Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
(ОБПОУ «КЭМТ»)
Экологический марафон
«Спасем планету вместе!»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
по учебному предмету ОДПб.01 Экология Курского края
/для специальностей и профессий технологического профиля,
базовый уровень/
Разработчики: Заикина Людмила Николаевна, преподаватель
первой квалификационной категории
ОБПОУ «КЭМТ»
2021 г.
РАССМОТРЕНА на заседании П(Ц)К преподавателей математических и естественнонаучных учебных предметов и дисциплин Протокол №___ от_______________2021 г. Председатель ПЦК ____________ Н.В. Николаенко «____» __________ 2021 г. | Заведующие отделениями ________ И.В. Моршнева _________В.И. Паньков «____» ______________ 2021 г. |
Экологический марафон
«Спасем планету вместе!»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
по учебному предмету ОДПб.01 Экология Курского края
/для специальностей и профессий технологического профиля,
базовый уровень/
Разработчики: _________ Л.Н. Заикина, преподаватель первой
квалификационной категории ОБПОУ «КЭМТ»,
пояснительная записка
«Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же на век объединимся,
Давайте наши души сохраним.
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!»
Н. Старшинов
Сейчас, когда человек осваивает космос, экология, пусть не как знание, но хотя бы как термин, проникла в сознание каждого. Экология вышла за пределы понятия и стала предметом тревог и забот каждого государства каждой личности. Экология касается всех, ибо экологический кризис, если он перерастет в экологическую катастрофу, не пощадит никого. Следовательно, важно каждому приложить свои силы к сохранению окружающей среды.
Экологическое воспитание и образование студентов - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития каждого человека - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Сегодня нет ни одного человека, который бы не слышал о таких понятиях как «экология», «охрана окружающей среды», «экологические проблемы».
Викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.
Викторина – это игра, в основе которой заложен принцип нахождения правильных ответов на вопросы. Обычно проводится она в форме состязания или конкурса, в ходе которого подсчитываются очки и определяется победитель. Зачем проводится викторина? Это несложно понять. Причин для обращения к такого вида конкурсам несколько. Исходя из того, что викторина – это игра, делаем вывод: её проводят для развлечения. Она с успехом может проводиться как на детских и юношеских мероприятиях, так и в семейном или дружеском кругу среди разновозрастных участников. Викторина – это занятие, когда ведущий задаёт вопросы, а участники ищут ответы. Следовательно, мероприятие это помогает расширять кругозор, систематизировать знания. Отсюда вывод: игра-викторина выполняет обучающую, развивающую и познавательную функции. Во время проведения такого рода конкурсов ведётся подсчёт очков и выявляются победители. Часто выигравшим вручаются призы. Поэтому можно сказать, что викторина стимулирует к познанию, развивает интерес к предмету, который является темой вопросов
Экологический марафон «Спасем планету вместе!» проводится в форме мотивационной беседы с просмотром видеофильма «Как человек уничтожает Землю», с декламацией стихов и игры-соревнования. Мероприятие направлено на решение следующих задач: выполнение соответствующих заданий, направленных на развитие умственной деятельности; формирование умения работать в команде и распределять обязанности; формирование умения обосновывать и отстаивать свою точку зрения; организация рефлексивной деятельности.
Мероприятие рассчитана на 45 минут. Этапы игры включают в себя 2 конкурса: «Что мы знаем о мусоре и отходах», «Говорят малыши».
Задания связаны с экологией и смежными дисциплинами. Все конкурсы оценивает жюри, и баллы заносят в протокол.
Мероприятие сопровождается презентацией. Использование слайдов помогает обеспечить данное мероприятие качественными, быстро сменяющимися наглядными иллюстрациями.
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия составлена в соответствии с требованиями, изложенными в методических рекомендациях по составлению методических разработок педагогическими работниками Областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курский электромеханический техникум» (ОБПОУ «КЭМТ») и может быть использована для работы преподавателями со студентами разных специальностей.
