Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Крымский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Разработка плана мероприятий колледжа, направленных на обеспечение безопасности в сети «Интернет»
Автор: Савельичева Д.В.
г. Симферополь, 2021
Содержание
Введение……………………………………………………………................ | 3 |
Основные опасности Интернет-общения……………………………........... | 5 |
Разработка плана воспитательной работы «Безопасный Интернет» …….. | 8 |
Заключение…………………………………………………………………… | 10 |
Список использованных источников……………………………………….. | 11 |
Приложения…………………………………………………………………... | 12 |
Введение
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Доступ молодежи к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность студентам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в колледже, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Благодаря таким ресурсам у них появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие. Использование Интернета в образовательном процессе достаточно обширно: это использование электронной почты; поиск в сети нужной информации; создание собственных вебстраниц; рассылка; обмен опытом; ответы на типичные вопросы; совместные проекты студентов и преподавателей.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье молодежи, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых подростков и представляющих для них угрозу. Бесконтрольный доступ к Интернету может привести к:
Интернет – зависимости;
знакомству с человеком с недобрыми намерениями;
заражению вредоносными программами при скачивании файлов;
неправильному формированию нравственных ценностей;
нарушению нормального развития подростка.
В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту молодежи от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Воспитательная работа в этом направлении, знание студентом элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав молодежи.
Медиаграмотность определяется в международном праве, как грамотное использование инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке студентов и их преподавателей в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на молодежь с использованием сети Интернет.
Обеспечение государством информационной безопасности молодежи, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиауслугах и электронных СМИ – требование международного права.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
Обсуждение со студентами колледжа данной проблемы (беседы во время кураторских часов, анкетирование) позволило сделать вывод, что время, проводимое подростками-пользователями в Сети, становится значимой частью их распорядка дня, а Интернет — тем фактором, который определяет образ жизни. Большинство родителей объясняет детям о том, как пользоваться интернетом, однако дети недопонимают и не воспринимают большинство угроз, таящихся в интернете.
Поэтому возникла необходимость в разработке программы по данному вопросу, так как преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями преподавателей, родителей и самих студентов.
Цель работы:
Выявить психологические аспекты поведения человека, попавшего в зависимость от сети Интернет.
Рассмотреть основные опасности и угрозы, исходящие от интернет- общения.
Предложить план воспитательных мероприятий по профилактике негативного воздействия Интернета.
Основные опасности Интернет-общения
Потребность в информации — одна из базовых естественных потребностей человека. От этой потребности человек часто получает удовольствие. А при получении удовольствия, человек часто получает зависимость — это уже опасность интернета. Но информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека — сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Так как информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться. Если взрослый человек справляется с этой задачей (хотя не всегда и не каждый), то подросток этого делать еще не умеет.
Раньше авторитет родителей был очень высок. Но сейчас ситуация меняется. Авторитетом пользуется тот, кто даёт удовольствие: то есть телевизор, интернет, видеоигры, видеоклипы и видеоинформация.
Отсутствие странички в социальной сети уже, скорее, исключение. Все стараются завести себе страницу – это модно и почти обязательно. Подросток, еще не умея фильтровать поступающую информацию, не имея еще устойчивых социальных моделей, получил доступ к социальным сетям, форумам, чатам, сайтам знакомств, онлайн-играм, информационным сайтам и блогам самого разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток самой разной информации. Он стал с ней взаимодействовать, зачастую один на один. Ситуация особенно обострилась в последние годы — с распространением планшетов и смартфонов. Таким образом, доступ в Интернет становится переносным и фактически неконтролируемым.
Зададимся вопросом: «Что подросток может взять из Интернета и телевидения в реальную жизнь?».
Чтобы дать объективную оценку влиянию Интернета на молодого человека, необходимо подчеркнуть многие положительные моменты.
В Интернете можно проявить свое творчество. На страницах социальных сетей, на специальных сайтах пользователи часто размещают свои стихи, рисунки, прозу, музыку. И сразу получают обратную связь в виде комментариев, лайков.
Интернет — большая библиотека: достаточно электронных книг по разным направлениям, что позволяет находить информацию как для обучения, так и для личностного роста.
Для того чтобы ориентироваться в интернет-пространстве, нужно учиться. Безопасно и полезно путешествовать по просторам интернета можно только при условии повышения компьютерной грамотности и соответствующей мотивации.
Интернет помогает устанавливать связи с пользователями из разных мест. Это одно из основных преимуществ интернет-пространства — отсутствие географических границ.
