СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Формальное и неформальное лидерство»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Формальное и неформальное лидерство»»

Министерство Здравоохранения Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский техникум»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ



«Формальное и неформальное лидерство»






Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

















2020


Рассмотрено на цикловой

методической комиссии

«ОГСЭ, ОПД, ЕН»

___________________

Утверждаю

Зам директора

по учебной работе

_________________















Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности34.02.01Сестринское дело









Составитель: Матвеева А.Е., преподаватель ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»









ОГЛАВЛЕНИЕ

п/п

Наименование раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка……………………………………………………


4

2.

Цели и задачи внеклассного мероприятия……………………………….


5

3.

Участники внеклассного мероприятия …..………………………………


6

4.

Оснащение и оборудование внеклассного мероприятия……………….


6

5.

Организация внеклассного мероприятия….……………………………...


7

6.

План проведения внеклассного мероприятия с примернойхронокартой……………………………………….……………


8

7.

Сценарий внеклассного мероприятия……….……………………………

9










































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Внеклассные мероприятия позволяют управлять воспитательным процессом, развивать и совершенствовать заложенные умственные и физические способности, корректировать нежелательные социальные отклонения в поведении и сознании, формировать потребность в постоянном самосовершенствовании.

Умело организованная в учебном заведении внеклассная работа формирует и развивает личность студента, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность и способствует раскрытию творческих способностей.

Лидерство - важнейшее понятие в современном обществе, определяющее успешность тех или иных социальных групп.

Лидерство - в психологии процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.

Существует широкая классификация внутри понятия лидерства, что позволяет лучше понимать суть и значение лидерства.

В тоже время, независимо от применяемой классификации, значение лидерства в современном обществе невозможно переоценить, т.к. именно лидерство во всех его проявлениях определять пути и динамику развития всех сфер человеческой деятельности.

Признаки лидерства наблюдаются в животном мире. Они также были присущи и первым первобытным людям.

Для социальных животных характерно выделение из общей среды лидера (вожака), функцией которого становится поддержание внутренней иерархии при собственном доминирующем положении. Вожак получает преимущества - приоритетный доступ к ресурсам, но одновременно и несёт бремя неудобств, в первую очередь связанных с защитой своего статуса, а также возлагаемой ответственности.

Поиски качеств, присущих лидерам, продолжаются в течение многих веков. Вопросами о том, что отличает лидеров от обычных людей, задавались философы от Платона до Плутарха, тем самым отмечая что лидерство проистекает из индивидуальных особенностей человека.

В XIX веке к исследованию лидерства обратилось множество авторов, противопоставлявших лидера и толпу, рабов и пытавшихся найти этому объяснение. Одну из наиболее влиятельных теорий сформулировал Фрэнсис Гальтон, считавший лидерство проявлением природного, наследственного таланта. Сесиль Родс, в свою очередь, считал, что лидера можно воспитать из одарённого человека через соответствующее обучение. С точки зрения теории происхождения лидерства именно эти две теории и заняли главенствующее место.

Стиль лидерства характеризует способы, которые использует лидер для управления и мотивации подчинённых.

Стиль определяется личными качествами: мировоззрением, особенностями характера и опытом. Для разных ситуаций подходящими являются разные стили, например, в чрезвычайных условиях и при значительном превосходстве компетентности лидера наиболее эффективен авторитарный стиль, а в сообществе людей близкого уровня знаний и высокой групповой сплочённости более подходящим является демократический стиль.

Данный материал был предоставлен и адаптирован для молодых специалистов педагогов-организаторов. Для того, чтобы они более четко понимали особенности подросткового возраста, а также как лучше и правильней привлекать к деятельности ребят относительно особенностей их характера и темперамента. Чтобы каждому ребенку было комфортно и он смог себя найти.













  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Формальное и неформальное лидерство»


Цель: Лидер - это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Поэтому очень важно для педагога выявить лидера в коллективе и найти сним точки соприкосновения.

