Коми Республикаса велöдан да том йöз политика министерство
Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми
Государственное профессионального образовательное учреждение
«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»
Рассмотрено на заседании МО Утверждаю:
естественнонаучных дисциплин Зам. Директора по УПР
Протокол № 6 Филиппов С.В.
От 02.03.2021 __________________
Руководитель МО «____»________2021г
Черепянская Н.Ф.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦОР ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ И ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Черепянская Н.Ф.,
преподаватель
Сыктывкар, 2021г
Содержание Введение 3
Особенности применения современных цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе 6
Примеры использования ЦОР 14
Заключение 17
Список информационных источников 18
Приложения:
Методическая разработка занятия по физике по теме «Механические свойства твердых тел» на цифровой платформе CORE для специальности (27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»
Введение
Методическая разработка направлена на выявление особенностей использования современных цифровых образовательных ресурсов с целью подготовки учебных и внеаудиторных занятий по преподаваемым дисциплинам.
Результатом работы является разработка интерактивных заданий по темам физики, астрономии и математики на цифровых образовательных платформах: learnis.ru; learningapps.org; coreapp.ai; tilda.cc/projects
Разработанные задания способствуют изучению и практическому усвоению учебного материала. Задания могут быть использованы в качестве обучающего, дидактического и контрольного материала на уроках, в качестве дополнительного материала при подготовке к занятиям, при проведении внеклассных мероприятий по дисциплинам, а также при дистанционном режиме обучения.
Студенты проявляют большой интерес и потребность к урокам с применением Интернет-технологий, поэтому разработка интерактивных заданий и упражнений на основе ЦОР позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся интересно и эффективно.
Исходя из вышеперечисленного, для нас актуальной задачей является разработка интерактивных заданий, формирующих элементарные навыки приложения теоретических знаний по изучаемым дисциплинам к профессии.
Гипотеза: если в процессе изучения естественнонаучных и точных дисциплин применять интерактивные задания с профессиональным содержанием, разработанных на ЦОР, то формирование элементарных навыков к профессиям и специальностям студентов СПО будет эффективным.
Цель исследования: методические особенности использования современных ЦОР для подготовки учебных и внеаудиторных занятий по дисциплинам естественнонаучного цикла.
Предмет исследования: система интерактивных заданий профессиональным содержанием как средство формирования познавательной активности студентов СПО к дисциплинам естественнонаучного цикла и повышения качества образовательного процесса.
Объект исследования: процесс обучения в системе СПО
Задачи исследования:
Изучить информационные источники по использованию ЦОР: learnis.ru; learningapps.org; coreapp.ai; tilda.cc/projects
Систематизировать полученные данные, дать краткую характеристику ресурсам, методические особенности использования и обоснование выбора.
Разработать задания на данных сервисах.
Разработать урок по физике по теме «Механические свойства твердых тел» на платформе coreapp.ai.
Этапы исследования:
Теоретический:
изучение и анализ информационных источников по исследуемой проблеме;
систематизировать полученные данные, дать краткую характеристику ресурсам, методические особенности использования и обоснование выбора.
Практический:
Подбор, составление и систематизация заданий с профессиональным содержанием для специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)».
Разработка интерактивных заданий по преподаваемым дисциплинам на основе ЦОР: learnis.ru; learningapps.org; coreapp.ai; tilda.cc/projects
Разработать урок по физике по теме «Механические свойства твердых тел» на платформе coreapp.ai.
Особенности применения современных цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе
Цифровой образовательный ресурс (далее – ЦОР) представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, направленный на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач.
Цель использования ЦОР - повышение качества информационного образования и увеличение степени его доступности.
Задачи:
Научить обучающихся, используя цифровые образовательные ресурсы, добывать самостоятельно необходимые знания и применять их на практике;
Сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
Назначение и возможности цифровых образовательных ресурсов:
моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
большое количество дополнительной и справочной информации;
эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
подготовка контрольных и самостоятельных работ;
подготовка творческих заданий;
подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
обмен результатами деятельности с педагогами через Интернет.
демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
повышение интереса к предмету за счет новой формы представления материала;
автоматизированный самоконтроль знаний в любое удобное время;
большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
развитие творческого потенциала студента;
помощь в организации изучения предмета в удобном для студента темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
овладение информационными технологиями.
Рассмотрим некоторые примеры использования ЦОР на разных этапах урока.
на этапе актуализации знаний: эффективно использовать электронные тесты. Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков студентов на уроках и позволяет преподавателю скорректировать учебный процесс.
на этапе объяснения нового материала: электронные учебники; мультимедийные презентации; учебные видеофильмы. Презентации и видеофильмы служат наглядностью во время подачи материала.
на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
Интернет предлагает огромный выбор цифровых образовательных ресурсов. Изучение и анализ образовательных сервисов позволяет сделать выбор в пользу определенного сервиса в зависимости от требуемых учебных задач.
ЦОР – это онлайн программы, которые позволяют не только разработать объекты мультимедиа, но и размещать их в сети для совместного доступа и последующей работы с ними. С помощью образовательных ресурсов можно разработать различные наглядные материалы, интерактивные и тестовые задания. Средства ЦОР позволяют создать учебные ситуации, в которых студенты могут естественным образом осваивать и отрабатывать такие навыки, как:
информационная грамотность - поиск информации, сравнивать различные источники, распознавать нужную информацию;
мультимедийная грамотность - распознавать и использовать различные типы медиаресурсов;
создавать авторский электронный учебный продукт;
развивать коммуникативные навыки.
В таблице 1 приведена краткая характеристика некоторых современных ЦОР и рассмотрены методические особенности использования ресурсов на уроках и внеклассных занятиях по дисциплинам естественнонаучного цикла.
Таблица 1
Особенности использования ЦОР для создания интерактивных заданий с профессиональным содержанием
Название ЦОР и ссылка на личный профиль преподавателя | Краткая характеристика | Методические особенности |
Цифровая образовательная платформа Learnis:https://www.learnis.ru/registration.html | Быстро, просто, доступно. Предлагает достаточный набор инструментов и бесплатных шаблонов для создания учебных квестов: https://www.learnis.ru/301375/ интеллектуальных игр: викторин: https://www.learnis.ru/301514/терминологических игр и интерактивного видео. Для расширения возможностей необходимо платно подключить преимум. | Нестандартные, увлекательные уроки, внеклассные мероприятия и домашние задания. Предварительная подготовка заданий и вопросов в формате рисунка jpeg, музыкального или видеофайла, которые вставляются в готовый шаблон. Подходит для повторения, закрепления, обобщения учебного материала и повышения мотивации за счет игровых технологий. Отсутствует возможность загрузки текстовых файлов. Инструктировать перед проведением. 2 типа результата: типа «Молодец! Верно выполнил задание!», «Победитель» и рейтинговый: оценка по количеству набранных баллов. Статистику результатов можно отследить на сервисе. Работает на всех интерактивных досках. |
Сетевой образовательный сервис LearningApps.org: https://learningapps.org/myapps.php?displayfolder=1219795 https://learningapps.org/ | Для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших интерактивных модулей. Сервис предлагает несколько шаблонов. Гибкая настройка теста параметрами. 19 типов вопросов: Найти пару, классификация, хронологическая линейка, простой порядок, ввод текста, сортировка картинок, викторина с выбором правильного ответа, заполнить пропуски, сетка приложений, аудио/видео контент, кто хочет стать миллионером, пазл "Угадай-ка", кроссворд, слова из букв, где находится это?, виселица, скачки, игра "Парочки":https://learningapps.org/display?v=pyzpnjfvk18 4 типа результата: доступна "Профессиональная настройка шкал" теста, чтобы реализовать практически любую логику расчета результата. Удобный инструмент статистики: доступен просмотр статистики ответов и набранных баллов по каждому вопросу, статистики по каждому результату. | Предварительная и оперативная подготовка заданий и вопросов в формате текстовых файлов, рисунков, фотографий, видео и звуковых файлов. Небольшие модули позволяют использовать интерактивные задания на всех типах и этапах занятия: мотивация к изучению; приобретение новых знаний и умений; повторение, обобщение материала, контроль знаний и т.д. |