Интернет экономит наше время. Доступность ресурсов позволяет сэкономить время на поиск информации, общение. Однако остается проблема правильного распределения сэкономленного времени. Некоторые подростки жалуются, что не
успевают ничего сделать из-за социальных сетей — все время кому-то отвечают. Решить эту проблему можно, составив режим дня, график использования Интернета. Однако главная проблема – это те опасности и угрозы, которые несет в себе Интернет-общение, особенно для людей, незащищенных и слабо представляющих
его реальную угрозу.
Выделим основные опасности Интернет-общения:
Конфликтное, агрессивное общение.
Психологическое давление, оскорбления и унижения.
Несчастные случаи, вызванные желанием повторить увиденные рискованные трюки.
Извращения, насилие, сексуальные домогательства.
Вступление в радикальные группировки (правый сектор, ИГИЛ), экстремизм.
Мошенничество, вымогательство.
Приобретение зависимости от пропаганды наркотиков, алкоголя, курения.
Призывы причинить себе вред (от пропаганды суицида до опасных экспериментов над собой).
Безопасность доступа в Сеть и кража личных данных техническими средствами.
Незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе.
Уныние – как следствие беспрерывных развлечений и несоответствия реальности выработанным желаниям.
Ложные приоритеты и ценности (например, деньги важнее дружбы и человеческих качеств).
Безответственное поведение (например, нежелание учиться, а желание постоянно развлекаться и получать удовольствие)
Чем отличается общение в Интернете от реального общения? В виртуальном общении не работает важнейший механизм —врожденная способность чувствовать то, что чувствует собеседник, активно сопереживать. Опасность тут возникает лишь тогда, когда виртуальное общение с другом вытесняет живое. Тут запросто можно наткнуться на пропаганду фашизма и неонацизма, призывы к насилию, воровству и прочим противоправным действиям. Причем, в силу специфики социальных сетей, достаточно того, чтобы чем-то подобным заинтересовался кто-нибудь из друзей и нажал на «поделиться». То есть можно именно наткнуться на нехороший контент, не занимаясь его поиском целенаправленно.
А что же родители, понимают ли они опасность интернета? Каждый третий родитель знает, что дети видят изображения сексуального характера в Интернете, потому что видят их сами. В то же время, они почти не имеют представления о том, что дети становятся жертвами агрессивного поведения или могут быть агрессорами сами.
Также родители очень мало знают о том, что их дети встречаются с теми, с кем познакомились в Интернете. Очень часто, к сожалению, родительская бдительность спит: ведь ребенок дома, сидит за компьютером. Родители, не понимая опасностей онлайн-жизни, добровольно допускают посторонних людей с очень разными намерениями к воспитанию ребенка (например, в интернете можно договориться о покупке наркотиков, получить преждевременное растление и т.д.)
Что дети думают о родителях? Треть детей отмечает, что не ощущают со стороны родителей никакой поддержки, хотя сами родители при этом считают, что помогают своему ребенку. Получается, родитель теряет авторитет у ребенка, конкурируя с самыми разными людьми «с того конца Интернет-кабеля», то есть теряют возможность воспитывать своего ребенка.
Таким образом, модели поведения, нормы, образ мыслей, картина мира — все то, что и называется воспитанием, в большой степени черпается ребенком в сети (фильмы, видеоклипы, фото). Молодежные комедии буквально состоят из невероятных пошлостей и цинизма. В подобных фильмах идет бесконечная пропаганда потребительства, культа денег, продажности и бескультурья.
В настоящее время молодежи насаждается страсть к развлечениям, в то время как подросткам остро не хватает социализации. При этом не формируются жизненно необходимые навыки труда в коллективе, совместного творчества, подростки не привыкают добровольно брать на себя ответственность.
Если тенденция продолжится, то совсем скоро подрастающая личность будет формироваться уже в первую очередь Интернетом и лишь во вторую — общественным воспитанием.
Разработка плана воспитательной работы со студентами колледжа
«Безопасный Интернет»
Цель: создание условий для получения навыков безопасного пользования сетью Интернет в колледже и дома.
Задачи:
Изучить со студентами нормативно-правовые документы по вопросам защиты молодежи от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Формировать и расширять компетентности работников образования в области медиа безопасного поведения подростков.
Организовать разъяснительную работу среди обучающихся и их родителей.
Обеспечить взаимодействие педагогов и родителей обучающихся для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков молодежи.
Этапы реализации плана:
Создание банка методических материалов.
