Методические рекомендации концертмейстеру спортивной гимнастики по организации поэтапного образовательного процесса, музыкальному оформлению занятий, направленных на формирование музыкальной культуры и музыкально-ритмических способностей гимнасток.
Содержание
Введение стр. 4
Основная часть - подбор музыкального материала стр. 6
а) 1-й этап обучения стр. 12
б) II-ой этап обучения стр. 15
в) III-ий этап обучения стр. 17
Заключение стр. 20
Используемая литература стр. 23
Введение
Спортивная гимнастика тесно связана с музыкой.
Музыкальное сопровождение в спортивной гимнастике обязательно и
имеет большое значение, т.к. способствует повышению эмоционального
тонуса и делает этот вид спорта особенно привлекательным.
Значение музыки на занятиях спортивной гимнастики велико. Она
не только помогает определить и сохранить скорость и ритм, в котором
следует выполнять упражнения, а также подсказывает характер
выполняемого движения. Нежная и протяжная музыка передается таким же
нежным и слитным движением тела, рук, выражением лица. Энергичная и
радостная передается движениями сильными и бодрыми. Когда характер
музыки и характер движения одинаковы, то есть выражают одно и то же
чувство, мы говорим, что это движение музыкально. Музыка всегда создает
настроение, вызывает желание двигаться. Занятия с музыкой на тренировках
по спортивной гимнастике не только более интересны, но и
необходимы. Умение распределять движения под музыку не простая задача,
поэтому без музыкального сопровождения на тренировках не обойтись, т.к.
это еще и целенаправленное музыкальное воспитание. Давая определенные
темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает
характерные особенности движения, помогает его исполнению и
одновременно приучает гимнасток понимать соответствие между характером
музыки и характером движения.
В данной работе я раскрыла роль и использование музыки в
спортивной гимнастике, исходя из собственного опыта и задач
подготовки гимнасток на учебно–тренировочных группах, группах
спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Работа по музыкальному оформлению ведется с учетом всех взаимосвязей выразительных средств музыки и хореографии. Концертмейстер отделения спортивной гимнастики обязан учитывать при подборе музыкального материала индивидуальный подход педагога-хореографа к проведению учебно-тренировочных занятий. Музыкальный материал составляет естественную и органичную звуковую основу всех частей урока хореографии.
Хореографический урок включает в себя три основные части:
разминка (вспомогательно-тренировочные упражнения), работа у станка;
разучивание новых движений в соответствии с подобранным репертуаром;
репетиционно-постановочная работа.
Каждому педагогу-хореографу свойственна своя манера ведения урока, отличительные черты в построении учебных комбинаций и т.п. Следовательно, идеальный тандем педагога-хореографа плюс концертмейстера даёт прекрасные результаты обучения.
Преимущественное использование высококачественной в художественном отношении музыки продиктовано не только стремлением создать благоприятную звуковую атмосферу для овладения хореографической техникой, но и необходимостью воспитания и развития у учащихся хорошего вкуса, устойчивых навыков музыкального восприятия.
Основная часть.
Гармоническое развитие гимнасток, красота двигательных действий, эстетичность и выразительность определяют широкую популярность и привлекательность данного вида спорта. В настоящее время, вольные упражнения в спортивной гимнастике включают большое количество трудностей и сложно –технических элементов. Гимнастки включают в свои вольные упражнения максимум элементов высшей трудности и выполняют их технически совершенно. Вот поэтому судьям сложно определить истинного лидера выступлений. Одним из критериев, который позволяет спортсменке выделиться и добиться высоких результатов в соревновательной деятельности, является выразительность, артистичность выступлений. А главным критерием выразительности и артистичности является гармоничность. В спортивной гимнастике это проявляется в гармонии движений и музыки. Вот почему музыка играет огромную роль в спортивной гимнастике и выполняет ряд специальных функций:
- благодаря музыке спортивная гимнастика является эффективным средством эстетического воспитания. В процессе занятий гимнастки знакомятся с музыкальной грамотой, с понятиями ритма и метроритма,структуры метра и такта, формы и жанра музыки. Это помогает им глубоко воспринимать музыку, развивает у них художественный и музыкальный вкус. Музыка помогает решать и другие задачи эстетического воспитания, как, например, воспитание чувства красоты движения, культуры поведения;
- музыка имеет важное значение при обучении движениям, в особенности при воспитании выразительности и артистичности;
- музыкальное искусство обладает большой силой непосредственного эмоционального воздействия. Под музыку легче переносятся большие физические и психологические нагрузки, повышается работоспособность,ускоряются процессы восстановления;
- при создании композиций вольных и показательных выступлений первостепенное значение приобретает выбор музыкального произведения.
