УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ГОБПОУ «КОНЬ-КОЛОДЕЗСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
по учебной дисциплине ЕН.01 «Экологические основы природопользования»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности СПО 35.02.15 «Кинология»
с. Конь-Колодезь 2019
Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ЕН.01 «Экологические основы природопользования» разработаны в соответствии с требованиями к результатам обучения ФГОС СПО по специальности 35.02.15 «Кинология» и рабочей программой учебной дисциплины ЕН.01 «Экологические основы природопользования».
Разработчик: Бурмистрова Л.Н., преподаватель экологических основ природопользования.
Одобрено на заседании цикловой методической комиссии общих гуманитарных, математических, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин
«____»___________2019 г.
Председатель ЦМК ______________ Г.В. Алексеенко
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе ____________ М.Н. Киселева
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… 4
Методические рекомендации по выполнению различных видов заданий самостоятельной работы и критерии их оценивания…………………………6
Перечень источников информации, рекомендуемых к использованию при выполнении самостоятельной работы…………………………………………19
Задания для самостоятельного выполнения по каждой теме УД…………….20
Введение
Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ЕН.01 «Экологические основы природопользования» и требованиями к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 35.02.15 «Кинология».
Самостоятельная работа направлена на освоение следующих результатов обучения:
умения:
различных видов деятельности;
взаимосвязи организмов и среды их обитания;
экологической безопасности.
знания:
принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания;
особенности взаимодействия общества и природы, основные
источники техногенного воздействия на окружающую среду;
возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и
экологической безопасности;
природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории.
Обязательная нагрузка на внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по дисциплине ЕН.01 «Экологические основы природопользования» в соответствии с учебным планом и рабочей программой составляет 16 часов.
Данные методические рекомендации включают: методические рекомендации для обучающихся по выполнению каждого вида самостоятельной работы, рекомендуемые к использованию источники информации и задания внеаудиторной самостоятельной работы по каждой теме учебной дисциплины ЕН.01 «Экологические основы природопользования».
Методические рекомендации призваны помочь обучающимся правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием дисциплины ЕН.01 «Экологические основы природопользования».
В таблице 1 приводится распределение учебной нагрузки на внеаудиторную самостоятельную работу по разделам и темам учебной дисциплины ЕН.01 «Экологические основы природопользования» в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ЕН.01 «Экологические основы природопользования».
Таблица 1
Нагрузка на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
Название раздела и темы дисциплины | Внеаудиторная нагрузка в часах |
Введение | 3 |
Раздел 1. Организм и среда | 2 |
Тема 1.1. Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания | 2 |
Раздел 2. Особенности взаимодействия общества и природы | 7 |
Тема 2.1. Природные ресурсы и рациональное природопользование | 2 |
Тема 2.2. Загрязнение окружающей среды. Природоохранный потенциал | 5 |
Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности | 4 |
Тема 3.1. Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности | 4 |
Методические рекомендации по выполнению различных видов заданий
самостоятельной работы и критерии их оценивания
Работа с конспектом лекции, учебной и специальной литературой. Ответы на контрольные вопросы.
Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает воспринимать материал на теоретических и практических занятиях на должном уровне.
Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки.
Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
обоснованность и правильность изложения ответа на вопрос по теме дисциплины;
умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы.
2. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной литературе.
При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, специальную литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.
Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.
Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.
В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;
логичность изложения материала конспекта;
уровень понимания изученного материала.
3. Оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите.
Обратитесь к методическим указаниям по организации и выполнению практических занятий и оформите работу, в соответствии с требованиями, указанными в них.
Повторите основные теоретические положения по теме практического занятия, используя конспект лекций.
Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии.
Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по организации и выполнению практических занятий.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
оформление практических занятий в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;
качественное выполнение всех этапов работы;
необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;
правильное оформление выводов работы;
обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.
4. Работа со справочной литературой.
Рекомендуется просмотреть максимальное число источников, связанных с содержанием конкретной темы.
Для наиболее эффективного изучения научной литературы следует разбить литературу на несколько групп:
основная литература по данному вопросу (соответствующие разделы учебников, учебных пособий, монографии, статьи в научных журналах, законодательные акты);
дополнительная литература (статьи в периодической печати, аналитические обзоры);
специальная литература (словари, справочные издания, статистические сборники, отраслевые обзоры, мониторинги).
