СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Воспевая край родной!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия "Воспевая край родной!"»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Автор : Цибизова И.Н.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 им. Н.И. Бореева


Тема: «Воспевая край родной!»

Форма проведения: литературно-музыкальная гостиная

Класс: 4

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: расширение и углубление знаний обучающихся о литературных и музыкальных достижениях родного края.

Задачи:

  • формировать учебно-познавательный интерес к культурному наследию малой родины;

  • развивать у учащихся внимание к поэтическому слову и музыкальному произведению;

  • воспитывать любовь и чувство гордости за родной край.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

  • мотивация игровой деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

  • соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • проявлять творческие способности при выполнении заданий.

Коммуникативные:

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

  • формировать умение слушать партнёра и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

  • формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Литературно-музыкальная гостиная

Данная форма мероприятия способствовала:

  • развитию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения;

  • вступлению учащихся в социальные отношения через отношение к литературе, музыке и живописи, между детьми, учителем и родителями, через психологический климат в коллективе;

  • умению учиться познавать окружающий мир, учиться взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности, учиться безопасной работе в сети Интернет.

В подготовке к мероприятию рождается взаимодействие в рабочей группе, ярко проступают отношения между членами группы, в открытой форме выступают личностные, социальные отношения участников друг к другу. Дети с разным уровнем умственного развития могут активно принимать участие в мероприятии, не чувствуя себя закрепощенными.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая.

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Технологии:

  • ИКТ. Презентация в формате Power Point послужила основой для визуализации учебного материала, с её помощью происходила демонстрация и объяснение заданий, самопроверка работы в группах.

  • Технология развития критического мышления. Учащиеся проявили себя, показали свое видение красоты окружающего мира, дали большую свободу творческого поиска.

  • Здоровьесберегающая технология. В ходе мероприятия были спланированы организационно-технические, санитарно-гигиенические условия здоровьесбережения, учитывающие индивидуальные показатели состояния учащихся.

  • Проектная технология. Учащимися был создан конкретный продукт, который стал результатом совместного труда и размышлений, который принес им удовлетворение.

Методы:

  • Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку.

  • Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала.

  • Преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике.

  • Контрольный метод с целью выявления качества усвоения знания и дальнейшей коррекции.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Литературно-музыкальная гостиная – это работа нескольких групп. Для достижения результативности в процессе подготовки должны быть распределены роли. Для подготовки такого мероприятия требуется время.

Механизм проведения:

  • подготовительный этап;

  • проведение мероприятия;

  • подведение итогов.

Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых детьми суждений, дается общая оценка всем участникам мероприятия и каждому в отдельности. Рекомендуется оценивать общую манеру участников, дать рекомендации.

Педагогический эффект мероприятия состоит в создании условий для взаимодействия и взаимопомощи, в сплочении участников мероприятия, выявлении их личностных характеристик, создании простора для фантазии и творчества.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Материально-технические:

Интерактивная доска (телевизор), компьютер, (проектор), презентация.

Информационно-методические:

  1. История Тамбовского края: век ХХ / под ред. А.А. Слезина. –Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.

  2. Очерки истории культуры Тамбовского края /под ред. В.Н. Окатова. – Тамбов, 1993.

  3. 200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области: историко-статистический сборник. – Тамбов, 1997.

  4. В.А. Кулагина «Признание в любви. Стихи»- Тамбов, 2015

  5. А.А. Тюрин «С любовью к России.Стихотворения»-Тамбов, 1992

  6. Н.В. Кочетов «Очерки о земле Моршанской»,-Шацк, 2003

  7. Электронный ресурс : https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/02/21/tambovskiy-kray-ty-chast-moey-rossii

Оформление: презентация выставка книг о Тамбовском крае, о Моршанске; подборка газет «Согласие»; фотографии памятников истории города и фото моршанских поэтов и писателей.

Музыкальный материал: фонозаписи (видео)музыкальных произведений П.И. Чайковского «Буря», С.В. Рахманинов «Вокализ», Агипкин «Гимн Тамбова»

Анализ результатов мероприятия

  • Занятие способствует развитию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

  • Задания направлены на активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся.

  • Групповая работа даёт возможность активной деятельности всех учащихся.

  • Рефлексия даёт возможность каждому ученику проанализировать результат своей деятельности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Описание подготовки воспитательного мероприятия

За месяц до мероприятия класс делится на 4 группы. В каждой группе учитель назначает старшего (помощника учителя).