Идея всего упражнения, образное решение композиции, способствующее раскрытию индивидуальности спортсменки, определяются характером музыкального сопровождения, формой произведения.
Воздействие музыки на движение велико и известно уже давно. Влияние ее тем сильнее, чем интенсивнее спортсменки погружаются в музыку, могут ее воспринимать и ею вдохновляться. Оно зависит от умения гимнастки слушать музыку, понимать и воплощать ее в движениях. Это сложный психобиологический процесс, который происходит по законам механики.Нужно исходить из того, что осознание музыки, ее анализ и интерпретация могут происходить только тогда, когда уже накоплен необходимый музыкальный опыт.
Как известно, художественно содержательная, эстетически привлекательная музыка, исполняемая на занятиях с учётом специфических требований, помогает учащимся в освоении как технических, так и художественных выразительных средств хореографического искусства.
Для учебных форм занятий, комбинационное строение которых сложилось и откристаллизовалось в технике многолетней педагогической деятельности не одного поколения преподавателей-хореографов, музыкальное сопровождение подбирается специально, согласно определенным возможностям хореографической лексики, методики обучения, индивидуальному подходу педагога к решению учебных задач.
Во-первых, необходимо постоянно подбирать музыкальный материал по оформлению хореографических занятий, причем весь музыкальный материал должен составлять существенную и органичную звуковую основу учебно-тренировочного процесса. Каждый музыкальный фрагмент в качестве звуковой поддержки того или иного движения определяется в результате установления точек соприкосновения, слияния образно-эмоциональных характеристик упражнения и сопровождения.
Работа по музыкальному оформлению ведется с учетом закономерностей во взаимосвязях выразительных средств музыки и движений.
Во-вторых, необходимо учитывать индивидуальный подход педагога-хореографа к проведению занятий, так как каждый педагог-хореограф очень творчески подходит к преподаванию. Поэтому концертмейстер, работающий с данным педагогом, должен учитывать индивидуальность своего хореографа, даже вкус, пристрастия к определенным жанрам музыки.
В основном используются фрагменты из музыкальных произведений композиторов-классиков. Хотя в принципе допускается и импровизационный способ музыкального оформления хореографических занятий.
Во время импровизации концертмейстеру нужно быть очень осторожным, обязательно сохранять размер, стиль, характер музыкального фрагмента, а также форму и темп фрагмента.
Rubato, accelerando, ritenuto - допустимы лишь по просьбе педагога-хореографа. Это и есть третья особенность музыкального оформления занятий.
Особое внимание должно быть обращено на качество музыкального оформления занятий хореографии первого года обучения. Необходимо остерегаться сведения музыкального оформления к сухому отбиванию такта-счета. Особенно нежелательно резкое выделение 1-й доли такта любого музыкального размера. Музыкальное оформление должно прививать учащимся эстетические навыки, осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Именно на первых уроках хореографии дети впервые знакомятся с музыкой в её связи с движением. Поэтому крайне важно дать учащимся с самого начала правильное представление о принципах и закономерностях этой связи.
Музыкальное сопровождение занятий развивает музыкальный слух,чувство ритма, учит согласовывать движения с музыкой и в конечном итоге развивает интеллектуальные способности. Музыка на учебно –тренировочных занятиях должна быть простой, доступной и выразительной.На тренировках я использую два метода музыкального сопровождения:импровизированный и программный. Импровизированный метод требует от концертмейстера умения по ходу занятия находить нужный аккомпанемент, импровизируя в зависимости от характера движений. Программный метод предусматривает предварительный подбор музыкальных произведений для различных движений. Оба метода не
исключают друг друга.