деятельностная карта внеаудиторного мероприятия
Специальности технического профиля
Учебные группы: КСК-11, ЭТЭА-11
Учебный предмет: ОДПб.01 Экология Курского края
Тема: Экологический марафон «Спасем планету вместе!»
Вид: игра-соревнование
Средства обучения:
Цели мероприятия:
методическая: использование потенциала игры-соревнования для развития познавательной активности студентов и формирования научной картины мира;
образовательная: проверка теоретических знаний студентов по предмету, расширение представления о глобальных экологических проблемах, о способах утилизации твердых бытовых отходов;
развивающая: развитие у студентов интереса к экологии, развитие логического и аналитического мышления, смекалки, наблюдательности, умений и навыков взаимодействия студентов;
воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, воспитание чувства заботы о здоровье окружающих, воспитание активности, самостоятельности, лидерских качеств, стремления к успеху.
Задачи мероприятия:
учебно-практические:
обеспечить в ходе мероприятия усвоение и закрепление знаний о глобальных экологических проблемах, о способах утилизации твердых бытовых отходов;
совершенствовать умения и навыки самостоятельной деятельности;
совершенствовать умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
развивать критическое мышление через проблемные ситуации;
совершенствовать речевые умения – комментировать, анализировать информацию;
учебно-познавательные:
способствовать формированию естественнонаучной картины мира обучающихся;
расширить знания студентов о глобальных экологических проблемах, о способах утилизации твердых бытовых отходов;
создать условия для применения приобретенных знаний в знакомых и незнакомых ситуациях;
стимулировать развитие творческих возможностей, обучающихся;
развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
воспитательные:
содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу обучения, уверенности в своих силах;
стимулировать лидерские качества, стремление к успеху;
воспитание бережного отношения к природе;
воспитание чувства заботы о здоровье окружающих.
Междисциплинарные связи:
Прогнозируемый результат:
а) познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов;
понимание роли и значения знаний по экологии;
расширение знаний об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
б) регулятивные УУД:
прогнозирование и планирование своей деятельности;
контроль полученного результата;
коррекция полученного результата;
в) коммуникативные УУД:
умение слышать, слушать и понимать собеседника;
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
умение взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку друг другу;
г) личностные УУД:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества.
Образовательные технологии:
мотивационная беседа;
дидактическая игра;
элементы технологии проблемного обучения;
информационно-коммуникационные технологии.
Организационные формы образовательной деятельности:
групповая.
Методы обучения:
дидактическая игра;
наглядные: компьютерная мультимедийная презентация, учебный видеоролик
Нормативные документы
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ – 2012. (с последующими изменениями)
Приказа № 613 от 29.06.2017 г. «О внесении в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413»
Рабочая программа учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края, 2020 г.
Образовательные ресурсы:
Основная литература
Гурова, Т.Ф. Экология и рациональное природопользование: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко— 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.—188 с.
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2016. – 208с.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2017.
Дополнительная литература
Королев, В. А. Учебно-методическое пособие по экологии (Экологические риски) – Курск: Университетская книга, 2016. – 208 с.
Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2014.
Интернет-источники, электронные образовательные ресурсы
Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России [Электронный ресурс] URL: www. ecocommunity. ru
Каталог экологических сайтов [Электронный ресурс] URL: www.ecologysite.ru.
Сайт экологического просвещения [Электронный ресурс] URL: www.ecoculture.ru
Научно-методические ресурсы
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2006. – 288 с.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус; под ред. П. И. Пидкасистого. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. − 624 с.
Основные термины и понятия: загрязнение, отходы производства и потребления, обращение с отходами, охрана окружающей среды, парниковый эффект, утилизация.
сценарный план внеаудиторного мероприятия
1. Организационный момент. Приветствие участников. Настрой на позитивную работу.
Добрый день!
2. Определение темы занятия.
20 Марта отмечается всемирный «День Земли» – это праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Он призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Дата 20 марта была выбрана и официально утверждена в 1971 году ООН для Дня Земли именно потому, что на это время выпадает день весеннего равноденствия, когда меняется биологический ритм планеты, и она переходит на новый виток своего развития, когда происходит пробуждение природы и ее обновление. Это день напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе. Именно поэтому сегодня, в преддверии «Дня Земли» мы и проводим наш экологический марафон «Спасем планету вместе!».
