Методические разработки
По предмету: «Акушерство и гинекология»
Преподаватель: Куланбаева Н. С.
Аннотация
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по дисциплине «Акушерство» на 2 курсе по специальности: «Акушерское дело», с учетом знаний и умений, сформированных при изучении общепрофессиональных и клинических дисциплин: основы латинского языка, анатомия и физиология, основы сестринского дела, фармакология, хирургия, педиатрия, терапия.
Методическая разработка содержит перечень целей, сформулированных в терминах видов деятельности. Имеется общая цель и конкретные цели достижения. Конкретные цели выражены в виде алгоритмов деятельности. Основной критерий контроля - решение профессиональных ситуационных задач с применением ролевой игры.
Новый материал освещен в разделе «Блок учебной информации», где подробно рассмотрены все аспекты, касающиеся АФО женских половых органов и физиологии и регуляции менструального цикла. Кроме того, блок включает мотивацию, обзор литературы.
В блок контроля включены материалы контроля знаний.
Методические указания для студентов
Тема: “Физиология и регуляция менструального цикла”.
Цели занятия:
Образовательная цель: дать понятие о анатомии смежных органов и тазовой клетчатки.
Результат обучения: После изучения дисциплины «Акушерство», выпускник должен обладать следующими компетенциями:
б) профессиональными(ПК)
РО3=ПК1
РО4=ПК3+ПК4
РО3-Способен оказывать акушерскую помощь при физиологической беременности, родах и послеродовом периоде.
РО4-Способен проводить диагностику, в пределах своих полномочий, оказывать доврачебную помощь и уход с акушерской с экстрагенитальной патологией.
ПК 1. Оказывать акушерскую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде основанную на клинических протоколах. Осуществлять реанимационные мероприятия при акушерской патологии. Ассистировать врачу и проводить оперативные манипуляции в родах (ушивание разрывов промежности 1 – ой, 2 – ой степени и др. в соответствии с функциональными обязанностями акушерок/акушеров).
ПК 3. Проводить диагностику, доврачебную помощь и оказывать уход беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией при осложнении беременности и в послеродовом периоде. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях, в условиях эпидемии и при неотложных состояниях в гинекологии.
ПК 4. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно, в пределах своих полномочий. Осуществлять уход в предоперационном и послеоперационном периодах.
Студент должен знать:
периоды жизни женщины;
продолжительность нормального менструального цикла;
регуляцию менструального цикла;
фазы яичникового цикла;
фазы маточного цикла.
Студент должен уметь:
определять продолжительность менструального цикла;
показать на плакате гормоны менструального цикла;
определять день овуляции, используя наблюдение за цервикальной слизью и измерение базальной температуры тела;
определять фертильные дни;
проводить беседу о гигиене менструального цикла;
объяснять ведение менструального календаря;
нарисовать яичниковый цикл;
нарисовать маточный цикл.
Студент должен владеть:
навыками определения продолжительности менструального цикла;
навыками определения дня овуляции, используя наблюдение за цервикальной слизью и измерения базальной температуры тела;
навыками определения фертильных дней;
навыками проведения бесед о гигиене менструального цикла;
навыками ведения менструального календаря.
Развивающая цель: развивать у студентов способности использовать полученные знания, необходимые в акушерском деле, развитие логического мышления.
Воспитательная цель: воспитывать у студентов терпеливости, тактичности, чувство ответственности и долга, любви к избранной профессии.
Литература:
1) Основная:
Мусуралиев М.С. «Клиническое обучение по оперативной технологии в акушерстве и гинекологии». Бишкек, 2004 г.
Дуда В.И. «Акушерство», Москва, 2005 г.
Шалимова М.А. Сборник материалов по Психопрофилактической подготовке беременных к родам. Москва, 2004 г.
«Сестринское дело в акушерстве и гинекологии». Практикум. Ростов-на-Дону,
2007 г.
Оганисян Н.С. «Акушерство». Аттестационные вопросы. Москва, 2002 г.
2) Дополнительная:
Влюментал Р.Д. «Краткое руководство по репродуктивному здоровью и контрацепции».
Керимов Н.Р. Бозова С.Д. «Основы обучения сотрудников службы организации семьи и медико-социального патронажа, акушерок и медсестре ГСВ», 2004 г.
«Акушерство». USAID, 2008 г.
Энкин М. «Руководство по эффективной помощи при беременности и рождении ребенка». Санкт Петербург, 2003 г.
«Эффективная перинатальная помощь и уход» USAID, 2008 г.
