Формирование познавательных УУД
средствами Способа диалектического обучения на уроках биологии
В структуре метапредметных результатов освоения основной образовательной программы выделены наряду с личностными и предметными результатами универсальные учебные действия.
Среди выделенных видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) ведущая роль принадлежит познавательным умениям, которые обеспечивают не только активность мышления, но и повышение умственных усилий, улучшения качества усвоения предметных знаний, умений и навыков в целом формируют мышление, память, речь и мотивация к процессу познания, целеустремленность и др. Освоение технологии Способа диалектического обучения позволило организовать работу по формированию познавательных УУД (1).
Целью методической работы является: Осознание необходимости применения на практике освоенных способов и приёмов для достижения планируемых результатов по формированию познавательных УУД .
Для реализации данной цели предполагается решение следующих задач:
Обеспечить включение приёмов формирования познавательных УУД в технологическую карту урока.
Освоить применение критериальной диагностики.
Разработать задания для формирования познавательных УУД и включить в технологические карты урока.
Сформировать у учащихся навыки работы с комплектом карточек № 1-6, критериями оценки заданий.
Разработать контролирующие материалы для оценки уровня сформированности познавательных умений.
Овладение учащимися познавательными УУД происходит в процессе изучения разных учебных дисциплин, умения формируются посредством систематических упражнений, использования обобщенных способов освоения предметного содержания, что дает возможность учащимся применять их не только в привычных, но и в измененных условиях.
Эффективным средством, позволяющим сформировать и развить познавательные УУД, является Способ диалектического обучения, основанный на диалектике идей, средств учебного труда.
Логические умения играют ведущую роль среди всех видов УУД, т.к. они развивают способность познавать окружающий мир, усваивать содержание учебной дисциплины, овладевать учебными умениями. Развитие логических действий связано с освоением учащимися логических законов, операций и приемов, которыми невозможно овладеть без предметного содержания. (1)
Практика реализуется через фронтальную работу, индивидуальный труд, парную и групповую работу.
Применяются технология СДО, ИКТ-технология.
Методы обучения: словесные, наглядные и практические методы;
Формы: индивидуальная, групповая самостоятельная работа обучающихся; контроль и оценка знаний, умений и навыков;
Работа направлена на освоение в первую очередь познавательных УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
А также личностных УУД: формирование ответственного отношения к обучению, регулятивных – самостоятельное определение цели, выдвижение версии решения проблемы, работа по плану;
коммуникативных - самостоятельная организация учебного взаимодействия в группе (2).
Для того чтобы видеть продвижения каждого ученика, ведется мониторинг предметных и метапредметных результатов, при помощи которых отслеживаются учебные достижения детей. В соответствии с требованиями ФГОС ООО для оценки достижений учащихся используются листы индивидуальных достижений учащихся по предмету. Листы разрабатываю на различный период обучения и по изучаемым темам. Ежегодно в каждом классе проводится промежуточная аттестация, которая позволяет увидеть освоение предмета за год.
Актуальность использования способа диалектического обучения в том, что он дает возможность получать новые знания не только при помощи наблюдения или опыта, а и при помощи размышления и рассуждения. Конечно же, новые знания не получаются из ничего, а выводятся из уже имеющихся. Элементарной частицей мысли является понятие. В логическом плане технологическим стержнем способа диалектического обучения является анализ понятий.
- Определять понятия
Восстановить пропущенные элементы в определениях понятий:
А) Покрытосеменные, или …, растения – это растения, которые имеют … и … с семенами.
Пропущенные понятия: цветковые, цветок, плод
Б) Слоевище – это … многоклеточных … похоже на … .
Пропущенные понятия: тело, водорослей, пластину
- Классифицировать понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации понятий
Установить соответствие между основаниями деления и видами понятий:
Основания деления:
Группы растений.
Назначение растений.
Голосеменные растения.
А) Сосна, пихта;
В) Водоросли, мхи;
С) Пищевые, кормовые.
- Создавать обобщение
Построить логическую цепочку от единичного понятия до дальнего рода.
Кактус - …-…- растение
А также: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы.
Современный дидактический инструментарий способствует развитию учащихся, может использоваться не только для закрепления изученного материала и контроля знаний, но и для расширенного воспроизводства знаний; способствует формированию инициативного специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию, а это одна из самых актуальных проблем современности.
В процессе обучения учащихся постоянно привлекаются к активной познавательной деятельности, предлагается самостоятельно решать проблемы, учатся быть настойчивыми в достижении цели, отстаивают свои взгляды, поэтому обучение является не только развивающим, но и воспитывающим.
Реализация СДО в учебном процессе позволяет решить основную задачу, определенную ФГОС нового поколения, – повысить качество образования за счет формирования у учащихся УУД, достижения – предметных и метапредметных результатов, – индивидуального прогресса учащихся. (3)