1
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММЫ ACTIVINSPIRE
Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски по ряду показателей превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Использование современных мультимедиа и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.
Говоря о личностных, предметных и метапредметных результатах учащихся, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом в качестве дидактической цели, следует отметить значимость средств информационных и коммуникационных технологий, применение которых позволяет значительно сузить область репродуктивной деятельности учащихся и за счет этого существенно расширить спектр заданий, направленных на формирование универсальных способов деятельности школьника.
Анализируя научно-методическую литературу и интернет-источники мы часто встречаем понятия «интерактивные технологии», «интерактивное оборудование», «интерактивные методы». Одним из наиболее наглядных примеров использования информационных и коммуникационных технологий, применение которых оказывает благотворное влияние на качество образовательного процесса, является интерактивная доска (ИД).
Интерактивность в переводе с английского языка (interaction) означает «взаимодействие». Интерактивное обучение (от англ. «interactiv learning») – разновидность электронного обучения, при котором осуществляется взаимодействие человека и компьютера в диалоговом режиме, где под электронным обучением понимается обучение с помощью систем и устройств современной электроники. (Г. М. Коджаспирова)
Электронные ресурсы, созданные для ИД, ориентированы именно на активное взаимодействие учащихся с содержанием изучаемого предмета, в процессе которого происходит формирование универсальных учебных действий.
ИД, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учащихся одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку учащихся в классе; обеспечить эргономичность обучения; создать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение построенное на диалоге.
ИД позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных устройств: электронных ручек (маркеров), указки, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора «мышь».
Иными словами, электронные ресурсы, созданные для ИД (называются флипчарт), ориентированы на системно-деятельностный подход в обучении. Их применение на уроках способствует развитию познавательной активности учащихся, прочному и глубокому усвоению знаний.
ИД позволяет осуществлять:
| активное комментирование материала: позволяет делать записи на доске «электронными маркерами» нескольких цветов, осуществлять выделение текста текстовыми выделителями, в том числе поверх проецируемого с компьютера изображения, не теряя при этом визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. |
| технология «Drag&Drop» (перетащи и оставь) самая распространенная, может быть применена при выполнении заданий на классификацию объектов, ранжирование, конструирование и т.д. Например, классифицируйте носители информации по объёму: малый объём – до 1 Гбайта, средний объём – от 1 Гбайта до 10 Гбайт, большой объём – от 10 Гбайт. Некоторые носители можно занести в две категории сразу, поэтому на них установлена утилита «множественного клонирования». |
| технология «шторка» или «скрытый объект» позволяет затенять (скрывать) фрагменты и делать их видимыми в нужный для учителя момент, что создает широкие возможности для организации обсуждений, проведения проблемных бесед, исследований, самостоятельного составления определений понятий. |
| технология «волшебные чернила» используется для того, чтобы сделать видимыми только какой-то фрагмент страницы, не всю страницу целиком. |
вставка документов во флипчарт, созданных в разных приложениях. За время своей работы у каждого учителя накапливаются материалы к урокам, созданных в разных приложениях. Флипчарт позволяет сохранить внутри всё, что может понадобиться на уроке: музыкальные произведения, мультимедийные презентации, видеофрагменты, тексты; расставить их в нужной последовательности. Это позволяет сделать работу на уроке более продуктивной, все всегда находится под рукой, не надо тратить время на поиски.
тестирования учащихся.
сохранять на компьютере всю проведенную в ходе урока работу со всеми сделанными на доске записями и пометками для последующего просмотра и анализа, а так же возможностью вернуться на следующем уроке и повторить выводы, сделанные ранее.
Потенциал ИД даёт возможность вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность, меняет статус ученика с «пассивного наблюдателя» на «активного участника», повышает эмоциональную привлекательность изучаемого материала.
Источники:
Интерактивная доска на уроке : как оптимизировать образовательный процесс / авт. – сост. О. Ф. Брыскина. – Волгоград : Учитель, 2011.
Интерактивные доски и их использование в учебном процессе / М. А. Горюнова, Т. В. Семёнова, М. Н. Солоневичева. – СПб. : БХВ-Петербург, 2010.
Практикум по интерактивным технологиям : методическое пособие / П. Д. Рабинович, Э. Р. Баграмян. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
www.prometheanplanet.ru
http://edcommunity.ru/
https://yandex.ru/images/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://yandex.ru/images/