СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описывается : что такое исследование и что такое проект в начальной школе; даны советы и рекомендации по организации детских исследований и проектов; выделены типичные ошибки, которые совершают при формулировке цели, задач, паспорта. Также в методичсеских рекомендациях представлен пример исследования и проекта.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»


Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»





Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы.























































Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Нагорных А.С. – студентка группы 21П-3 отделения «Преподавание в начальных классах»

Методические рекомендации по развитию учебной мотивации учащихся младшего школьного возраста через организацию проблемно-поисковой деятельности на уроке в начальной школе / Нагорных А.С., Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024 г.


Красноярск, 2024 г.







Аннотация

В данной работе описывается два понятия: что такое исследование и проект в начальной школе; даны советы и рекомендации по организации детских исследований и проектов; выделены типичные ошибки, которые совершают при формулировке цели, задач, паспорта исследования; представлены примерные работы исследования и проекта.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также для студентов педагогических учреждений и родителей учащихся.












Содержание

Глава 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 3

1.1 Как правильно определить название исследования 7

1.2. Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования 9

1.3. Культура презентации исследования 10

1.4. Паспорт исследования 14

1.5 Как провести исследование в классе 17

1.6. С чего начинать исследование 17

1.7 Критерии оценивания детских исследовательских работ 18

1.9 Паспорт исследовательской работы 22

2. Проектная деятельность 27

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании 27

2.2. Понятие проектной задачи 29

2.3 Пример проектной задачи 32

Библиографический список 39































Глава 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.



В Федеральном государственном стандарте второго поколения по программам предметов естественно-математического цикла ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия, в которые включены действия выпускника по освоению элементов исследовательской деятельности:

- умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умения работать с разными источниками информации, находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;

- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. [1]

Стремление новых открытий рождается ещё на школьной скамье. Задача учителя - помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создаются исследовательские секции.

Исследовательская работа - это письменный отчет, о каком - либо явлении или процессе. В ходе исследовательской работы составитель должен ответить на вопросы: зачем (исследовательская проблема), что (область исследования), и как (метод исследования) исследовали и каковы результаты и выводы, которых достигли в ходе работы.

Цель исследовательской работы - развитие самостоятельного, критического и логического мышления учащегося.

Тема исследовательской работы может охватывать любую предметную сферу. В исследовательской работе нельзя представлять мнения других авторов, не делая ссылок. В исследовательской работе можно использовать выводы других авторов, но, сравнивая и анализируя эти выводы, необходимо сделать собственные. [2]

Структура исследовательской работы школьника представляет собой следующее:

  • титульный лист;

Первой страницей работы является титульный лист, на котором указывается тема работы, ее автор(-ы) и руководитель, а также образовательное учреждение, в котором была написана исследовательская работа.

  • оглавление;

Далее составляется оглавление, представляющее собой указание на основные элементы исследовательской работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения.

Напротив, всех заголовков в оглавлении исследовательской работы ставятся номера страниц, с которых начинаются разделы (можно сделать автоматическое оглавление во вкладке «ссылки»). Заголовки в оглавлении исследовательской работы должны точно повторять заголовки в тексте.

  • введение;

Введение должно включать в себя: актуальность исследования; проблему исследования; формулировку темы; цель исследовательской работы;

объект, предмет исследования; задачи, гипотезу; методы исследования;

практическую значимость и новизну; краткий анализ изученной литературы.

  • основная часть (главы);

Согласно структуре, основная часть исследовательской работы может состоять из 2-3 глав. Глава 1 обычно содержит итоги анализа теоретического материала, полученного из литературных источников по исследуемой проблеме, здесь подробно рассматриваются методика и техника исследования.

Во 2-3 главах описываются практические этапы работы, интерпретируются теоретические данные, выявляются определенные закономерности в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Согласно структуре, глава индивидуальной исследовательской работы завершается выводами. Каждый элемент основной части исследования представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

  • заключение;

Заключение – это краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач. В тексте заключения не должно быть развернутого описания полученных результатов или их содержания, это тезисы проделанной работы.

  • список использованной литературы;

После заключения размещается список использованной литературы - это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы).

  • приложения (при необходимости).

