ФИЛИАЛ «САМАРСКИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ГБПОУ «САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н. ЛЯПИНОЙ»
Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий
УД «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»
Тема: «Физиология микроорганизмов»
профессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 33.02.01 Фармация
(базовый уровень подготовки)
Самара, 2016 год
ОДОБРЕНО | |
Цикловой | |
методической комиссией | |
| |
Председатель_________ | |
Протокол № | |
____ ____________20___ | |
Составитель:
Игнатова И.Ю., преподаватель Филиал «СМСК»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая 2014 г. № 501.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности по специальности 33.02.01 Фармация в соответствии с требованиями ФГОС СПО четвёртого поколения.
Структура
1.Учебно - методическая карта занятия
2.Конспект теоретического материала
3.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность 33.02.01 Фармация
УД «Основы микробиологии и иммунологии»
Тема «Физиология микроорганизмов»
Организационные формы: Теоретическое занятие– 1 (90 мин)
Форма работы: индивидуальная
Тип занятия: изучение нового материала
Вид традиционного занятия: информационная лекция
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
Цели и задачи занятия
Образовательная: научить применять полученные знания на практических занятиях, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, добиться прочного усвоения системы знаний.
Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать умение использовать полученные знания, развивать творческое воображение, логику, наблюдательность; развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; совершенствовать все виды речевой деятельности; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов и компьютерного моделирования; осуществлять самоконтроль, создавать шаблоны документов с использованием компьютера и т.д.
Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.
Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций
Общие компетенции:
ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.
Место проведения: кабинет Микробиологии
Оснащение
Средства обучения: учебники, рисунки, мультимедийная презентация.
Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Интеграция темы
Межпредметные связи
1.Латинский язык
2.Гигиена человека
Внутрипредметные связи
1. Экология микроорганизмов
Выход:практическая деятельность фармацевта
После изучения темы студент должен
Уметь:
- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
Знать:
- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
План проведения теоретического занятия
тема: «Физиология микроорганизмов»
№ | Название | Описание | Цель | Время |
1. | Организационные вопросы. | Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия. | Подготовить обучающихся к работе, мобилизировать внимание. | 3 мин. |
2. | Вводное слово. | Раскрыть важность и актуальность темы. | Активизировать познавательную деятельность обучающихся, воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях | 2 мин. |
3. | Изучение нового материала по теме: « Физиология микроорганизмов»
клетки Название». | Преподаватель поэтапно освещает ключевые вопросы по теме. | Приобретение новых знаний. Закрепить мотив к познанию данных вопросов на практическом занятии. | 75 мин. |
4 | Закрепление | Краткий опрос по изученному материалу, или повторение ключевых моментов. | Выяснить степень достижения цели. | 5 мин. |
5. | Заключение. | Итог. Объявление темы следующей лекции: «Распространение микроорганизмов в природе». Задание на дом: ответить на вопросы. | Нацелить обучающихся на самостоятельную внеаудиторную работу дома | 5 мин. |
Конспект теоретического материала
Физиология микроорганизмов
Физиология микроорганизмов изучает особенности развития, питания, энергетического обмена и других процессов жизнедеятельности микробов в различных условиях среды.
Питание микроорганизмов
Питание микробов осуществляется путем диффузии через оболочку и мембрану растворенных в воде питательных веществ. Нерастворимые сложные органические соединения предварительно расщепляются вне клетки с помощью ферментов, выделяемых микробами в субстрат.
По способу питания микроорганизмы разделяют на аутотрофные и гетеротрофные.
Аутотрофы способны синтезировать из неорганических веществ (в основном углекислого газа, неорганического азота и воды) органические соединения. В качестве источника энергии для синтеза данные микробы используют световую энергию (фотосинтез) или энергию окислительных реакций (хемосинтез).
Гетеротрофы используют для питания в основном готовые органические соединения. Микробы, питающиеся органическими веществами отмерших животных или растительных организмов, называют сапрофитами. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся бактерии гниения, грибы и дрожжи. Паратрофные микроорганизмы, или паразиты, живут за счет питательных веществ живых клеток организма хозяина. К паратрофам относится большинство болезнетворных микробов.
Обмен веществ и состав микроорганизмов
Все реакции обмена веществ в микробной клетке происходят при помощи биологических катализаторов -ферментов. Важно знать, что большинство ферментов состоят из белковой части и простетической небелковой группы. В простетическую группу могут входить такие металлы, как железо, медь, кобальт, цинк, а также витамины или их производные. Некᴏᴛᴏᴩые ферменты состоят только из простых белков. Ферменты специфичны и действуют только на одно определенное вещество. По϶ᴛᴏму в каждом микроорганизме находится целый комплекс ферментов, причем некᴏᴛᴏᴩые ферменты способны выделяться наружу, где участвуют в подготовке к уϲʙᴏению сложных органических соединений. Ферменты микроорганизмов могут быть использованы в пищевой и других видах промышленности.
Вода. Микробная клетка на 75-85 % состоит из воды. Важно знать, что большая часть воды находится в цитоплазме клетки в ϲʙᴏбодном состоянии. В воде протекают все биохимические процессы обмена веществ, вода будет также растворителем данных веществ, так как питательные вещества поступают в клетку только в виде раствора, а продукты обмена удаляются из клетки тоже с водой. Часть воды в клетке находится в связанном состоянии и входит в состав некᴏᴛᴏᴩых клеточных структур. В спорах бактерий и грибов количество ϲʙᴏбодной воды снижено до 50 % и менее. При значительной потере связанной воды микробная клетка погибает.