Для музыкального сопровождения учебно-тренировочных занятий я
использую классические произведения, мелодии народных песен и танцев, а также современную музыку, исполненную на музыкальном инструменте или в записи под магнитофон. Можно выделить две основные группы движений, применяемых в спортивной гимнастике, и соответственно им типы музыкального размера. Одна группа объединяет упражнения, имеющие закругленную
форму, мягкие
переходы, широкую амплитуду движений. К ним относятся волны, наклоны,
упражнения на растягивание и т.п. Эти упражнения сопровождаются
музыкой трехдольного (3/4) размера, а также 4/4 и 6/8 в темпе moderato,
andante, lento.
Другая группа объединяет упражнения, имеющие четкие переходы,
акцентированный характер. К ним относятся элементы классического танца:
батман тандю и его разновидности, батман жэтэ и его разновидности, деми плие, гран плие; батман фраппе и др., взмахи ногами, малые прыжки,
повороты и т.п. Эти упражнения в основном сопровождаются музыкой размером 2/4 в темпе allegro, allegretto. (приложение 1)
Начало и конец отдельных движений, а также учебных комбинаций,
этюдов должны совпадать с началом и концом музыкальной фразы.
Длительность музыкальных произведений должна быть равна 16, 32, 64, 96 и более тактам.
Говоря о музыке и спортивной гимнастике, нельзя не упомянуть о
связи между упражнениями и средствами музыкальной выразительности.
Для правильного согласования движений со средствами музыкальной
выразительности я систематически развиваю у воспитанниц на занятиях музыкальный слух, обучаю их средствам музыкальной выразительности и умении их различать. Лишь при этом условии гимнастки смогут сопоставлять их со своими мышечными ощущениями. Увеличивая
напряжение мышц на громкое звучание (f), уменьшая на тихое (p), ускоряя и замедляя движения соответственно темпу музыки, гимнастки приобретают умение тонко регулировать силу и скорость своих движений. В результате у них формируются условно - рефлекторные связи между музыкой и движением, что помогает его совершенствовать.
Выделяя отдельные средства музыкальной выразительности,
необходимо учитывать весь комплекс их, передающий содержание
произведения в целом. Например, когда тренер дает задание на изменение силы движения, я подбираю такую музыку, в которой средствами
музыкальной выразительности создается нужная для занятий положительная эмоциональная основа. При этом важное значение придается изменениям динамики. Так, например, в вальсе А.Хачатуряна очень ясно выражено изменение динамики и в «Рапсодии № 2»
Ф.Листа тоже, но мрачной рапсодии Листа, я предпочту энергичный и
жизнерадостный вальс Хачатуряна. (приложение 2)
При обучении движениям, согласованным со средствами музыкальной выразительности, трудно рекомендовать определенную последовательность.
Однако следует помнить, что все они: темп, метр, ритм, динамика, тембр объединяются мелодией.
Мелодия составляет основу музыки, и в ней, в первую очередь,
выражен замысел композитора. Она помогает запомнить музыку,
следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которое выполняется вольное упражнение, гимнастка может повторить его и без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Услышав мелодию, можно быстро восстановить последовательность движений на основе сформировавшихся условно – рефлекторных связей между движением и музыкой. Мелодия как бы подсказывает характер движения,форму и последовательность элементов.
Каждое музыкальное произведение исполняется в определенном темпе,с той или иной скоростью. Чаще всего встречаются темпы:
adagio – медленно, andante – умеренно, allegro – быстро.
Для овладения различными темпами тренер дает гимнасткам специальные задания. Я подбираю музыкальное произведение, а гимнастки прослушав его, определяют и называют темп, и затем выполняют движения с
соответствующей скоростью. В дальнейшем это умение закрепляется и
совершенствуется при выполнении всех упражнений.
Весь урок хореографии должен быть построен на музыкальном материале. Переходы от упражнений у палки к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны при входе в класс и после окончания урока должны быть так музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласованно с музыкой. Рассмотрим по порядку как оформляются все три этапа обучения.