В приложении исследовательской работы учащихся помещаются все материалы, собранные в результате проведённых исследований, при обработке которых был получен достаточный объем схем, таблиц, рисунков и другие вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части. [3]

Таким образом ссылаясь на идеи А. И. Савенкова, в процессе исследовательской деятельности у обучающихся формируются следующие умения:

-умение видеть проблемы;

-умение выдвигать гипотезы;

-умение задавать вопросы;

-умение давать определения понятиям;

-умение классифицировать;

-умение экспериментировать.

1.1 Как правильно определить название исследования

Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Существует несколько правил выбора темы исследования:

* Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

* Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе (тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие).

* Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

А как же грамотно сформулировать название исследовательской работы? Ведь удачное название работы повышает интерес к самой работе. Для начала приведу примеры неудачных, по моему мнению, названий:

  • «Влияние отработанных батареек на растения»

  • «Как влияют разные марки мыла на кожу человека?»

  • «Чем может загрязняться вода и как ее очистить?»

В чем же «неудачность» этих названий? Рассмотрим первое название:

«Влияние отработанных батареек на растения». Здесь сомнения вызывает слово «отработанных», которое неправильно употреблено. Корректнее было бы заменить его словом «отработавших». Таким образом, тема исследования «Влияние отработавших батареек на растения» звучит более грамотно.

Следующее название – «Как влияют разные марки мыла на кожу человека?». Что не так в этом названии? Конечно же то, что на кожу человека влияет не марка, а ингредиенты, входящие в состав мыла. Это название можно перефразировать так: «Как ингредиенты, входящие в состав мыла, влияют на кожу человека», а уже в самом содержании исследования рассмотреть состав мыла различных марок.

В третьем названии «Чем может загрязняться вода и как ее очистить?» ошибка заключается в употреблении слова «загрязняться», поскольку частица "ся" указывает на то, что действие переносится на себя. Таким образом, исходя из названия темы, вода загрязняет сама себя, но это не так. Корректнее сформулировать название так: «Чем может быть загрязнена вода и как ее очистить».

А как же грамотно сформулировать название своей работы? Приведенные ниже советы помогут вам разобраться с этим вопросом:

  • название исследовательской работы является точной формулировкой темы;

  • тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, но при этом название не должно быть слишком коротким, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны;

  • формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известно­го и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания;

  • не рекомендуется для наименования темы брать какие-либо поэтические строки или слова пословиц и поговорок [2].


Примеры удачных, неудачных и спорных названий исследовательских работ:


Удачные

Неудачные

Спорные

«Выращивание кристалла в домашних условиях», «Зачем нужны дождевые черви в природе?», «Как вырастить Крымский арбуз в условиях пригорода г. Красноярска?», «Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?», «Как приготовить Иван-чай в домашних условиях?», «Какие заповедники есть в Красноярском крае?», «Откуда берется радуга?», «Отличительные особенности грача от черной вороны», «Польза козьего молока», «Почему листья осенью меняют цвет?», «Способы подкармливания зимующих птиц в микрорайоне «Взлетка» г. Красноярска»,

«Что такое плесень?»

«Влияние отработанных батареек на растения»,

«Как влияют разные марки мыла на кожу человека?»,

«Как развести костер в полевых условиях?»,

«Почему говорят, что лук злой?»,

«Чем может загрязняться вода и как ее очистить?»,

«Шум в школе на уроках и перемене в лицее №103 «Гармония»

«Аквариум и его обитатели», «Все ли мы знаем о ежах?», «Взаимоотношения кошки и собаки в семье», «Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?», «Какая порода собаки подходит для нашей семьи?», «Кока-кола. Польза или вред?», «О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?», «Орхидея – символ совершенства.

Уход за орхидеями в домашних условиях», «Почему мыло наш друг?», «Особенности поведения и питания моей кошки Симки»


1.2. Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования

Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

-Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

-Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

-Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

Цель указывает общее направление деятельности. Выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

2. Неясность, неточность формулировки целей.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задачи – это шаги работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе, она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяемой, подтвержденной;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемой или доказуемой.

1.3. Культура презентации исследования



Защита исследовательской работы учащегося школы или студента является завершающим этапом проведения исследовательской работы и требует большой подготовки, особенно при выполнении научно-исследовательской работы и присутствия в результатах исследования новизны.

