МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
Московский областной политехнический колледж– филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (МОПК НИЯУ МИФИ) |
|
|
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на заседании цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Тема: «Формирование патриотизма на уроках литературы и русского языка»
Докладчик: преподаватель русского языка и литературы Кузнецова Г.И.
2024 г.
Воспитание патриотизма на уроках литературы и русского языка
«Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Воспитание патриотизма у подростков – одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами и дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой историей и великой культурой. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения и воспитания создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого студента. Глубокое знакомство с историей и литературой своего народа, изучение родного языка способствует воспитанию истинного гражданина.
Патриотическое воспитание – важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств наших студентов.
Воспитанию чувства патриотизма у студентов помогают беседы, чтение произведений о мужестве и героизме людей в разные периоды истории Отечества.
Безусловно, в воспитании патриотизма у подростков имеют значение все учебные предметы , но особую роль, безусловно, призваны сыграть литература, и русский язык.
«Литература народа есть полное, всестороннее сознание его, в котором должна отразиться народная любовь к добру и правде» - так писал великий русский писатель Л.Н.Толстой. На уроках литературы изучаются многие произведения поэтов и писателей, которые дают прекрасную основу для анализа идейно-политических проблем, а также вопросов нравственного становления молодого человека. Причем литературные образы позволяют видеть сложность этого разностороннего становления личности, противоречия, которые свойственны этому процессу. Изучение произведений на уроках литературы позволяет вовлечь учащихся в анализ поступков, взглядов, жизненной позиции героев, высказать свои суждения, вступить в спор со сверстниками, по-своему оценить литературные образы. Такие дискуссии развивают самостоятельность суждений, стимулируют разнообразие взглядов, оттачивают нравственную гражданскую позицию самих подростков, готовят их к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, мировоззрения, реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки.
Изучение литературы в колледже начинается с повторения творчества великих русских писателей первой половины Х1Х века – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. В классике русской литературы А.С. Пушкине важно помочь подросткам увидеть писателя, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в жизни страны. Обращение на уроке к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» помогает осознать значение Бородинской битвы и роль в ней простого народа. Подвиг Тараса и его сына Остапа из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» всегда вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает им конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Осознать понятие «истинный патриотизм», представить реальные картины военной жизни, почувствовать отношение к действительности разных слоев общества и сплоченность этого общества перед лицом опасности помогают произведения Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы» и, конечно, его великий роман «Война и мир», который мы изучаем в середине первого семестра.
Далее мы переходим к изучению произведений русских писателей ХХ века. Это советский период в истории нашей страны. Огромное место в литературе советского периода по праву занимает литература периода Великой отечественной войны и литература послевоенных лет о войне. Подавляющее большинство этих произведений написаны писателями-фронтовиками, то есть людьми, защищавшими Родину от немецко-фашистских захватчиков. Литература периода Великой Отечественной войны является хорошим фундаментом для воспитания гражданских чувств подростков. Изучая образ героя поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин», можно подчеркнуть его органичное слияние с образом всего народа, обладающего неисчерпаемой силой и несгибаемостью. Или образ Андрея Соколова из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Этот герой обладает исключительным мужеством, во всех испытаниях его поддерживает любовь к Родине, чувство ответственности за её судьбу, человеческое достоинство, сохраненное им в самых тяжелых испытаниях. выпавших на его долю.
Стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского и других поэтов рассказывают о солдатских буднях, пробуждают чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических стихах и песнях выражаются сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина. Книги о войне, изучаемые на уроках литературы, несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Это такие произведения, как: В.Распутин «Живи и помни», В.Быков «Обелиск», «Сотников», Б.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», В.Кондратьев «Сашка», А. Толстой «Русский характер» и многие другие. Изучая их, мы говорим о беззаветной стойкости нашего народа, его мужестве перед лицом врага, о личной ответственности каждого за судьбу Отечества, о проблеме нравственного выбора, памяти. Эти произведения помогают понять прошлое, заставляют гордиться своей историей, своим народом. Диспуты, уроки мужества, уроки-споры – все формы работы на уроках литературы обладают большим эмоциональным воздействием, вызывают чувство уважения к людям, защищавшим страну в суровые годы. Беседы о ратных подвигах русских полководцев, о защите русских земель от набегов врагов, просмотр презентаций, отрывков из документальных и художественных фильмов, снятых по изучаемым на уроках произведениям, творческие задания и сочинения на темы «Судьба семьи в судьбе страны», «Никто не забыт и ничто не забыто» , словарные работы – такая целенаправленная планомерная работа формирует у подростков чувство гордости за свою Родину и за свой народ. Ведь Отчизна – это не только сегодняшняя страна, но и всё её прошлое, её история. ее великий язык, ее великая культура.
Одним из самых естественных, очевидных и действенных путей патриотического воспитания подрастающего поколения было и будет воспитание любви к родной природе. Природа всегда была хранилищем мудрости и силы, а отношение человека к ней – мерилом его нравственной чистоты. Мы изучаем стихи А.Фета, Ф.Тютчева, А.Блока, С.Есенина, К.Симонова, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова. Они не нуждаются в пояснениях, так просто и безыскусно отражается в них любовь к России , тонкое чувство любви к родной природе. Любовь к природе – это стержень человеческой личности. Философский пейзаж Л.Н. Толстого, лиричный пейзаж И.С.Тургенева, стихотворение А.Блока «Россия», «несказанная, синяя, нежная» «Русь» С.Есенина остаются с человеком на всю жизнь. Обращение не только к классикам, но и к современным писателям и журналистам позволяет нам понять актуальность поднимаемых экологических проблем.
Уроки-презентации о красоте родной природы плавно перетекают в создание уроков о чистоте и выразительности речи, о богатстве русского языка, о разнообразии его художественно-выразительных средств.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к родному языку. Русский язык как учебный предмет в этом плане несет чрезвычайно высокую познавательную ценность. Поэтому важно научить студентов умелому обращению с языком, верному соблюдению норм устной и письменной речи. Мы стараемся правильно подобрать к урокам русского языка дидактический материал, то есть тексты упражнений, диктантов, темы сочинений. Народные пословицы, поговорки на тему любви к Родине, любви к родной речи, отрывки из произведений на соответствующие темы помогают акцентировать внимание учащихся на тех мыслях и чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность. Подобные тексты в полном объёме позволяют выполнить массу разнообразных заданий, связанных с изучением, повторением и закреплением всех разделов русского языка. Анализируя тексты, отражающие общественно-политическую жизнь страны, подростки овладевают соответствующей лексикой, понятиями, усваивают форму выражения мыслей. Дополнительные индивидуальные задания для учащихся предусматривают самостоятельную подборку материала из средств массовой информации на заданную тему, например: спортивные и трудовые достижения, экология, природа родного края и другие. Такая подготовительная работа позволяет заранее выполнить анализ текста, определить его основную тему, провести словарную работу и работу по предупреждению речевых недочетов и грамматических ошибок. Развитие критического мышления и нестандартные задания помогают сделать работу интересной и разнообразной, становятся стимулом для учащихся в самостоятельной учебной деятельности.