Задачи:

  • формирование у слушателей представлений о дистанционном образовании;

  • закрепление представлений слушателей о значении информационных технологий;


  1. УЧАСТНИКИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

К участию в лекции преподаватели средне-специальных учебных заведений и общеобразовательных учебных заведений.


4.ОСНАЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


Технические средства:

  • Персональный компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Планшет для ведущего внеклассного мероприятия

  • Буклеты.




















5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1.Мероприятие проводится в конце первого семестра учебного года (ноябрь-декабрь). Сроки проведения мероприятия согласуются с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа р.п. Межевой»; Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Санаторная школа с наличием интерната для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, р.п. Межевой»; Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением дополнительного образования «Детская школа искусств» р.п. Межевой Саткинского муниципального района.

2. Место проведения – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п. Межевой»; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа с наличием интерната для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, р.п. Межевой»; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» р.п. Межевой Саткинского муниципального района.

3. Данное мероприятие может проводиться на базе общеобразовательных и муниципальных учреждений, т.е. студентами для школьников или лиц среднего/пожилого возраста.


Требования к аудитории:

1.Наличие компьютера;

2. Мультимедийного проектора;

3. Достаточное количество сидячих мест в зависимости от количества участников и зрителей.

3. 2 планшета для ведущих внеклассного мероприятия

3.Форма одежды ведущих – белый халат и бейдж.





6. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

С ПРИМЕРНОЙ ХРОНОКАРТОЙ



п/п


Этап лекции


Примерное время

1.

Организационный момент

2 мин.

2.

Вступительное слово преподавателя (ведущего)

3 мин.

3.

Работа с аудиторией, вопросы на знание темы лекции.

10 мин.

4.

Лекция

20 мин.

5.

Ответы на вопросы от слушателей лекции

5 мин.

6.

Выводы

5 мин



















7. СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Формальное и неформальное лидерство»

Выделяют следующие стили лидерства:

· автократический стиль – решения принимает лидер, власть сильно централизована. От подчинённых не требуется инициатива, только беспрекословное исполнение;

· демократический стиль – в принятии решений участвует всё сообщество. Такое лидерство также называют распределённым;

· либеральный стиль – лидер свободно делегирует полномочия на нижестоящие уровни. Такой тип лидерства способствует повышению креативности и инициативности подчинённых;

· нарциссический стиль – лидер игнорирует интересы группы в пользу личного. Однако этот стиль не обязательно будет деструктивным, хотя обычно подобным лидерам присущи высокомерие и агрессивность;

· токсический стиль – использование лидерства таким образом, что управляемая группа оказывается в худшем положении, чем ранее;

· ориентированность на результат – характеризуется следованием определённому набору шагов, которые должны привести к заданной цели в заданный срок;

· ориентированность на отношения - противоположность ориентированности на результат. Вместо выполнения задачи лидер стремится к улучшению взаимоотношений внутри управляемой группы в ущерб остальным целям.

Очевидно, что каждый из стилей не может быть сосредоточен в одном человеке. Каждый из стилей результативен в каждой ситуации и при достижении определенной цели.

Также важно отметить, что в «здоровом» коллективе присутствуют представители разных стилей лидерства, что позволяет результативно достигать целей.

Значимым является разделение лидерства на формальное и неформальное (в зависимости от того, осуществляется ли влияние с позиции занимаемой должности или при помощи своих способностей, умения или других ресурсов).

Понятия «лидер» и «руководитель» похожи по значению, поэтому часто употребляются как синонимы. Но они не тождественны. Лидерство – это психологический феномен, тогда как руководство – сугубо управленческий. Лидер спонтанно занимает доминирующее положение в группе с явного или скрытого согласия большинства ее членов. Его влияние и авторитет имеют в основном неформальный характер. Руководитель – это формальный начальник, занимающий официальную должность. Поэтому фактический лидер группы не всегда является ее официальным руководителем и наоборот.

Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития.