Доклад защиты исследовательской работы обучающихся представляет собой краткое изложение проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. 

Подготовка доклада начинается с определения его структуры, далее разрабатывается план доклада, по которому пишется текст защиты материала. Рекомендуется провести несколько репетиций своего выступления на защите исследовательской работы, чтобы запомнить ключевые моменты в тексте и ориентироваться в установленном для выступления регламенте. Время, выделяемое на доклад, составляет не более 5-7 минут.

Построение доклада происходит таким образом, что сначала раскрывается справочная информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования, итоги которого приводятся в заключении исследовательской работы.

План доклада на защиту исследовательской работы:

  • Обоснование актуальности темы.

  • Объект и предмет исследования.

  • Цель, гипотеза и задачи исследования.

  • Теоретическая база, методы и инструменты исследования (с обоснованием).

  • Основные положения, выносимые на защиту.

  • Предлагаемое решение задач исследования и их обоснование.

  • Анализ достигнутых результатов, их новизна и практическая значимость исследования.

  • Общее заключение и выводы.

Текст выступления на защиту желательно оформить письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы.

Во время выступления не рекомендуется пользоваться текстом доклада, потому что публика лучше воспринимает информацию, предоставляемую от себя, понятным разговорным языком. Для простоты выступления следует вынести все ключевые вопросы в презентацию, это поможет правильно ориентироваться в последовательности излагаемого материала.

Начать выступление на защите нужно с полной формулировки темы своего исследования и обозначить цель, которая была поставлена перед началом работы. Дальше выступление строится в виде тезисов о проделанной работе для достижения поставленной цели, плавно перетекающих в вывод. В конце выступления нужно сообщить, что доклад закончен, и поблагодарить за внимание.

К речи докладчика во время публичного выступления на защите исследовательской работы выдвигаются требования:

1) Дикция – произношение должно быть четким, достаточно громким и не монотонным. Используйте правила интонации.

2) Темп речи – не произносите текст торопливо, так как смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается на слух, однако излишняя монотонность и неэмоциональность речи также утомляют слушателей и не вызывают интерес к сказанному. Темп речи должен быть нормальным.

3) Сила голоса - голос должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко.

4) Последовательность и аргументированность представляемого материала. Вы должны хорошо разбираться в своей теме и уметь логично и последовательно ознакомит слушателей с проведенным вами исследованием.

5) Культура речи. Строить выступление нужно на простом литературном языке, используя синонимы и метафоры. Избегайте тавтологии, не используйте слова-паразиты, жаргонные и вульгарные выражения, это режет слух и позиционирует докладчика как некомпетентного.

6) Простота изложения. Вне зависимости от того, какая у вас тема исследования, во время защиты своей работы не прибегайте к употреблению специальных терминов, если это совсем невозможно, тогда сведите их к минимуму и приводите их расшифровку.

7) Простые предложения. Длинные фразы плохо воспринимаются на слух и сбивают дыхание докладчика; необходимо выражаться точно, избегать расплывчатых формулировок, использовать простые предложения.

8) Красочность речи. Избегайте сухих речевых оборотов, используйте образные описания и яркие сравнения. Такие приемы нравятся аудитории и помогают запомнить суть доклада даже по теме, далекой от личных интересов слушателя.

9) Жесты. Жесты отлично дополняют речь, но слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения надоедают и раздражают. Следите за этим, можно потренироваться перед зеркалом дома.

10) Диалог с публикой. Слушатели должны ощущать себя причастными к решению освещаемой проблемы, размышлять над вопросами докладчика, принимать активное участие в обсуждении.

Устное выступление на защите исследовательской работы может сопровождаться презентацией, которую следует подготовить согласно правилам оформления презентации к исследовательской работе.

В презентацию может быть вынесен план проведенного исследования, развернутые определения ключевых понятий в тексте, картинки, графики, теоретические выкладками и практические результаты исследовательской работы. То есть задача презентации — максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего исследования [4].



