СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические указания для выполнения практических работ по МДК 02.02. Теоретические и методические основы организации трудовой деятеьности дошкольников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Красночикойский филиал
ГПОУ «Читинский политехнический колледж»
ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников
Методические указания
для выполнения практических работ
студентами II курса
специальности СПО
44.02.01 Дошкольное образование
2021
Утверждаю: Методист _____________ Т.Г.Зыкова «______»__________ 20__г.
| Рассмотрено и одобрено на заседании МЦК профессионального цикла гуманитарного профиля «______»____________ 20___г. Протокол № ________ Председатель МЦК _____________Е.Г.Линейцева |
Автор: Линейцева Е.Г, преподаватель, Красночикойский филиал ГПОУ «Читинский политехнический колледж»
Методические указания предназначены для выполнения практических работ студентами II курса специальности 44.02.01 Дошкольное образование по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников, содержат задания согласно рабочей программы, разработанной по ФГОС СПО
Введение
В соответствии с ФГОС СПО практические занятия относят к основным видам учебных занятий. Практические работы направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
Выполнение студентами практических занятий по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников направлено на:
обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам данной дисциплины;
формирование умений применять полученные знания по теории на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
развитие интеллектуальных умений будущих специалистов;
выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Ведущей целью практических занятий по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников является формирование практических умений, а также обобщение, систематизация, углубление и конкретизация теоретических знаний.
Настоящие методические указания составлены в соответствии с ФГОС СПО по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников относится ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей.
Практические занятия предусмотрены по основным темам, входящим в МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. В практической работе представлен набор заданий, необходимых для выполнения и перечень рекомендуемой литературы.
Отчеты по практическим работам оформляются в специальной тетради для практических работ. Отчет содержит: порядковый номер, тему и цель практической работы, выполнение заданий, предусмотренных в работе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1.Определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства трудовой деятельностью детей;
У5. Организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
У6.Ухаживать за растениями и животными;
У10.Оценивать продукты детской деятельности;
У16.Анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития детей;
Знать:
З1.Теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общений детей;
З4.Сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;
З5.Содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;
З6.Способы ухода за растениями и животными;
З17.Теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;
З18.Способы диагностики результатов трудовой деятельности детей;
З19.Основы организации творческой деятельности;
Методические указания и задания к выполнению практических работ
по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников
Тема 2.Теоретические основы и методика планирования трудовой деятельности
Практическое занятие №1
Тема: Анализ планов работы воспитателей дошкольных учреждений.
Цель: научиться анализировать планы работы воспитателей дошкольных учреждений
Время на выполнение практической работы – 6 часов
Методические рекомендации.
Проанализировать структуру программ. Выделить содержание.
Выполнить сравнительный анализ образовательной области «Труд» в программе дошкольного образования «От рождения до школы», «Радуга», «Детство», «Истоки».
Практическое занятие №2
Тема: Планирование и презентация плана организации трудовой деятельности дошкольников.
Цель: научиться планировать и презентовать план организации трудовой деятельности дошкольников
Время на выполнение практической работы – 4 часа
Методические рекомендации.
Подготовка к выполнению мультимедийной презентации в Microsoft Power Point
Презентация дает возможность наглядно представить студенческой аудитории инновационные идеи, разработки и планы. Учебная презентация представляет собой результат самостоятельной работы студентов, с помощью которой они наглядно демонстрируют материалы публичного выступления перед аудиторией.
Компьютерная презентация – это файл с необходимыми материалами, который состоит из последовательности слайдов. Каждый слайд содержит законченную по смыслу информацию, так как она не переносится на следующий слайд автоматически в отличие от текстового документа. Студенту – автору презентации, необходимо уметь распределять материал в пределах страницы и грамотно размещать отдельные объекты. В этом ему поможет целый набор готовых объектов (пиктограмм, геометрических фигур, текстовых окон и т.д.).
Бесспорным достоинством презентации является возможность при необходимости быстро вернуться к любому из ранее просмотренных слайдов или буквально на ходу изменить последовательность изложения материала. Презентация помогает самому выступающему не забыть главное и точнее расставить акценты.
