Комитет по образованию, науки и молодежной политики
Волгоградской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Профессиональное училище № 13 имени дважды Героя Социалистического Труда В.И.Штепо»
Методические указания
по выполнению практических и лабораторных работ
учебной дисциплины
ОП01 Основы строительного производства
по профессии: 08.01.05. Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
г. Калач-на-Дону
2018 г.
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА
Протоколом заседания МК Зам.директора по УПР
Профессионального цикла _______________ Стройкина В.В.
От «28» августа 2018 г . «28» августа 2018 г.
№ 1
Председатель ___________ Ганьшина Н.И.
.
Составил: преподаватель, высшей квалификационной категории, ГБПОУ «ПУ № 13» Ганьшина Н.И.
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП01 Основы строительного производства, по профессии: 08.01.05. Мастер столярно-плотничных и паркетных работ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 25.12.2017г № 1259 и рабочей программой для профессий среднего профессионального образования и специальностей, одобренной.
Содержание методических указаний реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 08.01.05. «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Содержание.
Введение…………………………………………………… ……………………..4
1.Основные положения …………………………………….. ……………...........5
1.1. Цели практической работы
1.2.Методическое обоснование содержания и подбора заданий.
1.3. Порядок отчетности 1.3.1.Оформление отчета по практическим работам…………………………..5
1.3.2.Содержание отчета…………………………………………………………5
1.4.Критерии и нормы оценочной деятельности. …………………………… ..6
2. Перечень лабораторных и практических работ……………………………...7
2.1.Лабораторные работы……………………………………………………...7
2.1.1.Лабораторная работа №1 Изучение строения древесины: макроскопическое строение древесины. - 1ч …………………………………...7
2.1.2.Лабораторная работа №2 Изучение строения древесины: микроскопическое строение древесины. 1ч …………………………………..11
2.1.3.Лабораторная работа №3 Исследовать пороки древесины. 3 ч…………13
2.2.Практические работы……………………………………………………...15
2.2.1.Практическая работа №1: Выполнить сравнение по структуре и свойствам хвойные и лиственные породы - 2 ч. ……………………………...15
2.2.2.Практическая работа №2: Объединить по группам облицовочные листовые материалы из древесины - 2 ч. ……………………………………..18
2.2.3.Практическая работа №3 Систематизировать по группам клеи - природные и синтетические. 1ч………………………………………………...18
2.2.4.Практическая работа №4 Составить схему по применению теплоизоляционных, гидроизоляционных, звукоизоляционных материалов - 2ч………………………………………………………………………………….19
2.3.Контрольные работы……………………………………...............................20 2.3.1.Контрольная работа №1 Строение и свойства древесины……………....20
2.3.2.Контрольная работа №2 Материалы, применяемые в строительном производстве:…………………………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………... 22
Литература……………………………………………………..............................23
Введение
Данные методические указания предназначены для студентов 1 курса учебных заведений среднего профессионального образования учебной дисциплине ОП01 Основы строительного производства по профессии 08.01.05. Мастер столярно-плотничных и паркетных работ и составлены на основе «Требований к структуре методических указаний по выполнению практических работ в учреждениях профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения», в соответствии с учебной программой дисциплины ОП01 Основы строительного производства по профессии 08.01.05. Мастер столярно-плотничных и паркетных работ.
Настоящие методические указания разработаны на основе перечня практических занятий, приведенного в программе по учебной дисциплине Основы строительного производства
Цель методических указаний– оказать помощь обучающимся в выработке общих и профессиональных компетенций, научить активно, применять теоретические знания в области овладения учебной дисциплиной, позволяющие решать конкретные задачи, и приобрести уверенность в выполнении практических работ.
При выдаче заданий к практической работе, проводится инструктаж по выполнению заданий, который включает цель задания, его содержание, объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценок. В процессе инструктажа обращается внимание на возможные типичные ошибки, встречающиеся при выполнении задания.
В результате выполнения практических работ по учебной дисциплине ОП01 Основы строительного производства студент должен:
-уметь:
У1.выбирать материалы для выполнения определенных видов работ;
У2.ориентироваться в классификации зданий и сооружений, их основных У3.конструктивных элементах, в видах строительно-монтажных работ и технологии их выполнения;
-знать:
З1.различные подходы к определению понятия строения древесины: макро и микроскопическое строение древесины;
З2.методы исследования пороков древесины.
З3.выполнить сравнение по структуре и свойствам хвойные и лиственные породы;
З4.объединять по группам облицовочные листовые материалы из древесины ;
З5.систематизировать по группам клеи - природные и синтетические;
1.Основные положения
1.1. Цели проведения практических работ:
- убедиться в правильности теоретических положений, рассмотренных на лекционных занятиях, повторить и закрепить теоретический материал этих занятий;
- на основе составления отчетов по практическим работам получить навыки оформления документации.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
В описании каждой практической работы приведены:
1) краткие сведения из теории, необходимые для выполнения работ;
2) порядок выполнения работы;
3) указания по оформлению отчёта;
4) контрольные вопросы для проверки усвоенного материала.