Примерные критерии оценки детского исследования:

Критерий

Количество баллов

1. грамотность речи участника при выступлении

0-3

2. представленный материал соответствует заявленной теме

0-3

3. раскрыта актуальность темы

0-3

4. выступающий свободно владеет материалом

0-3

5. речь выступающего сопровождена наглядностью

0-3

6. достоверность и научность информации

0-3

7. рационально использована и грамотно составлена презентация

0-3

8. этапы выступления простроены в логической последовательности

0-3

9. даны грамотные ответы на вопросы аудитории

0-3


1.4. Паспорт исследования

Чтобы планировать содержание исследования, воспользуйтесь моими рекомендациями и подготовьте паспорт.

1. Укажи тему учебного исследования, информацию об авторе(ах) исследования.

2. Напиши об актуальности исследования.

Актуальность означает важность, значимость, востребованность чего-либо в данный момент времени. Актуальность предполагает ответ на простой вопрос: «почему тема Вашей работы сейчас имеет значение?».

Актуальность можно формулировать с помощью следующих фраз:

«Изучаемая тема (тема исследования) актуальна по причине…»

«Тема представляет теоретический и практический интересы, потому что…»

«На актуальность темы указывают такие факторы, как…»

«Актуальность работы заключается в...»

«Актуальность темы работы обусловлена...»

3.Сформулируй проблему.

Тебе надо понять, в чем разница между трудностями людей и способами, которые помогут решить эти трудности. Проблема – это не просто трудноразрешимая задача. Проблема – это несоответствие между желаемым и реальным состоянием человека или общества.

4. Опиши объект исследования

Объект – определенное явление, которое становится полем научной деятельности, научного рассмотрения.

Объект – это часть объективной реальности, область, явление, сфера знаний, процесс, в рамках которых будет осуществляться исследование. Т.е. это часть реальности, которую исследователь будет изучать.

5. Расскажи о цели исследования.

6. Продумай гипотезу.

Гипотеза – это предположение, как решить проблему.

7.Определи задачи.

Задачи – это конкретные способы достижения цели.

8.Сформулируй методы исследования.

Методы – конкретные технологические приемы и способы, которые будут использованы при выполнении отдельных видов работ при реализации проекта.

Методы исследования условно можно разделить на методы, используемые на каждом уровне исследований: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический.

Методы эмпирического уровня:

Наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, фотографирование, счет, измерение, сравнение

Методы экспериментально-теоретического уровня:

Эксперимент, лабораторный опыт, анализ, моделирование, исторический, логический, синтез, индукция, дедукция.

Методы теоретического уровня:

Изучение и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция. [4]

8.Тип проекта

по продолжительности: мини-проект, краткосрочный проект, недельный проект, долгосрочный проект;

по количеству участников: индивидуальный, групповой, парный;

по широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.

9.Перечисли результаты учебного исследования.

Учитывай, что результаты проектной и исследовательской деятельности делятся на внутренний результат и внешний результат (продукт).

Внутренний результат – это успешный опыт решения проблемы, это знания и способы действия, которые ты приобрел, это новые ценности, новая точка зрения.

Внешний результат (продукт) – это средство разрешить проблему, которая была причиной реализовать проект. Если проблем было много, то и продуктов может быть много.

10.Расскажи о практической значимости исследования.

Практическая значимость – это возможность решить проблему в быту, учебе, науке, производстве и т. п. [5]

Паспорт исследования оформляется в таблице:

Таблица 3. Паспорт исследования

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника


2

Тема проекта


3

Актуальность проекта


4

Объект исследования


5

Цель проекта

Для учителя:

Для ученика:

Задачи проекта:

6

Тип проекта


7

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание


8

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования:

Гипотеза исследования:

Методы исследования: 

Оборудование для проведения исследования:

Ход исследования


9

Продукт проекта


10

Перспектива проекта



Существуют типичные ошибки при составлении паспорта исследования:

1.В актуальности описываете свою гипотезу так, что она становится очевидной и доказывать ее нет необходимости.

2.Слишком широкая тема проекта.

3.Формулировка цели для ученика предполагает лишь один из шагов задач.

4.Слишком коротко описываете этапы реализации проекта.

5.Путаете этапы, в исследовательском этапе описываете подготовительный или включаете в исследовательский и подготовительный и итоговый этапы.

6.Указываете в продукте дневник исследователя, лист наблюдений, но в этапах про него ничего не сказано.

7.Пишите в актуальности факты, которые сложно проверить и доказать.

8.Некорректно формулируете задачи проекта.