«Интегрированное ведение беременности и родов. Руководство для клинической практики». Москва, 2003 г.
Пререквизиты:
Анатомия и физиология человека
Микробиология
Латинский язык
Фармакология
Медгенетика
ОСД
Постреквизиты:
Хирургия
Терапия
Педиатрия
Реанимация
ЛОР болезни
Инфекционные болезни
ПМП
Карта оснащения:
Список используемых ТСО:
ноутбук,
экран,
мультимедиа проектор,
компьютерная презентация,
Оснащение занятий:
Плакаты «Анатомия женских половых органов»
Плакаты «Репродуктивная система женщины».
Плакаты «Оплодотворение и путь продвижение яйцеклетки”
Плакаты «Женский таз».
Стенды
«Живот беременной женщины»
«Оплодотворение»
«Плацента и разрез плода»
«Плод во время беременности»
Наглядные пособия:
Шприцы, системы для в/в вливания.
Аппарат для измерения АД.
5. Стерильные шарики.
6. Стойка для капельницы.
Дидактический материал:
Тест
Карточки
Ситуационная задача
Хронокарта теоретического занятия
Время – 90 минут.
1 | Организационный момент | 5 мин |
2 | Опрос предыдущей темы | 25 мин |
3 | Изложение нового материала | 50 мин |
4 | Закрепление новой темы | 5 мин. |
5 | Подведение итогов занятия | 4 мин |
6 | Домашнее задание | 1 мин |
Хронокарта практического занятия
Время – 180 минут.
1 | Организационный момент | 5 мин |
2 | Мотивация, представление темы- | 10 мин |
3 | Контроль исходного уровня – | 25 мин |
4 | Демонстрация навыков- | 45 мин. |
5 | Самостоятельная работа студентов- | 50 |
6 | Подведение итогов самостоятельной работы составлением карты сестринского процесса и оформление дневников- | 15 |
7 | Домашнее задание- | 10 |
Методическая разработка теоретического занятия по теме:
«Физиология и регуляция менструального цикла».
Место проведения: доклинический кабинет по акушерству
и гинекологии
Специальность: АД
Курс:2
Количество часов: 90
Вид урока: комбинированный
Дисциплина: Акушерство
Цели занятия:
Образовательная цель: дать понятие о анатомии смежных органов и тазовой клетчатки.
Результат обучения: После изучения дисциплины «Акушерство», выпускник должен обладать следующими компетенциями:
б) профессиональными(ПК)
РО3=ПК1
РО4=ПК3+ПК4
РО3-Способен оказывать акушерскую помощь при физиологической беременности, родах и послеродовом периоде.
РО4-Способен проводить диагностику, в пределах своих полномочий, оказывать доврачебную помощь и уход с акушерской с экстрагенитальной патологией.
ПК 1. Оказывать акушерскую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде основанную на клинических протоколах. Осуществлять реанимационные мероприятия при акушерской патологии. Ассистировать врачу и проводить оперативные манипуляции в родах (ушивание разрывов промежности 1 – ой, 2 – ой степени и др. в соответствии с функциональными обязанностями акушерок/акушеров).
ПК 3. Проводить диагностику, доврачебную помощь и оказывать уход беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией при осложнении беременности и в послеродовом периоде. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях, в условиях эпидемии и при неотложных состояниях в гинекологии.
ПК 4. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно, в пределах своих полномочий. Осуществлять уход в предоперационном и послеоперационном периодах.
Студент должен знать:
периоды жизни женщины;
продолжительность нормального менструального цикла;
регуляцию менструального цикла;
фазы яичникового цикла;
фазы маточного цикла.
Развивающая цель: развивать у студентов способности использовать полученные знания, необходимые в акушерском деле, развитие логического мышления.
Воспитательная цель: воспитывать у студентов аккуратности, тактичности, чувство ответственности и долга, любви к избранной профессии.
Ход урока:
Организационный момент:
-готовность кабинета: чистота, наличие мела, состояние доски;
-внешний вид студентов;
-выявление отсутствующих.
2. Опрос предыдущей темы: методом фронтального опроса. (Приложение 2)
Вопросы будет на тему «Анатомия смежных органов и тазовой клетчатки».
Изложение нового материала по следующему плану:
Понятие о нормальном менструальном цикле (МЦ).
Пять уровней регуляции МЦ (кора головного мозга – гипоталамус – гипофиз – яичники – матка).
Схема регуляции менструального цикла.
Понятие о релизинг-гормонах, фолликулостимулирующем, лютеинизирующем гормонах, пролактине, эстрогене, прогестероне, их роль.