1.2.Методическое обоснование содержания и подбора заданий
При подготовке к практическому занятию обучающийся должен:
-самостоятельно изучить методические рекомендации по выполнению работ;
-выполнять весь объем домашней подготовки, указанный в описаниях соответствующего практического занятия;
-знать, что каждая практическая работа выполняется индивидуально и самостоятельно;
Работа каждого обучающегося на практическом занятии оценивается преподавателем.
Оценка за практическое занятие выставляется по следующим критериям:
-готовность обучающегося к выполнению работы;
-самостоятельность выполнения работы;
-качество предоставленного отчета по выполненной работе;
-грамотность сделанного вывода практической работе;
-ответы на контрольные вопросы практическому занятию.
Ответы на контрольные вопросы прописываются обучающимся в тетради.
1.3. Порядок отчетности
1.3.1.Оформление отчета по практическим работам Составление отчета является важнейшим этапом выполнения практической работы. По каждой выполненной работе составляется отчет, руководствуясь следующими положениями:
1.указать название и порядковый номер практической работы, а
также кратко сформулировать цель работы;
2.отчет по каждой практической работе должен содержать выводы
3.отчет сохраняется в рабочей тетради, проверяется преподавателем в конце каждой работы.
4.отчет по лабораторной (практической) работе выполняется на листах бумаги для письма формата А4 или листах в клетку.
5.Текст должен быть написан с расстоянием между строками не менее 8мм., или через клеточку.
1.3.2.Содержание отчета.
Отчет должен содержать:
1.Название и тему работы.
2.Цель работы.
3.Задание и его выполнение.
4.Вывод по работе.
5.Контрольные вопросы.
1.4.Критерии и нормы оценочной деятельности.
В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общие дидактические критерии.
Оценка устного экзамена:
Оценка "5" ставится, если обучающийся:
1) Ответил на все вопросы и решил задачу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если обучающийся ответил полностью, но допустил в ней:
1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если обучающийся правильно ответил не менее двух вопросов, не решил правильно задачу или допустил:
1) не более двух грубых ошибок;
2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) или не более двух-трех негрубых ошибок;
Оценка "2" ставится, если обучающийся:
1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2) или если правильно ответил на два вопроса, но не решил задачу
Оценка "1" ставится, если обучающийся:
1) не отвечал совсем.
2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1) Преподаватель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающийся оригинально ответил на вопросы.
Критерии выставления оценки
Оценка % выполнения лабораторной работы
«5»(отлично) 100-90
«4»(хорошо) 89-80
«3»(удовл.) 79-70
«2»(неудовл.) менее 70
2. Перечень лабораторных и практических работ
Раздел 1. Материалы, применяемые в строительном производстве.
2.1.Лабораторные работы
2.1.1.Лабораторная работа №1:
Тема: Изучение строения древесины: макроскопическое строение древесины - 1ч
Цель работы
Целью настоящей лабораторной работы является практическое овладение методикой по определению макроскопические признаки древесных пород. Студентам предлагается изучить макроскопические признаки на контрольных подписанных образцах и провести определение древесных пород в предложенных коллекциях.
Время – 45минут
Студентам, выдается по образцу из
-хвойных пород: сосна, лиственница, ель, пихта, кедр,
-лиственных кольцесосудистых пород: дуб, ясень, ильм, берест, вяз,
-лиственных рассеянососудистых пород: орех, бук, граб, ольха, липа, клен, берёза, осина.
Приборы и материалы
Ручные лупы 3...5-кратного увеличения, плакаты разрезов ствола. Комплект образцов изучаемых пород. Справочные пособия в табличной форме.
1. Краткие теоретические сведения
Индивидуальные макроскопические признаки древесины хвойных и лиственных пород приведены в таблице 1.2, 1.3., 1.4.