3. Актуализация знаний.
Ребята, мы живем с вами на удивительной планете, которая является нашим общим домом. Это планета Земля, и не случайно ее главные богатства созвучны с названием. Земля – наш дом, земля – наша кормилица. Родная земля, Родина – это место, где человек родился, которое навсегда останется дорогим для него. И люди обязаны заботиться о сохранении природы на нашей планете, потому что это из-за нас происходят негативные изменения в окружающей среде.
Когда-то наши предки только выращивали растения, разводили домашних животных, а сейчас мы строим громадные промышленные предприятия, используем множество автомобилей, вырубаем деревья. Конечно, развитие нашей цивилизации не должно останавливаться. Только надо не забывать, что расходовать ресурсы планеты следует разумно, осторожно, и первостепенной задачей людей является забота о чистоте окружающей среды.
Земля не прощает человеку, если он жестоко уничтожает ее богатства. Все в природе взаимосвязано. Когда мы осушаем русло реки, гибнет рыба, а в итоге сам человек не сможет использовать ее в пищу. Если почва не будет отдыхать, не стоит ждать хорошего урожая. Если постоянно загрязнять воздух и воду, человечество не сможет выжить в условиях экологической катастрофы.
4. Основная часть.
Преподаватель под тихую спокойную музыку читает стихотворение «Стон Земли».
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет
Я так устала…
Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,-
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И сотрясая твердь землетрясеньем
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
(С. Михалков)
Выходят ведущие.
Ведущий 1: А какая она, наша Земля? Необычная, удивительная, прекрасная! Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки вод, носит на себе океаны, облака и грозовые тучи. Принимает ливни, снегопады и туманы. Поражает жерлами дымных вулканов. Взращивает деревья, кустарники, травы. Пускает птиц в небеса и по всем лесам – разнообразных зверей.
Ведущий 2: Человека Земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом вёсен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом?
Ведущий 1: Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом.
Ведущий 2: Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах — кровь, в древесных корнях — жилы, в травах и растениях — волосы.
Ведущий 1: Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...
Выходит чтец 1, читает стихотворение Н.П. Тумановой «Зов сердца»:
Я призываю всех совсем не зря:
Мутнеют реки и леса горят,
Озера высыхают и моря –
Я призываю всех совсем не зря!
Кругом заводы, фабрики, поля –
От равнодушия измучена земля.
От безразличия грустит даже вода,
А без нее погибнут города.
Ведь вся надежда нынче на тебя!
Ни перед чем, мой друг, не отступай,
Любую подлость строго пресекай,
Любую глупость с честью презирай.
Все в нашей жизни может пригодиться:
Сполна водою чистой насладиться,
Послушать утром трели соловья,
Услышать голос звонкого ручья.
Не так легко нам будет, но ведь важно,
Чтоб понял наконец-то житель каждый,
Что равнодушию пора сказать нам – «Нет!»
Уже мы натворили много бед.
И если сложим мы усилья наши.
Поверь, Земля ведь точно станет краше.
Трава зеленой будет под ногами.
И звонче пенье птиц под облаками.
Ведущий 1: Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни звери. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор – уберите его, закопайте в землю. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!
Ведущий 2: Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе.
Чтец 2:
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды...
Все меньше — окружающей природы...
Все больше — окружающей среды.
Р. Рождественский
Ведущий 1: Планета наша весьма засорена, но человечество еще не до конца осознало, сколько опасностей таит в себе жизнь на огромной свалке. Что достанется нашим детям в наследство? Как они смогут обитать на нашей некогда чистой и прекрасной планете? Сейчас мы познакомим вас с некоторыми фактами, касающимися загрязнения нашего общего дома продуктами жизнедеятельности человечества.
(Видеоролик «Как мы уничтожаем Землю»)
Ведущий 2: Неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека?
