Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Симский механический техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УПР:
_______________/И.Г. Степанова/
«____»____________ 2018г.
Заместитель директора по УПР:
_______________/______________/
«____»____________2019
Заместитель директора по УПР:
_______________/______________/
«____»____________2020
Заместитель директора по УПР:
_______________/______________/
«____»_____________2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО
ПМ.04 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ 18559 СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК»
для студентов заочной формы обучения
Основной образовательной программы (ООП)
по специальности СПО 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»
2018г
Методические указания позволяют студентам приобрести опыт практической деятельности, необходимый для формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)».
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Симский механический техникум»
Разработчик: Брылкин А.А., преподаватель ГБПОУ СМТ
Рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии профессиональных дисциплин
Протокол № __________от «______»_____________2018 г.
Председатель ЦК:______________________/_______________________/
Протокол № __________от «______»_____________2019____г.
Председатель ЦК:______________________/_______________________/
Протокол № __________от «______»_____________2020___г.
Председатель ЦК:______________________/_______________________/
Протокол № __________от «______»_____________2021___ г.
Председатель ЦК:______________________/_______________________/
Согласовано с работодателем____________________________________
СОДЕРЖАНИЕ:
| Введение | 4 |
1 | Цели и задачи учебной практики | 4 |
2 | Проведение учебной практики | 6 |
3 | Задание на учебную практику | 6 |
4 | Тематический план учебной практики | 7 |
5 6 | Подведение итогов практики и отчетность Задание на учебную практику | 9 10 |
7 Рекомендуемая литература 15
8 Приложение 1 16
9 Приложение 2 26
10 Приложение 3 27
11 Приложение 4 29
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика ПМ.04 «Выполнение работ по профессии 18559 Слесарь-ремонтник» - это неотъемлемая часть учебного процесса, в ходе которой студенты самостоятельно выполняют определенные учебной программой задачи в условиях реально действующего предприятия и приобретают навыки профессиональной деятельности по профессии Слесарь-ремонтник.
Студенты, благодаря прохождению за время обучения учебной практики, получают возможность:
- сопоставить свои ожидания и реалии будущей профессиональной деятельности;
- приобрести знания и начальные навыки, необходимые для освоения специальных дисциплин, будущей специальности и плодотворной работы.
Учебная практика реализуется обучающимися самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета в форме собеседования. Руководитель практики от техникума оформляет индивидуальное задание для обучающихся.
Общая трудоемкость учебной практики на очной и заочной формах обучения составляет 108 часов
Вид промежуточной аттестации обучающихся - зачет (с оценкой)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Цель учебной практики на предприятии – общее знакомство с производством по специальности, практическое изучение различных операций слесарной обработки
Задачи учебной практики:
- ознакомление с подготовительными, разметочными и пригоночными операциями слесарной обработки, используемыми на предприятии;
- изучить приемы операций слесарной обработки
- приобрести навыки практической работы при составлении технологической карты изготовления изделия, с применением различных видов операций слесарной обработки
В результате прохождения учебной практики студент должен:
знать:
- устройство и принцип работы ручного, электро и стационарного технологического оборудования;
- наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных слесарных приспособлений;
- устройство контрольно-измерительных инструментов;
- назначение, виды режущего инструмента, основные углы и правила заточки;
- основные свойства обрабатываемых материалов;
- назначение и свойства охлаждающих и смазывающих жидкостей;
-правила безопасности труда, электро- и пожарной безопасности.
уметь:
-отличать слесарный инструмент по типам, моделям и их классификации;
-подбирать и затачивать режущий инструмент, исходя из видов слесарных операций и основных свойств обрабатываемого материала;
-пользоваться простейшим мерительным инструментом;
-подбирать слесарные приспособления для выполнения слесарных операций;
иметь практический опыт:
- выбора вида слесарной операции, для изготовления изделия ; требуемого
оборудования; приспособлений; режущего, мерительного инструмента и вспомогательного инструмента.
2. ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.1. Инструктаж студентов перед началом практики в техникуме и на предприятии.
Инструктаж – это важнейшее мероприятие по управлению практикой, от качества проведения которого во многом зависит качество практики в целом, отношение студентов к практике на предприятиях, учебная и производственная дисциплина студентов и т. д.