Компьютерная презентация обладает целым рядом достоинств:
Информативность – элементы анимации, аудио – и видеофрагменты способны не только существенно украсить презентацию, но и повысить ее информативность;
Копируемость – с электронной презентации моментально можно создать копии, которые ничем не будут отличаться от оригинала;
Транспортабельность – электронный носитель с презентацией компактен и удобен при транспортировке. При необходимости можно переслать файл презентации по электронной почте или опубликовать в Интернете или сделать сообщение дистанционно.
Одной из основных программ для создания презентаций в мировой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.
Структура презентации
Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.
Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы, а также фамилию, имя, отчество, должность и ученую степень преподавателя.
На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.
Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.
На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.
Рекомендации по оформлению презентаций в MicroSoft Power Point
Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.
Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.
Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ¾ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается с последних рядов.
Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.
На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.
При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.
Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.
Порядок и принципы выполнения компьютерной презентации
Перед созданием презентации необходимо четко определиться с целью, создаваемой презентации, построить вступление и сформулировать заключение, придерживаться основных этапов и рекомендуемых принципов ее создания.
Основные этапы работы над компьютерной презентацией:
Спланируйте общий вид презентации по выбранной теме, опираясь на собственные разработки и рекомендации преподавателя.
Распределите материал по слайдам.
Отредактируйте и оформите слайды.
Задайте единообразный анимационный эффект для демонстрации презентации.
Распечатайте презентацию.
Прогоните готовый вариант перед демонстрацией с целью выявления ошибок.
Доработайте презентацию, если возникла необходимость.
Основные принципы выполнения и представления компьютерной презентации:
помните, что компьютерная презентация не предназначена для автономного использования, она должна лишь помогать докладчику во время его выступления, правильно расставлять акценты;
не усложняйте презентацию и не перегружайте ее текстом, статистическими данными и графическими изображениями. Наиболее эффективная презентация Power Point – простая презентация;
Не читайте текст на слайдах. Устная речь докладчика должна дополнять, описывать, но не пересказывать, представленную на слайдах информацию;
дайте время аудитории ознакомиться с информацией каждого нового слайда, а уже после этого давать свои комментарии показанному на экране. В противном случае внимание слушателей будет рассеиваться;
делайте перерывы. Не следует торопиться с демонстрацией последующего слайда. Позвольте слушателям подумать и усвоить информацию;
предложите раздаточный материал в конце выступления, если это необходимо. Не делайте этого в начале или в середине доклада, т.к. все внимание должно быть приковано к вам и к экрану;
обязательно отредактируйте презентацию перед выступлением после предварительного просмотра (репетиции)
Тема 3. Содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников.
Практическое занятие №3
Тема: Осуществление анализа методической литературы по трудовому воспитанию (Д.В. Сергеева, А. Д. Шатова, Г. М. Киселева, Р. С. Буре).
Решение педагогических ситуаций с целью определения целей, задач, содержания, методов и средств руководства трудовой деятельностью детей.
Определение содержания программ дошкольного образования.
Цель: научиться решать педагогические ситуации с целью определения целей, задач, содержания, методов и средств руководства трудовой деятельностью детей. Определять содержание программ дошкольного образования.
Время на выполнение практической работы – 4 часа
Методические рекомендации.
Задание
1.Изучите статью А. Д. Шатовой в книге «Воспитание дошкольников в труде» и разработайте содержание поручений по предложенной ею схеме.
2.Дежурства. Дежурства как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н.Борисовой. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей.
3.Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/Под ред. Р. С. Буре. - М.,
1.Изучите статью А. Д. Шатовой в книге «Воспитание дошкольников в труде» и разработайте содержание поручений по предложенной ею схеме.
Дежурства. Дежурства как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н.Борисовой (1953). Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г. Н. Година. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.
В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает столы к еде. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животными.
Начиная с 3 лет дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи (накрыть на стол). Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение, например, Мише предлагает расставить хлебницы на тех двух столах, а Юле - на этих.
Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой - разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Трудно «привязать» каждый из описанных этапов работы с детьми к конкретному возрасту - все зависит от уровня развития у детей навыков совместной деятельности, трудовых навыков, а также систематичности данного труда в их практике. Но важно соблюдать эту последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую.
Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявления творчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Иногда воспитатель или няня подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу («Сегодня у Люды день рождения, поставьте ей эту красивую чашку», «Давайте подумаем, чем мы сегодня обрадуем детей, - поставим цветы или разложим новые салфетки?», «Давайте сегодня расставим столы по-другому, чтобы все видели друг друга» и т.п.); поощряет желание дежурных придумать что- то интересное и приятное для всех.
Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.
Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты (JI. Г. Нисканен).
Если они выполнят все дела (покормят рыбок, польют цветы, почистят клетку и т.д.) утром, то потом уже им не надо будет уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.
2.Дежурства. Дежурства как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н.Борисовой .
Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей.
Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.
Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе.
В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям. Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает на столы перед едой. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животным.
Начиная с трех лет, дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи. Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой - разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети осваивают умение согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Трудно «привязать» каждый из описанных этапов работы с детьми к конкретному возрасту - все зависит от уровня развития детей, от того, как быстро переходит каждый ребенок с одной ступеньки на другую.
Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявление творчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Иногда воспитатель или няня подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу; поощряет желание дежурных придумать что-то интересное и приятное для всех.
Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.
Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполняют все дела утром, то потом уже им не надо уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.
Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе устраивается доска дежурств, содержащая информацию, которая должна быть понятна и детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.
Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели. Это может быть разовое дежурство, дневное, то есть в течение дня дежурство по столовой или в уголке природы, 2-х, 3-х- дневное. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Обсуждение можно проводить, как только с дежурными, так и с присутствием и участием всех детей. Такие обсуждения полезны при введении нового вида дежурств, а также особенно интересного выполнения детьми своих обязанностей. Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только с дежурившими.
Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Например, устраивают дежурство по раздевалке, по спальне, по подготовке к выходу на прогулку. Этого делать не следует. Подобного рода превращается в контроль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитию дошкольников, утрачивается основной смысл дежурств - забота о других.
Таким образом, дежурство как форма организации детского труда имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.
3.Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду /Под ред. Р. С. Буре. - М.,
Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию - к их размеру материалу, окраске - и к организации труда дошкольников. Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни (см. приложение в кн.: Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/под ред. Р.С, Буре. -- М.,).
С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей. Конечно, можно сказать ребенку: «Подожди, сейчас Сережа покопает, а потом отдаст лопату тебе. И ты будешь копать». Но лучше, чтобы воспитатель заранее отбирал нужное количество оборудования, а если его мало, продумывал, чем будут заниматься остальные дети. Неорганизованность расхолаживает детей и снижает интерес к труду, Надо, если это возможно, использовать бытовую технику. Прежде чем дети начнут применять оборудование, следует обучить их соответствующим способам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, затем показать способ действия. И только после этого объявлять о начале работы.
Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьезной работы.
Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот вопрос всегда был и остается предметом дискуссий для специалистов. Нужно ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой труд выполнять охотно и с интересом? Ответ на этот вопрос может быть разным в зависимости от исходной методологической позиции. Если мы реализуем личностно ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.
Практическое занятие №4
Тема: Решение педагогических ситуаций с целью определения цели, задач, содержания, методов и средств руководства трудовой деятельностью детей
Цель: научиться решать педагогические ситуации с целью определения цели, задач, содержания, методов и средств руководства трудовой деятельностью детей
Время на выполнение практической работы – 2 часа
Методические рекомендации.
Решение педагогической задачи.
1.Решить задачу. Ребенок, вернувшись из детского сада, увлеченно рассказывает бабушке о том, как интересно прошло его дежурство: мыл посуду, поливал растения, рыхлил грядки. Реакция бабушки: «За что воспитатель деньги получает, детей заставляет работать!». Как поступить воспитателю? Какими будут ваши действия в данной ситуации?
2. Решить задачу Часто дети охотно берутся за интересную работу, выполняют ее длительное время. А полезное, но не привлекательное дело продвигается долго. Как поступить педагогу в данной ситуации? Объясните народную мудрость: «Приохотить труднее, чем приневолить».