Анализ реальной ситуации в колледже по данной проблеме.
Диагностика интересов и направлений занятости студентов во внеурочное время.
Организация и проведение воспитательных мероприятий: информационно- профилактических, творческих, исследовательских.
Разработка рекомендаций педагогам, родителям и студентам по безопасности в сети Интернет.
Разработка памятки для студентов по использованию ресурсов сети Интернет.
Текущий контроль за реализацией плана мероприятий (опросы, анкетирование).
Обработка результатов мониторинга.
Анализ и обобщение результатов в соответствии с поставленными целями и задачами.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития.
Предлагаемый план проведения воспитательных мероприятий
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Изучение нормативных документов по организации безопасного доступа к сети Интернет. Сбор документации | сентябрь | кураторы групп, преподаватели информатики |
2. | Внедрение и использование программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся колледжа к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания | в течение года | инженер-программист, преподаватели информатики |
3. | Проведение анкетирования среди студентов на тему «Безопасный Интернет» (Приложение 1) | сентябрь | кураторы групп |
4. | Проведение анкетирования среди родителей на тему «Безопасный интернет» (Приложение 2) | октябрь | кураторы групп |
5. | Проведение бесед «Безопасность при работе в сети Интернет», «Форумы и чаты в сети Интернет», «Сетевой этикет» | октябрь, февраль | преподаватели информатики |
6. | Проведение организационных часов (Приложение 3) | в течение года | кураторы групп |
7. | Проведение конкурса буклетов на тему «Правила безопасности в Интернете» (Приложение 4) | декабрь | преподаватели информатики |
8. | Тестирование учащихся «Интернет-зависимость» в режиме онлайн (http://user.lvs.ru/vita/test/) | январь | преподаватели информатики |
9. | Проведение мероприятий по профилактике киберпреступности среди несовершеннолетних с приглашением специалистов | в течение года | Педагог-психолог, представитель службы по делам несовершеннолетних |
10. | Проведение конкурса мультимедийных презентаций на тему «Опасности Интернета – правда или ложь?» | апрель | преподаватели информатики |
11. | Анализ результатов реализованного плана воспитательной работы | июнь | кураторы групп |
Ожидаемые результаты от реализации плана
Системный подход в решении задач построения в колледже безопасной среды для доступа к сети Интернет:
Обеспечит потребность преподавателя в постоянном повышении уровня своей квалификации и профессионализма по данному вопросу.
Повысит уровень знаний студентов правил безопасного пользования интернетом и культуры поведения в социальных сетях.
Поможет родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье.
Совместные усилия педагогов и родителей создадут рабочую среду ребенка и в колледже и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.
Заключение
Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Задача взрослых (педагогов, родителей) – формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности. А для этого необходимо повышать квалификацию педагогов по вопросам информационной безопасности, чтобы уметь оперативно ориентироваться и ориентировать детей в вопросах безопасного поведения в Интернете. Регулярно проводить родительский всеобуч по вопросам кибербезопасности и работать не вдогонку, а на опережение.
Ребенок не станет пропадать в Интернете, если он занят очень интересным для него делом, если его реальный мир намного ярче и увлекательней мира виртуального. Нужно развивать способности и тягу ребенка к реальным действиям и достижениям: кружки, факультативы, секции, дополнительное образование. К тому же настоящие социальные навыки, настоящая культура формируется только в совместном интересном труде. Если не направить позитивную энергию ребенка — она будет поглощена Интернетом, а ребенок останется опустошенным, бесцельно блуждающим по бесконечному Интернет пространству в ожидании от него чуда.
Мир меняется, наши дети отличаются от нас, какими мы были в том же возрасте, но ценность семьи для них остается по-прежнему очень высокой. Обратите внимание на своих детей! Интересуйтесь их жизнью, станьте им друзьями. И, возможно, реальное пространство станет для ваших детей более притягательным, чем виртуальное.
Список использованных источников
Интернет-зависимый ребенок: что делать/Б. Примочкин//Игра и дети.- 2013.-№3.- С.34-35. Стратегия и тактика взрослых по предупреждению Интенет- зависимости у детей.
Мы в ответе за тех, кого подключили/С. Смирнова//Здоровье школьника.
Риски и угрозы в Интернете для детей и подростков//Основы безопасности жизнедеятельности. - 2014. - № 1. - С. 41-46: 2 фот. (Информационная безопасность).
Фильтруй досуг!/ Т. Петровская [и др.]//Здоровье школьника. - 2012. - №
- С. 22-23: 4 фот. (За партой: острый угол).