Первый этап обучения гимнасток (группы начальной подготовки)
На 1-ом этапе обучения гимнастки знакомятся с такими элементарными понятиями, как:
динамические оттенки в музыке (форте,пиано), характер исполнения (легато, стаккато);
строение музыкальной речи, длительность звука, так, фраза, предложение;
Знакомство происходит в процессе занятий хореографией на музыкальном материале танцевальных упражнении, музыкальных игр, танцевальных композиций. Разумеется, в первый год работы идёт интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся ещё предъявить невозможно. Тщательно отобранные концертмейстером музыкальные произведения должны быть просты и доступны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и, как правило, быть квадратным по форме.
Концертмейстеру следует учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не дает возможности развить эмоциональную выразительность. Вместе с тем
слишком сложные по мелодическому рисунку произведения, отвлекая внимание детей, могут затруднить процесс выполнения различных элементов упражнений.
Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время занятий. Осознать это помогут игровые задания на передачу эмоциональных состояний: радостно-грустно, вкусно-невкусно, весело-страшно, интересно-неинтересно, любопытно-безразлично и т.п.
В данных упражнениях очень важен разнообразный подбор музыкального материала при разучивании и исполнении музыкальных игр, танцев-игр. В процессе второго года обучения, полученные ранее понятия расширяются и закрепляются.
Общий характер музыки - гимнастки учатся слушать музыку, воспринимать её характер, отражать его в движениях и пластике. Желательно больше времени уделять музыкально-танцевальным импровизациям.
Темп - выполняются движения в различных темпах (подскоки, галоп, разные виды бега) Вырабатывается умение не только сохранять заданный темп, но и ускорять и замедлять его вместе с музыкой, а также сохранять заданный темп после временного прекращения музыки.
Динамичные оттенки - выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения.
Строение музыкальной речи — гимнастки учатся четко определять (не только на слух, но и вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало и окончание части, периода, предложения, фразы, акцентировать конец музыкально-танцевальной фразы (притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т.д.)
Метроритм - гимнастки учатся воспринимать сильную долю хлопком, взмахом платка, притопом, а также на слух определять музыкальные размеры 2/4,3/4,4/4, осознанно выполняя движения в этих размерах.
Музыкально-танцевальные импровизации - усвоив понятие «жест» и его значение в танце, гимнастки переходят к обработке различных жестов -указательных, запрещающих, утверждающих, просящих, жестов, выражающих эмоциональные состояния (радость, печаль, раздумье и пр.)
Дальнейшее обучение продолжает закрепление пройденного материала на более сложных примерах. Особое внимание уделяется маршевой и танцевальной музыке. Гимнастки должны определять особенности танцевальных жанров (вальс, полька, русский народный танец), уметь самостоятельно находить нужные движения и исполнять их в соответствующем жанру характере, импровизировать на заданную музыку. Как наиболее сложный элемент прорабатывается затакт. Даются задачи на определение (на слух) затактового построения. Гимнастки должны уметь самостоятельно начинать движение из затакта и в такт, вступать в коллективное движение «каноном» в различных ритмах и темпах, с различным интервалом. А для этого каждая спортсменка непосредственно в движении должен научиться услышать именно свою фразочку, своё предложение, чтобы начать движение. Концертмейстер на уроке на 1-ом этапе обучения может немного выделять фразы или предложения: музыкальным вздохом или динамическими оттенками до тех пор пока каждая гимнастка не разберется в данной музыкальной речи.
Для развития звукового внимания даются задания определить шумы и звуки внутри класса (зала), за дверью, в коридоре, на улице и затем выделить из массы звуков именно те, которые присущи указанному месту. Можно попытаться угадывать конкретные звуки по высоте, громкости, степени их дальности и даже анализировать их характер (грубый или громкий, печальный или тихий и т.д.) В репертуаре хорошего, опытного концертмейстера должно быть огромное количество фрагментов или цельных произведений различных эпох и стилей.
