СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Орден нержавеющего стола"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значимость этой методической разработки направлено  на воспитание у студентов стимулирования познавательного интереса к изучению профессии,которое является главным звеном в воспитании личности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия "Орден нержавеющего стола"»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Зеленодольский механический колледж»








«Посвящение студентов второго курса в повара,

«Орден нержавеющего стола»

по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия






Разработала: Габдрахманова Рузалия Фердинандовна

мастер п/о










г. Зеленодольск, 2024

Содержание:



  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи внеаудиторного мероприятия.

  3. Формирование компетенций.

  4. Подготовительный этап.

  5. Основной этап. Сценарий внеаудиторного мероприятия.

  6. Заключительный этап и вывод.

  7. Список литературы.





















Пояснительная записка



В ФГОС нового поколения в системе СПО отмечается, что «…образовательное учебное учреждение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций, обучающихся».

В методической разработке внеаудиторного мероприятия рассматриваются теоретические основы активных методов обучения и изучена их роль в повышении познавательной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования.

Практическая значимость методической разработки - данная методическая разработка внеаудиторного мероприятия предназначена для педагогических работников в сфере профессионального образования, а также может быть использована мастерами производственного обучения при организации внеаудиторных мероприятий, посвящённых развитию потенциала творчески одарённых студентов, повышению их профессионального уровня, стимулированию образовательной активности и интереса студентов к выбранной профессии.

Наиболее эффективными для повышения познавательной деятельности студентов можно считать такие активные методы обучения как: деловая игра, проблемная лекция, метод проектов, мозговой штурм и другие.

Отличительными особенностями активных методов обучения, применяемых в системе СПО, являются:

  • целенаправленная активизация мышления студентов;

  • самостоятельная творческая выработка решений и повышенная степень

мотивации студентов;

  • постоянное взаимодействие субъектов учебного процесса, преподавателя и студентов, посредством прямых и обратных связей [5].

Деловая игра – суть данной методической разработки и заключается в активизации мышления у студентов, а также повышении их самостоятельности, подготовке к практической профессиональной деятельности.

Данный метод обучения вносит некоторое разнообразие в традиционно сложившуюся структуру учебного процесса. Применения деловых игр способствует сокращению разрыва между теоретическими знаниями учащихся и их практическими применениями. Творческая активность студента в деловых играх стимулируется тем, что игра позволяет ощутить значимость своего «Я». Закомплексованность и скованность на основе интереса сменяются активностью, собранностью. Этот интерес вызывает положительные эмоции, задает творческую направленность личности, увеличивает темпы и результаты эвристического мышления. В процессе игры наиболее полно реализуется один из важнейших принципов воспитания - принцип единства знаний и опыта. По данной методике учитель может выступать в учебной игре в разной роли: «инструктора», «судьи», «тренера», «ведущего».

Нестандартные уроки – это требования нового времени. Традиционный тип урока стал в наше время малоэффективным. Инновационные методы – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к выбранной профессии. Данное мероприятие строится с учётом игровых, информационно-коммуникационных, проектных и здоровье сберегающих технологий.

Проведения данного внеклассного мероприятия актуально именно у студентов первого курса в самом начале обучения в колледже (сентябрь-октябрь). Выпускники 9 класса совершили первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят их успешность обучения в колледже, подготовка к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее был сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ожидает молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала. Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению. Молодые люди часто не имеют представления о реальной трудовой деятельности и разочаровываются в своих ожиданиях. Мало кто из них знает, как выглядит обычный день на будущей работе. Дети становятся заложниками представлений родителей и ближайшего окружения о правильном выборе профессии. Все сталкивались с ситуацией, когда мама знает лучше, на кого пойти учиться, папа уверен, что настоящий мужчина только тот, что служил в армии, а друзья зовут в свой колледж - ведь одному как-то страшно. Однако современные школьники не могут полностью положиться на опыт своих родителей, ведь люди старшего поколения получали образование, строили карьеру в других условиях.

Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами — глубоко личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь. Но подросток этого возраста, как правило, еще не обладает достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего решающее значение для всей его дальнейшей судьбы: не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и нравственной платформы для профессионального самоопределения. Именно поэтому важно провести данное мероприятия с первокурсниками для лучшего знакомства с выбранной профессией.