Название групп - «Юные краеведы», «Экскурсоводы», «Литераторы» и «Искусствоведы» и «Вокальная группа» (музыкальный руководитель). Каждая группа получает задание.

При выполнении задания большую помощь оказывают учащимся их родители.

Структура мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Представление участников.

  3. Группа «Юные краеведы». Демонстрация презентации «История Тамбовского края».

  4. Группа «Литераторы». Демонстрация презентации «Знаменитые поэты и писатели земли Моршанской»; приглашение поэта Кулагиной В.А.

  5. Группа «Юные искусствоведы». Демонстрация презентации «Художники Тамбовского края».

  6. Выполнение задания «Я юный художник». Презентация работ.

  7. Группа «Экскурсоводы». Видеосюжеты о достопримечательностях Тамбовской области и города Моршанска.

  8. Подведение итогов мероприятия.

Описание проведения воспитательного мероприятия

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово.

( фон: музыка песни «То берёзка, то рябинка…»)

Учитель: Уважаемые гости! Сегодня мы пригласили Вас на встречу «Воспевая край родной!». Речь пойдёт о самом близком и родном для каждого человека: о малой родине, о милом тихом уголке по имени «Моршанская земля».

Исполнение песни вокальной группой  «Мой край Тамбовский зову я домом»

Ведущий 1: Народная мудрость гласит: ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир.

Ведущий 2: Сегодня мы представляем работу наших творческих групп:

«Юные искусствоведы» руководитель: Виктория К.

«Вокальная группа» руководитель: Анастасия М.

«Литераторы» руководитель Владимир Л.

«Юные краеведы» руководитель Таисия Л.

Ведущий1: Слово нашим краеведам.

(рассказ детей с показом слайдов)

Краевед:Тамбовская область расположена в центральной Европейской части России. Многие столетия эта земля, простиравшаяся к югу от Московского государства, не слышала людских голосов, не знала плуга хлебороба.

В XII-XIII вв. на землях современной Тамбовщины появились русские поселения. Нашему слуху сразу понятно, где поселялись наши предки, что их окружало, когда мы слышим названия: Липовица, Сосновка, Березовка, Селезни, Кулики, Верхоценье.

После основания Козлова и Тамбова в 1635-1636 гг. северная, северо-западная и центральная часть теперешней Тамбовской области составила территорию Тамбовского и Козловского уездов.

С той поры пошло бурное освоение и заселение некогда малолюдного края. О занятиях первых тамбовских поселенцев напоминают названия близлежащих к городу сёл: Пушкари, Стрельцы, Полковое, Солдатское, Донское и др. Эти названия говорят о воинской «юности» нашего края.

Потом была образована особая Тамбовская провинция. И только 27 сентября 1937г. родилась самостоятельная Тамбовская область. Население области – 1 млн. 130 тыс. человек.

Литератор: Картину губернского города Тамбова мы можем увидеть на страницах «Тамбовской казначейши» Михаила Юрьевича Лермонтова.

Тамбов на карте генеральной

Кружком означен не всегда;

Он прежде город был опальный,

Теперь же, право, хоть куда.

Там есть три улицы прямые,

И фонари, и мостовые,

Там два трактира есть, один

«Московский», а другой «Берлин».

Там есть ещё четыре будки,

При них два будочника есть;

По форме отдают вам честь,

И смена им два раза в сутки…


Видео заставка о Моршанске

https://dzen.ru/video/watch/62836c57dfc960073a3b2538

Ведущий 1: Родина милая! Родина светлая!

Все в тебе дорого: песня заветная.

Зори лучистые, росы хрустальные,

Детства тропинки и станции дальние.

Ведущий 2: Это строки замечательного поэта Аркадия Тюрина (показ сборника стихов).

Литератор: Аркадий Антонович Тюрин родился в 1930 году в Моршанске в семье известного фотографа. В годы войны Аркадий участвовал в тимуровской работе, помогая семьям, чьи отцы ушли на фронт, дежурил и выступал перед ранеными в эвакогоспитале, играл в «войну» и ждал победу.

Уже в детстве писал свои небольшие стихи, рисовал с натуры, когда с ватагой ребят бегал на речку, в лес. Увлечения художественным фотографированием, рисованием послужили поводом для поступления на живописно-педагогический факультет Пензенского художественного училища.