Чтец 1:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету!
Ведь другой на свете нету!
Ведущий 1: Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.
Ведущий 2: И если каждый человек будет охранять свою Родину, то все вместе мы сохраним свою планету по имени Земля.
Чтец 2:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
Чтец 1:
Берегите времени крутые повороты,
Радость, вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровения Земли и Неба,
Сладость жизни, Молока и Хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб они за слабого сражались.
(М. Дудин)
5. Экологическая викторина
Ход игры
1 ведущий: А теперь проведем небольшую викторину. Она необычная – экологическая и посвящена одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.
2 ведущий: Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.
1 ведущий: Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
2 ведущий:
Моя планета - человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком.
Где сточная канава – океан.
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву
Где стонут травы: больше не могу!
1 ведущий:
Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
2 ведущий: Вопрос «Что делать с мусором?» становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
(Группа делится на 2 команды, ведущие знакомят участников викторины с правилами игры).
1 этап. «Что мы знаем о мусоре и отходах»
Преподаватель: Сейчас каждая команда получит по три таблички-указателя с буквами А, Б, В. На каждый задаваемый вопрос будет три варианта ответа. По сигналу ведущего капитан команды будет поднимать табличку с указателем верного ответа. На обдумывание дается 10 секунд.
Вопросы:
1. Что составляет большую часть мусора, который загрязняет Землю?
а) Стекло;
б) пластмасса;
в) металл.
2. Жители какого города производят наибольшее количество бытовых отходов?
а) Нью-Йорка;
б) Берлина;
в) Минска.
3. Назовите самую процветающую отрасль промышленности во Франции.
а) Производство бытовой техники;
б) автомобилестроение;
в) переработка мусора.
4. Что нужно сделать перед утилизацией отходов?
а) Собрать в одном месте;
б) рассортировать;
в) перемолоть.
5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
а) сжечь при специальных условиях;
б) компостировать;
в) переплавить.
6. О чем необходимо в первую очередь думать, выбирая место свалки?
а) Об ограждении места свалки;
б) об укомплектование соответствующей техникой;
в) о защите поверхности земли и грунтовых вод
7. Что влечет за собой появление незаконных свалок?
а) Изменение климатических условий (температура, влажность);
б) разрушение почвы;
в) гибель животных.
8.Что является основой для разработки санитарных норм?
а) Присутствие тяжелых металлов в воздухе;
б) предельно допустимая концентрация вещества;
в) государственный стандарт качества.
9. На какие регионы и территории оказывают влияние вредные выбросы?
а) Только на те, где загрязнение возникло;
б) на прилегающие территории;
в) даже на удаленные от места загрязнения территории.
10.Наиболее опасным для человека является наличие в воде:
а) пестицидов;
б) бытового мусора;
в) минеральных удобрений.
11. Какая страна является самой загрязненной в Европе?
а) Россия;
б) Великобритания;
в) Италия.
12. На какую отрасль приходится большая часть общего количества отходов в странах ЕЭС?
а) легкая промышленность;
б) тяжелая промышленность;
в) сельское хозяйство.
13. Какой вид радиоактивных отходов целенаправленно рассеивается в окружающей среде?
А) твердые вещества;
Б) газы;
В) жидкости.
14. Какой метод борьбы с увеличивающимся количеством отходов является наиболее эффективным?
а) принятие правовых актов, регулирующих процесс;
б) захоронение;
в) вторичное использование отходов (рециркуляция).
15. Как называется поступление вредных веществ в среду обитания, которое приводит к сбоям в функционировании экологических систем?
а) Экологический кризис;
б) загрязнение;
в) интродукция.
16. Какая отрасль промышленности лидирует по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу?
а) нефтегазоперерабатывающая отрасль;
б) автотранспорт;
в) машиностроение.
17. Какое время пролежит выброшенный в лесу предмет из пластмассы?
а) 5 лет;
б) 55 лет;
в) более 100 лет.
18. За какое время выброшенная бумага будет уничтожена микробами?