Органические вещества микробной клетки представлены белками (6-14 %), жирами (1-4%), углеводами, нуклеиновыми кислотами.
Белки — основной пластический материал любой живой клетки, и микробной в т.ч.. Белки составляют основу цитоплазмы, входят в состав оболочки клетки и некᴏᴛᴏᴩые клеточные структуры. Стоит заметить, что они выполняют очень важную каталитическую функцию, так как входят в состав ферментов, катализирующих реакции обмена в микробной клетке.
В клетке микробов содержатся дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК). ДНК находится в основном в ядре клетки или нуклеотидах, РНК — в цитоплазме и рибосомах, где участвует в синтезе белка.
Содержание жиров у различных микроорганизмов различно, у некᴏᴛᴏᴩых дрожжей и плесеней оно выше в 6-10 раз, чем у бактерий. Жиры (липиды) будут энергетическим материалом клетки. Жиры в виде липопротеидов входят в состав цитоплазматической мембраны, кᴏᴛᴏᴩая реализует важную функцию в обмене клетки с окружающей средой. Жиры могут находиться в цитоплазме в виде гранул или капелек.
Углеводы входят в состав оболочек, капсул и цитоплазмы. Стоит заметить, что они представлены в основном сложными углеводами — полисахаридами (крахмал, декстрин, гликоген, клетчатка), могут быть в соединении с белками или липидами. Углеводы могут откладываться в цитоплазме в виде зерен гликогена, как запасного энергетического материала.
Минеральные вещества (фосфор, натрий, магний, хлор, сера и др.) входят в состав белков и ферментов микробной клетки, они необходимы для обмена веществ и поддержания нормального внутриклеточного осмотического давления.
Витамины необходимы для нормальной жизнедеятельности микроорганизмов. Стоит заметить, что они участвуют в процессах обмена веществ, так как входят в состав многих ферментов. Витаминытрадиционно должны поступать с пищей, однако некᴏᴛᴏᴩые микробы обладают способностью синтезировать витамины, например В2 или В12.
Дыхание микроорганизмов
Процессы биосинтеза веществ микробной клетки протекают с затратой энергии. Важно знать, что большинство микробов используют энергию химических реакций с участием кислорода воздуха. Этот процесс окисления питательных веществ с выделением энергии называется дыханием. Энергия выϲʙᴏбождается при окислении неорганических (аутотрофы) или органических (гетеротрофы) веществ.
Аэробные микроорганизмы (аэробы) используют энергию, выделяемую при окислении органических веществ кислородом воздуха с образованием неорганических веществ, углекислого газа и воды. К аэробам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся многие бактерии, грибы и некᴏᴛᴏᴩые дрожжи. В качестве источника энергии они чаше всего используют углеводы.
Анаэробные микроорганизмы (анаэробы) не используют для дыхания кислород, они живут и размножаются при отсутствии кислорода, получая энергию в результате процессов брожения. Анаэробами будут бактерии из рода клостридий (ботулиновая палочка и палочка перфрингенс), маслянокислые бактерии и др.
В анаэробных условиях проходят спиртовое, молочнокислое и маслянокислое брожение, при ϶ᴛᴏм процесс превращения глюкозы в спирт, молочную или масляную кислоту происходят с выделением энергии. Около 50 % выделенной энергии рассеивается в виде тепла, а остальная часть аккумулируется в АТФ (аденозинтрифосфорная кислота).
Некᴏᴛᴏᴩые микроорганизмы способны жить как в присутствии кислорода, гак и без него. Учитывая зависимость от условий среды они могут переходить с анаэробных процессов получения энергии на аэробные, и наоборот. Нужно помнить, такие микроорганизмы называются факультативными анаэробами.
Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
Основные источники
1.Воробьев А.А., Быков А.С., Пашков Е.П. Основы микробиологии и иммунологии: учебник.- Изд.5-е., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 c.
2.Основы микробиологии, вирусологии и иммунологи: учебник / под ред. А,А.Воробьева , Ю.С. Кривошеина.- М.:Мастерство, 2001. -224 с.
3.Прозоркина Н. В., Рубашкина Л. А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений. – Ростов н-Д.: Феникс, 2008.-244 с.
4.Рудаков Н.В. Пособие по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: учеб. пособие. В 2-х частях. – Омск: изд-во ОмГМА, 2007.- 288 с.
Электронные ресурсы
– ресурсы удалённого доступа:
1.ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
2. МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.megabook.ru/index.asp
3.Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bibliotekar.ru
4. Микробиология — БСЭ — Яндекс.Словари [Электронный ресурс] Режим доступа: Slovari.yandex.ru
5. Web-обзор: инфекционные заболевания и антибактериальная терапия[Электронный ресурс] Режим доступа: http://health-ua.com/articles/1128.html
6. Микробиология – ресурс о микробиологии для студентов[Электронный ресурс] Режим доступа: www.micro-biology.ru
7. Микробиология как наука. Морфология и ультраструктура бактерий[Электронный ресурс] Режим доступа: www.grsmu.by/file/kafedry/micra/lec.