Условно можно определить следующие отличия двух типов лидеров:


ФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР

НЕФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР


Администратор

Инноватор


Командует, убеждает

Вдохновляет, призывает


Выполняет указания других

Реализует собственные цели


Действует на основе расчёта

Действует на основе видения правильной организации всего дела


Ориентируется на организацию, ?.?. на достижение всей организации (численные показатели роста).

Ориентируется на людей


Поддерживает движение

Даёт импульс движению


Принимает решения

Реализует решения


Делает как нужно

Делает, что нужно


Пользуется уважением

Пользуется любовью



2. Формальное лидерство

Формальный лидер (номинальный) – человек, имеющий влияние силой статуса или должности. Тот, кто официально имеет статус лидера, но фактически не выполняет его функции.

Формальный лидер или руководитель – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений.

Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором – он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

3. Неформальное лидерство

Лидерство – это неформальное влияние. Оно отличается от руководства, которое "предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства-подчинения". Лидер - это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Существует взгляд, что лидер должен обладать особыми индивидуальными качествами, которые делают его способным управлять. Он должен владеть искусством убеждения, быть благородным, честным, уравновешенным, справедливым, но все эти замечательные свойства натуры являются не только субъективными, но еще и абстрактными. Если придерживаться мнения об абсолютной необходимости этих качеств, то было бы просто невозможно найти такое количество достойных людей на руководящие должности. А если вспомнить таких знаменитых руководителей, как Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Гитлер, Сталин, то трудно считать их образцами добродетели.

Лидер должен обладать и другими важными индивидуальными особенностями: стремлением к власти (чаще всего построенным не на логике, высоком служебном или интеллектуальном статусе, а на харизме (от греч. charisma – милость, божественный дар), на силе личных качеств и способностей, хорошо развитой межличностной ориентацией, пониманием потребностей и приоритетов коллектива. Лидер должен уметь управлять вниманием аудитории и владеть своими эмоциями, быть уверенным в себе, не говорить лишнего – ведь подавляющее большинство ошибок человек совершает из-за неумения вовремя промолчать, «слово-серебро, молчание-золото». Очевидно, что главные качества лидера – гибкое, нестандартное мышление, харизматические свойства личности и владение искусством воздействия на оппонентов и коллектив.

Типы неформального лидера (на примере трудового коллектива).

Неформальный лидер может стать руководителю, как серьезной помехой, так и надежной опорой. А значит, особым талантом неформального лидера необходимо управлять. Для этого надо выделить основные типы неформального лидера.

«Дирижер»

Идеален для взаимодействия с руководством, ориентированным на результат, но не желающим излишне демократизировать взаимоотношения с коллективом. Лидер-дирижер охотно управляет тенденциями в своем коллективе, ни на шаг не отходя от заданной руководством «партитуры». Его мотивация – чувство собственной значимости, ведь на него полагается руководство. Такие люди любят говорить: «Если бы не я – страшно и подумать, что бы могло произойти…» Обычно бывает исполнительным и дружелюбным. Умеет организовать работу людей, заражая их собственной жаждой достижения цели. «Дирижеры» склонны к медленному, но уверенному карьерному росту до менеджера среднего звена – там для них идеальное место. Топ-менеджмент – не их стихия, т. к. там надо самому принимать принципиальные решения, а не организовывать работу в рамках поставленной задачи.

«Рубаха-парень»

Душа компании, общительный и обаятельный, он отлично подходит для организации отдельных людей в коллективе на выполнение задач, которых они предпочли бы избежать – он так обаятелен и сеет вокруг положительные эмоции, что даже самая нудная задача становится радужной, отказать ему практически невозможно. Его личная мотивация – чувствовать, что ему позволено общаться с руководством «на равных».