Таблица 1.2 - Макроскопические признаки древесины хвойных пород
Порода | Макроскопические признаки |
Сосна | Порода ядровая. Смоляные ходы крупные многочисленные. Древесина буровато- розовая и буровато-красного цвета. Заболонь широкая, светлая, поздняя зона годичных слоев развита сильно. Переход от ранней древесины к поздней резкий. |
Лиственница | Порода ядровая. Смоляные ходы мелкие, малочисленные. Древесина красновато- или коричневато- бурая. Заболонь узкая, желтоватая, резко отличается от ядра. Поздняя зона занимает до половины годичного слоя. Переход от ранней древесины к поздней очень резкий. |
Кедр | Смоляные ходы крупные, промасленные, хорошо заметны на торцовом и тангентальном разрезе. Ядровая древесина, розовая или желтовато красная. Заболонь желтоватая. Поздняя древесины развита слабо, переход от ранней древесины к поздней постепенный. |
Ель | Смоляные ходы мелкие, малочисленные. Древесина светлая одноцветная по всему сечению. Поздняя зона годичных слоев развита слабо. Переход от ранней древесины к поздней резкий. |
Пихта | Древесина светлая, одноцветная по всему сечению. Смоляных ходов нет. Поздняя зона годичных слоев развита слабо. Переход от ранней древесины к поздней постепенный. На коре овальные вздутия – смоляные полости. |
Таблица 1.3. - Макроскопические признаки древесины кольцесосудистых лиственных пород
Порода | Макроскопические признаки |
Дуб | В поздней зоне на поперечном разрезе видны группы сосудов в виде волнистых радиально направленных полосок, напоминающих язычки пламени. Сердцевинные лучи широкие, хорошо видны на всех разрезах в виде светлых или матовых полосок. Ядро желтовато-коричневого или темновато-бурого цвета. Заболонь узкая (5…13 годичных слоев), светло-желтая. Кора темно-серая, грубая, с широкими трещинами. |
Ясень | На поперечном разрезе в поздней древесине видны светлые точки или короткие черточки. Сердцевинные лучи заметны на строго радиальном разрезе в виде коротких черточек или точек. Ядро светло-бурое, серое. Заболонь широкая (20-40 годичных слоев), желтовато белая, постепенно переходит в ядро. Кора темно-серая с продольными трещинами. |
Вяз | Годичные слои хорошо различимы, на поперечном разрезе в поздней древесине видны светлые волокнистые непрерывные линии, направленные вдоль годичных слоев. Древесина вяза имеет сравнительно широкую желтовато-белую заболонь, постепенно переходящую в светло-бурое ядро. Сердцевинные лучи у вяза заметны только на радиальном разрезе в виде коротких штрихов, они имеют одинаковый цвет с окружающей древесиной. Сердцевинные лучи можно обнаружить лишь по блеску. |
Ильм | Заболонь узкая, буровато-серого цвета, резко ограничивается от ядра. Ядро красновато-бурого цвета. Кора бороздчатая темно-серая. Сердцевинные лучи многочисленные, очень узкие, довольно хорошо видны, выявляются узкими короткими полосками или пятнышками бурого цвета и образуют характерную рябоватость. Мелкие сосуды образуют тонкие, волнистые линии. |
Берест | Заболонь узкая, желтовато-белая. Ядро красновато-бурое. Кора серая с глубокими трещинами. На всех разрезах годичные слои хорошо видны. На радиальном разрезе сердцевинные лучи хорошо различаются в виде узких и коротких отрезков лент или пятнышек более темного цвета. Мелкие сосуды в поздней древесине имеют вид белых точек и образуют прерывистые линии, идущие не параллельно границе годичного слоя, а несколько вкось. |
Таблица 1.4. - Макроскопические признаки древесины рассеянососудистых лиственных пород
Порода | Макроскопические признаки |
Бук | Сердцевинные лучи широкие, многочисленные, блестящие, хорошо видны на всех разрезах. Древесина белая с желтоватым или красноватым оттенком. Встречается ложное ядро красно-бурого цвета. Кора светло-серая с шероховатой поверхностью. |
Осина | Древесина белая, встречается ложное ядро. Годичные слои слабо заметны на поперечном и тангенциальном разрезе. Встречаются сердцевинные повторения в виде желтых пятнышек. Сердцевинные лучи очень узкие. |
Ольха | Сердцевинные лучи заметны на тангенциальном разрезе в виде красноватых узких длинных лент. Древесина светло-красного цвета.Годичные слои слабо заметны на поперечном разрезе. Встречаются сердцевинные повторения в виде бурых лент и точек. Кора от темно-серого до коричневато-черного цвета с отслаивающимися пластинами. |
Граб | Сердцевинные лучи на радиальном разрезе светлее, чем окружающая древесина. Древесина серовато-белая. Годичные слои волнистые, видны на поперечном разрезе. Кора светло-серая, гладкая. |
Клён | Сердцевинные лучи на радиальном разрезе светлее, чем окружающая древесина. Годичные слои заметны на поперечном (извилистые) и радиальном разрезах. Встречаются сердцевинные повторения буроватого цвета. Древесина белая с желтоватым или розоватым оттенком. Часто образуется ложное ядро зеленовато-серого цвета. Кора с многочисленными мелкими трещинами, с возрастом темнеет. |
Липа | Сердцевинные лучи узкие, видны на поперечном и радиальном разрезах в виде светлых или желтых блестящих черточек или пятнышек. Древесина белая с легким розоватым оттенком. Годичные слои слабо заметны. Иногда встречаются сердцевинные повторения зеленоватого цвета. Кора серого или серо-коричневого цвета сдлинными вертикальными бороздками. |
Береза | Узкие сердцевинные лучи видны на строго радиальном разрезе в виде узких коротких темных полосок. Древесина белая с желтоватым или красноватым оттенком. Годичные слои слабо заметны. Часто встречаются сердцевинные повторения в виде бурых черточек и ложное ядро коричневого цвета. Кора белая или грязно-белая. |
Методика выполнения работы
1.Зарисовать растущее дерево, обозначить на рисунке все основные элементы дерева и описать их функциональные особенности.
