СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад: «Работа над музыкальным произведением в классе фортепиано»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с детьми в обыкновенных музыкальных школах имеет свои

особенности, так как в таких школах учатся дети с разными способностями,

иногда очень скромными. Поэтому преподаватель сталкивается с

определенными трудностями

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад: «Работа над музыкальным произведением в классе фортепиано»»



Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Суджанская детская школа искусств»











Методический доклад

на тему: «Работа над музыкальным произведением в классе фортепиано»













Выполнила:

Сакович Елена Викторовна,

преподаватель по классу фортепиано

















г. Суджа 2024г.



Работа с детьми в обыкновенных музыкальных школах имеет свои

особенности, так как в таких школах учатся дети с разными способностями,

иногда очень скромными. Поэтому преподаватель сталкивается с

определенными трудностями: отсутствие комплекса музыкальных

способностей ( неразвитый слух, ритм, невысокий интеллектуальный уровень,

общее развитие), а так же разная техническая подготовка, степень

увлеченности работой, неумение работать самостоятельно и так далее. Поэтому

к каждому ребенку нужно подходить индивидуально. И тем не менее

необходимо сформулировать общие приемы разучивания музыкального

произведения, доведения его до стадии художественного, убедительного

исполнения.

При работе над музыкальным произведением необходимо применять

определенные методы, способы разучивания нотного текста, его закрепления и

исполнения. Помочь ученику уверенно, убедительно исполнить произведение

на экзамене, концерте, на инструментах разного качества - задача

преподавателя.

Степень глубины погружения в те задачи, которые перед учеником ставит

преподаватель, будет в каждом случае разной - в зависимости от одаренности

ученика, его способности усваивать, впитывать информацию. Если ребенок

очень долго учит текст, в силу своих скромных способностей, не понимает

многого из требований педагога, то не стоит тратить все время на то, чтобы

добиться желаемого результата, так как иногда особенная дотошность и

настойчивость преподавателя может оттолкнуть ребенка, уничтожить его

интерес к занятиям. В таких случаях можно на время отложить решение этих

задач и вернуться к ним позже, а в некоторых случаях даже сменить пьесу.

Поэтому преподавателю не лишне будет знание основ детской психологии,

чтобы не обидеть ученика, если у него что-то не получается и деликатно

переключить его внимание на более понятные для него задачи.

Перед тем как предложить учащемуся разучить пьесу, необходимо

проанализировать возможности ученика, его техническую подготовленность,

добросовестность в процессе разучивания, умение быть артистичным,

эмоциональным в своем исполнении. Преподавателю можно исполнить пьесу

на уроке, а при наличии аудиозаписи прослушать ее, обмениваясь

впечатлениями. Лучше предложить ученику 2-3 пьесы на выбор, чтобы понять

его предпочтения. В этом случае работа пойдет быстрее, с желанием со стороны

ученика. Нужно познакомить учащегося с композитором, стилем его музыки.

После прослушивания стоит обсудить характер музыки, технические трудности,

темп, общее строение произведения, определить тональность, размер.

Далее начинается непосредственная работа над текстом. Нужно убедить

ученика в важности тщательного, добросовестного разучивания пьесы

отдельно каждой рукой в медленном темпе, не упуская самые мелкие детали.

От этого этапа зависит успех работы в целом. Дети часто игнорируют детали

нотного текста, так как медленный темп, позволяет им исполнить музыкальный

материал легко, без особого труда, часто неверными пальцами, неправильными

штрихами, иногда даже с неверными знаками и нотами. Необходимо объяснить,

что при смене темпа, в состоянии эмоционального подъема эти детали могут

оказаться решающими в достижении художественных задач, удобства

исполнения в технически сложных местах пьесы или при достижении особой

выразительности в кульминационных разделах, при распределении звуковых

акцентов во фразе.

Аппликатуру лучше выписать в нотах на уроке, так как приходится

учитывать особенности руки ребенка, его технические возможности. Со

старшими учащимися бывает достаточно обговорить аппликатуру, объяснив

логику постановки того или иного пальца, но малышам лучше написать пальцы

в нотах. Можно предложить два варианта аппликатуры, давая ученику

попробовать и выбрать самому удобный для него вариант. Удачная, удобная

аппликатура поможет быстрее освоить, запомнить музыкальный материал,

справиться с ним технически и донести свой замысел до слушателя.