«Серый кардинал»

Крайне полезная для честолюбивого руководителя фигура. Охотно создает продуманные, эффективные стратегии решения поставленной задачи с учетом личностных особенностей каждого члена коллектива. Обычно несколько зануден, зато помнит все обо всех в мелочах – ведь на этих мелочах так легко сыграть, манипулируя человеком. При этом «серый кардинал» не претендует на лавры разработчика или организатора, предпочитая всю жизнь оставаться на вторых ролях в глазах окружающих, но знать, что на самом деле первая скрипка – он.

«Бунтарь»

Очень сложный тип. Чувствует врожденную потребность бунтовать против существующей несправедливости и обладает талантом эту несправедливость найти где угодно и в чем угодно. Обожает ставить условия, организовывать забастовки и т. д. Бунтарь постоянно борется за права всех и каждого, но при логическом обосновании ущемляемых прав руководства – так же рьяно отстаивает эти права перед коллективом.

Руководители, как правило, не видят необходимости «приручать» выраженного неформального лидера, работающего в коллективе. Но это опасное заблуждение. «Бесхозный» неформальный лидер может стать причиной снижения эффективности работы коллектива, а иногда – привести к возникновению серьезных конфликтов.

Наименее опасны с этой позиции «дирижер» и «рубаха-парень». Хотя и они могут стать причиной проблем. «Дирижер» будет стремиться помочь в организации рабочего процесса так, как он это видит правильным, что зачастую приводит к обратному результату из-за незнания им подводных камней и далеко идущих планов. Самым опасным для организации, как правило, является «бунтарь». Если ярко выраженного «бунтаря» оставить без дела (не озадачить решением вопросов вселенской справедливости на благо компании), он вполне способен приложить свои таланты не в пользу руководства. Для наглядности: именно такие люди организовывали в свое время первые профсоюзы, изрядно досаждавшие коммерсантам тех времен. Это «бунтари» устраивают забастовки и прочие протестные мероприятия. Причем, не всегда имея для этого веские основания. Если сотрудники вдруг массово начали выражать недовольство чем-то, что раньше всех устраивало, требуют изменить условия труда или его оплаты, установить сокращенный рабочий день и т. п. при наличии нормального офиса, зарплаты, соответствующей квалификации сотрудников, значит, в коллективе завелся «бунтарь».





Применение тестирования в теории лидерства

Тестирование (психологическое тестирование) в теории лидерства помогает определить наличие лидерских качеств, общую направленность индивидуума к лидерству и степень ее выраженности.

В качестве одного из типовых тестов приводится тест из 50 вопросов:

Предлагается 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Необходимо выбрать один из вариантов и отметить его на бланке ключа.

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да;

б) нет.

2. Считаете ли Вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

а) да;

б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

а) да;

б) нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?

а) да;

б) нет.

5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал?

а) да;

б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) да;

б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»?

а) да;

б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который бы мог направить вашу профессиональную активность?

а) да;

б) нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?

а) да;

б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас?

а) да;

б) нет.

11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?

а) да;

б) нет.

12. Считаете ли обычно, что ваша внешность производит внушительное (импозантное) впечатление?

а) да;

б) нет.

13. читаете ли вы себя мечтателем?

а) да;

б) нет.

14. Легко ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением?

а) да;

б) нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.п.) групп?

а) да;

б) нет.

16. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:

а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

б) умеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято.

17. Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному?

а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах;

б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

18. С кем вы предпочитаете работать ?

а) с людьми покорными;

б) с людьми строптивыми.

19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий?

а) да;

б) нет.

20. Всегда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

а) да;

б) нет.

21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии провернуть на свою сторону тех, кто раньше с вами был не согласен?

а) да;

б) нет.

22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:

а) Вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;

б) Вы просто полагаетесь на решение других.

23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли:

а) быть первым в деревне;

б) быть вторым в городе.

24. Считаете ли, что вы человек, сильно влияющий на других людей?

а) да;

б) нет.

25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы?

а) да;

б) нет.

26. С вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто:

а) самый компетентный;

б) у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли Вы стараетесь понимать (оценивать) людей?

а) да;

б) нет.

28. Умеете ли вы уважать дисциплину вокруг вас?