Инструктаж имеет целью:
- информировать студентов о сроках, целях и задачах практики;
- довести до студентов примерное распределение фонда рабочего времени
в период практики;
- информировать студентов о местах прохождения практики и о руководителях практики от техникума;
- сообщить требования по ведению дневников практики и написанию отчета;
- выдать студентам программу практики, дневники и индивидуальные задания на практику;
- осветить вопросы соблюдения студентами правил техники безопасности и охраны труда (обеспечения безопасности жизнедеятельности) во время практики на предприятии.
На предприятиях – базах практики соответствующими службами проводится вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочих местах.
Студенты, не прошедшие вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности, к прохождению практики не допускаются!
Особое внимание необходимо уделять следующим вопросам:
- правилам внутреннего распорядка и трудовой дисциплине;
- правилам, инструкциям и нормам по технике безопасности, промышленной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;
- санитарно-гигиеническим мероприятиям, проводимым в цехе;
- порядку регистрации и учета несчастных случаев на предприятии;
- правам и обязанностям должностных лиц, отвечающих за технику
безопасности и безопасность жизнедеятельности;
- приемам безопасной работы на металлорежущем, сборочном и прочем оборудовании;
- защитным приспособлениям для глаз и рук, используемым при обработке металлов резанием;
- охране окружающей среды и безопасности жизнедеятельности.
При переводе студентов на другое рабочее место службами предприятия проводится повторный инструктаж на новом рабочем месте.
2.2. Индивидуальные задания
1. Работа во вспомогательных цехах предприятия. Знакомство с основными вопросами слесарного дела. Знакомство с технологией изготовления изделий:
- ознакомиться с приемами операций слесарной обработки;
- применение заготовок, оборудования, приспособлений, режущих, мерительных и вспомогательных инструментов, которые используются для изготовления различных изделий;
- виды брака слесарной обработки;
- технологический процесс слесарной обработки.
2. Проработать образец технологической карты для изготовления изделия «Приспособление вороток» (Приложение 1):
А. прочитать сборочный чертеж изделия;
Б. прочитать чертеж детали
В. проработать технологическую карту изготовления данного приспособления: получение заготовки, применение слесарных операций, применение оборудования, приспособлений, режущих, мерительных и вспомогательных инструментов, которыми оснащен технологический процесс изготовления данного изделия.
Г. Охарактеризовать виды брака, которые могут возникнуть в процессе изготовления данного изделия.
Д. Выявить возможности усовершенствования технологии обработки данного изделия. Внести свои предложения.
3.Комплексная работа.
Разработать технологическую карту для изготовления одной детали: пластина левая с резьбой приспособления для заклепок и губка левая с резьбой для приспособления струбцина ручная. Каждый студент выполняет вариант задания, соответствующий порядковому номеру списка студентов в журнале.
Первый вариант соответствует номерам с 1 по 7, второй вариант - номера с 8 по 15.
3 . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ И ОТЧЕТНОСТЬ
3.1. Отчеты студентов о практике
В завершении практики необходимо написать отчет и предоставить его в учебное заведение для проверки руководителем практики от ГБПОУ СМТ. Отчет о практике составляется каждым студентом самостоятельно. Отчет должен отражать полученные практикантом организационно-технические знания и навыки. Он составляется на основании выполнявшейся во время практики работы, личных наблюдений.
К отчету по практике должен прилагаться дневник практики и характеристика, подписанная руководителем практики от предприятия.
Обучающиеся, имеющие стаж работы или работающие на должностях, соответствующих получаемой квалификации предоставляют с места работы справку и характеристику с оценкой (Приложение 3)
3.2. Правила оформления отчета
Отчет должен быть сжатым, в то же время должен полностью отражать существо излагаемых материалов. Требования технической грамотности, стандартов и культуры изложения являются безусловными. Отчет иллюстрируют эскизами, схемами, фотографиями; копии рисунков из литературных источников допускаются.
Объем отчета не регламентируется, но в среднем имеет примерно 5–8 страниц. Отчет должен быть написан грамотно и аккуратно от руки или с применением современных информационных технологий. Отчет пишется на листах белой бумаги формата А4 (210×297 мм). Ширина полей: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 25 мм и снизу – 20 мм. Страницы отчета нумеруют вверху страницы по центру, обязательно составляется содержание (оглавление).
Схемы, графики и другие графические материалы выполняются в карандаше или с использованием средств машинной графики. Текстовая часть отчета оформляется в соответствии с требованиями стандартов: ГОСТ 2.105 – 95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам, ГОСТ 2.106 – 96. ЕСКД. Текстовые документы.