Многофункциональный образовательный сервис - Конструктор тестов Online Test Pad https://app.onlinetestpad.com/profile/settings https://app.onlinetestpad.com/tests/gaxazunjvlfsg/questions | УдобноПредназначен для создания и проведения тестов и заданий: тесты, вопросы, расчетные и логические задачи, кроссворды и т.п. Гибкая настройка теста параметрами: 14 типов вопросов: один выбор, мультивыбор, ввод числа, ввод текста, ответ в свободной форме, установление последовательности, установление соответствий, заполнение пропусков - числа/текст, интерактивный диктант, последовательное исключение, слайдер (ползунок), загрузка файла, служебный текст:https://app.onlinetestpad.com/tests/gcj23rl3n3kyy 4 типа результата: для каждого теста вы можно создать результаты типа психологический тест, личностный тест, образовательный тест. Доступна "Профессиональная настройка шкал" теста, чтобы реализовать практически любую логику расчета результата. Удобный инструмент статистики: доступен просмотр каждого результата, статистики ответов и набранных баллов по каждому вопросу, статистики по каждому результату. В табличном виде представлены все результаты, регистрационные параметры, ответы на все вопросы, которые можно сохранить в Excel и отметки перенести в журнал. Возможность установить ограничение времени прохождения теста. Автоматическая выдача сертификата с результатом выполнения задания. | Предварительная разработка тестовых вопросов различного типа и иллюстраций к ним в виде рисунков, графиков, фото и видео файлов. Подготовка инструкции по выполнению заданий и критериев оценки. Подходит как для обучения с возможностью прохождения теста неограниченное количество раз, так и для оценки и самооценки знаний и умений с возможностью ограничения по времени и количества прохождений. |
Tilda Publishing- https://tilda.cc/projects/?registered=success | Нестандартная, интересная, привлекающая внимание подача материала о мероприятии. Включено все на одной странице: полное описание мероприятия, сами задания, обратная связь. Блочный конструктор сайтов, не требующий навыков программирования. Позволяет создавать одностраничные сайты мероприятия и email-рассылки. Сайты на платформе собираются из готовых блоков, которые автоматически адаптируются под мобильные устройства и выделены в смысловые категории. Платный ресурс, но на 2 недели можно создать один сайт бесплатно. | Предварительная подготовка заданий и вопросов в любом формате, которые вставляются в готовый шаблон. Подходит для онлайн и офлайн режимов. Повышение познавательной активности за счет нестандартной, привлекательной подачи материала мероприятий. Задания можно выполнять на мобильных устройствах. |
CORE - платформа для онлайн-обучения. https://coreapp.ai/app/auth?goto=/study/profile | Создание учебных занятий и курсов. Режим ученика и учителя. Неограниченное кол-во учеников. Готовые шаблоны 4 основных типов урока: Информационный блок: текст, инструкция, медиафайл, изображение, упражнение, документ. Все легко вставлять и перетаскивать Задания и тесты: тест с выбором одного и нескольких правильных ответов, открытый вопрос, классификация, соответствие, вопрос с автопроверкой, заполни пробелы, диалоговый тренажер. У ученика возможность прикрепить файлы к ответу. Рефлексия: вопрос, обратная связь. Контроль и самоконтроль. Полная статистика результатов. | Подходит для онлайн и офлайн режимов. Повышение познавательной активности за счет нестандартной, привлекательной подачи материала. Выбираем тему и тип урока, готовим материалы и вставляем в готовые шаблоны. Тип 1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Тип 2. Урок рефлексии Тип 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Тип 4. Урок развивающего контроля Делимся с учениками ссылкой на урок. Легко отслеживать выполнение заданий и анализировать результаты обучения |
Примеры использования ЦОР
На рисунках 1, 2, 3 представлены разработанные задания на ЦОР Learnis.ru
Рис.1 Скриншот заданий по физике в форме веб-квестов
Рис.2 Скриншот заданий по физике и астрономии в форме викторины
Рис 3. Скриншот заданий по физике в форме терминологической игры
На рисунке 4 представлена цифровая платформа CORE, на которой разработан дистанционный урок по физике по теме «Механические свойства твердых тел»
Рис. 4 Скриншот страницы преподавателя на ЦОР CORE
На рисунке 5 представлен скриншот дистанционного урока по физике по теме «Механические свойства твердых тел». Урок разработан на цифровой платформе CORE. Урок разработан согласно структуре урока открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Ссылка на урок: https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fcf9bc64687b930e4d31f14.