а) да;

б) нет.

29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более значительным (предпочтительным)?

а) Тот, который все решает сам;

б) Тот, который постоянно советуется.

30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия?

а) Коллегиальный тип;

б) Авторитарный тип.

31. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют?

а) да;

б) нет.

32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу?

а) Громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет;

б) Негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.

33. На рабочем совещании вы один имеете мнение, противоположное мнению других, но вы уверены в своей правоте. Как вы поведете себя?

а) Будете молчать;

б) Будете отстаивать свою точку зрения.

34. Указывают ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела?

а) да;

б) нет.

35. Если на вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?

а) да;

б) нет.

36. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?

а) Работать под руководством хорошего руководителя;

б) Работать независимо.

37. Как вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов»?

а) Это верно.

б) Это неверно.

38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц?

а) да;

б) нет.

39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?

а) да;

б) нет.

40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?

а) Трудности обескураживают.

б) Трудности заставляют действовать активнее.

41. Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам, когда они их заслуживают?

а) да;

б) нет.

42. Считаете ли, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженность жизни?

а) да;

б) нет.

43. Если вам предстоит произвести реорганизацию, то как вы поступаете?

а) Ввожу изменения немедленно.

б) Предлагаю медленные, эволюционные изменения.

44. Если это необходимо, сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника?

а) да;

б) нет.

45. Согласны ли вы с такой мыслью: «Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

а) да;

б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый из людей, благодаря своим человеческим способностям, должен сделать что-то выдающееся?

а) да;

б) нет.

47. Кем (из предложенных профессий) вам в молодости хотелось стать?

а) Известным художником, композитором, поэтом и т.д.

б) Руководителем коллектива.

48. Какую музыку вам приятней слушать?

а) торжественную, могучую;

б) тихую, лирическую.

49. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями?

а) да;

б) нет.

50. Часто ли вы встречаете человека с более сильной волей, чем вас?

а) да;

б) нет.

Подсчет результата.

Подсчитайте количество набранных баллов. При ответе на вопрос вы получаете балл, только за вариант («а» или «б») в левой колонке.


Таблица

ВОПРОС

ОТВЕТ

ВОПРОС

ОТВЕТ


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

а б

а б

б а

а б

а б

б а

а б

б а

а б

а б

а б

б а

б а

б а

б а

а б

а б

а б

а б

б а

б а

а б

б а

а б

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

а б

б а

б а

б а

б а

а б

а б

а б

а б

б а

а б

б а

а б

б а

а б

а б

а б

а б

б а

а б

б а

а б

б а

б а



Степень выраженности лидерства:

до 25 баллов: лидерство выражено слабо;

до 26-35 баллов: средняя выраженность лидерства;

36-40 баллов: лидерство выражено в сильной степени;

свыше 40 баллов: склонность к диктату.





8.ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Основная:

  1. Алексеев В.О. Философия. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2016. - 160 с.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2019. 365 с.

  3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе./ Н.П. Аникеева - Изд. 2-е. М.: Просвещение, 2020. 224 с.

  4. Введение в психологию. Учебник. / Под ред. Петровского А.В. М.: Академия, 2016 - 496 с.

  5. Вердебер Р., Вердебер К. Психология общения. СПб «Издательский дом Нева», 2017. 318с.

  6. Евтихов О. Тренинг лидерства / Перераб. Изд. СПб, Речь, 2018 г. 256 с.


Дополнительная:

  1. Евтихов О. Тренинг лидерства. СПб, Речь, 2017 г. 256 с.

  2. Ельникова Н. Клуб бизнес-тренеров/Н. Ельникова// Лидерство. Теории лидерства. Обзор основных концепций-2017.с.4-7.

  3. Жданова о. Интеллектуальный марафон. Развитие познавательного интереса, активности и инициативы //журнал Школьный психолог 2019, № 7.

  4. Зиглер Д. и Хьелл Л. Теории личности. - СПб.: Питер, 2016.