Многие учащиеся, не разучив должным образом текст отдельно каждой

рукой, спешат соединить его вместе двумя руками, при этом теряя важные

детали (пальцы, штрихи, динамические оттенки, элементы фразировки). В этом

случае важно настоять на уверенном выучивании текста отдельно каждой

рукой, предложить исполнить пьесу с начала до конца отдельно, выявив

недостатки, которые пока (при игре отдельно) ясны, слышны и их можно

быстро исправить, а при игре двумя руками внимание может рассеиваться.

Особо стоит остановиться на трудных местах, с которыми ученику сложно

справиться в одиночку. Это технически сложные места, кульминации,

эмоционально насыщенные моменты. Достигнув хорошего результата на уроке,

ученику проще будет поработать над этими разделами дома.

Многие дети не любят считать вслух, не понимая, что отсутствие счета

может стать камнем преткновения при исполнении пьесы. Поэтому прививать

навык счета необходимо с самых первых шагов в музыке. Это поможет

воспитать чувство ритма, а ритм - это основополагающее начало в музыке, с

помощью которого можно почувствовать дыхание, убедительно сделать

выразительное замедление или ускорение, суметь удержать темп на протяжении

длительного времени, почувствовать rubato. Некоторые ученики идут на

хитрость, говоря, что они считают про себя, при этом все равно играя не

ритмично. Надо объяснить ученику, что только слыша свой голос извне, а не

про себя, можно понять ровность исполнения. Эта проблема (отсутствие

ритмической устойчивости) встречается очень часто, поэтому навык

просчитывания вслух может сгладить этот недостаток. Но считать долго не

стоит, так как ученик перестает слушать себя. Поэтому, выучив правильно

ритмически трудное место или раздел, можно уже не требовать считать вслух,

это будет лишним.

Очень важна работа над фразой. Грамотно построенная фраза поможет

объединить отдельные мотивы в единое построение. Необходимо определить

строение фразы, в которой должна быть смысловая точка, отражающаяся в

особом звуке, динамике, штрихе. Этих точек не может быть несколько, так как

при этом фраза развалится. Могут быть незначительные опоры, которые не

должны перекрывать основную цель, к которой стремится музыкальная мысль.

В понимании фразы важно внимание к штрихам и оттенкам, так как

выписанные в нотах штрихи и динамические оттенки нередко помогают понять

фразировку. Необходимо заострить внимание ученика на точном исполнении

штрихов, так как каждый из них в музыке разного характера будет исполняться

по-разному: staccato короткое, острое, более мягкое или тяжелое, в зависимости

от содержания.

При игре легато часто возникает эффект подталкивания звуков, при этом

разрушается единая мелодическая линия. В этом случае следует вычленить

мелодию и направить все внимание на слуховую работу, используя

рациональные движения руки, которые должны помочь извлечь необходимый

звук без толчка, соединить несколько звуков в единую линию. Эта работа

кропотлива, требует сосредоточенности, слухового внимания. Достигнув

правильного исполнения штрихов, ученик точнее почувствует характер

музыки и донесет его до слушателя.

Динамика важна для понимания кульминационных центров

произведения, эмоционально насыщенных мест в пьесе, звукового

разнообразия. Динамические оттенки помогут раскрыть образ, так как

согласно замыслу композитора и исполнителя нарастание эмоционального

напряжения или его спад, динамическая напряженность должны быть разными

в разных частях пьесы, что поможет выстроить форму музыкального

произведения, продемонстрировать его цельность.

Важной составляющей является владение педалью, так как слишком

обильная педализация может испортить исполнение, размыв определенные

важные детали, а слишком сухая педаль обеднит звучание. Ребенок с хорошим

слухом сам способен применять педаль довольно грамотно, а с менее

одаренными детьми придется проучить педаль на уроке, с последующим

закреплением дома. Дети с самых первых уроков проявляют интерес к педали.

Поэтому как только ученик сможет дотянуться до педали, можно дать ему

возможность применить самую простую прямую педаль (пусть даже единожды

за пьесу). В дальнейшем можно вводить понятие запаздывающей педали,

проучив отдельный такт в классе, или просто нажимая одну ноту, упражняясь

опаздывать в нажатии на педаль. Позже можно попробовать полупедаль,

приучая чувствовать глубину нажатия ноги.