2. Зарисовать наблюдаемое изображение среза и обозначить на рисунке все основные элементы строения. Рассмотреть вид и расположение этих же элементов на радиальном и тангенциальном срезах.
Изучение макроскопического строения древесины проводится студентом по образцам.
При этом результаты визуального обследования каждой поверхности должны сопровождаться анализом всех видимых элементов анатомического строения в соответствии с вышеприведенными рекомендациями и описанием макроскопических признаков древесных пород.
Подробное описание макроскопического строения древесины отдельных пород проводится в Справочных пособиях.
Оформление отчета
Первое задание оформляется в виде рисунка дерева и описанием его элементов ниже рисунка.
Второе задание оформляется в форме таблицы, где дается краткое экспертное заключения о принадлежности к определенной породе определяемых образцов и их строении с приложением рисунков элементов строения дерева.
При этом в описании дается визуальная полная характеристика всех видимых элементов строения древесины, основных и дополнительных признаков на поперечном и продольных разрезах.
На основании анализа указанных признаков дается мотивированное заключение о принадлежности образца к той или иной породе. Результаты работы заносятся в табл. 1.5.
Таблица 1.5 – Результаты определения породы древесины и их элементов.
№ образца | Эскиз разреза | Группа пород | Признаки | Название породы |
основные | вспомогательные |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
Результаты работы
В результате выполнения лабораторной работы необходимо научиться определять древесину хвойных и лиственных пород по макроскопическим признакам.
Контрольные вопросы
1. Какие породы называются безядровыми и ядровыми?
2. Назовите главные разрезы ствола.
3. Какие породы называются кольцесосудистыми?
4. Какие породы называются рассеяннососудистыми?
5. Что такое годичный слой?
6. Что такое ранняя древесина?
7. Что такое поздняя древесина?
8. Что такое сердцевинные лучи? Какие они бывают?
9. Что такое камбий?
10.Какие породы называются заболонными?
2.1.2.Лабораторная работа № 2.
Тема: Изучение строения древесины: микроскопическое строение древесины. 1ч
Цель работы
-рассмотреть и изучить основные анатомические элементы хвойных и лиственных пород, их вид и взаимное расположение на основных разрезах.
Приборы и материалы
Микроскоп. Образцы пород древесины. Учебник-
Степанов Б.А. Материаловедение для профессий связанных с обработкой дерева: Учебник для НПО / Б.А.Степанов. - М.: ЦИ Академия, 2007. – 328 с.
Время- 45 мин
1. Краткие теоретические сведения
Изучение микроскопического строения древесины с помощью светового микроскопа
Микроскопическое (анатомическое) строение древесины можно наблюдать лишь при достаточной степени увеличения. Для этих целей используются микроскопы с увеличением в несколько десятков раз. Микроскопическое строение древесины в значительной степени определяет её физические и механические свойства. Так, особенностями строения древесины определяется её плотность, способность поглощать и проводить влагу, тепловые и электрические свойства, прочность при различных видах испытаний и т.д.
Изучение микроскопического строения древесины является важным элементом познания древесины как материала исключительно широкого и разнообразного применения.
Выполнение работы.
При рассмотрении образцов студент должен найти наиболее характерный участок, включающий основные элементы строения данной породы и среза.
На поперечном разрезе древесины сосны рассмотреть ранние и поздние трахеиды, границу перехода от одного годичного слоя к другому. Обнаружить узкие сердцевинные лучи, под прямым углом пересекающие границу годичного слоя, а также вертикальный смоляной ход. Зарисовать в журнале наблюдаемое изображение среза и обозначить на рисунке все основные элементы строения. Рассмотреть вид и расположение этих же элементов на радиальном и тангенциальном срезах. Кроме того, на радиальном срезе обнаружить на стенках ранних трахеид окаймлённые поры, а на тангенциальном срезе горизонтальный смоляной ход, расположенный в сердцевинном луче. Сделать зарисовки радиального и тангенциального срезов с обозначением элементов строения. На поперечном срезе древесины березы рассмотреть расположение сосудов, границу между годичными слоями, волокна либриформа и сердцевинные лучи. Эти же элементы обнаружить на радиальном и тангенциальном срезах. Обратить внимание на наличие лестничных перфораций в сосудах, характерных для древесины берёзы. Сделать зарисовки трёх срезов с обозначением основных элементов строения.
На поперечном разрезе древесины дуба рассмотреть крупные и мелкие сосуды, характер их расположения в годичном слое, обратив особое внимание на группировку мелких сосудов в поздней зоне, волокна либриформа, узкие и широкие сердцевинные лучи. Найти границу между годичными слоями. На радиальном и тангенциальном срезах проследить вид и взаимное расположение вышеназванных элементов. Сделать зарисовки трех срезов и обозначить основные элементы строения.