3. Решить задачу Шестилетняя девочка, не владеющая навыками самообслуживания, стала посещать детский сад. Сверстники смеялись над ней и дразнили девочку неумейкой. Что может предпринять воспитатель? Какое вы можете найти решение для этой ситуации?
Практическое занятие №5
Тема: Педагогические мастерские: характеристика приемов организации посильного труда дошкольников с учетом возраста и психофизиологического развития детей
Цель: выполнить характеристику приемов организации посильного труда дошкольников с учетом возраста и психофизиологического развития детей
Время на выполнение практической работы – 2 часа
Методические рекомендации.
Составьте модель трудовой деятельности детей в течении дня (возраст – по выбору) заполните таблицу:
режимный момент | вид труда 1 2 3….
| цель | форма организации 1… 2…. 3…. | методы, приемы руководства 1… 2… 3…. |
утренний прием |
|
|
|
|
подготовка к завтраку, завтрак |
|
|
|
|
подготовка к занятиям, занятия |
|
|
|
|
подготовка к прогулке, прогулка |
|
|
|
|
подготовка к обеду, обед |
|
|
|
|
подготовка к дневному сну, сон |
|
|
|
|
подъем, закаливание |
|
|
|
|
подготовка к полднику, полдник |
|
|
|
|
организация совместной и самостоятельной деятельности |
|
|
|
|
подготовка к прогулке, прогулка |
|
|
|
|
Тема 4.Способы ухода за растениями и животными.
Практическое занятие №6
Тема: Выполнение трудовых действий по уходу за растениями
Цель: научиться выполнять трудовые действия по уходу за растениями
Время на выполнение практической работы – 2 часа
Методические рекомендации.
Составьте схему выполнения трудовых действий по уходу за растениями.(по возрастам).
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
В возрасте 3-4 лет дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия, обращает внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями - это расширяет детский словарь, активизирует его. Педагог разъясняет необходимость ухода за растениями и животными.
В возрасте 4-5 лет труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Воспитатель разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить.
Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. В этом возрасте идет формирование стремления, помогать воспитателю, приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
Для группы 5-6 лет в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.
Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.
В возрастной группе 6-7 лет в процессе труда в природе у детей воспитывается трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе. Они учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.).
У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.
Практическое занятие №7
Тема: Защита проектов: устройство террариума, инсектария, аквариума.
Цель: защищать проекты: устройство террариума, инсектария, аквариума.
Время на выполнение практической работы – 2 часа
Методические рекомендации.
Паспорт проекта
| Компоненты | Описание проекта |
1. | ФИО участника |
|
2. | Тема проекта |
|
3. | Актуальность проекта | |
4. | Объект исследования |
|
5. | Цель проекта | |
6. | Тип проекта | Поисково-исследовательский |
7. | Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание | Организационно – подготовительный этап: Определение проблемы проекта, формулировка цели, задачи. Самооценка и самоконтроль. Технологический этап: Выполнение технологической операции, создание продуктов, инструменты и оборудование с которыми учащиеся работают. Заключительный этап: проводится анализ проделанной работы, результаты исследования. |
8. | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: Гипотеза исследования: Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования; 2. Диагностика детей; 3. Анкетирование родителей; 4. Консультирование педагогов, учителей начальных классов и родителей; 5. Разработка, обобщение и внедрение передового опыта. Оборудование для проведения исследования: ноутбук Ход исследования Сбор и обработка информации по теме…, Выявление характеристик, оформление результатов и размещение на сайте |
9. | Исследование |
|
10. | Перспектива проекта |
|
Практическое занятие №8
Тема: Деловая игра: «Бюро по уходу за животными».
Цель: научиться организовывать и проводить деловую игру: «Бюро по уходу за животными».
Время на выполнение практической работы – 2 часа
Методические рекомендации.
Разработать и провести деловую игру. Написать правила игры, подобрать необходимый инвентарь.
Тема 5.
Теоретические основы руководства трудовой деятельностью дошкольников
Практическое занятие № 9
Тема: Составление модели трудовой деятельности детей в течение дня (возраст – по выбору) по предложенной схеме.
Цель: научиться составлять модели трудовой деятельности детей в течение дня (возраст – по выбору) по предложенной схеме.