Значимость темы данной методической разработки («Посвящение студентов первого курса в повара, «Орден нержавеющего стола») так же не вызывает сомнений, так как организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на воспитание у студентов стимулирования познавательного интереса к изучению профессии является важным звеном в воспитании личности.

Ожидаемый результат – проведение мероприятия в форме деловой игры позволит стимулировать у студентов интерес к профессии «Повар-кондитер», способствует воспитанию чувств гражданственности и патриотизма, а также ответственности за работу членов команды, за результат выполнения заданий.



























Цели и задачи внеаудиторного мероприятия



Цели:

Образовательные:

  • формирование у будущих специалистов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

  • приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятия индивидуальных и коллективных решений;

  • развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

  • формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

Развивающие:

  • развивать у студентов активность, память, внимание, логическое и творческое мышление, инициативность, догадку;

  • развивать у студентов умение критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать и использовать в коммуникативных ситуациях;

  • развивать межпредметных связи с применением ранее полученных знаний;

  • развивать умение самостоятельной работы студентов;

  • развивать мыслительные способности студентов при решении ситуационных задач и проблемных вопросов.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать собеседника, а лишь затем вносить дополнения в ответ;

  • воспитывать исполнительность, аккуратность, умение управлять эмоциями;

  • воспитывать стремление формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

  • воспитывать у студентов чувства патриотизма и гражданственности;

  • воспитывать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.


Задачи:

  • расширить представление студентов о профессии «Повар-кондитер»;

  • сформировать у студентов профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции;

  • содействовать развитию интереса к изучению выбранной профессии;

  • содействовать повышению уровня мотивации;

  • содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

  • содействовать воспитанию активной жизненной позиции.















Формирование компетенций


Результатом проведения внеаудиторного мероприятия «Посвящение студентов первого курса в повара, «Орден нержавеющего стола», является формирование и развитие общих (ОК) компетенций у студентов:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК.07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.



Подготовительный этап

Вид: внеаудиторное мероприятие.

Метод: деловая игра.

Форма проведения: теоретические и практические задания.

Место проведения: кабинет, актовый зал или спортивная площадка.

Количество часов: 2 часа (90 минут)

Участники мероприятия:

­ студенты IV курса;

­ студенты I курса;

­ мастера производственного обучения;

­ преподаватели;

­ приглашенные гости.

Оснащение мероприятия:

• 12 мисок железных;

• 4 контейнера для мусора;

• кухонный инвентарь и посуду;

• 2 большие коробки;

• 10 стаканов стеклянных;

• одноразовые ложки-20 шт.;

• продукты: яйца куриные, кисломолочные напитки (5 наименований);

• пищевые и непищевые отходы.

План мероприятия:

Разделы мероприятия

Временной интервал

1.Вступительное слово ведущих.

5 мин

2. Приветственное слово зам. директора по воспитательной работе

15 мин

3. Знакомство с командами

15 мин

4. Конкурсы

30 мин

5. Клятва повара.

10 мин

8. Подведение итогов и вручение студенческих билетов, сертификатов и призов.

15 мин

ИТОГО:

90 мин


Процесс подготовки к открытому внеаудиторному мероприятию

в форме деловой игры на тему:

«Посвящение студентов первого курса в повара, «Орден нержавеющего стола».

1. Планирование мастером производственного обучения хода мероприятия, определение его целей и задач. На этом этапе подробно разрабатываются элементы мероприятия и приемы активизации деятельности студентов.

2. Подбор материала к мероприятию. Мастер производственного обучения изучил соответствующую литературу по теме, учел методические рекомендации по организации проведения внеклассных мероприятий с применением современных технологий и методов обучения.

3. Подбор материала, музыкального сопровождения для внеаудиторного мероприятия. Мастер продумал ход мероприятия, проработал задания, подобрал аудио сопровождение мероприятия.

4. Подготовка раздаточного материала, инвентаря, посуды, продуктов и ТСО. Проверено наличие оборудования: аудио проигрывателя; раздаточного материала для участников команд, протоколов жюри.

5. Работа со студентами. Студенты первого курса разделены на 2 группы (студенты первого курса групп 2031 и 2032). Каждая команда заранее придумывает название, девиз, эмблему, объявляет капитана. Студенты четвертого курса выбирают ведущих, помощников для проведения конкурсов.