Отчет готовят в течение всей практики. Для завершения работы над отчетом, по согласованию с предприятием, студентам может быть предоставлено 1 – 2 дня в конце срока практики. Отчет студента -практиканта проверяется преподавателем – руководителем практики. Замечания преподавателя учитываются студентом для внесения изменений в отчет.
Отчет по практике и дневник (Приложение2) являются основными документами, подтверждающими работу студента в период практики. Дневник ведется студентом ежедневно в течение всего периода практики. Он проверяется и визируется руководителями практик от предприятия и от техникума. В дневник записывают все виды работ, выполняемых студентом, и данные необходимые для составления отчета (содержание бесед, учебных занятий на предприятии, экскурсий и т. д.).
В дневнике руководитель практики от предприятия приводит характеристику отношения студента к практике в целом и достигнутых им результатов, сведения об отношении к порученной работе, дисциплинированности, приобретенных навыках, умениях и знаниях, о взаимоотношениях с коллективом.
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Наименование ПМ | Номер темы | Наименование темы | Общие вопросы | Объём часов |
| | | | |
1. | Ознакомиться с основными вопросами слесарного дела. Работа во вспомогательных цехах предприятия Знакомство с технологией изготовления изделий | - ознакомиться с приемами операций слесарной обработки, - применение заготовок, оборудования, приспособлений, режущих, мерительных и вспомогательных инструментов, которые используются для изготовления различных изделий -виды брака слесарной обработки -технологический процесс слесарной обработки | 42 |
2. | Анализ технологии обработки изделия «Вороток» (Приложение1) | -произвести анализ обработки - внести свои предложения по возможности усовершенствования технологии обработки данного изделия. | 12 |
3. | Комплексная слесарная работа. Разработать технологическую карту для изготовления приспособления (вариант 1 -приспособление для заклепок, вариант 2 – струбцина ручная (смотри задание) | А.Прочитать сборочный чертеж изделия, Б.Прочитать чертеж детали В.Разработать технологическую карту по вариантам см. задание | 32 |
4 | Подготовка отчета | - подвести итог всем полученным знаниям в период практики, составить отчет по всем разделам программы. Отразить связь результатов практики с освоением компетенций, практических навыков, знаний и умений, необходимых для освоения дисциплины (модуля), выполнить индивидуальное задание учебной практики | 18 |
Итого: | 108 |
5 . ЗАДАНИЕ НА УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ
Вариант 1. Приспособление для заклепок
Сборочный чертеж
П.1- пластина левая с резьбой ;п.2 пластина правая
Отверстия ф 3.5;4,5, 6 и М8 изготовить в сборе 2-х деталей (п.1 и п.2)
Чертеж детали пластина левая с резьбой
Отверстия Ф3.5;4,5, 6 изготовить в сборе 2-х деталей,
отверстия М8 изготовить в комплекте 2-х деталей (п.1 и п.2)
Вариант 2 Струбцина ручная
Губка правая
Губка левая с резьбой
Сборочный чертеж «Струбцина ручная»
Отверстия в деталях поз.1 и поз.2изготовить в сборе
6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1.Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Издательский центр «Академия».2013, стр. 246
2. Багдасарова Т.А. Выполнение работ по профессии "Токарь". Пособие по учебной практике. Издательство: «Академия» 2015 г.
3. Девисилов В.А. Охрана труда. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. 400с.
4. Чекмарев А.А. Инженерная графика (машиностроительное черчение): Учебник М.: ИНФРА – М, 2009. 396с.
