МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для проведения практических занятий
по МДК.03.03. Технологический процесс холодной штамповки.
ПМ.03. Холодная штамповка из металла различного профиля на эксцентриковых, фрикционных и кривошипных прессах с применением различных штампов, обучающимися по программе профессионального обучения (профессиональной подготовки) по профессии 19700 «Штамповщик»
2019
Методические указания предназначены для организации работы обучающихся при выполнении практических работ по ПМ 03, МДК.03.03. «Технологический процесс холодной штамповки» в ФКП образовательном учреждении № 46. Содержат рекомендации и задания согласно рабочей программе, разработанной на основе профессионального стандарта "Штамповщик", утвержденного приказом Минтруда России от 08.09.2014 № 622н «Об утверждении профессионального стандарта «Штамповщик»..
Разработчик: Морозов Александр Вячеславович, преподаватель, мастер производственного обучения ФКП образовательного учреждения № 46.
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Инструкции к практическим занятиям | 3 |
2.1. | Практическое занятие № 1 | 5 |
2.2. | Практическое занятие №2 | 6 |
2.3. | Практическое занятие №3 | 7 |
3. | Критерии оценки | 8 |
4. | Заключение | 9 |
5. | Список литературы и электронных ресурсов | 10 |
Пояснительная записка
Данные методические указания к практическим занятиям по МДК.03.03. «Технологический процесс холодной штамповки», входящему в ПМ.03. «Холодная штамповка из металла различного профиля на эксцентриковых, фрикционных и кривошипных прессах с применением различных штампов», предназначены для обучающихся ФКП образовательного учреждения №46 по программе подготовки квалифицированных рабочих 19700 «Штамповщик».
Знания физических, механических, технологических, экологических и эстетических характеристик различных видов конструкционных материалов имеет очень важное значение для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.
Цель практических занятий по дисциплине МДК:
обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
формирование умений применять полученные знания на практике,
реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
развитие общих и профессиональных компетенций;
развитие интеллектуальных умений у будущих квалифицированных рабочих: аналитических, проектировочных, конструктивных и другие;
выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, инструкции, вопросы для самоконтроля и перечень информационных источников.
По учебному плану на дисциплину выделено 18 часов из них на практические занятия - 3 часа.
| Наименование темы согласно плану | Тема практического занятия | Количество часов. |
1 | Тема 2.1. Гибка. | Практическая работа № 1. Расчет длины заготовки при гибке. | 1 |
2 | Тема 3.2. Типовые конструкции штампов для основных разделительных и формоизменяющих операций листовой штамповки. | Практическая работа №2. Изучение конструкций штампов. | 1 |
3 | Тема 3.3. Типовые детали и сборочные единицы штампов. | Практическая работа № 3. Изучение деталей штампов. | 1 |
В результате выполнения практических занятий обучающийся должен уметь:
выполнять расчет длины заготовки при гибке;
определять по конструкции штампа направление движения заготовки, готовых деталей и отходов, параметры установки штампа;
определять по составу и форме деталей штампа вид выполняемой им операции, штампы простого, последовательного и совмещенного действия.
Практические занятия выполняются в соответствии с графиком учебного процесса. Предусмотрена также самостоятельная подготовка к практическим занятиям. Выполнению практического занятия предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению заданий.
Оценка за выполнение практического занятия выставляется по пятибалльной системе и учитывается как показатель текущей успеваемости обучающегося.
В случае пропуска практического занятия по уважительной причине обучающийся обязан выполнить его самостоятельно внеаудиторно, либо в аудит
ории в течение учебного времени по индивидуальному графику работы. Вопрос отработки практической работы решается преподавателем индивидуально по каждому обучающемуся.
Выполнение всех практических занятий необходимо для допуска обучающегося к дифференцированному зачету по дисциплине.
2. Инструкции к практическим занятиям
Практическое занятие № 1
ТЕМА: Расчет длины заготовки при гибке.
Цель: определить расчетную длину заготовки при гибке в формоизменяющем (гибочном) штампе при заданном угле деформации.
Уважаемые обучающиеся!
В результате выполнения этой работы вы научитесь выполнять расчет заготовки для гибке в штампе.
Выполнение этой работы обязательно для допуска к зачёту (экзамену).
Оборудование:
техническая документация на изготавливаемую деталь, образец готовой детали;
тетрадь, ручка, карандаш, линейка, штангенциркуль.
Справочная литература:
Технология холодной штамповки: учебник для вузов по специальностям «Машины и технология обработки металлов давлением» и «Обработка металлов давлением» / Ю.А. Аверкиев, А.Ю. Аверкиев. М.: Машиностроение, 2009 – 304с.: ил.
Порядок выполнения работы:
1. Рассмотреть изображение детали изображенной на чертеже.
2. Определить длину (величины) прямолинейных участков детали изображенной на чертеже.
3. Заполнить таблицу:
№ п/п | Длина прямолинейного участка li, мм | Толщина материала s, мм | Внутренний радиус кривизны детали Rв, мм | Угол гибки α, о |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | | | | |
2 | |
4. Выполнить расчет радиуса изгиба:
Rи = Rв + s/2, мм
5. Выполнить расчет длины криволинейного участка:
lку = π * α / 180 *Rд, мм
6. Определить длину заготовки:
L = ∑ li + lку, мм.
Примечание: В ячейках «Длина прямолинейного участка» последовательно записываются размеры всех прямолинейных участков.
7. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1). Что лежит в основе операции «Гибка»?
2). Какой материал можно использовать для гибки?
3). Как устроен гибочный штамп?
4). Какими параметрами должен удовлетворять пресс для выполнения гибочных операций?
5). Какие детали можно изготавливать с помощью гибки?