Время на выполнение практической работы – 2 часа
Методические рекомендации.
По программе «От рождения до школы)
(2-3 года (стр 155)
Приобщение к доступной трудовой деятельности. Создавать условия для приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Привлекать их к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), объяснять, зачем он выполняет те или иные действия. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
3-4 года (стр167)
Приобщение к труду. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал, книги. Во второй половине года начинать формировать навыки, необходимые для дежурства по столовой (раскладывать ложки, расставлять хлебницы, салфетницы и т.п.). Воспитывать уважительное, бережное отношение к результатам труда и творчества, своего и сверстников (рисункам, поделкам, постройкам и т.п.). Воспитывать уважение к людям знакомых профессий, бережное отношение к результатам их труда. Побуждать детей оказывать помощь взрослым, выполнять элементарные трудовые поручения.
4-5 лет (стр.195)
Приобщение к труду. Продолжать приобщать детей к доступной трудовой деятельности, воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки, помогать воспитателю (выполнять его поручения), приводить в порядок (очищать, просушивать, относить в отведенное место) используемое ими в трудовой деятельности оборудование.
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Поддерживать инициативу детей при выполнении посильной работы (ухаживать за комнатными растениями, поливать их, расчищать снег, подкармливать зимующих птиц и пр.).
Продолжать воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивать значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.
5-6 лет (стр 229)
Приобщение к труду. Продолжать приобщать детей к доступной трудовой деятельности, воспитывать положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда и творчества. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда и на занятиях творчеством. Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т.п.
Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
Поощрять желание выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения; фиксировать необходимые данные в календаре природы — время года, месяц, день недели, время суток, температуру, результаты наблюдений; подбирать книги, соответствующие тематике наблюдений и занятий, и т.д.).
Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, поддерживать инициативу детей при выполнении посильной работы Формировать умение достигать запланированного результата. Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). Воспитывать уважение к результатам труда и творчества сверстников.
Расширять представления детей о труде взрослых, результатах их труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
6-7 лет ( стр 266)
Приобщение к труду.
Развивать творческую инициативу, способность реализовывать себя в разных видах труда и творчества. Продолжать формировать осознанное отношение и интерес к своей деятельности, умение достигать запланированного результата, воспитывать трудолюбие.
Учить детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
Учить детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада, добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой (сервировать стол, приводить его в порядок после еды), формировать - образовательная деятельность с деть ми 6–7 лет навык ответственно относиться к обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения; фиксировать необходимые данные в календаре природы и т.д.). Прививать интерес к труду в природе, привлекать к посильному участию.
Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда.
Практическое занятие №10
Тема: Разработка конспекта совместной трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по технологической карте
Цель: научиться Разрабатывать конспект совместной трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по технологической карте.
Время на выполнение практической работы – 4 часа
Методические рекомендации.
Технологическая карта занятия
ФИО воспитателя:
Образовательные области:
Тема занятия:
Возрастная группа:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Дополнительные задачи:
Словарная работа:
Планируемый результат занятия:
Подготовительная работа:
Материалы и оборудование
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап |
|
|
|
|
|
2. | Основной этап |
| ||||
2.1. | Этап постановки проблемы |
|
|
|
|
|
2.2. | Этап ознакомления с материалом |
|
|
|
|
|
2.3. | Этап практического решения проблемы |
|
|
|
|
|
3. | Заключительный этап |
|
|
|
|
|
Тема 6. Способы диагностики результатов трудовой деятельности
Практические занятия №11
Тема: Обработка данных по диагностике труда (методика на выбор)
Цель: научиться обрабатывать данные по диагностике труда (методика на выбор)
Время на выполнение практической работы – 2 часа
Методические рекомендации.
Подобрать серию методик по диагностике труда, выполнить описание: автор, цель, задачи, инструкция по обработке результатов.
Практические занятия №12
Тема: Решение педагогических задач: «Оценка продуктов детской деятельности»
Цель: научиться решать педагогические задачи: «Оценка продуктов детской деятельности».
Время на выполнение практической работы – 2 часа
Методические рекомендации.