Работу следует разбить на несколько этапов: 1) просмотр оглавления; 2) прочтение введения и заключения; 3) просмотр наиболее интересных разделов с точки зрения изучаемой темы; 4) если возникает необходимость, беглый просмотр «по диагонали» всей работы; 5) чтение и выписки фрагментов, необходимых для подготовке по конкретной теме. Основной ошибкой на данном этапе является простое переписывание авторского текста. Желательно в процессе конспектирования на полях записывать собственную оценку, характеристику, суждения.
Изучение вышеперечисленных групп литературы позволяет определить основные термины по рассматриваемому вопросу, подобрать фактический материал, статистические данные и др.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;
логичность изложения ответа;
уровень понимания изученного материала.
5. Подготовка к дифференцированному зачету.
Внимательно прочитайте материал по конспектам, составленным на учебных занятиях.
Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает воспринимать материал на теоретических и практических занятиях на должном уровне.
Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.
Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
качество уровня освоения учебного материала;
умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;
обоснованность и четкость изложения ответа.
6. Подготовка доклада, сообщения по заданной преподавателем теме.
Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала. Желательно, чтобы предложенная тема содержала проблему, была связанна с современным состоянием развития.
При подготовке доклада, сообщения используйте специальную литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.
Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточните их значение в справочной литературе).
Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.
Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.
Подготовленный доклад должен сопровождаться презентацией, иллюстрирующей его основные положения.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
полнота раскрытия темы и соответствие информации заданной теме;
свободное владение материалом сообщения или доклада;
логичность и четкость изложения материала;
наличие и качество презентационного материала.
7. Подготовка компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint.
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации. III. Репетиция презентации - это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов
Стиль | Нужно задать стиль для основного текста и заголовков. Соблюдайте единый стиль оформления. Презентация должна соответствовать учебному стилю. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). |
Фон | В большинстве случаев в презентации используют два фона - для главной и всех внутренних страниц. Для фона предпочтительны холодные тона. |
Использование цвета | На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Учитывайте сочетаемость цветов. |
Анимационные эффекты | Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Анимация позволяет акцентировать внимание на главном, привлекает внимание аудитории, нарушает монотонность речи. Ее можно как использовать для отдельных элементов слайда, так и применить к смене слайдов. Для начала просмотрите все возможные способы анимации и выберите два-три наиболее понравившихся. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Представление информации
Содержание информации | Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице | Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | Для заголовков не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации | Следует использовать рамки, границы, заливку, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объем информации | Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: - с текстом; - с таблицами; - с диаграммами. |
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Содержание презентации раскрывает цель и задачи исследования (макс. 10 баллов)
1.1. Соответствует представляемому материалу
1.2. Количество слайдов адекватно содержанию
1.3. Оформлен титульный слайд
2. Текст на слайде (макс. 35 баллов)
2.1. Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе)
2.2. Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями)
2.3. Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено, текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта))
2.4. Однозначность (единое толкование текста различными обучающимися)
2.5. Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально кратким, представлять собой опорный конспект и не содержать ничего лишнего, оно не должно быть перегружено словами)
2.6. Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено)
2.7. Орфографические и пунктуационные ошибки и опечатки отсутствуют
3. Оформление (макс. 10 баллов)
3.1. Анимация (не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации; презентация не перегружена эффектами; применена целенаправленно)
3.2. Цветовое решение презентации (выдержан единый стиль презентации; цвет презентации не отвлекает внимание от содержания; цвета фона и шрифта контрастны)
3.3. Иллюстрационный материал (материал не скучен, есть иллюстрации; помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления; средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию)
4. Стиль (макс. 15 баллов)
4.1. Единый стиль оформления
4.2. Избегайте стиля, которые будет отвлекать от самой презентации
4.3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не преобладают над основной информацией (текстом, иллюстрациями)
5. Информация (макс. 30 балов)
5.1. Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации)
5.2. Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса)
5.3. Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации)
5.4. Отсутствие неопределенности, неоднозначности
5.5. Современность источника
5.6. Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников)
0-30 баллов - неудовлетворительно
31-60 баллов - удовлетворительно
61-90 баллов - хорошо
91-100 баллов - отлично
8. Составление таблицы.
Таблица - это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам.
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Графы таблицы расположены не в порядке значимости, так как все они одинаково существенны, а по логике познавательной деятельности – сначала состав, потом назначение частей.