Оформление отчёта
Результаты наблюдений и зарисовки, выполненные в соответствии с вышеуказанными рекомендациями необходимо занести в журнал наблюдений по предлагаемой форме таблица 1.1.
таблица 1.1.
№ | Эскиз срезов | сосуды | Сердцевинные лучи | Годичные слои | Раннии трахеиды | Смол. ходы |
1 | | | | | | |
1а | | | | | | |
2 | | | | | | |
2а | | | | | | |
3 | | | | | | |
3а | | | | | | |
Контрольные вопросы: 1. Назовите основные части ствола. 2. На каких разрезах изучают строение и свойства древесины? 3. Назовите элементы макроскопического строения древесины.
4. Что такое древесные ткани?
5. Опишите анатомические элементы, выполняющие проводящие, механические и запасающие функции в древесине хвойных и лиственных пород
6. Чем отличается микростроение древесины лиственных пород от хвойных?
2.1.3.Лабораторная работа № 3
Тема: Исследовать пороки древесины. 3 ч.
Цель работы:
-показать знания и умения определять пороки древесины.
-развивать навыки в определении сорта древесины по наличию пороков древесины.
- прививать интерес студентов к изучаемой теме.
Время- 3 урока по 45 мин (135 мин)
Методика выполнения: лабораторная работа состоит из трех разделов
1 задание: Исследовать наличие сучков по образцам.
2 задание: Исследовать наличие трещин по образцам.
3 задание: Исследовать наличие пороков древесины растущего дерева.
1 задание: Исследовать наличие сучков по образцам.
Материалы и приборы.
Для исследования используются образцы древесины, по которым определяются наличие сучков, их вид и к какой группе они относятся.
Методика выполнения первого задания работы
Зарисовать образец с сучками, обозначить на рисунке вид сучка, описать их вид и к какой группе они относятся, использование древесины с данными сучками.
Оформление 1 задания работы.
Выполненное исследование в соответствии с вышеуказанными рекомендациями необходимо занести в журнал наблюдений по предлагаемой форме таблица 1.1.
таблица 1.1.
№ | Эскиз образца | Вид сучка | Группа сучков | Использование древесины |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2 задания: Исследовать наличие трещин по образцам.
Для исследования используются образцы древесины, по которым определяются наличие трещин, их вид и к какой группе они относятся.
Методика выполнения 2 задания работы
Зарисовать образец, обозначить на рисунке вид трещины, описать их вид и к какой группе они относятся, использование древесины с данными трещинами.
Оформление 2 задания работы.
Выполненное исследование в соответствии с вышеуказанными рекомендациями необходимо занести в журнал наблюдений по предлагаемой форме таблица 1.2.
таблица 1.2.
№ | Эскиз образца | Вид трещины | Группа трещин | Использование древесины |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
3 задания: Исследовать наличие пороков древесины растущего дерева.
Для исследования используются растущие деревья в парковой зоне на территории учебного заведения, по которым определяются наличие пороков формы ствола.
Методика выполнения 3 задания работы
Зарисовать деревья, обозначить на рисунке вид порока формы ствола, гниль, описать их вид и к какой группе они относятся, использование древесины с данными пороками.
Оформление 3 задания работы.
Выполненное исследование в соответствии с вышеуказанными рекомендациями необходимо занести в журнал наблюдений по предлагаемой форме таблица 1.3.
таблица 1.3.
№ | Эскиз дерева | Вид порока | Группа пороков | Использование древесины |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
Контрольные вопросы:
1.Разрезы древесины вдоль волокон, называют?
2.Уменьшение диаметра круглых лесоматериалов на всем их протяжении, превышающие нормальный сбег?
3.Искревление продольной оси сортимента?
4.Следы не развившихся в побег почек?
5.Отклонение направления волокон от продольной оси?
6.Углубление или вздутие, возникшее на поверхности ствола в растущем дереве в результате деятельности грибков или бактерий?
7.Отставщая в росте вторая вершина?
8.Радиально направленные трещины, проходящие от поверхности ствола в глубь?
9.Наиболее распространенный и неизбежный порок древесины?
10.Сучки выходящие на две противоположные стороны сортимента?
2.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.
2.2.1.Практическая работа №1.
Тема: Выполнить сравнение по структуре и свойствам хвойные и лиственные породы - 2 ч.
Цель работы: Закрепить знания по структуре и свойствам хвойных и лиственных пород
Индивидуальные макроскопические признаки древесины хвойных и лиственных пород.
Лиственные породы древесины:
Берёза- Порода безъядровая, заболонная. Цвет древесины белый с желтым или красноватым оттенком. Сердцевидные лучи узкие, различаются только на радиальном срезе. Годичные слои различаются плохо. Древесина умеренно твердая, однородная по плотности, хорошо обрабатывается. Большая сопротивляемость раскалыванию, легко поддается имитации под ценные породы, хорошо окрашивается и полируется. Подвержена короблению и загниванию. Используется в мебельном производстве и для изготовления паркетной доски.