а) 1-2 года;
б) 3-5 лет;
в) более 10 лет.
2 этап. «Говорят малыши»
1 ведущий: А сейчас давайте попробуем вспомнить наиболее распространенные отходы. Придумать возможности их вторичного использования – важнейшая задача человечества. Я буду произносить фразы детей, которыми они описывают те или иные отходы. На каждый из видов отходов подготовлено 5 фраз. Вы должны понять, какой слово было задумано. Та команда, которая раньше назовет наименование отходов, получает 1 балл. Если команда ошибается, то из суммы ее очков один балл вычитается.
Детские высказывания:
1.Он образуется при помощи коровы.
2.Когда его немного, он полезен.
3.Если его очень много, то это плохо.
4.Когда он попадает в реку, разрушается, а рыба задыхается и гибнет.
5.Он невкусно пахнет.
Ответ: навоз.
1.Из нее сделаны многие мои игрушки.
2.Она твердая, тяжело ломается, бывает разных цветов.
3.То, что из нее изготавливается, обычно не тяжелое.
4.Если нельзя жечь, потому что тогда образуется черный дым с плохим запахом.
5.Ее просто так выбросить в мусор нельзя, потому что она не разлагается.
Ответ: пластмасса.
1.Это изобретение китайцев.
2.Ее делают из деревьев.
3.Это очень легко загорается.
4.Она нужна для того, чтобы писать, рисовать.
5.Из нее образуется большое количество мусора.
Ответ: бумага.
1.Это получают из песка.
2.То, что из него делают, обычно бывает прозрачным.
3.Если оно упадет, то разобьется.
4.Когда это нагревают, оно начинает тянуться как тесто.
5.Если бросить это в лесу, то может случиться пожар.
Ответ: стекло.
1.Этого не бывает много в деревне, зато его всегда много в городе.
2.Если в городе много промышленных предприятий, то этого особенно много.
3.Он появляется от машин, станков, поездов.
4.Если с ним не бороться, то люди будут болеть.
5.От него загрязняется воздух и окружающая среда, а если его будет слишком много, то можно и опьянеть.
Ответ: шум.
1.Мы этого никогда не видим.
2.Они вызывают у людей большое количество заболеваний.
3.Чем больше заводов в городе, тем больше будет этого.
4.Для того чтобы бороться с этим нужны растения с зелеными листочками.
5.Там, где этого очень много, не могут вырасти лишайники.
Ответ: газовые отходы.
1.Если это сдать, то за него дадут деньги.
2.Он появляется, когда старые вещи приходят в негодность.
3.Он бывает везде, где живет и работает человек.
4.Он очень твердый.
5.Из него делают что-нибудь новое.
Ответ: металлолом.
1.Она образуется при горении.
2.У этого бывает только черный цвет.
3.Это считается очень вредным для легких и вообще для человека.
4.От нее пачкается одежда человека, а в организме появляются болезни.
5.Этого больше в городе, чем в деревне.
Ответ: сажа.
1.Без этого человек не может обойтись.
2.Этим люди пользуются ежедневно.
3.Если это добавить в воду, то будет пена.
4.От этого гибнет рыба, умирают растения.
5.Это помогает нам бороться с грязью.
Ответ: мыло, моющие средства.
1.Оно очень легкое.
2.Если попадет в воду, то будет плавать наверху и не утонет.
3.Когда это попадает в реку, оно не дает дышать рыбам.
4.Нельзя в реке мыть машину, потому что это загрязнит реку.
5.С поверхности воды это надо убирать.
Ответ: машинное масло.
Подведение итогов викторины, награждение победителей.
1 ведущий: Вот и подошел к концу наш экологический марафон. Давайте же беречь нашу Землю – колыбель человечества, наш общий дом! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности
2 ведущий:
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет,
Черные сотрешь ли, Человек?
1 ведущий: Поэтому, чтобы не случилось непоправимого, всегда думайте и заботьтесь о Земле.
Все тесно связано вокруг.
(Примеры мы не станем множить.)
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
2 ведущий: До свидания, друзья!
Приложение 1