К понятию «жест» добавляются понятие поза, начинается изучение поз классического танца. Это довольно статичный и сложный элемент
классического танца. Подбирать музыкальное оформление «поз» необходимо очень тщательно, использовать как только возможно более красивые, гармоничные фрагменты вальсов, прелюдий, ноктюрнов (например: П.И. Чайковского, И. Штрауса, Ф. Шопена).
На завершающем этапе начального обучения учащиеся должны передавать услышанное в музыке мимикой и движением. Советую использовать циклы детских фортепианных пьес, например: П.И. Чайковский «Детский альбом», С. Майкапар «Бирюльки», С. Прокофьев «Детский альбом», и даже К. Дебюсси «Детский уголок».
Естественно мастерство концертмейстера в исполнении столь разнообразных пьес должно быть очень на высоком уровне. Чтобы каждая гимнастка независимо от способностей сразу же мог понять, догадаться, что или кого ему нужно показать своими танцевальными движениями.
II-ой этап обучения гимнасток (учебно- тренировочные группы)
II-ой этап обучения предполагает работу с гимнастками учебно-тренировочных групп. Девочки-гимнастки уже овладевают
определенными запасами технике движений, первоначальной
координации, развито их внимание к восприятию нового материала и т.д.
Гимнастки должны научиться самостоятельно анализировать музыкальные произведения, определять их жанр и форму, темп, характер, музыкальный размер и динамические оттенки. Такой анализ позволяет развить ассоциативное мышление, наиболее полно представить смысловое содержание данного музыкального произведения, осознать выразительное значение мелодии и ритма.
Дети должны понять, что вольные упражнения есть эмоциональное пластическое выражение музыки. В противном случае он становится лишь физическим упражнением по музыку.
Освоение всех вышеупомянутых знаний проходит в процессе хореографического урока.
Продолжается более углубленное изучение классического экзерсиса. При этом концертмейстеру нужно самым тщательным образом соотносить музыкальный материал с особенностями учащейся группы и наличием у них специальных физических данных.
Репертуар вольных упражнений подобран с учетом степени заинтересованности гимнасток, полезности с точки зрения художественного и физического развития.
Рекомендуется в программу включить элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей, к изучению которых нужно подойти очень внимательно. Один из основных принципов джаз-танца - это изолированные движения различных частей тела: головы, шеи, плечевого пояса, грудной клетки, тазобедренного сустава, рук, ног. При изучении элементов джаз-танца эти естественные движения искусственно
сдерживаются, что и составляет основную сложность.
Итогом обучения на II-м этапе должно стать умение гимнасток грациозно и органично двигаться, соотносить свои движения с услышанной музыкой.
При чередовании элементов движения в упражнениях наличие ритмического разнообразия должно учитываться в музыкальном сопровождении. Очень сложно донести до понимания учащимся разнообразие ритма в современных танцах, джаз-танцах.
Третий этап обучения детей гимнасток (группы УТГ-5 г.об.и ГСС)
Третий этап обучения гимнасток предполагает закрепление и развитие полученных хореографических навыков, идет интенсивное пополнение знаний. Выбор музыкального произведения для составления вольных упражнений – сложная и ответственная работа. Форма, содержание, продолжительность музыкального сопровождения должны соответствовать техническим и артистическим возможностям гимнасток, а также подчиняться традиционно сложившимся требованиям, утвержденными правилами соревнований. По правилам соревнований продолжительность произвольного упражнения должна быть от 1 минуты 15 секунд до 1 минуты 30 секунд. Желательно со звуковым сигналом до начала звучания вольного упражнения. Это концентрирует внимание гимнастки. Музыку для вольных упражнений я выбираю с учетом индивидуальности гимнастки. Опять таки, это чисто индивидуально для каждой гимнастки. Если девочка музыкальна и технична, то ей может подходить и танцевальная и характерная музыка.
Для вольных упражнений подбирается соответствующая музыка, составляется фонограмма и записывается на диск.
Музыку для каждой гимнастки я подбираю индивидуально, исходя из ее
технических и музыкальных данных. Для гимнасток, тренирующихся в
группах УТ, ГСС по программе I разряда, КМС и МС, я использую
разнообразную музыку: классику, классику в современной обработке,
музыку из балетов, опер, оперетт, мелодии народных песен и танцев,
современных танцев, а также современную музыку.