Потом работал учителем рисования в Пензенской области, а затем в Моршанске. Много лет Аркадий Антонович был директором детской художественной школы в родном городе (показ картин художника о родной природе и городе).

В одном из стихотворений Аркадий Антонович писал: «Я мечтал еще мальчишкой каждый день прожить, как песню…» Это у него получилось, ведь его стихи – это и есть песни любви к родному краю, к России.

2. Литературно-музыкальный монтаж.

Литератор: «В краю голубых тополей»

Спешу на свиданье с березой,

И с морем взволнованной ржи,

И с цнинским задумчивым плёсом,

Где месяц любовь сторожит.

С полынью, гореньем рябины,

С знакомой вечерней звездой.

Ты всюду, мой край говорливый,

Беседуешь с чувством со мной.

Природой мой край синеокий

Задорные песни поешь.

Слова собираются в строки.

Их музыку ткет теплый дождь.

Вокал.Звучит песня о Моршанске (Стихи А. Ломоносовой Музыка Г. Евтеева)

Город Моршанск,  ты на Цне тихоструйной

Вырос с годами у чистой воды,

Ты в окружении зелени буйной,

Льнут к тебе пашни, леса и сады.

Припев:

Малая Родина в милой Тамбовщине

Вместе с Россией в едином строю

Праведным делом и силами общими

Землю прославит родную свою.

Доблестью предков гордимся по праву,

Славим героев войны и труда.

Нас вдохновляет собор величавый,

Был он духовной опорой всегда!

Припев.

Улей и пчелы, зеленое поле,

Рукопожатие двух якорей:

Города Герб - наша сила и воля,

Это частица России моей!

 

Ведущий 1: Упоминание о родном крае рождает в человеке образы дорогой сердцу природы, картины знакомых мест, воспоминания из детства.

Муз.заставка

Литератор: (на экране слайдовая презентация . Фото города Моршанска)

Городов на Тамбовщине много,

Но Моршанск сердцу ближе, милей.

Это Родина, данная Богом,

Край лесов, край лугов и полей.

Вот над ним луч сверкнёт ранним утром,

Озаряя святынь купола,

И проснуться деревья и зданья,

И земля, что рассвета ждала.


Над рекою туман заструится,

Убегая от ярких лучей,

А в воде неба синь отразится

Серебро тополиных свечей.


Край родной и навеки любимый,

Не расстанусь с тобой никогда.

Уголок, в сердце с детства хранимый,

Ты- любовь, ты- мечта, ты- судьба.

Искусствовед: Это стихотворение Елены Лакиной, которая в 1997 году получила диплом II степени за участие в конкурсе стихов о моршанской земле. Очень часто мы встречаем теперь её фамилию на страницах местной газеты «Согласие». И самые сокровенные мечты о родном городе.

Литератор: Как много есть чудесных мест на свете,

А я люблю свой город над рекой,

Где лучик солнца самый первый на рассвете

Позолотит пейзаж душе такой родной!


Моршанск, люблю тебя, ни от кого не скрою,

Что если уезжаю я в далёкий путь

Всегда и мыслями, и сердцем лишь с тобою,

И ты меня прошу, молю, не позабудь!

Ты был основан царским повеленьем,

Екатерины пест лёг средь лесов,

Прошли года, века, как будто бы мгновенья.

Мы чтим традиции и дедов, и отцов.


Искусствовед: Удивительные строчки рождаются вдали от родного дома, когда хочется сказать:

Литераторы: (чтение отрывков )

…Люблю тебя, Моршанск родной!

Знакомый тихий переулок,

И дом на берегу реки,

Лес – место отдыха, прогулок,

Где сосны стройны, высоки.

И эти старые дома –

купечества оплот и сила,

ведь в них история сама,

своеобразный стиль красивый.

Не ошибаюсь я, наверно,

что каждый обращает взор

на наш великий символ веры –

Моршанский Троицкий собор. Елена Лакина.