Основной этап.

Сценарий внеаудиторного мероприятия

«Посвящение в повара. «Орден нержавеющего стола»

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие второкурсники!

Ведущий 2: Здравствуйте, любимые преподаватели и мастера!

Ведущий 1: Мы приветствуем Вас на территории отделения Подготовки Квалифицированных Рабочих и Служащих Зеленодольского Механического Колледжа.

Ведущий 2: Здесь Вас ждут незабываемые годы обучения профессии Повар-кондитер.

Ведущий 1: Помогут Вам в этом, конечно же, ваши мастера производственного обучения:

- Андреева Надежда Юрьевна

- Габдрахманова Рузалия Фердинандовна

Ведущий 1: Поприветствуем наших сегодняшних гостей:

- Заместитель директора по воспитательной работе – Милицина Наталья Витальевна

- Заведующий отделения по воспитательной работе – Кузнецова Галина Васильевна

- Социальный педагог – Москаленко Елена Викторовна

Ведущий 2: Для приветственного слова приглашаем Милицину Наталью Витальевну!

(речь Милициной)

Спасибо, Наталья Витальевна.

Ведущий 1: А теперь познакомимся с вами! Для приветствия приглашаем группу 2331.

(выступление)

Спасибо, а теперь группа 2332 со своим приветствием!

(выступление)

Спасибо, наши второкурсники.

Ведущий 2: Со всеми познакомились, теперь можно начинать, сегодня Вас ждет много развлечений!

Давайте же скорее начнем!

Ведущий 1: Мы хотим узнать, а что же в вашем понимании, а точнее кто такой ПОВАР-КОНДИТЕР. Какими качествами он должен обладать? что он должен уметь?

(ОТВЕТЫ СТУДЕНТОВ)

Да, получился, прям всемогущий шеф-повар!

(Помощники выносят на стол яйца (6 шт.) и миски 12 шт.)

Ведущий 2:А теперь посмотрим, какими поварами будете вы. Для этого приглашаем трёх человек от каждой группы к столу. Ваша задача — отделить желток от белка. А наши мастера будут внимательно следить за вами.

(Студенты выполняют задание)

Молодцы! Быстро справились.

(Помощники выносят отходы и контейнеры)

Ведущий: 1: А теперь надо правильно утилизировать отходы. А может, это не отходы? Решать вам.

Всё, что есть сейчас на ваших столах, нужно рассортировать по контейнерам с правильным значком.

(выполняют задание)

Молодцы!

(Помощники выносят коробки с посудой, инвентарем)

Ведущий 2: Сейчас немного познакомимся с нашими рабочими инструментами.

На ваших столах лежат предметы, которые вам нужно разделить по двум категориям — ИНВЕНТАРЬ И ПОСУДА, и назвать их правильные наименования.

(положить посторонний предмет)

Ну, с этим справились, молодцы!

(Помощники выносят стаканы с напитками)

Ведущий 1: Идем дальше! А дальше будем всё пробовать!

Нам нужен один человек от каждой группы. Сейчас вам завяжут глаза, и ваша задача — попробовать угадать, что это было. ОСТАЛЬНЫМ — ПРОСЬБА НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ!

(выполняют задание)

Как вам задание на вкус?

(ответ студентов)

(Помощники выносят коробу с предметом, после каждого угадавшего участника заменяют предмет в коробке)

Ведущий 2: Давайте еще по разгадываем. Нам нужен доброволец. Перед вами на столе стоит коробка, в ней кое-что лежит. Вам нужно угадать, что же там такое мы от вас спрятали (по человеку на предмет)

(Помощники выносят яйца и ложки)

Ведущий 1: Нам понравилось, как вы справились с яйцами, поэтому следующий конкурс будет донести яйца целыми до мастера.

(выполняют задание)

Здорово получилось! Вы все большие молодцы!

Ведущий 2: Вы прошли наши испытания дружно и весело. Вы достойно со всем справились, теперь уж точно можно вас посвящать в студентов нашего отделения!

Ведущий 1: Сейчас каждый из вас пройдет по коридору почета, будет посвящен в студента профессии повар-кондитер и получит свой официальный учебный документ!

Вначале нам нужно произнести священную Клятву повара!