Составление структурно-логических таблиц и схем способствует формированию у обучающихся умений анализировать, понимать и усваивать учебный материал.
Таблицы составляются в соответствии требованиями:
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей.
Прочти текст.
Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.
Начерти таблицу с определенным количеством граф.
Запишите название признаков в графы.
Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.
Сделай вывод.
Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
аккуратность и правильность заполнения таблицы;
обоснованность и четкость ответов.
9. Составление кроссворда.
Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Для составления кроссворда по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и составить в рукописном варианте или пользуясь одним из программных средств: Microsoft Word, Microsoft Excel.
Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Составление кроссвордов требует умения систематизировать информацию.
Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Составьте словарь понятий и определений по изучаемой теме.
При составлении кроссворда каждому слову даётся текстовое определение, в описательной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения.
Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа - по одной в каждую ячейку. В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию.
Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово должно быть пересечено как минимум дважды. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки.
Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям). Слова-вопросы начинаются со слов: «по горизонтали» и «по вертикали».
Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе.
Не допускается наличие «плашек» (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
Не допускаются аббревиатуры, сокращения.
Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Требования к оформлению кроссворда
Кроссворд составляется индивидуально.
Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.
Объем работы: 4 листа, нумерация страниц – снизу, справа;
1 лист – титульный
2 лист – сетка кроссворда (без ответов)
3 лист – вопросы
4 лист – ответы и используемые источники.
Создание кроссворда в MS Word
1. Создание сетки графическим методом; при этом все элементы должны быть сгруппированы.
2. Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются.
3. Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками.
4. Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам.
5. Задания к кроссворду должны быть грамотно сформулированы.
6. Кроссворд на странице должен быть наглядно оформлен и правильно расположен.
Создание кроссворда в Microsoft Excel
1. Сетка кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратными.
2. Задания к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация.
3. Проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная цифра, то ячейка заливается определенным цветом).
4. Задания к кроссворду должны быть грамотно сформулированы.
5. Кроссворд на рабочем листе должен быть наглядно оформлен и правильно расположен.
6. Наличие проверки правильности решения кроссворда.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
соответствие заданной теме;
количество примененных терминов;
корректность при формулировке заданий;
отсутствие ошибок;
соответствие правилам составления кроссвордов;
эстетичность.
10. Решение ситуационных задач.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов.
Этапы решения задачи
Ознакомление. Прочитайте текст самостоятельно и составьте перечень операций (действий), которые необходимо выполнить.
Понимание. Приведите примеры (не из текста) того, что результаты (отрицательные) деятельности могут создать проблемную ситуацию, которую нужно будет решать.
Применение. Изобразите последовательность операций в виде схемы.
Анализ. Проанализируйте сложившуюся ситуацию.
Синтез. Напишите возможный наиболее вероятный сценарий продолжения сюжета.
Оценка. Предложите возможные критерии оценки деятельности.
Ситуационные задания могут выполняться обучающимися индивидуально и в группе.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.
11. Написание сочинения на заданную тему.
Сочинение является видом работы по развитию речи обучающихся. Подразумевается, что обучающийся самостоятельно продумывает текст сочинения и приступает к написанию, основываясь на своих наблюдениях, мыслях, переживаниях и суждениях по заданной теме. Такой вид учебной деятельности помогает глубже понять материал и развивает речь и мышление.
Инструкция
Сначала посвятите несколько минут свободному размышлению на тему сочинения. Ничего не записывайте, просто постарайтесь запомнить пришедшие к вам мысли, определить свое отношение и эмоции. Если вам необходимо написать сочинение на основе конкретного источника, пролистайте книгу, чтобы вспомнить ее содержание. После этого запишите основные моменты, которые вам хотелось бы указать в сочинении, и логически их выстройте. На их основе вы сможете составить первоначальный план.
Составьте четкий план сочинения. В композицию сочинения непременно входят три элемента: вступление, основная часть и заключение. Каким бы ни было ваше сочинение, эти три части обязаны в нем присутствовать.
Обратите особое внимание на название сочинения. Определите лексическое значения каждого слова в названии, а также общее значение всего высказывания. Это поможет вам убедиться, что вы совершенно правильно поняли тему сочинения.