Яичниковый цикл.
Овуляция.
Маточный цикл (фаза пролиферации, секреции, десквамации, регенерации).
Менструация. Понятие «фертильность».
Закрепление новой темы. Прилагается. (Приложение №3)
Выполнения ситуационных заданий. Задание на карточках.
(Приложение 4).
V.Подведение итогов занятия: комментирование оценок. Определяется степень достижения целей, задач занятия, оценивание активных студентов и вставление оценок.
VI. Домашнее задание. Тема: Физиология и регуляция менструального цикла.
Литература:
Основная:
Мусуралиев М.С. «Клиническое обучение по оперативной технологии в акушерстве и гинекологии». Бишкек, 2004 г.
Дуда В.И. «Акушерство», Москва, 2005 г.
Шалимова М.А. Сборник материалов по Психопрофилактической подготовке беременных к родам. Москва, 2004 г.
«Сестринское дело в акушерстве и гинекологии». Практикум. Ростов-на-Дону,
2007 г.
Оганисян Н.С. «Акушерство». Аттестационные вопросы. Москва, 2002 г.
2) Дополнительная:
Влюментал Р.Д. «Краткое руководство по репродуктивному здоровью и контрацепции».
Керимов Н.Р. Бозова С.Д. «Основы обучения сотрудников службы организации семьи и медико-социального патронажа, акушерок и медсестре ГСВ», 2004 г.
«Акушерство». USAID, 2008 г.
Энкин М. «Руководство по эффективной помощи при беременности и рождении ребенка». Санкт Петербург, 2003 г.
«Эффективная перинатальная помощь и уход» USAID, 2008 г.
«Интегрированное ведение беременности и родов. Руководство для клинической практики». Москва, 2003 г.
Методическая разработка практического занятия по теме:
Тема:Физиология и регуляция менструального цикла .
Место проведения: кабинет акушерства
Специальность: АД, 2 курс:
Количество часов: 4
Вид урока: практическое занятие
Цели занятия:
Результат обучения:
Образовательная цель: дать понятие о анатомии смежных органов и тазового дна.
Результат обучения: После изучения дисциплины «Акушерство», выпускник должен обладать следующими компетенциями:
б) профессиональными(ПК)
РО3=ПК1
РО4=ПК3+ПК4
РО3-Способен оказывать акушерскую помощь при физиологической беременности, родах и послеродовом периоде.
РО4-Способен проводить диагностику, в пределах своих полномочий, оказывать доврачебную помощь и уход с акушерской с экстрагенитальной патологией.
ПК 1. Оказывать акушерскую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде основанную на клинических протоколах. Осуществлять реанимационные мероприятия при акушерской патологии. Ассистировать врачу и проводить оперативные манипуляции в родах (ушивание разрывов промежности 1 – ой, 2 – ой степени и др. в соответствии с функциональными обязанностями акушерок/акушеров).
ПК 3. Проводить диагностику, доврачебную помощь и оказывать уход беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией при осложнении беременности и в послеродовом периоде. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях, в условиях эпидемии и при неотложных состояниях в гинекологии.
ПК 4. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно, в пределах своих полномочий. Осуществлять уход в предоперационном и послеоперационном периодах.
Студент должен знать:
периоды жизни женщины;
продолжительность нормального менструального цикла;
регуляцию менструального цикла;
фазы яичникового цикла;
фазы маточного цикла.
Студент должен уметь:
определять продолжительность менструального цикла;
показать на плакате гормоны менструального цикла;
определять день овуляции, используя наблюдение за цервикальной слизью и измерение базальной температуры тела;
определять фертильные дни;
проводить беседу о гигиене менструального цикла;
объяснять ведение менструального календаря;
нарисовать яичниковый цикл;
нарисовать маточный цикл.
Студент должен владеть:
навыками определения продолжительности менструального цикла;
навыками определения дня овуляции, используя наблюдение за цервикальной слизью и измерения базальной температуры тела;
навыками определения фертильных дней;
навыками проведения бесед о гигиене менструального цикла;
навыками ведения менструального календаря.
Развивающая цель: развивать у студентов способности использовать полученные знания, необходимые в акушерском деле, развитие логического мышления.
Воспитательная цель: воспитывать у студентов терпеливости, тактичности, чувство ответственности и долга, любви к избранной профессии.
Ход практического занятия:
I. Организационный момент:
- выявление отсутствующих
- проверка готовности студентов к занятию
- преподаватель проверяет готовность студентов:
внешний вид, посещаемость, наличие дневников практических занятий, ручек, мела, оснащения занятия.