10 плюсов социальных сетей/ С. Лешик; коммент. Кирилл Хломов//Здоровье школьника. - 2013. - № 4. - С. 56- 59: фот. (Психология: трудный возраст).
Безопасность в глобальном информационном пространстве: V Международный форум безопасного Интернета/ И. Щеголев [и др.]//Школьная библиотека. - 2014. - № 5. - С. 3-6 : 5 фот., 2 схемы (Конференции. Совещания. Семинары)
Кибербезопасность: московский форум//Современная библиотека. - 2014. - № 2. - С. 31-35: ил. (ИКТ).
Компьютерная грамотность и безопасность подростков в сетевом режиме/О. Лебедева//Библиотека. - 2014. - № 4. - С. 29-30: 3 фот. (Информационные технологии).
Приложение 1
Анкетирование обучающихся по теме «Безопасный Интернет»
Укажите свой возраст
Что такое Интернет?
Какие опасности существуют в Интернете?
Отвечая на вопросы 4-8, выберите один или несколько вариантов из списка ответов или предложите свой:
Использование Интернета является безопасным, если:
защитить свой компьютер, защитить себя в Интернете, соблюдать правила
разглашать личную информацию, заботиться об остальных, регулярно обновлять операционную систему
защитить компьютер, создавать резервные копии документов, закону надо подчиняться даже в Интернете
Как защитить себя в Интернете?
защитить свой компьютер, расширять круг знакомств с неизвестными людьми
стараться давать как можно меньше информации о себе
размещать фотографии свои, друзей и родственников
Как обезопасить свой компьютер?
выключить и спрятать в шкаф
установить антивирусную программу
Что надо делать, чтобы антивирусная программа была эффективной
лучше не иметь антивирусную программу
обновлять антивирусную базу
не посещать сайты, где нет достоверности, что сайт находится под защитой
Перечислите правила поведения в Интернете
Что для вас является «Безопасным Интернетом?»
Приложение 2
Примерная анкета для родителей
Уважаемые родители!
В колледже информационные технологии применяются в различных направлениях: учебная и воспитательная деятельность. Информационно- коммуникационные технологии являются основой единого информационного пространства колледжа: администрации колледжа, преподавателей, студентов, родителей, сайта колледжа, учебно-материальной базы колледжа, цифровых образовательных ресурсов и т.п. В том числе, информационные технологии прочно вошли в деятельность и досуг молодежи. Просим Вас ответить на несколько вопросов.
Возраст Вашего ребенка
Среди информационных технологий, внедряемых в сферу образования, можно выделить следующие: обучающие, тренажеры, справочные, единые информационными образовательные пространства (сайт колледжа, электронные учебники), техническое обеспечение кабинетов и др. Ваше отношение к внедрению информационных технологий в образование:
-Другое:
Обучение в колледже проводится через различные мероприятия с применением информационных технологий (проектная деятельность, учебные занятия, кураторские часы и родительские собрания):
урок, с применением новых информационных технологий более популярен у моего ребенка (более интересен, понятен и т.п. - со слов ребенка)
ребенок с интересом и удовольствием выполняет проекты (рефераты, доклады), используя компьютер
ребенок готовится к уроку, используя компьютер (Интернет, полезные ссылки на сайты, рекомендуемые преподавателем и т.п.)
куратор проводит родительские собрания с использованием компьютера
Другое:
Посещение сайта колледжа
часто посещаем
очень редко посещаем
Сайт колледжа. Напишите, пожалуйста, что бы Вы хотели изменить в работе сайта._________________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть ли у Вас дома компьютер?
да (один)
да (несколько)
нет
Другое:
Кто пользуется компьютером у Вас дома?
только родители
только ребенок
все члены семьи (родители и дети)
Другое:_______________________________________________________________
8. Какие средства защиты от наносящей вред Вашему ребенку информации Вы используете на домашнем компьютере? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Примерная тематика организационных часов
«Интернет среди нас»
«Я и мои виртуальные друзья»
«Интернет в моей семье»
«Мой Интернет»
«Влияние Интернета на поведение подростка»
«Мой социум в Интернете»
«Интернет и моя будущая профессия»
«Дети интернета»
«Интернет и мое здоровье»
«Безопасность учащихся, использующих Интернет в образовании и пропаганда безопасного поведения в сети Интернет»
«Полезные материалы в сети Интернет» (Приложение5)
Приложение 4
10 правил безопасности в интернете
Поговорите с ребенком о безопасности в Интернете. Объясните основные правила, возможности различных технологий и последствия нарушений. Самое главное: убедите ребенка, что в любой непонятной или пугающей ситуации ему следует обращаться к родителям, чтобы найти безопасное решение.
Используйте компьютер и смартфон вместе с детьми. Это хороший способ научить их правилам безопасности в Интернете. При этом дети поймут, что решать возможные проблемы лучше всего вместе.
Расскажите детям больше о сайтах и сервисах в Интернете. Поговорите о том, что их интересует в Интернете и какие страницы им можно посещать.
Безопасные пароли. Помогите своей семье приобрести правильные привычки в отношении паролей. Расскажите об их использовании. Напомните, что пароли никому нельзя передавать, за исключением лиц, которым можно доверять, например, родителям. Убедитесь, что у детей вошло в привычку выходить из своих аккаунтов, когда они используют общественные компьютеры в колледже.
Используйте настройки конфиденциальности и управления доступом. В Интернете немало сайтов, на которых можно публиковать свои комментарии, фото и видео, рассказывать о том, что с вами произошло, как вы живете и т. д. Обычно такие сервисы позволяют определить уровень доступа к вашей информации ещё до ее публикации. Поговорите с членами своей семьи и определите, о чем не следует рассказывать всем. Научите детей уважать конфиденциальность друзей и родных.
Проверьте возрастные ограничения. Многие онлайн-сервисы, в том числе Google, предоставляют доступ ко всем функциям только совершеннолетним. А создавать аккаунты Google могут только пользователи не моложе 13 лет. Прежде чем ваш ребенок зарегистрируется на том или ином сайте, самостоятельно проверяйте условия его использования и соответствие материалов правилам, принятым в вашей семье.
Научите детей ответственному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в личном общении, не стоит отправлять ему по SMS, электронной почте, в чате или комментариях на его странице. Поговорите с детьми о том, как другие могут воспринимать их слова, и разработайте для своей семьи правила общения.
Посоветуйтесь с другими взрослыми. Привлеките к обсуждению этой темы друзей, родственников и педагогов. Другие родители и специалисты по работе с детьми могут оказать вам неоценимую помощь в том, как научить детей и родственников правильному использованию самых разных информационных технологий.
Защитите свой компьютер и личные данные. Используйте антивирусное программное обеспечение и регулярно его обновляйте. Поговорите со своей семьей о типах личной информации – например, номер социального страхования, номер телефона или домашний адрес – эти данные не должны быть размещены в Интернете. Научите свою семью не принимать файлы или открывать вложения в электронной почте от неизвестных людей.
10. Не останавливайтесь на достигнутом. Безопасность в Интернете требует постоянного внимания, поскольку технологии непрерывно совершенствуются. Старайтесь всё время держать руку на пульсе. Пересматривайте правила пользования Интернетом в семье, следите за тем, как ваши близкие осваивают новые технологии, и время от времени давайте им советы.
Приложение 5
Полезные материалы в сети Интернет
На портале Сети творческих учителей. http://www.it- n.ru/communities.aspx?cat_no=71586&tmpl=com
Центра безопасного поведения в интернете http://www.saferunet.ru/;
Ребенок в сети. Сайт от компании Panda http://www.detionline.ru/
Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования сети Интернет.
Безопасный Интернет http://www.saferinternet.ru/. Документы, материалы и мн. другое.
ТЫРНЕТ - Детский Интернет (http://www.tirnet.ru/proxy) сетевой инструмент для организации безопасного серфинга детей в сети Интернет.
Интернет-СМИ «Ваш личный Интернет», помощь родителям в организации безопасного доступа детей в сеть Интернет - http://www.content- filtering.ru
Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет http://www.oszone.net/6213/, статьи, ссылки, материалы.
Сетевой этикет — Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Netiquette WWW.PSYHELP.RU - http://www.psyhelp.ru/texts/iad_test.htm. Тест
Интернет зависимость Кимберли Янг.
Основы безопасности в Интернете для молодежи
http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm, интерактивный курс по Интернет- безопасности.
CITFORUM http://www.citforum.ru/security/ Информационная безопасность- большое количество материалов
КиберМама™ - http://cybermama.ru/ КиберМама - программа для родительского контроля за использованием домашнего компьютера детьми
Компьютер и здоровье - http://comp-doctor.ru/. Компьютер и здоровье. Болезни, вызываемые компьютером, их профилактика и лечение. Как выбрать безопасные для здоровья компьютер и программы, правильно организовать рабочее место.
14