Осина -Обладает мягкой пористой древесиной, в которой мало сучков. Осина хорошо поддается обработке, используется для внутренней отделки бань и саун, в производстве тарной рейки, спичечном производстве. Древесина желтовато-белая.
Липа- Древесина. Белого цвета с легким розоватым или красноватым оттенком. Порода безъядровая из группы рассеяннопоро-вых пород. Годичные слои различаются на всех срезах довольно слабо. Сосуды мелкие, незаметные. Сердцевинные лучи узкие, но различаются невооруженным глазом: на поперечном срезе они заметны как очень тонкие блестящие линии, а на радиальном — как тусклые полоски и пятна, окрашенные несколько темнее окружающей древесины
Ольха -Её древесина лёгкая, мягкая и вязкая. Очень хорошо режется, при резьбе не колется, нехрупкая, не трескается при сушке. Кроме того она податливая для обработки во всех направлениях. Хотя древесина ольхи не отличается прочностью, она имеет довольно равномерное строение, облегчающее обработку, и красивый красноватый цвет. Древесина ольхи долго сохраняется под водой и потому находить применение для мелких подводных сооружений. Ольховый уголь ценится для изготовления охотничьего пороха. На солнечном свету древесина ольхи теряет свой оранжевый оттенок за два-три месяца, её цвет становится похожим на цвет выдержанной древесины сосны. Структура древесины тонкая, равномерная. В сушке ольха – одна из самых устойчивых к деформации пород
Ясень -Текстура ясеня очень красива; покраска же придает текстурному рисунку дополнительную контрастность и выразительность. В рисунке хорошо различаются годичные слои; на радиальном разрезе хорошо заметны короткие черточки сердцевидные лучи. Ясень также предпочтителен тем, что его древесина довольно прочная (тверже, чем у дуба, но при этом вязкая), весьма гибкая, мало трескается и коробится. Изделия из ясеня долговечны и стойки к загниванию.
Клён -Имеет плотную серо-розового цвета древесину с нежным рисунком. Особенно красив радиальный распил. Клен легко полируется и принимает протравы, им можно имитировать большинство редких пород древесины с ровной структурой. Древесина клена имеет равноплотное строение и потому хорошо режется. Из клена изготовляют изделия с мелкой профилировкой, резьбой, инкрустацией...
Дуб - Зрелая древесина имеет оттенки от светло-коричневой до желтовато-коричневой. Сердцевидные лучи широкие, видны на всех разрезах. Годичные слои хорошо видны на поперечном разрезе. Древесина твердая, прочная, долговечная, обладает красивой текстурой и цветом, стойкая к гниению, отлично подходит для производства паркета и паркетной доски. Древесина дуба высыхает сравнительно медленно, при ускоренной сушке склонна к трещинообразованию.
Хвойные породы древесины:
Лиственница -Занимает около 2/3 площадей всех лесов нашей страны. Произрастает 14 видов лиственницы. Древесина прочная и умеренно твердая. Средняя плотность. Имеет высокую стойкость против гниения. Древесина тяжелая, склонна к растрескиванию, легко колется. Имеет скипидарный запах. Цвет ядра - красновато-бурый, заболонь буровато-белая, годичные кольца четко различаются на всех разрезах. Она идеально подходит в качестве стенового материала для наружной отделки, используется как материал для конструкций (балки, стропила, фундамент).
Сосна -Занимает около 20% площади всех лесов России. Сосна является самым распространенным строительным материалом. Ствол у сосны обладает наибольшей прямотой и отсутствием дефектов. Хорошо пропитывается антисептиками. Порода ядровая, со смоляными ходами. Древесина сосны мягкая, умеренно легкая, механически прочная, не пластичная, она хорошо обрабатывается и отделывается. При высокой стойкости к загниванию, имеет большую тенденцию к поражению грибком, приводящей к посинению древесины».
Кедр -Относится к тому же биологическому виду, что и сосна. Применяется в мебельной промышленности, для изготовления музыкальных инструментов, бань и саун, идеальный материал для иконописи, резьбы, сувениров, посуды, и внутренней отделки помещений. Целебное хвойное дерево, оно очень богато фитонцидами, эфирными маслами. При нагревании древесина кедра выделяет уникальный бальзамический аромат, который благотворно влияет на здоровье человека, а также убивает практически все болезнетворные микробы.
Ель- Более сучковатая порода, чем сосна, хуже пропитывается антисептиками. Обладает большей гигроскопичностью, чем сосна, поэтому ее обычно используют для внутренних работ. Мягкая порода, но после высыхания древесина ели по прочности почти не уступает древесине сосны. Годится для строительства срубов бань. Как столярная древесина используется при изготовлении музыкальных инструментов. В отличие от сосны, ель более подвержена поражению дереворазрушающими грибами, однако на мировом рынке ель ценится выше сосны.