- студенты занимают свое место, готовят все необходимые принадлежности, приводят себя в порядок.
II. Вводный инструктаж преподавателя:
- знакомит с целью и планом занятия;
-выясняет неясные вопросы, возникшие при подготовке к занятию;
- студенты записывают в дневник тему занятия, уточняют непонятные вопросы и пишут план занятия:
План:
III. Определение исходного уровня знаний студентов методом фронтального опроса:
Контрольные вопросы:
Какую форму имеет наружный зев шейки матки у рожавших женщин?
Что относятся к связочному аппарату матки?
Какая наиболее широкий отдел маточной трубы?
Сколько составляет длина маточных труб?
Откуда отходят круглые связки матки?
Какие связки яичники имеют следующие?
IV. Демонстрационная часть:
а) преподаватель показывает студентам необходимые практические навыки по данной теме:
На муляже показывает топографию смежных органов и тазовой клетчатки;
На муляже показывает строение тазового дна и его значение;
На муляже показывает мышцы тазового дна;
На плакате показывает ход брюшины и его значение.
Самостоятельная работа студентов
Каждый студент имитирует:
На муляже показывают топографию смежных органов и тазовой клетчатки;
На муляже показывают строение тазового дна и его значение;
На муляже показывают мышцы тазового дна;
На плакате показывают ход брюшины и его значение.
VI. Оформление дневников
В дневниках студенты записывают то, что видели и сделали на практике.
VII. Закрепление темы.
- тема закрепляется тестированием (приложение прилагается3).
VIII. Подведение итогов занятия.
Проверка дневников и выставление оценок с комментариями.
IX. Задание на дом: Женский таз и его исследование.
Задание к СРС на тему: Обязанности акушерки в ЦСМ, ГСВ и родильном доме.
Литература:
Основная:
«Сестринское дело в акушерстве и гинекологии». Практикум. Ростов-на-Дону,
2008 г.
Приказ от 30.12.2013 г. №741 «О внесении дополнений в приказ Министерства здравоохранения Кыргызской Республики № 319 от 24 июня 2008 года «О совершенствовании сестринского дела стационарной службы».
Дополнительная:
Айламазян Э.К. Акушерство: учебник для медицинских вузов. — 6е изд., испр. и доп. — СПб.:СпецЛит, 2007. — 528 с.
http://www.libma.ru/medicina/akusherstvo_i_ginekologija_konspekt_lekcii/p1.php
https://studfiles.net/preview/5362693/page:2/
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Контрольные вопросы:
Какую форму имеет наружный зев шейки матки у рожавших женщин?
Что относятся к связочному аппарату матки?
Какая наиболее широкий отдел маточной трубы?
Сколько составляет длина маточных труб?
Откуда отходят круглые связки матки?
Какие связки яичники имеют следующие?
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Диктант
На каждый вопрос впишите ответ «Да» или «Нет»
Вариант I
№ | Вопрос | Ответ |
1 | У женщины верхняя граница волосистой части лобка имеет вид горизонтальной линии | |
2 | Большие и малые половые губы покрыты снаружи кожей | |
3 | Большие железы преддверия (бартолиновы) расположены в толще малых половых губ | |
4 | Бартолиновы железы относятся к железам внутренней секреции | |
5 | Клитор бедно снабжен кровеносными сосудами и нервами | |
6 | Длина уретры у женщин 7 – 8 см | |
7 | Hymen – девственная плева | |
8 | Девственная плева закрывает вход во влагалище | |
9 | Наружное отверстие уретры открывается в преддверие влагалища | |
10 | Промежность –это пространство между передней спайкой и анусом | |
11 | Срамная артерия, осуществляющая кровоснабжение наружных половых органов, берет начало от брюшной аорты | |
12 | Фаза пролиферации эндометрия совпадает с лютеиновой фазой яичника | |
13 | Эстрогены повышают тонус мускулатуры матки | |
На каждый вопрос впишите ответ «Да» или «Нет»
Вариант II
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Влагалище – это мышечно – фиброзная трубка длиной 7 – 10 см | |
2 | В норме реакция влагалищного содержимого – щелочная | |
3 | Uterus – это уретра | |
4 | Стенка матки состоит из 3-х слоев; средний – мышечный - наиболее мощный | |
5 | Матка расположена в малом тазу в неподвижном состоянии | |
6 | Маточный эндометрий состоит из 2-х слоев (функциональный и базальный) | |
7 | Наиболее суженная часть маточной трубы – ампулярная | |
8 | Основная функция маточных труб – плодовместилище | |
9 | Яичники – парные женские половые железы | |
10 | В яичниках происходит циклическое образование фолликулов в репродуктивном возрасте женщины | |
11 | Премордиальные (первичные) фолликулы располагаются в корковом слое яичников | |
12 | Во время менструации происходит отторжение функционального слоя эндометрия | |
13 | Переходный период в жизни женщины, характеризующийся постепенным угасанием функции яичников – это климактерический период | |
ЗАДАНИЕ № 2
Рассмотрите рисунки, изображающие строение женских половых органов. Подпишите названия.