…Я далек от родимого края,

Мне б туда, где луга и поля,

Где я вырос, не замечая,

Как прекрасна родная земля… Николай Филин (Челябинская область)


…Родная провинция древних земель-

Тамбовских напевов дурманящий хмель… (Сергей Королев г. Калининград)

Слушание: «Вокализ» С.В. Рахманинов. (https://yandex.ru/video/preview/17009300428920305486)

Искусствовед: С.В. Рахманинов – выдающийся художник музыкального слова. В бывшем поместье родственников в селе Ивановка Сергей Рахманинов проводил большую часть тёплого времени года. Именно в Ивановке были задуманы, созданы, или доработаны наиболее значительные его музыкальные произведения. Красота местной природы, колоритные пейзажи и картины русской жизни нашли живое воплощение в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова.

С.Рахманинов «Элегия» (https://yandex.ru/video/preview/14559918281974128842)

Искусствовед: Тамбовская природа была добрым стимулом для композиторов. Вот строчки из письма Петра Ильича Чайковского: « Прямо из Парижа в начале августа я приехал в тамбовскую губернию и очутился в прелестном оазисе степной местности. В эти две недели, без всякого усилия, как будто движимый какой-то сверхъестественной силой я написал всю свою «Бурю» (симфоническая пьеса).

Звучит фонограмма Петра Ильича Чайковского «Буря»

( https://youtu.be/rouwRO9ZHvQ)

Искусствовед: У нас в гостях замечательный человек, моршанский поэт - Вера Алексевна Кулагина.

Она с детства увлекается стихами и театром. Была неизменным участником художественной самодеятельности в школе и в институте. Поёт, играет на баяне (закончила Моршанскую музыкальную школу).

Во время учебы в институте увлекалась парашютным спортом, была донором, работала в стройотряде. И везде – стихи и театр неразлучны с ней. 40 лет своей жизни Вера Алексеевна посвятила работе с детьми, была воспитателем группы продленного дня, классным руководителем, завучем, учителем русского языка и литературы. Дети – это ее призвание и веление души.

В трудные минуты жизни Вере Алексеевне всегда помогали ее доброта и жизнерадостность, а также страсть к творчеству. Темы ее стихов разнообразны, но все объединяет одно неравнодушие к тому, что происходит вокруг, и любовь автора к Родине.

Автор: «Признание в любви»

Я горжусь, что родилась в России,

Пусть она сегодня не в чести,

Не найти мне Родины красивей,

И ее желанней не найти.

Не найти небес ее синее,

Не найти просторнее полей,

Где весной, от воздуха пьянея,

О любви поет мне соловей.

Купола церквей и колоколен,

Избы, покосившийся забор,

И знакомый до сердечной боли

Маленький на Ленинской наш двор.

Старые, разбитые дороги

И таинственная сень лесов,

Удаль, поражающая многих,

И на праздник звон колоколов –

Всѐ смешалось в этом мире странном,

Выдернувшем сердце из основ,

Лишь в душе осталась постоянной,

Неизменной к Родине любовь.

Искусствовед: И вот какие замечательные строки читаем мы у Валентины Чернышовой, которая живёт в Тольятти, в 1965 году окончила нашу школу № 2, но и сейчас вспоминает родной город:

Литератор: ( «Моршанск» из почты редакции газеты «Согласие»).

Искусствовед: Юрий Иванович Чичёв родился в 1938 году в селе Карели. Юрий закончил сельскохозяйственный институт и институт кинематографа. Великолепно играл на гитаре, стал сочинять стихи, на которые и писал музыку.

Ю.И.Чичев работает в Москве, был заведующим издательством "Плакат".Сейчас он является главным редактором журнала "Стригунок", приложение к журналу "Сельская Новь". Он заслуженный деятель культуры, член союза журналистов России, автор нескольких книг.

Стихи Юрия Ивановича о хлебе, о людях, о природе. Поскольку детство Юрия прошла в селе Карели и Моршанске, то и в стихах он воспевает среднерусский край, его людей, его природу.

Литератор: Юрий Чичёв «Земля моя»

Земля моя, ты стала героинею

Всех песен, что пою тебе одной.

По ягодам, по дождику, по инею

Иду с тобой дорогою-судьбой.

Пускай она не гладкою загадана

И не всегда над нею бирюза –

По инею, по дождикам, по ягодам

Иду с тобой, гляжу в твои глаза.

Что прожито – на песни переложено

О счастье, о печалях, о красе…

Иду с тобой по инею, по дождикам,

По ягодам, краснеющим в росе.

Наречена по имени Россиею,

И я с тобой одну судьбу делю.

По ягодам, по дождикам, по инею – всегда с тобой,

Всегда тебя люблю.