Напишите примерную структуру вступления. Обдумайте тему сочинения, определите, что в этом сочинении является самым главным. Однако основную мысль во вступлении писать не обязательно. Попытайтесь дать общее представление о проблеме, которая скрывается за темой сочинения, не раскрывая ее детально. Предварительные сведения могут включать ответ на заданный вопрос по теме. В зависимости от названия сочинения вы можете указать ваше мнение, например, когда название сочинения прямо или косвенно указывает на это: «Как вы понимаете смысл…». Охарактеризуйте исторический период, если это влияет на анализ.
Продумайте, что вы собираетесь написать в основной части. Здесь должен содержаться анализ согласно заданной теме. Избегайте простого пересказа событий, раскройте основную мысль, покажите, что вы хорошо знаете материал и правильно поняли тему. Излагайте свои мысли логично и аргументировано, не забывайте прибегать к стилистическим приемам. Разнообразьте свою речь образными эпитетами и метафорами. Не повторяйте одни и те же слова и словосочетания, при необходимости подберите синонимы.
Теперь приступайте к заключительной части. Подведите итоги, обобщите все ваши суждения и еще раз укажите на главную мысль. Ваша задача – емко и коротко завершить текст, прийти к определенным выводам. Вы можете выразить свое личное отношения к проблеме.
Опираясь на тщательно составленный план, напишите сочинение в логическом порядке, начиная со вступления и заканчивая заключением. Помните о правильном соотношении объема всех трех частей. Основная часть – самая большая по объему, вступление в два раза меньше, а заключение должно оказаться самым коротким.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.
Перечень источников информации, рекомендуемых к использованию при выполнении самостоятельной работы
Основные источники:
Колесников С.И. Экологические основы природопользования: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015.
Константинов В.М., Челедзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: учебник для колледжей и средних специальных учебных заведений. – Ростов н/Д: «Феникс», 2015.
Дополнительные источники:
Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2015.
Емельянов А.Г. Основы природопользования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология и охрана окружающей среды. – М.: КноРус, 2015.
Сазонов Э.В. Экология городской среды. СПб.: ГИОРД, 2015.
Хандогина Е.К., Герасимова Н.А. Экологические основы природопользования: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2015.
Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал ВАК и Министерства образования РФ.
Интернет – ресурсы:
Информационно-аналитический сайт о природе России и экологии. Форма доступа: biodat.ru.
Основы экологии. Форма доступа: gymn415.spb.ru.
Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству (on-line версия). Форма доступа: msuee.ru.
Экология. Курс лекций. Форма доступа: ispu.ru.
Задания для самостоятельного выполнения по каждой теме УД
Введение (3 часа)
1. Подготовка сообщения по материалам периодической печати, иллюстрирующего использование экологических знаний в сельском хозяйстве - 2 часа.
2. Подготовка опережающих сообщений «Круговорот фосфора», «Круговорот серы», «Круговорот кислорода», «Круговорот углерода», «Круговорот азота» - 1 час.
Раздел 1. Организм и среда (2 часа)
Тема 1.1. Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания (2 часа)
Подготовка доклада (презентации) по выбору: «Природная среда и закономерности действия экологических факторов», «Сезонные изменения условий, оказывающие наиболее заметное влияние на жизнь растений в вашей местности», «Взаимоотношения растений с окружающей природной средой», «Биосфера», «Биогеоценотическая деятельность микробного комплекса, ее экологическое значение» - 2 часа.
Раздел 2. Особенности взаимодействия общества и природы (7 часов)
Тема 2.1. Природные ресурсы и рациональное природопользование (2 часа)
Подготовка доклада (презентации) по выбору: «Земельные ресурсы РФ», «Альтернативные источники энергии», «Агроэкосистемы: типы, структура, функции», «Интенсивное сельское хозяйство и окружающая среда», «Продовольственная проблема», «Молочные продукты – в любом возрасте», «Сколько надо есть мяса», «Добавки в пищевых продуктах», «Соя, ее польза для здоровья», «Морковь – убежим от рака», «Сыроедание», «Ваш вес – ваше здоровье», «Производство экологически безопасной продукции», «Проблемы сохранения человеческих ресурсов» - 2 часа.
Тема 2.2. Загрязнение окружающей среды. Природоохранный потенциал (5 часов)
Подготовка опережающих сообщений «Влияние урбанизации на человека», «Экологические болезни» - 1 час.
Выполнение задания по выбору:
Составление таблицы «Негативные факторы, воздействующие на человека, проживающего на территории Липецкой области» или
Написание сочинения на тему «Природа и здоровье человека» - 2 часа.