9.Включаете содержание, которое можно узнать, не делав исследование.

10.Указываете не перспективу проекта, а такую же в точности работу, только поменяв объект исследования.


1.5 Как провести исследование в классе

Урок-исследование – один из типов нетрадиционных уроков.

Учебная задача на таких уроках – предложение заняться научной деятельностью.

Исследование – это один из основных путей познания, наиболее полно

соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания.

На уроке с элементами исследования, учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности уроки такого типа могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.


1.6. С чего начинать исследование

Исследовательская деятельность учащихся на уроке начинается с накопления информации. Далее необходимо сформулировать цели исследования, т.е. ответить на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Следующий шаг - выдвижение гипотезы - мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. Проверка гипотезы заключается в определенных действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате этих действий данные учащиеся должны интерпретировать («Анализ данных показывает, что...»). В заключение необходимы оценка, оформление результатов работы и вывод из нее.

Этапы:

Организационный

1) актуализация знаний;

Загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания.

2) мотивация;

3) создание проблемной ситуации;

4) постановка проблемы исследования;

5) определение темы исследования;

6) формулирование цели исследования;

7) выдвижение гипотезы;

Можно через проведение опроса, через проблемный вопрос.

Реализация (основной)

8) проверка гипотезы;

Проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.

Презентация (завершение работы)

9) защита работы;

10) сопоставление целей и результатов;

Рефлексивно - оценочный

11) вывод по результатам исследовательской работы;

12) подведение итогов урока. [6]


Существуют типичные ошибки при проведении исследования:

  1. Отсутствие гипотезы в исследовании.

  2. Нечеткие инструкции от учителя.

  3. Экспериментальный материал/оборудование учитель выставляет перед началом исследования.

  4. В конце исследования забывает вернуться к гипотезе.


1.7 Критерии оценивания детских исследовательских работ



Исходя из всего вышенаписанного, возникает вопрос: как объективно оценить детскую исследовательскую работу? Были проанализированы все требования и рекомендации, предъявляемые к данной деятельности, и разработаны критерии оценивания детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Кол-во баллов

1. Актуальность и новизна темы

2 - выбранная тема мало изучена, прослеживается недостаточность знаний об изученном материале;

1 - выбранная тема уже затрагивалась в каких-либо трудах;

0 - выбранная тема была заявлена во многих трудах, подробно проработана.

2. Предмет и объект исследования 

2 - предмет и объект исследования сформулированы верно, в ходе исследования прослеживается работа с ними

1 - предмет и объект исследования сформулированы частично верно (объект или предмет сформулирован неверно) 

0 - предмет и объект исследования сформулированы неверно, в ходе исследования рассматриваются иные предмет и объект

3. Обоснование и постановка цели и задач

3 – цель и задачи обоснованы и грамотно сформулированы, соответствуют результатам

2 – цель и задачи сформулированы, но не обоснованы или нет полного соответствия их с результатами;

1 – при сформулированной цели отсутствуют задачи либо цель сформулирована не очень ясно; соответствие задач с результатами не очевидно;

0 – цель и задачи проекта не сформулированы.

4. Соответствие выбранных методов

2 - все методы подобраны в соответствии с представленной работой и отражают пути решения проблемы;

1 - методы частично подобраны в соответствии с представленной работой и частично отражают пути решения проблемы;

0 - методы подобраны не верно, не отражают пути решения проблемы.

5. Структура работы

2 - работа структурирована в соответствии с требованиями, 

1 - в работе отсутствует один важный структурный элемент (раздел);

0 - структура в работе не прослеживается.

6. Содержание работы

2- проблема исследования рассматривается очень глубоко и содержательно, были задействованы различные источники информации;

1- в содержании раскрывается проблема, делаются обобщения;

0 - присутствует лишь информация из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов.


7. Ход исследования

2 - Исследование описано подробно, ясно, доступным языком;

1 - В описании исследования имеются некоторые недоработки, которые затрудняют понимание содержания всего исследования

0 - Описание исследования значительно искажено, или описано очень “бедно”


Связать с методами

8. Практическая значимость 

3 - продукт может использоваться на практике без доработок;

2 - продукт может использоваться, но необходимы некоторые доработки;

1 - практическая значимость обоснована в замысле, но в продукте не явлена;

0 - работа не имеет практической значимости.

