картин известных художников-портретистов; опорные рисунки для показа этапов работы; цветовая модель, демонстрирующая получение телесных оттенков разной светлоты (и насыщенности).
Содержание занятия:
Преподаватель читает детям стихотворение Г.Р. Лагздынь «Мой папа военный»:
Мой папа военный.
Он в армии служит.
Он с техникой сложной
Армейскою дружит!
Ходил он не раз
В боевые походы.
Не зря говорят:
Командир - из пехоты!
Преподаватель проводит краткую беседу о том, где и кем работают наши папы, дяди, дедушки; какие они (храбрые, сильные, умелые) и предлагает нарисовать портреты гуашевыми красками, чтобы к празднику мужчин оформить в детском саду выставку.
Чтение стихотворений Г. Р. Лагздынь :
Я буду вертолётчиком
Жужжит над полем вертолёт,
Стрекозкой лёгкой кружит,
То вертолёт идёт в полёт,
-Он людям верно служит.
Взлетит он выше белых скал
И сядет за горою.
Ты не гляди!
Вверху я мал?!
Так залетай за мною!
С тобою вместе побежим
По голубым дорожкам
И рядом с солнцем посидим
И на луне немножко.
Купи мне, папа...
Купи мне, папа, пулемёт.
Я буду пулемётчиком!
Купи мне, папа, самолёт!
Я буду, папа, лётчиком!
Купил мне папа самокат.
Я самокатчиком быть рад!
Играю я
Мой папа храбрый лётчик.
Мой дедушка - танкист!
А я был - вертолётчик,
Теперь - артиллерист!
Стою я возле пушки
С винтовкой на посту…
Играю я в игрушки,
Играю и расту!
Затем педагог показывает детям выставленные на доске или мольберте опорные рисунки, подсказывающие последовательность работы над портретом: 1) карандашный эскиз; 2) овал лица; 3) причёска; 4) разметка черт лица (точки или тонкие штрихи, намеченные карандашом); 5) глаза; 6) губы; 7) нос; 8) детали одежды и аксессуары (галстук).
Предлагает вместе подумать и обсудить, в каком порядке будем рисовать (последовательно показывает и комментирует этапы, прикрывая полоской бумаги последующие).
Особое внимание педагог обращает на то, что портрет - это, как правило, изображение лица человека (какую форму обычно имеет лицо?), поэтому нужно крупным планом по всему листу бумаги нарисовать овал. Спрашивает, как лучше расположить лист бумаги (вертикально или горизонтально), и почему. Наглядно демонстрирует правильность ответов, прикладывая чистый лист бумаги к своему лицу. Спрашивает, какого цвета кожа человека и как можно получить такой цвет (оттенок) на палитре. Демонстрирует цветовую модель и советует поэкспериментировать с цветом в поисках телесного цвета. Дети в течение двух-трёх минут выполняют это цветовое упражнение на палитрах. На отдельной схеме показываются детям пропорции лица и размещение глаз, носа, рта, ушей. Объясняет варианты изображения мужской причёски. Советует вспомнить, какого цвета у папы глаза и волосы, чтобы подобрать нужный цвет или оттенок.
Дети начинают рисовать. При возникновении необходимости, детям оказывается индивидуальная помощь.
Выставка детских работ:
Работы детей вывешиваются, рассматриваются, каждому ребенку дается возможность рассказать о своем портрете.