Методические рекомендации при подготовке к итоговому собеседованию
Неоценимую роль при подготовке к итоговому собеседованию в 9 классе играет правильно выработанный алгоритм работы по предлагаемым заданиям. Их всего 4: выразительное чтение текста, пересказ текста, составление монологического высказывания, участие в диалоге.
Каждый учитель русского языка и литературы организует подготовительную работу к итоговому собеседованию по-своему, так как она должна, на мой взгляд, носить индивидуализированный характер. Ученик использует источник информации в зависимости от своих потребностей.
В процессе работы учащиеся часто сталкиваются с трудностями при соблюдении грамматических, орфоэпических, речевых норм. Немало проблем также возникает при чтении, пересказе незнакомого текста, создании монологического высказывания. Для преодоления этих сложностей на помощь приходят памятки, которые рассчитаны на способность школьников сознательно управлять своей волей, эмоциями. При использовании памяток идет формирование «методики учащегося».
Предлагаю своим учащимся памятки, способствующие эффективной подготовке к итоговому собеседованию.
Задание 1
Выразительное чтение текста.
Памятка к чтению научно-популярного текста
Чтение оценивается по следующим критериям:
выразительность речи во время чтения;
соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм;
искажение / верное прочтение слов;
темп чтения.
Признаками выразительного чтения являются:
умение соблюдать паузы;
умение делать логические ударения, передающие замысел автора;
умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, восклицания;
умение придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
хорошая дикция;
ясное, чёткое произношение звуков;
достаточная громкость;
темп.
Правильность чтения (соблюдение норм) выражается и в том, чтобы ученик не допускал замены слов, пропусков, перестановок, добавления или искажения,
повторов букв (звуков), слогов и слов, ошибок при постановке ударения в словах.
Методические рекомендации к выразительному чтению
Необходимо внимательно прочитать текст.
Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.
Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.
Обращайте внимание на знаки препинания, так как они указывают на места логических пауз и их длительность.
Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
Обратите внимание на незнакомые слова, произнесите их несколько раз про себя, чтобы не ошибиться при чтении.
Особенно обратите внимание на произношение числительных, так как именно в их произношении допускается учащимися большое количество ошибок.
Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.
Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.