Наружные женские половые органы
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
Внутренние женские половые органы. Внутренние женские половые органы.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ФИО студента | Фронтальный опрос (цена привильного ответа -7 балл) | Задания на карточке (цена правильного ответа - 8 балл) | Тест-контроль (цена правильного ответа -8 балл) | Ситуационная задача (цена правильного ответа – 7 балл) |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
Критерии отметки:
Количество набранных баллов | Отметка |
26-30 баллов | 5 (отлично) |
22-25 баллов | 4 (хорошо) |
18-21 баллов | 3 (удовлетворительно) |
менее 17 | 2 (неудовлетворительно) |
Глоссарий
Лобок — холмообразный выступ, покрытый жировой тканью, находящийся спереди вульвы. Лобок покрывается волосами с началом полового созревания. Степень оволосения зависит в основном от наследственности.
Половые губы большие — прикрыты лобковыми волосами, содержат железы (потовые и сальные), поэтому могут подвергаться кожным поражениям (кисты, фурункулы). Большие губы скрывают другие органы полностью или частично. Оттенок внутренней части губ от розоватого до коричневого. Главная функция – барьерная, защищают влагалище от микроорганизмов и удерживают увлажняющий секрет. С началом сексуальной жизни губы имеют свойство размыкаться.
Половые губы малые — имеют вид кожных эластичных, хорошо растягивающихся складок, находящихся между влагалищем и большими губами. Размер, цвет и даже форма может быть разной. Эластичные свойства необходимы при родах. При возбуждении губы набухают.
Клитор — находится «на стыке» малых половых губ, имеет головку, прикрытую «капюшоном».
Наружное отверстие уретры (мочеиспускательный канал) — расположен спереди вагины ниже клитора. Через уретру моча покидает мочевой пузырь.
Влагалище — занимает пространство между входом во влагалище и шейкой матки. Мышечный орган покрыт слизистой оболочкой, в которой содержится гликоген. С помощью гликогена образуется молочная кислота, за счет чего влагалищный секрет приобретает защитные свойства, препятствующие проникновению патогенной микрофлоры в мочеполовую систему. У женщин, не контактировавших с мужчиной в интимном плане, вход во влагалище прикрыт гименом (девственная плева).
Промежность — находится между анальным отверстием и вульвой, может разрываться при родах.
Бартолиновы (большие вестибулярные) железы — парные железы, расположенные у основания больших половых губ и в их толще. Их размер – 1,5-2 см. во время секса и возбуждения железы выделяют жидкость серо-прозрачного цвета.
Матка — мышечный полый орган, главная функция которого — вместилище для развития и сохранения плода в течение гестационного периода. Матка изнутри выстлана эндометрием (слизистый слой). Эндометрий меняется под влиянием гормональных веществ. Состоит из тела и шейки, которая имеет длину до 4 см. Шейка матки — состоит из влагалищной части, имеющей внутренний зев и надвлагалищной (маточной) части, открывающейся в матку. Слизистая шейки выделяет барьерную для микроорганизмов слизь. Жидкая слизь, выделяемая до овуляции, способствует проходу сперматозоидов в матку. Во время родоразрешения слизь помогает движению плода.
Маточные трубы — парный орган, отходящий от матки по правую и левую сторону. Трубы берут начало от углов матки, их размер — 10 см. Фаллопиевы трубы имеют отверстия: одно выходит в брюшную полость, оно широкое, второе – выходит в маточную полость, оно узкое. Главная функция труб – транспортная, реснички на их поверхности «толкают» эмбрион в матку.
Яичники — парный небольшой орган, расположенный по обеим бокам матки. Главная функция яичников – производство гормонов, главный из которых — эстроген. Также в яичниках содержатся фолликулы (пузырьки) с ооцитами. Ежемесячно один фолликул разрывается, выпуская созревшую яйцеклетку для процесса оплодотворения.