Решить задачу. Сережа, Костя, Ваня работают вместе. Сережа склеивает коробочки из готовых деталей, Ваня вырезает кружочки, Костя квадратики складывает се в коробочку. Сережа плохо склеил коробочку, а Ваня ему помог. Стали клеить вместе. Какой вид труда, и в какой форме был организован? Как по – другому можно организовать этот вид труда? Как изменяется содержание
труда в зависимости то возраста детей?
Решить задачу. Прежде чем пойти гулять, малыши на «поезде» объезжают группу, определяют, везде ли порядок. В группе порядок. Интересно, а в шкафчиках такой же порядок? Открывают и проверяют. Заметив непорядок, исправляют. Вечером говорит родителям о том, как их дети умеют наводить порядок. Это делают каждый день. Для решения какой задачи воспитатель
использует такую систему в работе? Почему он обращается и к детям и к их родителям?
Решить задачу. Неряшливый Миша часто одевался на прогулку дольше всех. Его шкафчик рядом со шкафчиком аккуратного коли. При каждом удобном случае, взрослый обращал внимание, как Коля складывает свои вещи. Молодец коля, и ты Миша сможешь. Педагог обращался за помощью к Мише. Просил рассказать, как малыши складывают свою одежду. Оцените приемы,
использованные воспитателем. Какие приемы, по формированию аккуратности и трудолюбия вы будете использовать в своей работе? При каких условиях у ребенка будут сформированы привычки?
Решить задачу. Перед уборкой групповой комнаты воспитатель обратился к детям старшей группы: «Ребята, вы не забыли, что сегодня пятница, и мы как всегда наводим порядок. Педагог помог детям разделиться на подгруппы, предварительно спросив, кто с кем хотел бы трудиться. Двум ребятам, которые не могли разрешить спор, сказал, что Витя вытирал пыль прошлый раз, а сегодня пусть это сделает Саша. Правильно ли были распределены обязанности между детьми? Как вы оцениваете действия педагога по разрешению конфликта? Предложите свой вариант организации этого вида труда.
Библиографический список
Основные источники:
1.Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России. – М.: Народное образование НИИ школьных технологий, 2018г. – 176 с.
2.Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод. пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 141 с.
3.Диагностика в детском саду. / Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевина. – Р-на-Дону., 2017.
4. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Р-на-Дону: Феникс, 2019.
5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 135 с.
6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2020. - 143 с.
7. Салагаева Л.М. Чудесные скорлупки: ручной труд для детей дошк. и мл. шк. возраста: метод. пособие для учителей, воспитателей, рук. кружков ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 96 с.
15. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника: - М: Издательский центр «Академия», 2020. – 334 с.
Дополнительные источники:
1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
2. Васильева М.А. Трудовое воспитание // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С.18.
3. Вакуленко Ю.А. Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы. - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981.
5. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М.,1984.
6. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
7. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. – 52 с.
8. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошко¬льных учреждениях.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. – 87с.
9. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
10. Куликова Т. Учите детей трудиться! // Дошкольное воспитание. - 2000. №7. - С.101-105.
11. Курбатов В. И. Искусство управлять общением. – Ростов на/Д.: Феникс, 1997. – 352 с.
12. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. - М.: Карапуз - дидактика, 2006. – 143 с.
13. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.
14. Мир природы и ребенок: учебное пособие для педагогических училищ / Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой.- СПб.: «Детство- пресс», 2000.
15. Мусиенко С.И. Школа волшебников: уч.- наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2006. - 64с.
16. Планирование и учет результатов трудовой деятельности дошкольников. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0448/1_0448-34.shtml
17. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель, 2009.-200 с.
18. Петрова И. М. Кукольная комната. Ручной труд для детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 48 с.
19. Рузская А.Г. Развитие ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1988 - №3. – с. 37 – 45.
20. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. Под ред. Т.И.Ерофеевой. М.,1999.
21. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 303 с.
22. Толмачева В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности. – Шадринск, 2007.
23. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 112 с.
24. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. – М.: Творческий центр сфера, 2008. – 124 с.
25. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 80 с.
Содержание
Введение ..3
Методические указания и задания к выполнению практических работ по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников …………………………….5
Библиографический список 23
22