9. Креативность 

2 - представлены новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых автор внес нечто новое в контекст современной действительности;

1 - представленные идеи и пути решения интересны, но уже представлены во множестве других работ;

0 - идеи и пути решения не оригинальны, не приносят нового опыта в деятельность.

10. Соблюдение требований к оформлению

3 - соблюдены все общие требования к оформлению текста (поля, шрифт, заголовки, цитаты, таблицы, рисунки, формулы, сокращения), списка литературы и иных источников, приложений;

2 - общие требования, в основном, соблюдены, имеются незначительные замечания к оформлению текста, списка литературы и иных источников, приложений;

1 - имеются существенные отклонения от требований к оформлению;

0 - требования не соблюдены. 

11. Наглядность представления

2 - выступление сопровождается качественной презентацией, текст выступления не совпадает с надписями на слайдах, представлены графики, схемы, таблицы, диаграммы, фотоматериалы, карты и т.д;

1 - маловыразительная, малоинформативная наглядность, выступление дублирует текст слайдов;

0 - презентация неэффективная.

+1 - присутствует наглядный материал (макет, проведен опыт) 



1.9 Паспорт исследовательской работы

Для проведения исследовательской работы необходимо составить паспорт исследования. Сценарий может быть указан как в этапах работы, так и отдельным документом. Пример паспорта проектно-исследовательской работы, проведенной мною, представлен ниже. Фото с проведения см. Приложение№ 1.

Компоненты паспорта

Описание исследования

Тема исследования

Сколько в соке сока?

Актуальность исследования

Сок — вкусный и ценный питательный продукт. В соках содержатся витамины, минеральные вещества, углеводы. Соки оказывают освежающее и общеукрепляющее действие на наш организм, способствуют повышению работоспособности. Регулярное употребление соков стимулирует процессы обмена веществ, повышает сопротивляемость к инфекциям, обеспечивает стойкость организма в стрессовых ситуациях. А когда мы заболеваем, стакан сока нам необходим едва ли не больше, чем традиционные жаропонижающие средства.



Именно поэтому во время болезней (и не только во время них) мы нуждаемся в натуральных соках. Да и просто хорошо начать утро со стакана сока! Это вкусно, и полезно, и модно. Прилавки магазинов выставляют многоцветье соков разных сортов: апельсиновый и вишнёвый, яблочный и гранатовый, персиковый и виноградный, прозрачные и с мякотью. Производители соков делают соки натуральные, смешанные, витаминизированные, в общем, на любой вкус и цвет. Такое разнообразие особенно привлекает внимание детей. Но все ли соки полезны? Что они содержат в своём составе?

Проблема исследования

Некачественные соки могут вызвать аллергические реакции, расстройство пищеварения и оказать другие нежелательные воздействия на организм.

Объект исследования

Содержание в пакетированных соках искусственных красителей.

Цель исследования

Изучить состав пакетированного сока на наличие искусственных красителей

Задачи исследования

1. Провести опрос-анкету среди детей на предпочтения при выборе сока.


2. Протестировать соки на содержание в них искусственных красителей в домашних условиях.


3. Подвести итоги исследования, создать рекомендации о полезных свойствах натуральных соков

Гипотеза исследования

если выявить, в каких соках не содержится искусственных красителей, то такой сок можно рекомендовать для регулярного употребления.

Методы исследования

  • Опрос



  • Опыт


Тип исследования

Краткосрочный

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Здравствуйте ребята.


Прежде чем начать наше занятие, скажите мне, кто из вас любит сок?


Что бы узнать, какой сок большинство из вас любит, я предлагаю вам ответить на 2 вопроса.


Итак, по вашим ответам, мы можем сделать вывод, что большинство из вас любить пить сок марки _______ и предпочитает сок со вкусом ________.


Сок — вкусный и ценный питательный продукт. В соках содержатся витамины, минеральные вещества, углеводы. Соки оказывают освежающее и общеукрепляющее действие на наш организм, способствуют повышению работоспособности. Регулярное употребление соков стимулирует процессы обмена веществ, повышает сопротивляемость к инфекциям. А когда мы заболеваем, стакан сока нам необходим едва ли не больше, чем традиционные жаропонижающие средства.