Интернет – ресурсы:
1. http//www.materialscience.ru
2. http://www.sasta.ru
3. http://www.asw.ru
4. http://www.metalstanki.ru
5. http://www.news.elteh.ru
Приложение1
Образец
Технологическая карта изготовления приспособления «Вороток»
Приспособление вороток
Наименование операции | Эскиз детали | Оборудование | Приспособление | Инструменты |
Режущий | Мерительный |
0.ЗАГОТОВКА-2 ДЕТАЛИ (20*20) РАЗМЕТИТЬ ПОВЕРХНОСТЬ | | Верстак слесарный | Тисы слесарные | Чертилка | Измерительная линейка Угольник |
010.ОТРЕЗНАЯ-2 ДЕТАЛИ ОТРЕЗАТЬ ПОВЕРХНОСТЬ 1 | | Верстак слесарный | Тисы слесарные | Ручная ножовка | Измерительная линейка Угольник |
015.ОПИЛИВЫАНИЕ -2 ДЕТАЛИ Опилить поверхности1,2.3.4.5,6 | | Верстак слесарный | Тисы слесарные Губки | Напильник прямоугольный Напильник личный №2 | Угольник Кронциркуль Измерительная линейка |
020.РАЗМЕТОЧНАЯ -2 ДЕТАЛИ РАЗМЕТИТЬ 1 ПАЗ | | Верстак слесарный | Тисы слесарные Губки | Чертилка | Измерительная линейка Угольник |
025.ОПИЛИВАНИЕ -2 ДЕТАЛИ ОПИЛИТЬ 2 ПАЗ | | Верстак слесарный | Тисы слесарные Губки | Напильник для снятия заусенцев Надфиль треугольный | Угольник ШтангенциркульШц125 |
030. РАЗМЕТОЧНАЯ-2 ДЕТАЛИ РАЗМЕТИТЬ 2-ОЙ ПАЗ | | Верстак слесарный | Тисы слесарные Губки | Чертилка | Измерительная линейка Угольник |
035.ОПИЛИВАНИЕ -2 ДЕТАЛИ ОПИЛИТЬ 2-ОЙ ПАЗ | | Верстак слесарный | Тисы слесарные Губки | Треугольный напильник Надфиль треугольный | ШтангенциркульШц125 Угольник |
040. ОПИЛИВАНИЕ -2 ДЕТАЛИ ОПИЛИТЬ КАНАВКИ ДВУХ ПАЗОВ | | Верстак слесарный | Тисы слесарные Губки | Ножовка ручная Надфиль прямоугольный | ШтангенциркульШц125 |
045.РАЗМЕТОЧНАЯ -2 ДЕТАЛИ 1.РАЗМЕТИТЬ ДВА ОТВЕРСТИЯ 2.КЕРНИТЬ 2 ОТВ. | | Слесарный верстак | Тисы слесарные Губки | Чертилка Кернер | Измерительная линейка |
050.СВЕРЛИЛЬНАЯ -2 ДЕТАЛИ 1. ЦЕНТРОВАТЬ ОТВ.10 2. СВЕРЛИТЬ ПАКЕТОМ ИЗ ДВУХ ДЕТАЛЕЙ ОТВ. Ф5. 3. СВЕРЛИТЬ ПАКЕТОМ ИЗ ДВУХ ДЕТАЛЕЙ ОТВ. Ф10. 4. СНЯТЬ ФАСКУ | | Сверлильный станок | Тисы ручные Втулки переход ные Тисы станочные | Центровоч ное сверло СверлоФ5 СверлоФ10 СверлоФ20 | ШтангенциркульШц125 (По месту) |
055.СВЕРЛИЛЬНАЯ -2 ДЕТАЛИ 1. ЦЕНТРОВАТЬ ОТВ. под Ф 6.7 2. СВЕРЛИТЬ ОТВ. Ф 3 3. 2. СВЕРЛИТЬ ОТВ. Ф 6,7 4. СНЯТЬ ФАСКУ | | Сверлильный станок | Тисы станочные Тисы ручные Втулки переход ные | СверлоФ3 СверлоФ6,7 | ШтангенциркульШц125 |
060.CЛЕСАРНАЯ ПРИТУПИТЬ В 2 ДЕТАЛЯХ ОСТРЫЕ КРОМКИ | | Слесарный верстак | Тисы слесарные Губки | Напильник плоский Надфиль круглый Надфиль треугольный Шкурка | |
065.НАРЕЗАТЬ РЕЗЬБУ М8 ПОЗ.1 -В 2 ДЕТАЛЯХ | | Слесарный верстак | Тисы слесарные Губки | Метчик М8 Вороток | (По месту) |
070.ПРИПАСОВКА -2 ДЕТАЛИ ОПИЛИТЬ ПОВЕРХНОСТИ 1,2 ПОДОГНАТЬ ДВЕ ДЕТАЛИ НА ПРОСВЕТ | | Слесарный верстак | Губки Вкладыши | Напильник бархатный | Угольник Лекальная линейка |
Приложение 2
Титульный лист отчёта по УП
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Симский механический техникум»
Заочное отделение
ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
ПМ.04 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕСССИИ 18559 СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК »
Выполнил: (ФИО)
студент (ка) группа МЗ-2 (вписать
группу),
специальности 15.02.12 «Монтаж,
техническое обслуживание
и ремонт промышленного
оборудования (по отраслям)»
заочной формы обучения
_____________________________
(подпись)
«___» ___________ 201__г.