Подготовка доклада (презентации) по выбору: «Городская среда и человек», «Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания», «Промышленные предприятия города Липецк и проблемы утилизации отходов», «Экологические проблемы АПК», «Экологические проблемы России», «Проблема мусора», «Экология Хлевенского района», «Экологическая ситуация в Липецкой области», «Экологическое состояние территории Центрального Черноземья», «Прогноз последствий взаимодействия человека с природой» - 2 часа.
Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности (4 часа)
Тема 3.1. Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности (4 часа)
Подготовка презентации по выбору: «Заповедник «Галичья гора»», «Воронежский биосферный заповедник», «Усадьба Сенявиных» - 2 часа.
Составление кроссворда по выбору: «Редкие и исчезающие растения Липецкой области», «Редкие и исчезающие животные Липецкой области», «Заповедники России» - 1 час.
Решение ситуационных задач – 1 час.
Задача №1. ДРСУ государственного предприятия «Хлевноеавтодор» в течение пяти лет загрязняло водные источники, водопроводные коммуникации и рельеф местности неочищенными и необезвреженными отходами производства. Вредные вещества, просочившись через грунт, загрязнили артезианскую скважину – источник водоснабжения близлежащего садоводческого товарищества «Юбилейное». В результате погибли плодово-ягодные насаждения, повреждены до степени прекращения роста 24 березы, нанесен ущерб водопроводным коммуникациям.
Прокурор поставил вопрос о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности и предъявил иск о взыскании 53 млн. руб. за ущерб, причинённый имуществу садоводов.
Каким законодательством данное дело будет регулироваться?
К какому виду ответственности будут привлечены виновные лица?
Задача №2. Хлевенским РОВД Липецкой области в отношении Следнева, без лицензии произведшего отстрел лося, было возбуждено уголовное дело по п. 1 ст. 258 УК. Определением суда в отношении обвиняемого возбуждено уголовное преследование по п. 2 ст. 258 УК.
К какому виду ответственности будет привлечен Следнев (дисциплинарный, гражданско-правовой, уголовной или административной)?
Задача №3. Организация без соответствующего разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, которой стала использовать для отдыха сотрудников.
Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика.
Какие меры ответственности можно применить в данном случае?
Задача №4. За выпуск недоброкачественной продукции – легковых автомобилей с превышением содержания вредных веществ в выхлопных газах – главный инженер завода был лишен премии по основной работе и по решению главного санитарного врача города оштрафован на сумму, равную десятикратному размеру минимальной оплаты труда.
Решите дело.
Какие виды ответственности можно применить в данном случае?
Задача №5. Используя содержание Административного кодекса РФ (гл. 8, ст. 8.29), Закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002
№ 7-ФЗ (гл. XIV), проанализируйте ситуацию.
Собирая грибы, супруги Ивановы разорили два муравейника. Служба лесной охраны составила акт о лесонарушении. Ивановы отказались подписать его, полагая, что такие действия не влекут ответственности. Органы лесной охраны передали материалы о лесонарушении в суд.
Предположите, какое решение должен принять суд? Почему?
Задача №6. Используя содержание Административного кодекса РФ (гл. 8, ст. 8.32), Уголовного кодекса РФ (раздел IX, гл. 26, ст. 261), проанализируйте ситуацию.
Группа обучающихся, пошла в поход. Уходя домой, они не загасили костер, в результате чего возник пожар, причинивший лесному хозяйству значительный ущерб.
Какие последствия должны наступить для обучающихся? Почему?
Задача №7. Используя содержание Административного кодекса РФ (гл. 8, ст. 8.28), Уголовный кодекс РФ (раздел IX, гл. 26, ст. 260), проанализируйте ситуацию.
Васильев и Петров, срубившие в заповеднике 20 елок, были задержаны лесником, который составил акт. Васильев и Петров его подписали.
Квалифицируйте действия Васильева и Петрова. Будут ли они привлечены к юридической ответственности и почему?
Задача №8. Используя содержание Уголовного кодекса РФ (раздел IX, гл. 25, ст. 245), проанализируйте ситуацию.
В ЖЭК поступила жалоба от родителей о том, что в районе детского сада находится большое скопление бродячих собак. Утром, во время прогулки детей, в детский сад прибыли работники ЖЭКа и начали отстрел собак.
Правомерны ли действия работников ЖЭКа? Почему?