Пихта- Древесина пихты обычно мягкая, легкая (375 кг/м3). Пихта — безъядровая спелодревесная порода. Древесина пихты белая, со слабым желтоватым оттенком, очень похожа по внешнему виду на древесину ели, от которой она отличается отсутствием нормальных смоляных ходов. Они образуются в древесине пихты только в результате реакции дерева на раны. В её составе практически полностью отсутствуют смолистые вещества. Годичные слои видны на всех разрезах. Поздняя древесина отличается от ранней более темным цветом. Крупные сучки расположены мутовками, между которыми встречаются мелкие одиночные сучки.
Макроскопические признаки древесины хвойных и лиственных пород.
К общим макроскопическим признакам древесины хвойных и лиственных пород относятся:
-сосуды;
- годичные слои хорошо заметны на всех разрезах;
- поздняя зона годичных слоев плотная и темнее ранней;
- переход между зонами может быть резким, постепенным затушеванным;
- сердцевинные лучи узкие и незаметные;
- смоляные ходы имеются;
- большинство пород ядровые.
Результаты работы
В результате выполнения практической работы необходимо показать знания и умения в сравнении лиственных и хвойных пород.
Оформление отчета:
Сравнение хвойных и лиственных пород выполнить в табличной форме:
№ | Наименование пород древесины | сосуды | годичные слои | поздняя зона | переход между зонами | сердцевинные лучи | смоляные ходы | ядровые |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Контрольные вопросы
1. Основные макропризнаки древесины рассеянососудистых лиственных пород
2. Как расположены сосуды в древесине рассеянососудистых лиственных пород
3. Какие породы имеют широкие сердцевинные лучи
4. Какие породы имеют узкие сердцевинные лучи
5. Основные макропризнаки древесины кольцесосудистых лиственных пород
6. Как расположены сосуды в древесине кольцесосудистых лиственных пород
7. Какие породы имеют широкие сердцевинные лучи
8. Какие породы имеют узкие сердцевинные лучи
9. Ядровые хвойные породы
10. Безядровые хвойные породы
11. В какой хвойной породе отсутствуют смоляные ходы в древесине
12. В какой хвойной породе мелкие и малочисленные смоляные ходы
13. В какой хвойной породе крупные смоляные ходы
2.2.3.Практическая работа №2:
Тема: Объединить по группам облицовочные листовые материалы из древесины - 2 ч.
Цель работы: Закрепить знания по видам листовых облицовочных материалов из древесины.
Методика выполнения работы:
Разобрать облицовочные материалы по группам и видам, из какого сырья изготовлены, где применяются. Виды шпона, и какой листовой облицовочный материал из него изготавливают? Какие дополнительные материалы применяют при изготовлении листового материала из шпона?
Какие материалы изготавливают на основе волокон и стружки?
Результаты работы
В результате выполнения практической работы необходимо показать знания и умения в выборе листового материала.
Оформление отчета:
Отчет по работе выполнить в табличной форме:
№ | Наименование материала | Сырье | Разновидности материала | Дополнительные материалы | Применение |
1. | | | | | |
| | | | | |
Контрольные вопросы:
Что такое шпон?
Виды шпона
Назовите материалы, изготовленные на основе шпона.
Что из себя, представляет ДВП?
Что из себя, представляет ДСП?
Что из себя представляет ОСП?
2.2.3.Практическая работа №3:
Тема: Систематизировать по группам клеи - природные и синтетические. 1ч
Цель работы: Закрепить знания по видам клеев, развивать навыки их применения.
Методика выполнения работы:
Разобрать виды клеев по группам и составить схему, указать их применение
в столярном производстве.
Результаты работы
В результате выполнения практической работы необходимо показать знания и умения в составлении схемы по видам клеев природных и синтетических.
Оформление отчета:
Отчет по работе выполнить в виде схемы:
Контрольные вопросы:
1.Что такое клей?
2.Для чего применяют клеи?.
3.На какие группы делят клеи?
4.Какие клеи относятся к синтетическим?
5.Какие клеи относятся к животным клеям?
2.2.4.Практическая работа №4:
Тема: Составить схему по применению теплоизоляционных, гидроизоляционных, звукоизоляционных материалов - 2ч.
Цель работы: Закрепить знания по видам теплоизоляционных, гидроизоляционных, звукоизоляционных материалов, развивать навыки их применения.
Методика выполнения работы:
Разобрать классификацию теплоизоляционных, гидроизоляционных, звукоизоляционных материалов по группам, по формам, структуре и заполнить схему, указать их применение в столярном и плотничном производстве.
Результаты работы
В результате выполнения практической работы необходимо показать знания и умения в составлении схемы по видам теплоизоляционных, гидроизоляционных, звукоизоляционных материалов
Оформление отчета:
Отчет по работе выполнить в виде схемы:
изол
Контрольные вопросы:
1.Способность древесины противостоять влаги?
2.Способность древесины пропускать через свою толщу тепло?
3.Способность древесины пропускать через свою толщу звук?
4.Способность древесины изменять свою форму под действием технологических процессов?
5.Способность древесины уменьшать размеры под действием технологических процессов?
2.3.Выполнение контрольных работ.
2.3.1.Контрольная работа №1.
Тема: Строение и свойства древесины.
Цель: Проверка знаний по теме Строение и свойства древесины.
Вопросы к контрольной работе.
1. К какому классу строительных материалов относится древесина?
2. Отрицательные и положительные свойства древесины?
3. Какой микро- и макроструктурой обладает древесина?
4. Как Вы понимаете выражение: древесина – материал анизотропный?
5. Что такое поздняя и ранняя древесина?
6. Причины коробления изделий из древесины.
7. Причины загнивания изделий из древесины.
8. Что такое стандартная влажность?
9. Какие изделия и конструкции получают из древесины, их применение в строительстве.
10. Способы защиты древесины от загнивания.
11. Способы защиты древесины от возгорания.
Примерные ответы:
Древесина представляет собой природный органический материал волокнистого строения. Многовековое применение ее в качестве строительного материала обусловлено высокой прочностью в сочетании с низкой средней плотностью, хорошими акустическими и теплоизоляционными свойствами, легкостью обработки, декоративностью и дешевизной. Однако при использовании древесины в строительстве необходимо учитывать недостатки этого материала, зависящие от его строения и состава, такие как неоднородность свойств по разным направлениям (анизотропия), наличие природных пороков, гигроскопичность, приводящие к изменению размеров древесины, короблению и растрескиванию, загниванию при эксплуатации во влажных условиях и возгоранию при действии огня и т.д.
2.3.2. Контрольная работа №2.
Тема: Материалы, применяемые в строительном производстве:
Цель контрольной работы:
Проверка знаний полученных при изучении облицовочных материалов из древесины, применение, виды клеев и применение, виды гидроизоляционных, теплоизоляционных и звукоизоляционных материалов.
Вопросы к контрольной работе:
1. Облицовочные листовые материалы из древесины.
2. Клеи - природные и синтетические.
3.Теплоизоляционные материалы и их применение.
4. Гидроизоляционные материалы и их применение.
5. Звукоизоляционные материалы и их применение.
Примерные ответы.
Облицовочные листовые материалы из древесины широко используются в столярном и плотничном производстве. Их подразделяют на листовые материала из шпона, стружки и волокон древесины.
Клеи группируют на природные и синтетические.
Теплоизоляционные материалы по структуре и форме, их применение.
Гидроизоляционные материалы по форме, по виду связующих, их применение.
Звукоизоляционные материалы по структуре и форме, их применение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешно решать задачу изучения учебных дисциплин возможно лишь при наличии активной познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся. В результате активной учебной работы обучающиеся не только овладевают знаниями, но и развивают умственные способности, знакомятся с методами познания, формируют умственные и физические силы для решения проблемы преемственности в системе непрерывного образования. Для лучшего усвоения теоретического материала технические понятия следует формировать на основе практики, параллельно с процессом абстрагирования.
По дидактическим функциям практические занятия делятся на обучающие, познавательные и проверочные. Эффективность познавательной деятельности обучающихся повышается при проведении обучающего практического занятия. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих обучающихся.
Изучив теоретический материал по данной теме, обучающиеся выполняют самостоятельную работу на уроке, а так же она может выполняться, как домашнее задание. При выполнении работы можно пользоваться справочным материалом, который предлагается в данной методической разработке. Данные работы носят как репродуктивный, так и поисковый характер. Формы работы фронтальная и индивидуальная.
Практическое занятие – это активная форма организации учебного процесса, дополняющая теоретический курс или лекционную часть учебной дисциплины или модуля и предполагающая выполнение обучающимися по заданию и под руководством преподавателя практических работ.
Сущность практической работы обучающихся, как специфической педагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, практическая работа есть особая система условий обучения, организуемых преподавателем.
Организация практического занятия включает в себя три этапа:
Усвоение соответствующего теоретического материала по конспектам лекций и учебникам
Решение задач и выполнение расчетных заданий
Контроль за ходом выполнения и результатам самостоятельной работы обучающихся.
Эффективность всей самостоятельной работы обучающимся во многом определяется уровнем самоконтроля. Основные объекты самоконтроля обучающихся в системе их труда:
планирование самостоятельной работы
выполнение индивидуального задания
Литература.
Основная литература:
1. Мельников И.В. Столяр-плотник: учебник для НПО / И.В.Мельников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 315 с.
2. Клюев Г.И. Столярно-плотничные, стекольные и паркетные работы: Учебное пособие для НПО / Г.И. Клюев.- М.: ИЦ Академия, 2007.-240 с.
3. Степанов Б.А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: Учебник для НПО / Б.А.Степанов. – М.:ЦИ Академия, 2007.-336 с.
4. Степанов Б.А. Материаловедение для профессий связанных с обработкой дерева: Учебник для НПО / Б.А.Степанов. - М.: ЦИ Академия, 2007. – 328 с.
24