(повторяют хором - клянусь)

Клянусь твёрдо знать, где-что находится у нас на кухне и умело применять свои знания. (клянусь)

Клянусь иметь чистые руки, горячие блюда и холодные закуски. (клянусь)

Клянусь не подходить к рабочему месту голодным. (клянусь)

Клянусь, что не возжелаю блюда клиента своего, ни первого, ни второго, ни компота! (клянусь)

Клянусь, не есть из кастрюли поварёшкой, как бы туго или вкусно мне ни пришлось! (клянусь)

Клянусь, подкреплять полученные знания умениями и навыками! (клянусь)

Клянусь, проходить медосмотр не реже одного раза в год! (клянусь)

Клянусь, содержать спецодежду в чистоте и гладко выглаженной! (клянусь)

Клянусь, при приготовлении блюд и мучных кондитерских изделий, руководствоваться правилом: «Не навреди ближнему своему»! (клянусь)

Клянусь, беречь свои руки от ножей, кипятка и оборудования! (клянусь)

Клянусь, соблюдать санитарные нормы и правила! (клянусь)

Клянусь, по окончании колледжа получить диплом, а не свидетельство! (клянусь)

Подведение итогов, награждение

(студенты 4 курса (2131группа) делает коридор для прохождения студентов первого курса)

Для получения статуса студента приглашаются студенты второго курса:

(списки фамилии групп 2331 и 2332) (выдаются студенческие билеты и сертификаты повара I разряда)

Жюри подводит итоги конкурса, оглашает результаты.

Обращение к студентам мастеров производственного обучения.

Ведущий 2: На этом наш праздник заканчивается! Желаем успехов в учебе и в профессии!








Заключительный этап и вывод.

На внеклассном мероприятии создаются условия для систематизации знаний и умений обучающихся в процессе продуктивной творческой деятельности, через применения интерактивных заданий; формируются общие и профессиональные компетенции: организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, работать в команде, эффективно общаться с коллегами и производить анализ, синтез полученной информации, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

С целью повышения мотивации и познавательного интереса студентов к выбранной профессии в ходе организации мероприятия применяются мультимедийные технологии, интерактивные задания: игра, дискуссия. Преподаватель на мероприятии представляет работу в малых группах.

Смена видов деятельности, творческие задания, межпредметные связи, разноуровневые задания – всё это позволяет в интересной форме реализовать цели и задачи воспитательного мероприятия.

Надо помнить, что все мы – участники образовательного процесса и нам необходимо:

• учитывать не только учебные достижения студента, но и его здоровье, быт, семейные трудности;

• учитывать трудности адаптации подростка в переходные периоды (9-10 классы)

• помнить об учёте возрастных, индивидуальных особенностей ученика;

• помнить о необходимости поддерживать контакт с семьями;

• отслеживать процесс социализации ребёнка в коллективе;

• выбирать личностно-ориентированные образовательные технологии;

• ориентировать ребёнка на успех.

Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов. Они оказывают большое влияние на подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.

Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что технология активного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый студент либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым студентом.

Преимущество всех рассмотренных методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у студентов и преподавателя массу положительных эмоций и переживаний.

Хотелось бы порекомендовать преподавателям профессиональных образовательных организаций:

- использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;

- включать в учебные занятия проблемность;

- управлять формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

- вовлекать студентов в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное;

- организовывать сотрудничество и кооперацию;

- организовывать коллективное взаимодействие;

- изменить модель преподавателя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно - организатор, информатор, консультант).

- соблюдать единство и согласованность требований к поведению студентов в организации их учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, дают возможность применения студентами полученных знаний [5].


















Список литературы:

  1. Шумова, И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2021.

  2. Андрейченко З.М. Применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения // Среднее профессиональное образование, 2022. №8. С. 133-137.

  3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. / А.А. Вербицкий. М., 1991. С. 85.

  4. Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. / А.М. Смолкин. М.: Высшая школа, 1991. С. 176.

  5. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). Т. II.

Интернет источники:

  1. Инновационные технологии в профессиональном образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа:// www.megapredmet.ru

  2. Сакович С.М. Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа://www.allbest.ru

  3. Турчанинова, Г.А. Активные методы обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:// www nsportal.ru

  4. Дементьева О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26179

  5. Челябинск: Два комсомольца, 2021. С. 57-61. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive