СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для педагогов дополнительного образования «Методы театральной педагогики и их влияние на развитие образной выразительности в музыкально-театральной деятельности обучающихся»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания для педагогов дополнительного образования «Методы театральной педагогики и их влияние на развитие образной выразительности в музыкально-театральной деятельности обучающихся»

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для педагогов дополнительного образования «Методы театральной педагогики и их влияние на развитие образной выразительности в музыкально-театральной деятельности обучающихся»»

5





Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей города Димитровграда Ульяновской области»


Митрофанова Вера Викторовна,

зам.директора по УВР, методист



Методические указания для педагогов дополнительного образования «Методы театральной педагогики и их влияние на развитие образной выразительности в музыкально-театральной деятельности обучающихся»



Основными задачами музыкального воспитания старших дошкольников являются:

- выявление и развитие природных музыкальных задатков;

- воспитание у дошкольников устойчивого интереса к музыкальным произведениям различных жанров;

- совершенствование навыков пения;

- развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, умения понимать изобразительные и выразительные возможности музыки;

- повышение творческой активности детей на занятиях.

Как справедливо утверждает Н.Ветлугина, далеко не всякое исполнение танца, песни, музыкального произведения отвечает эстетическим требованиям. «Основное качество, которое позволяет отнести исполнение к эстетическому, - это его выразительность, под которой понимается способность непосредственно и искренне выразить эмоциональное содержание музыки, сохранив индивидуальное своеобразие в пении и движении, передав чистоту певческих интонаций и точность движений».

Для того, чтобы достичь в исполнительской деятельности образной выразительности, необходимы методы и приемы, исключающие однообразное повторение. Существующий в музыкальной педагогике прием упражнение (подразумевает многократное повторение элемента с целью усвоениея приводит к тому, что у детей снижается активность в исполнительской деятельности, исчезает интерес и, как следствие, выразительность исполнения.

В этой связи одной из актуальных задач, стоящих перед дошкольной педагогикой, является разработка методов, которые способствовали бы активизации музыкальной исполнительской деятельности детей с удовольствием, а значит, качественно и выразительно.

Важная роль в решении данной задачи принадлежит театральной педагогике,

которая получила свое развитие благодаря усилиям ученых,изучавших её влияние на детей школьного возраста (П. Ершов, Е.Роговер, А.Гончарук, Л.Никольский, А.Степанова), и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста (И.Андреева, Е.Медведева, И. Вечканова,Л. Машковцева и др.).

К сожалению, методы активизации музыкальной исполнительской деятельности дошкольников средствами театра не были рассмотрены.

Поэтому тема изучения методов театральной педагогики и их влияние на развитие образной выразительности в музыкально – театрализованной деятельности старших дошкольников является актуальной.

Благодаря работам таких ученых, как П.Ершов и В.Букатов, стало возможным систематизировать методы театральной педагогики, обозначить соответствующие им приемы, которые направлены на активизацию исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Основными видами музыкальной деятельности старших дошкольников (детей 6-7лет) являются:

- слушание музыки;

- пение;

- ритмические упражнения и движения;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально – театрализованная деятельность.

Последний вид деятельности занимает большое место в развитии образной выразительности и является неотъемлемой частью музыкальных занятий.

Итак, можно выделить методы физических, словесных и бессловесных действий, которые можно использовать в работе с дошкольниками.

1. Метод физических действий. Данный метод включает в себя такие приемы, как театральные упражнения, этюды, театрализованные игры и музыкально – пластические импровизации.

Театральные упражнения - способы отработки того или иного действия с целью его усвоения. Они отличаются от обычных музыкальных тем, что направлены на формирование внимания (например, одновременно начинать танец, песню и т.д.))

Этюд, в отличие от упражнения, имеет воображаемые обстоятельства и определенный сюжет. Задача этюда – активизировать творческие способности для создания импровизации. Например, чтобы развить у детей выразительность танцевальных движений, можно использовать этюд (Музыкальный репертуар: музыка И.Дунаевского – «Полька»).

Педагог: В одном лесу жила одна маленькая пчелка. Ей хотелось поскорее научиться собирать нектар, но учительница сказала, что ей сначала нужно научиться танцевать. Посмотрите движения, которые выучила пчелка (педагог показывает движения). Пчелке так понравилось танцевать, что она решила научить этому танцу своих друзей: кузнечика и светлячка. Какие это были движения? (дети показывают движения), затем исполняют этюд «Танец маленькой пчелы».

