Речь как основа формирования функциональной грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Еремеева Инна Владимировна
ГБОУ школа-интернат г.о. Отрадный
Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Письменная функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
У умственно отсталых обучающихся отмечаются нарушения речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются нарушения:
скудный словарный запас, который включает в основном существительные и глаголы;
отсутствие в речи обобщающих слов;
плохо понимают и часто не используют в речи приставочные глаголы;
редко употребляют прилагательные;
затрудняются в понимании и использовании наречий;
в речи часто встречается неточное употребление слов;
пассивный словарь значительно превышает активный;
фрагментарность, структурная неоформленность предложений, пропуск главных членов предложения;
не всегда правильно согласовывают существительные с глаголами и прилагательным;
неумение согласовывать числительные с существительными;
трудности в понимании и употреблении предлогов;
не могут самостоятельно связно высказываться;
в пересказах допускают пропуски важных смысловых частей, привнесения (добавления), обнаруживают непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений;
рассказы часто бессвязны.
большое количеством нарушенных звуков;
нарушения звуковой структуры слова и др.
Письменная речь – это сложная психическая деятельность, она с самого начала представляет собой сложную организованную деятельность с сознательным анализом составляющих ее звуков, возникает значительно позже и является результатом специального обучения.
Речевое развитие - одна из самых сложных задач. Именно оно обозначено как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Первостепенное внимание на уроках русского языка и речевой практики уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающие реализацию коммуникативной функции речи и возможности выражать свои мысли и понимать высказывания других людей.
Для достижения этой цели в процессе обучения ставятся следующие задачи:
1. Учить детей правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
2. Учить детей писать грамотно, разборчиво, аккуратно, в соответствии с ранее усвоенными знаниями по грамматике и правописанию.
3. Учить детей правильно читать и понимать содержание прочитанного, воспитывать интерес к художественной и познавательной литературе.
4. Решать коррекционно-развивающие задачи: корректировать недостатки мыслительных процессов, развивать внимание, восприятие, память, воображение, формировать нравственно-волевые качества и др.
Добиться исправления вышеперечисленных нарушений поможет учителю использование как традиционных видов работы и приемов, такие как:
списывания слов, предложений, текстов с печатного и письменного образца;
творческое списывание;
предупредительный диктант;
зрительные диктанты;
слуховые диктанты;
выборочный диктант;
письмо с проговаривание;
письмо с комментированием;
письмо по памяти;
орфографические минутки и др.
так и специальных:
обведение в тетради орфограмм цветными карандашами;
многократное повторение на разном материале;
использование таблиц-помощниц;
пересказы с опорами;
тексты с картинками;
мнемотабицы и др.
Учителю необходимо при работе с детьми как можно чаще использование дидактически и коррекционной-развивающие игры и упражнения на речевое развитие. Вот некоторые из них:
Отгадывание загадок (В ней всегда конец хороший, добрый молодец пригожий, Бабка-Ёжка у окна ... Догадайтесь, кто она?).
Отгадывание предмета по описанию (Сначала было деревом, потом древесиной, бумагой, ее можно читать, рассматривать иллюстрации…).
Доскажи словечко (Что за чудо-покрывало? Ночью всё вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек – их укрыл пушистый...).
Незаконченные предложения (Если на улице выпал снег, то…).
Толкование пословиц (Не потопаешь – не полопаешь).
Противоположности (Лимоны кислые, а сахар…).
Подбор к словам-предметам слов-действий.
Подбор к словам-предметам слов-признаков.
Четвертый лишний (Лилия, ромашка, бабочка, мак).
Назови одним словом (Груша, яблоко, апельсин).
Распредели слова на группы (Ромашка, дуб, тополь, колокольчик, береза, мак).
Что сначала, что потом (Кем был цыпленок раньше и кем станет потом?).
Ассоциации слов (к слову уголь).
Часть и целое (Стул – сиденье, ножки, спинка) .
Что бывает? Какое бывает? (Горячим бывает чай, а еще огонь, батарея, а еще горячим может быть… Все знают, что круглым бывает…)
Кого больше, чего больше? (Людей или детей).
Что общее и чем отличаются друг от друга? (Заяц и волк).
Какими звуками отличаются слова? (День-пень)
Назови причину (Дети поливают цветы на клумбе, потому что…).
Верю – не верю (Олень сидит на дереве).
Противоположности (Крутой подъем – пологий спуск).
Что общее и чем отличаются друг от друга (Деревня и город).
Подумай и назови следующее слово (Зима, весна, лето…).
Назови следствие (Если на улице выпал снег, то…).
Исправь ошибки (Водитель водит хороводы).
Данетки (В реке теплющая вода. И в проруби такая?..).
Такие задания делают урок или занятие интересным, ярким; помогают учителю увлечь ребят речевым материалом, который зачастую не является привлекательным для детей с умственной отсталостью; создают на уроке ситуацию успеха для ученика.
Учителю важно помнить, что планомерная и целенаправленная коррекционно-развивающая работа, построенная с учетом психофизических и интеллектуальных способностей и особенностей ребенка, способствует значительному увеличению скорости его речевого развития, а соответственно, формированию функциональной грамотности.