СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для обучающихся в классе фортепиано по самостоятельной работе над крупной формой. Вариации.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В работе даны рекомендации обучающимся по работе над преодолением некоторых типичных трудностей вариационной формы.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для обучающихся в классе фортепиано по самостоятельной работе над крупной формой. Вариации.»

Методические рекомендации для обучающихся в классе фортепиано по самостоятельной работе над крупной формой. Вариации.

Сочинениям крупной формы свойственно большее, по сравнению с другими произведениями, разнообразие содержания, большие масштабы развития музыкального материала. В связи с этим, их исполнение требует умения мысленно охватывать значительные построения и, при соблюдении единства целого, выявлять характерные особенности отдельных образов и тем. Оно также требует навыков переключения с одной художественной задачи на другую, выдержки, большого объема памяти и внимания.

Каждый, кто слушает или исполняет музыкальные произведения, знает, что среди них есть более легкие и более трудные для восприятия и запоминания. Пьесы исполнять и заучивать проще, чем произведения с названиями: рондо, вариации, сонатины, сонаты. Дело здесь в том, что эти произведения больше по объему и простроены они по более сложным законам музыкальной формы.

ВАРИАЦИИ

Среди произведений крупной формы в школьном репертуаре юных исполнителей видное место занимают вариационные циклы. Своеобразие их в том, что они заключают в себе также черты пьес малой формы. Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения, умения в не многом сказать многое. Слово «вариация» имеет латинское происхождение и означает «изменение». Форма вариаций родилась в XVI веке. Вариации произошли от народной музыки. Представьте себе, что народный умелец - музыкант играл на рожке, дудке или скрипке мелодию какой-нибудь песни, и каждый раз мотив этой песни повторялся, но звучал по-новому, обогащаясь новыми подголосками, интонациями; видоизменялся ритм, темп, отдельные обороты мелодии. Так появились вариации на песенные и плясовые темы. Вариации в музыке, это форма произведения, которая состоит из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Музыкальная мысль, имеющая большую или меньшую законченность называется темой. Тема вариаций - как правило, простая, легко узнаваемая, с типичными оборотами. Вариации можно представить, как ряд картин об истории, переживаниях (и даже приключениях) лица-образа, с которым слушатель знакомится в теме. Средства варьирования темы весьма разнообразны. Это может быть мелодическое, гармоническое, ритмическое варьирование, может измениться тональность или ладовое наклонение темы, также возможно изменение темпа, варьирование фактуры (полифония, гомофония), штриховые контрасты.

О некоторых исполнительских трудностях.

Трудность в работе над вариациями заключается в сочетании отдельных вариаций в единое целое. Цельность достигается тематическим единством. В некоторых произведениях варьируется мелодия темы, в других она остается неизменной, и меняется лишь гармония и фактура. Нередко оба эти принципа совмещаются в одном и том же произведении. Необходимо знать и понимать, какой из двух принципов положен в основу разучиваемого им сочинения и уметь находить в каждой вариации тему или её элементы. На начальном этапе обучения такой разбор осуществляется с преподавателем при знакомстве с произведением, в старших классах обучающийся делает анализ самостоятельно. Выявив структурные и выразительные особенности темы, необходимо в каждой из вариаций найти черты интонационно-ритмического, гармонического, фактурного сходства либо жанрового различия с ней. Этому поможет проигрывание или «внутреннее» пропевание темы, отраженной в разных типах вариаций.

Как правило, при смене длительностей или ритма (например, переходе от восьмых к шестнадцатым в младших классах или от устойчивой двудольности к триолям – в старших), трудно переключиться и сразу взять правильный темп. Нужно обязательно проучивать все переходы, стыки между вариациями отдельно.

Большое значение имеют цезуры между вариациями. Момент раздела между любыми частями называется цезурами (например, пауза или остановка на продолжительном звуке). Цезура обычно яснее всего выражена в главном голосе. Цезурами можно разъединить вариации или, наоборот, объединить их в единое целое. Можно цезурой подчеркнуть значение отдельных вариаций.

При работе над вариационной формой, важно сравнивать, анализировать нотный текст, мыслить творчески, применять на практике все полученные знания по работе над техническими трудностями и работой над звуком.