Театрализованные игры, как и этюды, являются средством для развития образной выразительности. Через игру дошкольник учится не только распознать эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.

Педагог в театрализованных играх может выступать в качестве равноправного партнера, выбирая для себя роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Дети в этом случае станут более естественно и непринужденно включаться в действие, перенимая опыт взрослого. На занятиях мы используем такие театрализованные игры: «Маленькая история про медведя», «Сказка про Аленушку и лису», где дети учатся изображать различных по характеру персонажей.

2. Методы бессловесных действий. Эти методы решают задачи развития сенсорных способностей детей, ладовысотного слуха и чувства ритма. Методы бессловесных действий тесно связаны с движением, с развитием умения видеть музыкальный образ, показать его пластику. Можно выделить следующие приемы: оценка факта, вес, мобилизация.

Прием «оценка факта» используется для того, чтобы показать, как меняется поведение героя, когда происходит какое – либо событие. Такими событиями могут быть появление другого героя, голос за сценой, рассказывающий о каком – либо событии. В театральной педагогике это новое поведение называется «пристройка». Исполнитель пристраивает свое поведение к изменившимся обстоятельствам.

Прием «вес» – это мышечное ощущение тяжести или легкости тела. Вес в театральной педагогике, в зависимости от характера обстоятельств, классифицируется как легкий, самый легкий, с достоинством, с неохотой, тяжелый, самый тяжелый. Радость, ликование дают ощущение невесомости, полета, легкости. Этот прием действует в музыкальных играх, инсценировках. Например, в сказке – инсценировке «Заюшкина избушка» дети сами подсказывают, как сначала бодро и весело подходили к зайке собаки, медведь, чтобы ему помочь. После слов лисы «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!» - герои шли совсем по – другому – тяжело, с опущенными плечами.

Прием мобилизация необходим для того, чтобы научить детей быть внимательными, не отвлекаться на посторонние звуки, шумы, разговоры.

О приеме «оценка факта» можно рассказать на примере работы над песней «На мосточке» (композитор А.Филлиппенко, слова – Р.Бойко). Педагог говорит детям, что в знакомой им песне поется о детях, о волке и козлике: «Чтобы выразительно спеть песню, давайте расскажем об этой истории простыми словами. Итак, дети решили пойти в лес за грибами.

Настроение у ребят было веселое. А что же произошло дальше? Подошли дети к мосту и остановились. Почему? (Дети отвечают). Дети увидели волка. Сначала они замерли, и не знали, что им делать. Настроение у них изменилось. Как теперь нужно петь? Ответы детей: 1-й ребенок: «Нужно петь испуганно», 2-й ребенок: «Я думаю, что нужно петь удивленно», 3-й ребенок: «Дети очень расстроились, что не смогли попасть в лес из-за волка, поэтому надо петь с огорчением». Затем педагог спрашивает детей: «Как поменялось настроение детей, когда вышел козлик?» 4-й ребенок: «Они очень обрадовались. Надо петь радостно». В заключении дети поют песню, а затем инсценируют ее.

3. Метод словесных действий. Данный метод помогает развитию голоса и слуха детей, учит интонационной выразительности. Интонационную выразительность слова можно выразить «театральными нотами». Основные словесные действия – это действия, постоянно встречающиеся в повседневной жизни. Их можно выразить нотами – глаголами: «зва» - звать, «пре» -предупреждать, «уз» - узнавать, «про» - просить и т.д. Здесь можно привести пример для голоса, цель которого – развитие интонационной выразительности. Для проведения упражнения необходимы карточки с изображением театральных нот и элементы костюма Лисы. Сначала педагог знакомит детей с театральными нотами «пре» - предупреждать и «про» - просить. Эти ноты изображены на картинках. Нота «пре» - «Лиса из заячьего домика предупреждает собак, что выскочит». Нота «про» - «Лиса просит колобка сесть на нос и пропеть еще разок». Ребенок надевает костюм героя, берет карточку с нотой в руки. С интонацией ноты нужно сказать: «Всем привет!»

Таким образом, методы театральной педагогики оказывают самое положительное влияние на развитие образной выразительности в музыкально – театрализованной деятельности старших дошкольников благодаря методу физических действий, методам бессловесных и словесных действий.