А вот для гимнасток, занимающихся в группах ГНП, я подбираю детскую музыку, которую малыши воспринимают и которая им доступна:музыка из мультфильмов, музыка из детских песен, русская народная музыка – можно в оригинале или в современной обработке. Запись фонограммы должна быть музыкально грамотной и качественной: чистой и громкого звучания. У этого маленького произведения – фонограммы вольных упражнений должны быть четкий конец и начало. Желательно мелодия с развитием: медленной и быстрыми частями, или быстрой и медленными частями, или в одном темпе: или медленная, или быстрая. Не всегда гимнастка может выразить в упражнении ту или иную музыку, говоря музыкальным языком, эта девочка не музыкальна и не может выразить данную музыку в своих вольных упражнениях или просто ей эта музыка не подходит. Вот в этом и заключается личностно – ориентированный подход в подборе музыки. Здесь как раз и срабатывает система: гимнастка – музыка.
Музыка произвольного упражнения должна быть только инструментальной, без слов, можно с вокалом отдельных звуков,исполненная в записи на одном любом музыкальном инструменте или в оркестровом исполнении.
Для показательных упражнений существуют те же правила подбора музыки и записи фонограмм, только продолжительность упражнения другая: от 2 минут 15 секунд до 2 минут 30 секунд.
При составлении упражнений следует исходить из образно –эмоционального содержания музыки. При этом важна не только темпо –ритмическая структура музыкального произведения, но и правильная оценкаразвития музыкальной мысли и ее содержания. Необходимо детально разобраться в структуре частей произведения, в его динамических и темповых
оттенках, акцентах. Музыкальное произведение влияет на выбор выразительных средств: элементов мимики, пантомимики, выразительной окраски прыжков, поворотов, и поз. Характер и композиция упражнений спортивной гимнастики находится в прямой зависимости от всех деталей музыкального произведения. Вот в этом и заключается сложность подбора музыки для вольных упражнений и показательных выступлений.
Классический танец Элементы классического экзерсиса
(более сложное продолжение изучения)
Помимо движений, предложенных на 1-ом и II-ом этапах обучения у станка и на середине зала, дополнительно изучаются следующие элементы:
grand plie,
petit battement sur le cou-de-pied,
pirouette по V, II позициям,
• pas tombée на месте и с продвижением,
• grand battement jeté ' balançoire.
Ряд движений экзерсиса (battement fondu, battement fruppe, battement développe) исполняются на полупальцах.
Все движения классического экзерсиса исполняются на середине зала, как en fac, так и в позах.
Это ещё далеко не полный перечень элементов классического танца и
подобранных к каждому элементу фрагментов музыкальных произведений.
Если гимнастки занимаются классическим станком 3раза в неделю в течение
нескольких лет, обладают нужными физическими данными и проявляют интерес и способности, педагог может расширить предлагаемый перечень по своему усмотрению.
Заключение
Говоря о роли музыки в спортивной гимнастике, нельзя не сказать о значении концертмейстера на занятиях по хореографии и на тренировках. При подготовке к проведению занятий с музыкальным сопровождением, будь то непосредственно инструментальная музыка или магнитофонная запись, тренер – преподаватель или хореограф нуждаются в квалифицированном музыкальном руководстве. Эта помощь должна заключаться в поисках гармонии между музыкой и физическими упражнениями. Тренер и хореограф должны получать существенную помощь от концертмейстера. Посредством музыкального сопровождения он должен не только помогать им организовывать внимание гимнасток, но и воспитывать у них музыкальный слух и вкус. От концертмейстера в значительной мере зависит и отношение спортсменки к выполняемому упражнению. В компетентность концертмейстера входят воспитательные, педагогические и образовательные задачи, так как он выполняет функции музыкального педагога. Эти функции выполняются успешно, когда концертмейстер знаком со спецификой спортивной гимнастики, хореографии. Он должен знать терминологию гимнастических упражнений, азы хореографии и методы преподавания различных движений.