Производители соков делают соки натуральные, смешанные, витаминизированные, в общем, на любой вкус и цвет. Такое разнообразие особенно привлекает внимание детей. Но все ли соки полезны? Что они содержат в своём составе? Есть ли в нем красители? От чего у них такой яркий цвет?


Может кто-то сможет уже сейчас ответить на эти вопросы? Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, для начала необходимо узнать,


Теперь давайте приступим к поиску ответов на наши вопросы. Первый вопрос «что содержит в своем составе сок». Как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы найти ответ? Сейчас каждому из вас я раздам этикетки, в которых прописан состав разных соков. Прочитайте их. Так кто же мне скажет, что содержится в соках? Можете ли вы сказать, что они натуральные?


Как вы думаете, почему у соков такая яркая окраска? Когда вы читали состав соков, было ли там написано про красители, может их добавляют в соки?


Сегодня именно это мы и проверим. Для этого нам необходимо 3 образца сока с ярко красной окраской, 3 стаканчика, 3 ложки и сода. По ходу исследования заполним лист наблюдений и сделаю рекомендации для всех учеников школы.


Какие правила необходимо соблюдать при работе?


На листочках у вас прописана подробная инструкция, следуя неё проводим опыт.



2. Проектная деятельность

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании

Виды учебных проектов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Также учебные проекты разделяются по комплексности (монопредметные, межпредметные), характеру контактов между участниками (внутриклассные, внутришкольные, региональные …), а также по продолжительности.

Основные требования к детским учебным проектам:

  1. Проблема должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической.

  2. Планирование дальнейшей деятельности, в том числе планирование вида продукта и формы презентации.

  3. Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.

  4. Результатом является продукт, который является средством для решения поставленной проблемы.

  5. Подготовленный продукт должен быть представлен.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

1) дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием);

2) популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм);

3) частотный словарь английского молодежного сленга;

4) главы из учебника будущего «Биология и экология»;

5) Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть;

6) экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушное среды в микрорайоне (по заказу Управы района);

7) сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в Средневековье»;

8) коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.

2.2. Понятие проектной задачи



Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер и является подготовкой к более серьезной проектной и исследовательской деятельности. Структура проектной задачи наглядно отображена в Приложении 3.

Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.

Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Подготовить младших школьников к проектной деятельности, развитие УУД.

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Продолжительность

от урочных до годичных

1-2 урока

Форма организации

индивидуальные или групповые

Только работа в группе.

Структура

1.Проблема (целеполагание)

2. Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

Проблема (целеполагание)

Решение системы заданий

Продукт

Презентация

Рефлексия

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Замысел дает учитель, пути решения указаны. Учащиеся находят решение проблемы, выполнив систему заданий.

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

+

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

+

не предсказуем

Предсказуем

реальный продукт, который можно представить другим

Реальный детский «продукт», который можно представить другим

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

- рефлексивные

- целеполагать

- планировать

- моделировать

- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи

- вступать в коммуникацию

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Большой объем разнородного материала предоставляет учитель.

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

Начальная школа

2.3 Пример проектной задачи

Паспорт проектной задачи

Название проектной задачи

ЗОЖ

Тип проектной задачи

Метапредметная (окружающий мир, чтение)

Место проектной задачи в образовательном процессе

3 класс, 3 четверть (2 урока)

Дидактические задачи

Создание условий для комплексного использо­вания освоенных математических и читательских, естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации (проявление читательской и естественнонаучной грамотности).

Отработка навыков сотрудничества в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач.

Формируемые умения

Читательская грамотность

- определяют место, где содержится искомая информация;

- находят и извлекают одну и несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста;

- понимают значение неизвестного слова или выражения на основе контекста;

- понимают фактологическую информацию;

- используют информацию из текста для решения практической задачи.


Естественнонаучная грамотность:

- анализируют, интерпретируют данные и делают соответствующие выводы;

- преобразовывают одну форму представления данных в другую;

- используют и создают объяснительные модели.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- принимают цель деятельности и сохраняют её до конца работы,

- умеют планировать деятельность

- умеют осуществлять самооценку, взаимооценку по предложенным критериям и оценку работы группы.

Коммуникативные УУД:

- умеют договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач;

- строят речевое высказывания в письменной и устной форме.