Технические задачи стоит решать сначала в более медленном темпе,

«включая голову», так как бездумная работа пальцев приведет к

бессмысленному проигрыванию текста. Следует обратить внимание ученика на

необходимость пропускать каждый звук через слух, сознание, а в медленном

темпе это сделать легче. Если этого добиться, то даже виртуозная музыка будет

звучать осмысленно и убедительно. Длинные технические фигурации лучше

расчленять на более мелкие, что позволит точнее их понять и освоить. Если

ученик уже свободно исполняет произведение в среднем темпе, можно

переходить к уточнению, оттачиванию деталей, вызывая интерес к более

виртуозному исполнению технических мест или, создав доверительную

атмосферу на уроке, добиться эмоционального раскрытия ученика, что вызовет

у него удовлетворение от работы.

Атмосфера на уроке очень важна, так как если ребенок зажат

эмоционально, не проявляет инициативу, то рано или поздно это скажется и на

его физической зажатости, и тогда результат работы будет очень скромным и не

принесет удовлетворения ни ученику, ни преподавателю. Необходимо создать

доверительную обстановку в классе, чтобы исключить стеснение, неловкость в

поведении ребенка.

В период оттачивания музыкального материала необходима тщательная

работа над звуком, добиваясь при этом свободы всего исполнительского

аппарата - начиная от кончиков пальцев, запястья и кончая плеч и спины.

Иногда этого приходится добиваться не один год. Некоторые учащиеся, пытаясь

себе «помочь» в преодолении трудностей, начинают поднимать плечи,

взмахивать локтями, наклоняться к руке, чтобы «облегчить исполнение».

Нередко от неудобства, которое неизбежно при зажиме, начинаются сбои в игре,

помарки, остановки. Наступает разочарование, пропадает интерес к работе.

Этого допускать нельзя. Необходимо всячески пресекать попытки «помочь

себе» неверными движениями, чтобы не вызвать привыкания к ним, так как они

приведут к полному зажиму. Лучше вернуться к более медленному темпу, давая

почувствовать ученику свободу в исполнении, успокоить ребенка, дав ему

понять, что только проучив добросовестно сложные места, постоянно

подпитывая их правильным проигрыванием (конечно ежедневным!), можно

выправить ситуацию и достичь хорошего результата.

Если идет работа над кантиленной музыкой, то следует обратить

внимание на непрерывность мелодической линии и не дробить ее на мелкие

мотивы. Можно пропеть мелодию, чтобы дать понять ученику, где можно «взять

дыхание», где необходимо создать непрерывность звучания, без толчков,

переступая с пальца на палец мягко, без подталкивания. Эта работа требует

времени и терпения. Но этот этап очень важен для того, чтобы исполнение

приобрело образность, эмоциональность, художественность. Такая тщательная

работа поможет избежать «зазубривания» текста, при котором ученик, исполняя

пьесу, иногда вдруг останавливается и не может продолжить дальше. Он

начинает игру с какой-то фразы и останавливается на том же самом месте. И так

может повторяться несколько раз. Или он начинает искать нужный звук и, найдя

его, продолжает играть дальше. Это значит, что ученик заучил текст

бессознательно: либо чисто зрительно, а зрительная память имеет свойство

«стираться», либо исключительно на слух и в этом случае он будет искать

необходимый звук, который он слышит внутренним слухом, либо чисто

механически, по ощущениям пальцев, что тоже ненадолго. В этом случае о

качественном исполнении не может идти и речи. Для уверенного исполнения

необходимо задействовать все виды памяти - зрительную, слуховую,

механическую (пальцевую), логическую, эмоциональную. Поэтому очень важно

периодически возвращаться к нотному тексту, напоминать ученику строение

фраз, разделов пьесы, систематически проучивать отдельные места активными

пальцами, периодически исполнять пьесу целиком, чтобы почувствовать ее

цельность, настраиваясь на проявлении эмоциональности, артистизма. Такое

заучивание окажется долговечным, что позволит ученику, даже при наличии

случайных неожиданных помарок при исполнении, выйти из положения с

честью, без ощутимых потерь. Конечно же, надо иметь в памяти несколько

мест, с которых удобно продолжить игру в случае сбоя. Такие места стоит

наметить еще на стадии разучивания. Если же ученик упорно начинает играть с

начала при малейшем сбое, то это явный признак неуверенности в тексте,

неумения ориентироваться в его строении, такое исполнение не застраховано от

случайностей. Уверенному исполнению будут способствовать «прогоны»,

пробные проигрывания на уроке. Причем они уместны на разных этапах

разучивания, так как ученик сам сможет проследить процесс становления

произведения: на первых этапах в средних темпах, а на последних - в авторском

темпе, ставя задачу представить музыку образно, в характере, на высоком

эмоциональном, художественном уровне. После такого проигрывания стоит

обговорить возникшие трудности, впечатления самого исполнителя, высказать

свое впечатление от исполнения как слушателя. Необходимо объяснить ученику,

что хорошее исполнение будет зависеть от постоянной работы над

произведением, вплоть до намеченного срока выхода на сцену - экзамена,

зачета, концерта. В период готовности произведения стоит чередовать игру

наизусть и игру по нотам, подпитывая зрительную память (которая постепенно

стирается), охватывая произведение целиком, но не упуская детали.

