СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для педагогов и родителей "Языковая функциональная грамотность обучающихся с ОВЗ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Письменная функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для педагогов и родителей "Языковая функциональная грамотность обучающихся с ОВЗ"»

Речь как основа формирования функциональной грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Еремеева Инна Владимировна

ГБОУ школа-интернат г.о. Отрадный

Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Письменная функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

У умственно отсталых обучающихся отмечаются нарушения речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются нарушения:

  • скудный словарный запас, который включает в основном существительные и глаголы;

  • отсутствие в речи обобщающих слов;

  • плохо понимают и часто не используют в речи приставочные глаголы;

  • редко употребляют прилагательные;

  • затрудняются в понимании и использовании наречий;

  • в речи часто встречается неточное употребление слов;

  • пассивный словарь значительно превышает активный;

  • фрагментарность, структурная неоформленность предложений, пропуск главных членов предложения;

  • не всегда правильно согласовывают существительные с глаголами и прилагательным;

  • неумение согласовывать числительные с существительными;

  • трудности в понимании и употреблении предлогов;

  • не могут самостоятельно связно высказываться;

  • в пересказах допускают пропуски важных смысловых частей, привнесения (добавления), обнаруживают непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений;

  • рассказы часто бессвязны.

  • большое количеством нарушенных звуков;

  • нарушения звуковой структуры слова и др.

Письменная речь – это сложная психическая деятельность, она с самого начала представляет собой сложную организованную деятельность с сознательным анализом составляющих ее звуков, возникает значительно позже и является результатом специального обучения.

Речевое развитие - одна из самых сложных задач. Именно оно обозначено как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.  

Первостепенное внимание на уроках русского языка и речевой практики   уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающие реализацию коммуникативной функции речи и возможности выражать свои мысли и понимать высказывания других людей.

Для достижения этой цели в процессе обучения ставятся следующие задачи:

1. Учить детей правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

2. Учить детей писать грамотно, разборчиво, аккуратно, в соответствии с ранее усвоенными знаниями по грамматике и правописанию.

3. Учить детей правильно читать и понимать содержание прочитанного, воспитывать интерес к художественной и познавательной литературе.

4. Решать коррекционно-развивающие задачи: корректировать недостатки мыслительных процессов, развивать внимание, восприятие, память, воображение, формировать нравственно-волевые качества и др.

Добиться исправления вышеперечисленных нарушений поможет учителю использование как традиционных видов работы и приемов, такие как:

  • списывания слов, предложений, текстов с печатного и письменного образца;

  • творческое списывание;

  • предупредительный диктант;

  • зрительные диктанты;

  • слуховые диктанты;

  • выборочный диктант;

  • письмо с проговаривание;

  • письмо с комментированием;

  • письмо по памяти;

  • орфографические минутки и др.

так и специальных:

  • обведение в тетради орфограмм цветными карандашами;

  • многократное повторение на разном материале;

  • использование таблиц-помощниц;

  • пересказы с опорами;

  • тексты с картинками;

  • мнемотабицы и др.

Учителю необходимо при работе с детьми как можно чаще использование дидактически и коррекционной-развивающие игры и упражнения на речевое развитие. Вот некоторые из них:

    1. Отгадывание загадок (В ней всегда конец хороший, добрый молодец пригожий, Бабка-Ёжка у окна ... Догадайтесь, кто она?).

    2. Отгадывание предмета по описанию (Сначала было деревом, потом древесиной, бумагой, ее можно читать, рассматривать иллюстрации…).

    3. Доскажи словечко (Что за чудо-покрывало? Ночью всё вдруг белым стало.
      Не видать дорог и рек – их укрыл пушистый...).

    4. Незаконченные предложения (Если на улице выпал снег, то…).

    5. Толкование пословиц (Не потопаешь – не полопаешь).

    6. Противоположности (Лимоны кислые, а сахар…).

    7. Подбор к словам-предметам слов-действий.

    8. Подбор к словам-предметам слов-признаков.

    9. Четвертый лишний (Лилия, ромашка, бабочка, мак).

    10. Назови одним словом (Груша, яблоко, апельсин).

    11. Распредели слова на группы (Ромашка, дуб, тополь, колокольчик, береза, мак).

    12. Что сначала, что потом (Кем был цыпленок раньше и кем станет потом?).

    13. Ассоциации слов (к слову уголь).

    14. Часть и целое (Стул – сиденье, ножки, спинка) .

    15. Что бывает? Какое бывает? (Горячим бывает чай, а еще огонь, батарея, а еще горячим может быть… Все знают, что круглым бывает…)

    16. Кого больше, чего больше? (Людей или детей).

    17. Что общее и чем отличаются друг от друга? (Заяц и волк).

    18. Какими звуками отличаются слова? (День-пень)

    19. Назови причину (Дети поливают цветы на клумбе, потому что…).

    20. Верю – не верю (Олень сидит на дереве).

    21. Противоположности (Крутой подъем – пологий спуск).

    22. Что общее и чем отличаются друг от друга (Деревня и город).

    23. Подумай и назови следующее слово (Зима, весна, лето…).

    24. Назови следствие (Если на улице выпал снег, то…).

    25. Исправь ошибки (Водитель водит хороводы).

    26. Данетки (В реке теплющая вода. И в проруби такая?..).

Такие задания делают урок или занятие интересным, ярким; помогают учителю увлечь ребят речевым материалом, который зачастую не является привлекательным для детей с умственной отсталостью; создают на уроке ситуацию успеха для ученика.  

Учителю важно помнить, что планомерная и целенаправленная коррекционно-развивающая работа, построенная с учетом психофизических и интеллектуальных способностей и особенностей ребенка, способствует значительному увеличению скорости его речевого развития, а соответственно, формированию функциональной грамотности.