Здравствуйте, дорогие ребята!

Все люди проходят медицинскую комиссию, но для чего это делают? Не у всех людей приходят хорошие результаты медицинского обследования, как вы думаете, с чем это связанно? Как же сделать так, чтобы все в организме работало как надо?

А где нам можно зафиксировать все то, что мы сегодня узнаем про наше здоровье? Верно, памятка, в ней можно увидеть всю информацию кратко и понятно для человека разного возраста.

Задание 1.

Обсудите в группе, как должна выглядеть памятка.





Задание 2.

Обсудите в группе, что должно быть размещено в памятке.



Задание 3. Прочитайте текст.

По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50-55% от образа жизни, на 20% — от окружающей среды, на 18-20% —от генетической предрасположенности и лишь на 8-10% — от здравоохранения.

Опираясь на информацию из текста, подпишите на круговой диаграмме факторы, влияющие на здоровье человека. Вырежьте диаграмму и наклейте её на свою памятку.





Задание 4

Прочитайте текст. Рассмотрите «Пирамиду здорового питания».

Еда необходима человеку в течение всей жизни. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) построены по принципу светофора. Зелёный цвет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов. Желтый цвет — мясо, рыба, молочные продукты, яйца — в меньшем количестве, чем продукты из зелёного сектора. Красный цвет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия, газировка. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.

Разделите продукты на вредные и полезные, оформите результаты в своей памятке.

Задание 5

Рассмотрите картинки. Сформулируйте правила личной гигиены и напишите их рядом с картинками.

Оформите свои результаты в памятку.



Задание 5

Ни о каком абсолютном здоровье не может идти речь при отсутствии физической активности.

Движение – это жизнь! Физическая активность просто необходима для каждого из нас.
Создайте кластер: выберите из предложенного перечня дел те, которые относятся к понятию «физическая активность», впишите их в прямоугольники. Если хотите, допишите в пустой прямоугольник свой вариант. Поместите свой кластер в памятку.

просмотр фильма, плавание, танцы, йога и гимнастика, работа за компьютером, езда на машине, бег трусцой, спортивные игры.

З адание 6

Нарисуйте вместе иллюстрацию, которая будет описывать здоровый образ жизни.

Рисунок оформите в памятку. Подпишите свою работу в левом нижнем углу.

Задание 7


Обсудите и запишите критерии для оценки памяток в группе. После обсудите получившиеся критерии с другими группами и выделите общие единые критерии. Представьте свою работу классу и оцените памятки ваших одноклассников.







Рефлексивная анкета. (Для каждого участника группы)

Поставь галочку на оценочной шкале.

1. Оцени, на сколько интересной тебе показалась проектная задача «ЗОЖ».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе?

(Обведи.) Да Нет

Почему? _______________________________________________________











Библиографический список

1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования: утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31 мая 2021 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://fominschool.uoirbitmo.ru/upload/files/ФГОС. (Дата обращения: 19.02.2024).

2.Положение о школьной научно - практической конференции (МБОУ СОШ №6, г.Красноярск).

3.Обучающие программы и исследовательские работы учащихся: официальный сайт - [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://obuchonok.ru/ (Дата обращения: 18.03.2024).

4.Храмова, В. В. Составление паспорта исследовательского проекта. / Храмова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://infourok.ru/statya-sostavlenie-pasporta-issledovatelskogo-proekta (Дата обращения: 21.03.2024).

5. Емельянова, Н. С. Паспорт учебного проекта или исследования. / Емельянова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://multiurok.ru/files/pasport-uchebnogo-proekta-ili-issledovaniia (Дата обращения: 26.03.2024).

6. Чубова, В. В. Развитие исследовательской деятельности на уроках в начальной школе. / Чубова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://videouroki.net/razrabotki/razvitiie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie (Дата обращения: 23.02.2024).

7. Лутцева, Е. А. Проектная деятельность в начальной школе. / Лутцева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/ (Дата обращения: 19.02.2024).

8.Миронова, А. Как организовать проектную деятельность в начальной школе? / Миронова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://pedsovet.org/article/kak-organizovat-proektnuu-deatelnost-v-nacalnoj-skole (Дата обращения: 19.02.2024).










23