Некоторые ученики достигают свободы в исполнении в классе, перед

своим педагогом, но в присутствии других преподавателей и даже учеников

теряются, зажимаются. В таких случаях можно практиковать проигрывание

пьесы перед пришедшим на следующий урок учеником или пригласить вместе

двух-трех учащихся и устроить прослушивание друг друга. Это поможет

ребенку постепенно раскрепоститься.

Многие учащиеся свои неудачи списывают на незнакомый инструмент,

непривычные клавиши. Это конечно является некоторым препятствием для

маленького исполнителя, но все же стоит приучать ученика к мысли, что в

неудачах не виноват инструмент, а есть какие-то проблемы в подготовке, так как

надо стремиться к умению извлекать необходимое звучание из любого

инструмента, активизировать слуховую работу и работу пальцев. И если не

было возможности протестировать инструмент до выступления, то надо

постараться уже во время игры понять, где стоит активизировать палец, а где

ослабить давление на клавишу. Эти задачи трудны для учащихся, но ставить их

обязательно нужно, так как наличие цели побудит ученика к дальнейшей

работе.

Выученное произведение нелегко удержать в хорошей пианистической

форме. Об этом тоже необходимо предупредить ученика. Ведь нередко, выучив

пьесу, в особенности быструю, виртуозную, учащийся пренебрегает игрой в

медленном темпе. А так как у маленького исполнителя еще неокрепший

пианистический аппарат, то его пианистическая форма неустойчива и через

короткое время пальцы перестают слушаться, игра становится неровной,

происходит эффект «забалтывания». Ученик в растерянности. Чтобы не

наступило разочарование, отсутствие интереса к работе — нужно успокоить

ребенка, объяснив, что это следствие неверного подхода к занятиям дома. Стоит

прямо на уроке проучить пьесу активными пальцами, слушая при этом каждый

звук, интонируя, не пропуская детали, вслушиваясь в интервалы, мелодические

повороты, пропуская все через уши. После такой работы, через 2-3 дня

первоначальная форма восстановится. Это будет для ученика хорошим уроком,

воспитательным моментом, опытом для дальнейшего обучения.

Если произведение готовится к конкурсному выступлению, то

убедительнее звучат пьесы, выученные и исполненные на экзамене, концерте,

зачете, а через какое-то время восстановленные. Такая пьеса прозвучит по-новому, более вдумчиво, для исполнителя откроются новые грани звучания,

содержание произведения будет более осмысленным.

Проучивая с разными учениками одно и то же произведение, не стоит

добиваться трафаретной трактовки, эталонного звучания, да это и не получится

в силу разных способностей, разной подготовки и умения чувствовать музыку.

Лучше использовать этот момент для стимулирования творческого подхода к

исполнению, дать небольшой диапазон свободы в трактовке, проявлении

эмоций, мягко корректируя моменты вычурности, отсутствия логики.

Ученикам обыкновенных, не специализированных музыкальных школ, не

имеющих большого исполнительского опыта, очень важна постоянная

поддержка педагога не только с профессиональной точки зрения, но и

психологическая, душевная, эмоциональная. Совершенно недопустимо

дистанцироваться от ученика, даже если это малоспособный ребенок. Многие

преподаватели, видя, что результат с таким ребенком будет мизерный, особо не

тратят усилий для преодоления трудностей: теряют интерес к ученику,

отсаживаются от него подальше, давая скудные указания, оставляя ребенка

один на один со всеми возникающими трудностями. Это конечно недопустимо.

Для настоящего педагога должны быть свойственны терпение, сочувствие к

ученику (даже самому трудному!), участие, желание помочь, отдать свои

знания, что конечно нелегко. Но все эти душевные, физические, эмоциональные

затраты бывают вознаграждены желанием ученика развиваться, играть,

разучивать новые пьесы, расти профессионально, стараться исполнять,

выученные под Вашим руководством произведения ярко, художественно,

убедительно, эмоционально. И если из ученика не получится исполнитель, то

мы воспитаем понимающего, благодарного слушателя.

В этом и состоит задача педагога.