Практическое занятие № 2
ТЕМА: Изучение конструкций штампов.
Цель: научиться различать различные виды штампов предназначенных для выполнения разделительных и формоизменяющих операций, а также комбинированных штампов.
Уважаемые обучающиеся!
В результате выполнения этой работы вы научитесь определять характер операций выполняемых на конкретном штампе.
Выполнение этой работы обязательно для допуска к зачёту (экзамену).
Оборудование:
раздаточный материал «Чертежи комбинированных штампов, штампов для разделительных и формоизменяющих операций»;
образцы штампов для различных операций.
Справочная литература:
Холодноштамповочное оборудование и его наладка. / А.Н. Гусев, В.П. Линц. – Москва: «Высшая школа», 2012. – 278 с.
Технология холодной штамповки. Малов А.Н. М.: Машиностроение, 2012. 568 с.
Порядок выполнения работы:
1. Осмотреть образец и (или) чертеж штампа.
2. Записать названия элементов штампа и их местоположение (верхнее, нижнее).
3. Определить предназначение штампа и характер выполняемых на нем работ.
4. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1). Какие операции выполняют на штампах для разделительных операций?
2). Какие операции выполняют на штампах для формоизменяющих операций?
3). Какие отличия имеют пробивные и вырубные штампы?
4). Какое расположение конструктивных элементов характерны для открытых и закрытых штампов?
5). Какие отличия имеют комбинированные штампы совмещенного и последовательного действия?
Практическое занятие № 3
ТЕМА: Изучение деталей штампов..
Цель: выучить терминологию применяемую для названия деталей штампов и знать их конструкционные особенности.
Уважаемые обучающиеся!
В результате выполнения этой работы вы научитесь давать характеристику и назначение деталей штампа.
Выполнение этой работы обязательно для допуска к зачёту (экзамену).
Оборудование:
раздаточный материал «Чертежи комбинированных штампов, штампов для разделительных и формоизменяющих операций»;
образцы штампов для различных операций.
Справочная литература:
Холодноштамповочное оборудование и его наладка. / А.Н. Гусев, В.П. Линц. – Москва: «Высшая школа», 2012. – 278 с.
Технология холодной штамповки. Малов А.Н. М.: Машиностроение, 2012. 568 с.
Порядок выполнения работы:
1. Осмотреть образец и (или) чертеж штампа.
2. Записать названия элементов штампа.
3. Дать определение каждой детали штампа, их предназначение и назвать конструкционные особенности.
4. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1). Какие детали являются корпусными, их назначение?
2). Какие детали являются рабочими, их назначение?
3). Какие детали являются корпусными, их назначение?
4). Какие детали являются направляющими, их назначение?
5). Какие детали являются установочно – фиксирующими, их назначение?
6). Какие детали являются съемно – удаляющими, их назначение?
7). Какие детали являются крепежными, их назначение?
3. Критерии оценки
Оценка | Критерии |
Полнота выполненного задания | Самостоятельность при выполнении задания | Вычисления | Оформление |
| Обучающийся полностью справился с заданием: заполнил таблицу, составил полные списки, определил размеры заготовки, определил предназначение штампа и характер выполняемых на нем работ, дал определение каждой детали штампа, их предназначение и назвал конструкционные особенности . | Задание выполнено обучающимся полностью самостоятельно | Правильно рассчитаны размеры заготовки. | Использована профессиональная терминология при составлении списков. |
4 | Обучающийся справился с заданием, хотя имеются отдельные незначительные неточности в определении размера заготовки, в определении предназначения штампа и характера выполняемых на нем работ, в определении каждой детали штампа, их предназначения и названии конструкционных особенностей. | Задание выполнено обучающимся самостоятельно. В затруднительных моментах воспользовался устной консультацией с преподавателе м для уточнения правильности своих действий. | Имеются ошибки в рассечете размеров заготовки | Наблюдаются некоторые затруднения при подборе слов, терминов и использовании профессиональной терминологии при составлении списков.. |
3 | Задание выполнено не полностью, имеются недостатки в определении размера заготовки, в определении предназначения штампа и характера выполняемых на нем работ, в определении каждой детали штампа, их предназначения и названии конструкционных особенностей. | Задание выполнено обучающимся с помощью дополнительного источника информации. | Допущены грубые ошибки в вычислениях | Наблюдаются затруднения при подборе слов, терминов и использовании профессиональной терминологии при заполнении ведомостей |
2 | Задание не выполнено. | Задание с помощью дополнительного источника информации не выполнено. | Отсутствуют вычисления. | Профессиональная терминология при заполнении ведомостей отсутствует. |
Заключение
Методическая разработка соответствует требованиям ФГОС СПО по профессии 150707.01 «Наладчик холодноштамповочного оборудования» профессионального стандарта "Штамповщик".
Тематика и содержание практических работ направлены на приобретение умений и знаний, требуемых для рабочих данной профессии.
Данная методическая разработка рекомендуется к использованию для проведения практических занятий по МДК.03.01. «Общие сведения о холодноштамповочном производстве», для профессии 19700 «Штамповщик».
Методическую разработку рекомендуется использовать преподавателям дисциплин профессионального цикла при подготовке к практическим занятиям.
Практические занятия проводятся в групповой форме, что обеспечивает возможность коллективного взаимообучения и согласованных способов деятельности, направленных на достижение результата.
При формулировке выводов в ответах на контрольные вопросы развиваются умения самостоятельно работать с источниками учебной и научно- технической информации, выделять главное и характерное, обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, устанавливать причинно - следственные связи, делать необходимые выводы.
Воспитание творческого отношения к избранной профессии является необходимым фактором в подготовке квалифицированного специалиста.