Искусствовед: Послушайте, как звучат тамбовские напевы в знаменитых музыкальных произведениях русских композиторов (фонограммы).

«Черевички» П.И. Чайковский. (фрагмент)

https://yandex.ru/video/preview/11100654400651236034

Искусствовед: Алексей Николаевич Верстовский, русский композитор и театральный деятель. Родился в имении Селиверстово (Тамбовская губерния) в 1799 г.

Музыкальное развитие мальчика проходило в благоприятной обстановке. В семье много музицировали, у отца был собственный крепостной оркестр и большая по тем временам нотная библиотека. С 8 лет будущий композитор начал выступать в любительских концертах как пианист, а вскоре проявилась и его склонность к музыкальному сочинительству.

В 1819 в петербургском Большом театре была поставлена первая опера-водевиль Верстовского «Бабушкины попугаи» по пьесе Н.И.Хмельницкого; всего же им в течение жизни была написана музыка более чем к тридцати спектаклям, в том числе к 25 операм-водевилям, оригинальным и переводным.

Слушание: Опера-водевиль «Бабушкины попугаи» https://audiohunter.ru/?song=А.Н.%20Верстовский%20опера%20бабушкины%20попугаи

Краевед: Песнь во славу Тамбовщины можно назвать гимн Тамбовской области. Он утверждён в 2004 году. Музыка у нашего гимна замечательная.
   Военный композитор и дирижёр Василий Агапкин (1884-1964), в 1912 году написал знаменитый марш «Прощание славянки», принёсший автору неувядаемую славу, а текст гимна написал тамбовский поэт Александр Митрофанов.

"Гимн" - слово греческого происхождения, оно означает "торжественную, хвалебную песнь". Под звуки гимна следует вставать, обнажая голову (для военных принять стойку "смирно" и отдать честь). Уважение к гимну - обязанность гражданина. (в исполнении вокальной группы)

Гимн Тамбовской области.

На просторах бескрайних и синих,
Где берёзы любуются Цной,
В самом центре великой России
Ты раскинулся, край наш родной.
Полыхали зловеще зарницы,
Но в историю грозных веков
Ты вписал своей славы страницы,
Честь, свободу храня от оков.

Припев:

Тамбовский наш край,
В веках процветай!
Ты славен людьми,
Храни Господь тебя, храни!
И пусть летят года,
ты с нами, наш край, навсегда.
Здесь родились мы,
И с этим краем
У нас на всех одна судьба.
Тамбовский наш край,
В веках процветай!
Ты славен людьми,
Храни Господь тебя, храни!

С пульсом Родины шаг свой сверяя,
Край любимый наш смотрит вперёд,
Славу верных сынов умножая,
Твёрдой поступью к счастью идёт.
С каждым годом заметней успехи,
Хорошеет любимый наш край,
На земле благодатной навеки,
Цветом яблонь своих расцветай!

Припев тот же.

Ведущий 1: Любовь к Родине – истинно поэтическое свойство. Без любви к Родине нет поэта. И в этом вы сейчас убедитесь, прослушав в исполнении учащихся стихи поэтов-земляков.

Ведущий 2: Стихи, пронизанные преданной любовью к родной земле, могут написать только истинные поэты.

Литератор:Александра Ломоносова «Отчий край» (бывший ответственный секретарь газеты «Согласие», сейчас пенсионерка)

Для каждого свой край хорош,

Ведь любят тундру и барханы,

Где ты родился, где живёшь.


Мой отчий дом-у речки Цны,

В лесостепном краю России.

Здесь горизонты в дымке синей,

Луга пестры, поля черны.


Моршанск - приметный городок,

В нём много фабрик и заводов.

Он молодеет год от года,

Уютным станет, дайте срок!

Екатерина Суркова «Живи и расцветай» ( худ.руководитель Вяжлинского дома культуры) (демонстрация слайдов из истории города Моршанска)

Моршанск селом когда-то был,

Потом торговым центром слыл;

От пристани в сезон базаров

Сплавлялось множество товаров.


Провинциальный городок

Он шире стал, он стал высок.

Переплелись в нём времена-

День нынешний и старина…


Ты дорог нам, наш отчий край,

Живи века и расцветай.

Отчизну милую любя,

Радеть мы будем за тебя.