Проверил: преподаватель ГБПОУ СМТ
______________________________
(подпись)
_____________________________
(оценка)
«___» ___________ 201_ г.
2019
Приложение 3
Для работающих по профессии!
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Студента _________________________________________________________
Специальность 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт (по отраслям)», заочной формы обучения, группа МЗ-2
Наименование базы практики:________________________________________
Оцениваемые показатели | Граничные критерии оценки | Оценка показателей по 5-балльной шкале |
отлично | неудовлетворительно |
Отношение к работе | Ответственно относится к выполнению полученного задания, не допускал опозданий и пропусков, все материалы практики предоставлены к указанному сроку | Регулярные опоздания и пропуски. Отношение к работе крайне безответственное, материалы практик к указанному сроку не предоставлены | |
Взаимоотношения и эффективность работы как члена коллектива | Коммуникабелен, быстро адаптируется к выполнению различных ролей в коллективе | Отношения с коллегами напряженные, указания руководителя не выполняет, любую работу порученную, как члену коллектива, пытается переложить на других | |
Использование инструментов, приспособлений | Грамотно работает с инструментами, соблюдает все правила и приёмы работы, техники безопасности | Не способен самостоятельно использовать инструменты и приспособления | |
Выполнение необходимых вычислений и использование стандартных алгоритмов и форм | Чётко заполняет журналы измерений и без затруднений выполняет вычисления | Большое число ошибок в вычислениях, требуется доскональная проверка результатов | |
Умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач | Без дополнительных пояснений (указаний) использует знания и умения, полученные при изучении смежных дисциплин | Не способен использовать знания из разделов смежных дисциплин при решении задач | |
Дополнительная характеристика ____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Средний балл:_____________________
Заверяю: __________________________________________________________________
(ФИО, должность, подпись руководителя практики от предприятия)
М.П. «___»___________ 2019 г.
__________________________________________________________________
Заключение о выполнении и сдаче зачета по практике
Практика пройдена в полном/не полном объеме (нужное подчеркнуть) |
К защите практики представлены материалы: |
1. Справка с места работы |
2. Характеристика работы обучающегося на практике с оценкой |
Оценка по практике ________________________
Руководитель практики от ГБПОУ СМТ: _______________ /Брылкин А.А./
«____»____
Приложение4
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Симский механический техникум»
Заочное отделение
ДНЕВНИК
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
ПМ.04 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ 18559 СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК»
в период с«_____»________20____ г. по «_____»________20____г.
Выполнил: (вписать ФИО)
студент группы МЗ-2
специальности 15.02.12 «Монтаж,
техническое обслуживание
и ремонт промышленного
оборудования
(по отраслям)»
заочной формы обучения
_____________________________
(подпись)
«___» ___________ 201__г.
Проверил:
преподаватель ГБПОУ СМТ
(вписать ФИО)
______________________________
(подпись)
_____________________________
(оценка)
«___» ___________ 201_ г.
База практики
______________________________________
______________________________________
Руководитель практики от организации:
__________________________________
__________________________________
Ф.И.О, занимаемая должность, подпись
МП
2019
ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
на период с в период с 2019 по 2019
Студента(ки):________________________________________________________________________________________________________________________
Специальность 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)», заочной формы обучения, группа МЗ-2
Наименование базы практики:________________________________________
Руководителем практики от организации назначен:
__________________________________________________________________
ФИО, должность
Провёл инструктаж по технике безопасности на рабочем месте _________ ____________________ подпись Фамилия И.О. ____ _______________20____г. | Инструктаж получил (а) и усвоил (а) _________ _____________________ подпись Фамилия И.О. ____ _______________20____г. |
Дата | Выполняемый вид работ | Объем работы (час.) | Оценка | Подпись ответственного лица организации |
| Ознакомление с содержанием слесарной практики. Разметка плоскостная | 6 | | |
| Правка и гибка металла | 12 | | |
| Рубка металла. Резка металла | 12 | | |
| Опиливание металла | 12 | | |
| Сверление. Рассверливание отверстий. | 12 | | |
| Нарезание наружной и внутренней резьбы. | 12 | | |
| Клепка | 6 | | |
| Технологический процесс слесарной обработки | 12 | | |
| Комплексная слесарная работа | 6 | | |
| Комплексная слесарная работа | 6 | | |
| Подготовка отчета по учебной практике | 12 | | |
| ИТОГО | 108 часа | | |