Концертмейстер должен иметь хорошую музыкальную память и уметь качественно исполнять большое количество разнообразных музыкальных произведений и отрывков по памяти, без нот, а также хорошо читать с листа.При проведении занятия концертмейстеру некогда смотреть в ноты, так как он должен следить за действиями гимнасток, за показом тренера и хореографа, а также слышать его команды и распоряжения. Большое значение имеет умение концертмейстера импровизировать. Эта способность мгновенно подбирать необходимый музыкальный аккомпанемент для любого упражнения разного характера и формы, а также видоизменять его по мере необходимости во время урока хореографии или тренировки, дает широкие возможности тренеру и хореографу импровизировать в процессе занятия. Концертмейстер должен: - обладать хорошим музыкальным вкусом, идти в ногу со временем,подбирая музыкальный материал к вольным упражнениям; - уметь качественно и грамотно осуществлять запись фонограмм, которые должны отвечать всем требованиям по правилам соревнований по спортивной гимнастике; - индивидуально подходить к каждой гимнастке в выборе музыки, в зависимости от ее музыкальных способностей, желаний и индивидуальности; - владеть в совершенстве всей музыкальной аппаратурой и компьютером; - иметь музыкальное чутье и интуицию в подборе музыки для составления вольных упражнений; - постоянно совершенствоваться, следя за новинками в музыке и использовать их в работе - принимать активное участие в воспитании гимнасток, как личностей;- работать в гармонии с тренером и хореографом.Музыка всегда играла, играет и будет играть большую роль в спортивной гимнастике, являясь неотъемлемой частью подготовки гимнасток. Гармоничное соединение музыки с движениями помогаетхореографу, тренеру и гимнасткам на тренировках и занятиях по хореографии в более быстром освоении поставленных задач, в разучивании и закреплении того или иного элемента, комбинации движений, тем самым развивая музыкальность, быстроту, динамичность, выносливость, силу и характер гимнастки. А достижение в художественной гимнастике полной координации всех движений человеческого тела с музыкой помогает гимнасткам и заставляет их в дальнейшем воодушевлять движения мыслью,
настроением, придавая им ту выразительность, которая называетсяартистичностью. Всего этого можно добиться только при тесном взаимодействии тренера, концертмейстера и гимнастки. Данные методические рекомендации предназначены для тренеров -преподавателей по спортивной гимнастике, концертмейстеров-аккомпаниаторов и хореографов спортивных школ.
В заключении следует подчеркнуть, что слиянию эмоционально-выразительных качеств хореографического упражнения и его музыкальной основы способствует надлежащее исполнение музыкального материала, которое должно отличаться чёткостью и уверенностью в его подаче, пластичностью и рельефностью тона. В противном случае характерные особенности отобранных для сопровождения музыкальных фрагментов могут потускнеть, стушеваться, что неизбежно приведёт к нарушению взаимосвязей звучания и движения.
И самое важное, я считаю, исходя из своего опыта работы концертмейстером, должна быть полная согласованность и взаимопонимание, слияние вкусов в выборе музыкального материала между педагогом-хореографом и концертмейстером.
Их работа в этом тандеме и даже подходящее их психофизиологические темпераменты дадут шанс детям легче и с большим интересом научиться понимать и создавать красоту слияния музыки с движениями человеческого тела.
Список литературы:
1. Т. В. Пуртова, А.Н. Бешкова, О.В. Кветная «Учите детей танцевать»
учебное пособие. М.: Владос, 2003-255с., с илл.
2. Методические рекомендации по музыкальному оформлению уроков
классического танца (программа). – М.: Музыка 1980,12с.
3. Лисицкая Т.С. Спортивная гимнастика. М., «Физкультура и спорт»,
1982.
4.Киселева А..Н. Методическая разработка на тему: «Связь между
упражнениями и средствами музыкальной выразительности», 2000.
5. Л. Ярмолович «Классический танец» -Ленинград.: Музыка,1986,10с.
6. Методические рекомендации народного университета искусств по оформлению уроков классического танца. М.: 1980,10с.
7. Л.Бондаренко «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях» - Киев.: Муз. Укроаины – 1985,220 с. С илл. нот
13