Рис 5 Скриншот дистанционного урока по физике по теме «Механические свойства твердых тел» на ЦОР CORE
Итак, хотелось бы отметить следующее: для того чтобы интерактивные задания в должной мере служили средством формирования знаний, умений и профессиональных компетенций студентов СПО, необходимо провести дифференцированный отбор задач по классификационным признакам, отбор и составление задач осуществлять с привлечением самих студентов, преподавателей общепрофессиональных дисциплин, специалистов профессиональной сферы и организовать их систематическое и целенаправленное использование в процессе обучения.
Выводы:
Проведен анализ некоторых цифровых образовательных ресурсов и отобраны наиболее приемлемые для использования в образовательном процессе ГПОУ «СТТТ».
Выявлены методические особенности использования ЦОР на уроках и внеклассных занятиях.
Разработаны интерактивные задания на ЦОР по физике, математике и астрономии.
Заключение
Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс позволит дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности студента в самостоятельной работе и рост творческой составляющей в деятельности преподавателя.
Список информационных источников
Интернет технологии как инструмент сетевого взаимодействия - [Электронный ресурс] // URL:https://pandia.ru/text/78/402/42064.php
Применение электронных и цифровых образовательных ресурсов на уроках - [Электронный ресурс] // URL: https://videouroki.net/razrabotki/primienieniie-eliektronnykh-i-tsifrovykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-na-urokakh.html
Цифровые образовательные ресурсы. Типы, требования, разработка- [Электронный ресурс] // URL: https://studbooks.net/1861262/pedagogika/tipy_trebovaniya_razrabotka
Наиболее популярные коллекции ЭОР и ЦОР:
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) [Электронный ресурс] // URL: http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) [Электронный ресурс] // URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/
Образовательные ресурсы сети Интернет: [Электронный ресурс] // URL: http://edu-top.ru/katalog/
ЦОР, на которых разрабатываются и размещаются задания
Сервис Online Test Pad: 14 типов тестовых заданий с полной статистикой:https://onlinetestpad.com/hpucddcq6j5zq
Сервис Learningapps.org – множество игровых, тестовых, текстовых и др. заданий:https://learningapps.org/display?v=pyzpnjfvk18
Образовательная платформа Learnis- нестандартные учебные занятия и внеклассные мероприятия: https://www.learnis.ru/305316/
Google Forms - платформа для совместных мероприятий:https://docs.google.com/forms/d/18Tqd7ynDuDWQ9oNz7mNp1uXDZlTdFlbrzdKuiKhX_bw/edit
CORE - платформа для онлайн-обучения и разработки уроков различных типов по готовым шаблонам : https://coreapp.ai/app/builder/lesson/5fcf9bc64687b930e4d31f14
eTrenikiе- онлайн-конструктор учебных тренажёров: https://etreniki.ru/cabinet/#/login
Tilda Publishing - блочный конструктор сайтов, не требующий навыков программирования (платный): https://tilda.cc/login/
8