Развитие читательской компетенции на английском языке в урочной и внеурочной деятельности в 9-11 классах.
Даугавет Инна Давидовна, учитель английского языка в ГФМЛ № 30
План:
Вступление.
1.Понятие читательской компетенции.
2. Сущность читательской компетенции и ее место в ряду ключевых компетенций.
Основная часть.
3.Диагностика читательских интересов учащихся 9-11 классов.
Процесс выбора произведения, соответствия выбора языковым компетенциям и интересам учащихся
Формирование читательской компетенции у учащихся 9-11 классов на уроках домашнего чтения.
4.Планирование и проведение уроков.
Социальная проблема.
Педагогическая проблема
Психологическая проблема
Эффективные приемы формирования читательской компетенции и их применение на уроке литературы в условиях организации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании на этапе реализации ФГОС.
5.Завершение чтения произведения – проверка сформированности компетенции и деятельность на основе прочитанного.
6. Образовательный и воспитательный аспекты
Заключение.
7. Чтение литературы на иностранном языке удовольствие и развитие личности.
Современная действительность правила учебной самореализации. Сегодня важно получение обобщенных знаний, позволяющих решать конкретные жизненные профессиональные проблемы (способность к иноязычному общению, ориентация в современных информационных технологиях и др.)
«Следовательно, образовательный процесс нужно выстраивать таким образом, чтобы снабдить школьника, будущего студента необходимыми знаниями, умениями и навыками. Подход, в основу которого кладутся именно эти принципы, ученые называют «компетентностным».
И.Д. Фрумин.
Компетентностный подход - на сегодняшний день понятие довольно спорное. Ряд ученых, например, М.Е. Бершадский, считают, что «понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов. Однако есть противоположная точка зрения, разработанная Л.О. Филатовой, И.Д. Фруминым, В.А. Болотовым, Б.Д. Элькониным и др. Согласно ей, компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации.
Основные идеи компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой:
- компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
- понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую;
- оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.;
- компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;
- в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);
- компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений;
- компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования .
Компетентность - это личностное качество, характеризующее степень обладания определенной компетенцией, т.е. те знания и опыт которые позволяют принимать решения.
Из данных определений выведем свое рабочее определение «читательской компетенции» и «читательской компетентности», а затем разграничим эти понятия. Итак, читательская компетенция - знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную креативную работу по освоению художественных текстов.
В процессе образования формируется читательская компетентность, которая характеризуется:
- способностью к творческому чтению,
- умением вступать в диалоги;
- пониманием специфики языка художественного произведения.
В связи с включением России в общую информационную область с мировыми странами, с появлением новых целей - поиска информации и e-mail и messenger общения, среди всего населения страны, и среди школьников в частности, растет интерес к изучению иностранных языков.
Это справедливо и для учащихся, интересующихся физикой, математикой, компьютерами и новыми информационными технологиями. Именно таких учеников мы и обучаем в физико-математическом лицее N 30. К сожалению, среди прошедших серьезный конкурс и одаренных в области точных наук учащихся оказывается большое количество слабо обученных на предыдущем этапе или имеющих трудности в изучении английского языка. Преподаватель же нашей гимназии имеет 68 часов в год (или 130 часов за 2 года обучения в 10 и 11 классе), за которые должен дать учащимся самые необходимые навыки устного и письменного общения, сформировать основы грамматических и лексических структур, активизировать фразеомы и идиоматические выражения. Задача, которая становится в принципе выполнимой только благодаря общей одаренности наших учащихся и высокой интенсивности уроков учителей английского языка.
Для формирования познавательного интереса в обучении преподаватели английского языка во всех параллелях используют диалоговые, жанровые и игровые формы обучения, широко используют IT технологии. Преподавание ориентировано на понимание, широко используется российская и англоязычная периодическая печать, газеты, журналы для подростков и молодежи, сайты и блоги в интернете. Это позволяют разнообразить уроки и насытить их современными материалами.
Наряду с театральными постановками, конкурсами и состязаниями, дебатами и поэтическими вечерами, использование новых информационных технологий приближает наших учащихся к идее свободного пользования английским языком.
Для реализации поставленных задач в системе учебных занятий используется также ряд инновационных педагогических технологий - коллективные способы обучения (КСО), работа в парах постоянного и сменного состава, диспуты, конференции, домашнее чтение и многое другое.
Образовательные программы по английскому языку, как и по ряду других предметов, включает проектную деятельность как метод изучения, активизации и контроля знаний; важен и воспитательный аспект такого рода деятельности - работа в коллективе, совместное достижение поставленных задач, взаимодействие. Благодаря этому методу учителя получают новые перспективы творческой работы, а учащиеся - новые горизонты творчества, навыки общения и неоценимый личный опыт. Выполнение проекта по страноведению, истории, культуре на иностранном языке способствует развитию языковой компетенции, объявленной сегодня основной целью обучения иностранному языку.
Совместное чтение и обсуждение художественной литературы очень способствует мотивации языковой работы в рамках государственной программы и разработанному и утвержденному планированию. Какие задачи ставятся перед преподавателем, формирующим у учащихся читательскую компетенцию?
Во-первых, это наличие значимого художественного произведения, требующего интегрированных знаний для его понимания, а также организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Для выполнения этой задачи проводятся уроки домашнего чтения и книги используются также после уроков.
Логичным поэтому представляется рассказ о создании итогово-завершающего проекта, где рассказывается о прочитанном произведении и дается старт активным языковым действиям, толчком к которым становится прочитанное произведение.
При этом планируется работа по изготовлению проектов и их защите, а также возможные темы проектов. Эти темы могут задаваться различными способами, довольно эффективно формулирование их учащимися самостоятельно в процессе "мозгового штурма".
Таким образом, в сегодняшнем непростом и недружественном к чтению мире, в результате чтения дополнительной художественной литературы, нам удается сформировать читательскую компетенцию.
Список использованной литературы.
1.
Д.А. Бабкова Использование технологии стратегий чтения как условие развития читательской компетентности младших школьников
https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-10325
2. https://edulife.iro38.ru/?page_id=7546 CЕКЦИЯ 1. «SOFT SKILLS» В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
3. Полат Е.С."Метод проектов на уроке иностранного языка", ИЯ в школе, N2,3, 2020г,
4.С.С.Куклина "Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением", ИЯ в школе, N6, 2010г, стр. 37-41
5.Сапронова М.М. Формирование читательской компетентности в рамках урочной и внеурочной деятельности» ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ http://www2.bigpi.biysk.ru/diplom/file/ryail_21_06_2017_12_42_35.pdf
ИНТЕРНЕТ –РЕСУРСЫ
http://pedsovet.org/
http://www.it-n.ru
http://nsc.1september.ru/
http://schoollessons.narod.ru/
http://www.nachalka.com/
http://festival.1september.ru/
http://bukaeva.ucoz.ru/
http://www.school2100.ru
https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-10325