Трудом и мудростью крепить,

Чтоб нам же лучше стало жить,

Чтоб сильным сделать свой народ

И вместе с ним идти вперёд.

Экскурсоводы: Песня-видео «Моршанские купола» (в исполнении Евгения Арчакова и ВИА «Нюанс»).

https://youtu.be/lqUEmiIdvUM (6.20)

Литератор: Валентина Рубченко «Моршанск родной, навек священный край»

Какая тишина, какой покой!
Душа усталая от боли отдыхает.
Мне не найти провинции такой,
Где каждый камешек без слов всё понимает!

Моршанск родной, навек священный край,
Люблю тебя всем сердцем, без остатка!
Где б ни была, мой Боже, силы дай
Сюда вернуться хоть во сне, украдкой.
Ведь в сердце остаётся навсегда
Провинции душевное смиренье…
И райский свет родимого окна
Вдруг всколыхнет моё воображенье.

Хитросплетений жизни не понять,
А в отчем доме всё светло и ясно.
И как молитву хочется шептать:
"Остановись, мгновенье, ты прекрасно!"

Искусствовед: Евгений Иванович Шамин родился в 1935 году в Новосибирской области, а позже его родители переехали в Восточный Казахстан.

«Я вырос в деревне,

У бурной реки,

В Иртышских

Заснеженных далях…

Немало потом колесил по стране

В романтику смолоду рвался…»

Евгений Иванович окончил в 1954 году Семипалатинское училище связи, работал на целине в радиофикации совхоза, а затем в райкоме комсомола. Из Восточного Казахстана ушел служить в армию. После армии работал на радиостанции в городе Петрозаводске, а затем судьба забросила его в Туркмению, где работа в курортной зоне местечка «Фирюза». Был помощником командира по материально-техническому обеспечению военного госпиталя, а затем заместителем директора военного санатория. В этих учреждениях требовалось оформлять немало стендов и информационных уголков, и он закончил вечерние курсы художника-оформителя. Отсюда и умение делать роспись на своих изделиях и мебели.

Развал Союза сделал невозможной жизнь русских в Туркмении. Пришлось задуматься о переезде. В Посольстве предлагали два варианта: выехать в Амурскую или Тамбовскую область. Евгений Иванович долго не думал: он помнил с детства, как мужики курили махорку да похваливал – моршанская, а из шинели, в которой дед пришел с войны, ему сшили пальто, а портниха восхищалась – моршанское чудо-сукно. И он с семьей приехал на моршанскую землю.

Этому событию он посвятил следующие строки:

Литератор: Приветливо, словно гостей дорогих,

В раздумье своем величавом

Ты принял бездомных, меня и других,

Бредущих с развалин державы.

Спасибо огромное, город на Цне,

За то, что ты есть на планете!

Любовь к книгам Евгению Ивановичу привили отец и мать. Мать была учителем. Отец – директором школы и журналистом. Евгений Иванович любил читать исторические и фантастические романы. Стихи начал писать в детстве. Учась в школе, печатался в районной газете и литературном альманахе.

Много своих стихотворений, как истинный патриот своей Родины, поэт посвящает природе, родному краю. Тема Родины звучит в его стихотворениях: «Русское поле, «Моя земля», «Косари».

В них поэт раскрывает суть русского человеак: мощь, неимоверное терпение, мужество, крепость духа, рассказывает о бессмертии Родины-земли.

Его стихи наполнены глубоким смыслом, и хочется любить Родину, начиная от василька в русском поле, от деревенской церквушки, от родительского дома до великих событий в нашей стране, любить жизнь, какой бы тяжелой она ни была.

Последние годы поэт жил в небольшом уютном домике села Карели, которому посвятил стихотворение Карели-село». Любил поэт и город Моршанск, о котором написал стихотворения «Город на Цне», «По-над Цною», пьесу «Моршанские купцы в гостях у восточного Султана».

Евгений Иванович был не только поэтом. Расписывал сказочными цветами необыкновенной красоты мебель, которую сам мастерил, искусно переплетал книги, был прекрасным фотографом.

Вспоминаются его слова: «Ценить умейте то, что есть». Его творчество волнует сердца людей, находит живой отклик его чувствам и мыслям, потому что его стихи учат ценить жизнь и любить свою Родину.

Литератор:Евгений Шамин «По-над Цною»

По-над Цною-рекой – заливные луга.

Тишину и покой берегут берега.

Берегут берега сказки древней узор.

Зла не ступит нога в зачарованный бор.

По старинной канве – василек полевой.

На могучем коне удалец боевой.

Из-под правой руки видит в свете зари,

Как в лугах у реки в ряд идут косари.

Благодать в небесах, колосятся поля,

Зеленеют леса, расцветает земля!

- И стоит он вот так на посту сотни лет,

Чтоб завистливый враг не нарушил запрет.

Чтоб граница была на замке на века,

Чтобы мирно несла свои воды река.

Чтобы радости дня гнали скуку и грусть,

Птичьи хоры, звеня, гимном славили Русь!

По-над Цною-рекой заливные луга.

Тишину и покой берегут берега.

( фон: песня «То берёзка, то рябинка…»)

3. Творческое задание «Художественная мастерская»

(выполнение наброска на тему «Мой край родной») Презентация работ. Оформление мини-выставки.

4. Заключение.

Ведущий 1: «Человек без Родины, что птица без крыльев»- учит нас пословица.

Ведущий 2: И сохранить крылья крепкими помогает нам любовь и уважение к старшим, к родной природе, к родному дому, о котором мы поём песни.

      (исполнение песни вокальной группой детей)                          

 Валентина Рубченко «Город мой»

(посвящается  г. Моршанску, Тамбовской области) 

Есть в России моей небольшой городок,

Где беспечная юность прошла.

Я однажды в обычный осенний денёк,

В жизнь большую отсюда ушла.

Как песчинку, меня смерч по жизни мотал,

Нелегко мне бывало порой,

Но я знала, на свете есть тихий причал -

Город детства, до боли родной!

ПРИПЕВ: Пусть на карте большой

                  Нет тебя, город мой,

                  Но ты вечно в моей судьбе.

                  Я в далёком краю

                  Навсегда сохраню

                 В сердце нежную грусть к тебе.

Я, мечтая, брожу мимо старых домов,            

Позолотой любуюсь церквей,                      

Описать невозможно и тысячью слов              

Город мой, твоих звёздных ночей!               

Утомлённых окраин люблю тишину                 

И реки еле – слышный напев.                       

Находясь у тебя в добровольном плену,          

Наслаждаюсь, тобой опьянев.                       

ПРИПЕВ:

Пока память жива, мы способны хранить

Край родной и родительский дом.

Я готова в пенаты родные ходить

Через тысячи вёрст босиком!

Я беспечною птицей, невзгоды забыв,

Прилетаю домой отдохнуть,

Чтобы жажду души добротой утолив,

Завтра снова продолжить свой путь!

ПРИПЕВ:

Ведущий1: Работа нашей литературно-музыкальной гостиной завершена.

Ведущий 2: Всем спасибо за работу! Оценка работы групп.



Дополнительный материал.

Многие поколения наших предков жили на Тамбовской земле, о чём

рассказывают более 1 тысячи археологических памятников.

До 13 века основное население – мордва – мокша, а по берегам реки

Воронеж находились немногочисленные русские поселения и крепости. После татаро –  монгольского нашествия край на долгие годы обезлюдел, лишь в Цнинском лесу сохранились мордовские селения. Многочисленные могильники и поселения дают представление об их быте и занятиях, обычаях и верованиях. Они занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, бортничеством, различными ремёслами; поддерживали связи со своими  соседями, в том числе и со славянами.

В 1521 году тамбовские земли стали частью Русского государства  стали заселяться русскими переселенцами.

1636 год.  Растёт и  крепнет государство Российское. Для защиты  южных границ от набегов татаро-монгольского ханства воздвигались крепости, создавалась единая заградительная линия. На высоком берегу при впадении реки Студенца в Цну был основан город-крепость –  Тамбов. Через тамбовские земли протянулась часть линии укреплений, которая получила в народе название «Татарский вал».

Ничем не приметный сторожевой город, он видел много тягот, много пережил. Отрезанный от остальной страны бездорожьем Тамбовский край долго оставался изолированным.

В 1796 году была создана Тамбовская губерния, которая по своей площади почти в два раза превосходила нынешнюю Тамбовскую область.

В сентябре 1937 году была образована Тамбовская область, но тогда она занимала большую территорию, чем сейчас. В современных границах наша область была сформирована в феврале 1939 года.

В памяти каждый из нас сохранит имена тех, кто составил славу и гордость родной земли.