Особенности воспитательной работы с учащимися девиантного поведения в творческих объединениях
Волевые процессы играют большую роль в жизни человека. Про подростков принято говорить, что у них слабая воля. Они недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения. У девиантных подростков эти проблемы выступают в более сложном виде.
Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Формирование и развитие волевых качеств личности. Характеристика волевой сферы подростков.
Волевая деятельность исходит из побуждений, источником которых являются потребности и интересы человека; направляется на осознанные цели, которые возникают в связи с исходными побуждениями; совершается на основе все более сознательного регулирования, т.е. волевое действие всегда опосредовано более или менее сложной работой сознания.
В выполнении волевого действия участвует ряд центров: низшие двигательные центры, центры, расположенные в двигательной зоне коры головного мозга человека, и центры той зоны в левом полушарии, с которой связаны все высшие, наиболее сложные виды деятельности человека. Поражение отдельных участков вызывает так называемые расстройства сложного волевого действия.
Наличие у человека воли связано с наличием значимых для него целей и задач. Чем более значимы и притягательны для человека эти цели, тем сильнее будет его воля, напряженнее желания, упорнее стремление к их осуществлению. Значимой целью является для человека то, что связано с его потребностями и интересами.
Пока действия индивида находятся во власти влечений, до тех пор у него нет воли. Воля возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений. Возникновение воли неразрывно связано со становлением индивида, который сам свободно – произвольно – определяет свое поведение и отвечает за него.
Волевые действия появляются у ребенка очень рано; и, начинаясь в раннем возрасте, проходит длинный путь. Дети иногда уже на 3-м году – обнаруживают самообладание. Оно, например, проявляется в отказе от чего-нибудь приятного. Однако это дается не сразу и нелегко. Все же и в таком самообладании, которое развивается на 4-5-м году, заключено ценное зерно. Его надо культивировать. Примерно к тому же времени ребенку становится уже доступно понимание того, что не всегда можно делать то, что хочется. Собственному «хочу» противостоит «надо» и «нельзя» взрослых, с которыми приходится считаться.
Путем эмоционального воздействия доходят первоначально до ребенка правила, которые, закрепляясь частично как привычки, регулируют его волю. Но ребенок при этом не действует просто, как автомат; у него вырабатывается и некоторое представление о том, что надо и чего нельзя делать, а затем встает и вопрос, почему это можно, а почему этого нельзя. Собственно говоря, лишь с этого момента правила в какой-то мере осознаются детьми как таковые.
В подростковом возрасте для волевого регулирования поведения возникают определенные трудности. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый. Сам он особенно чувствует первое, взрослые в своем отношении к нему иногда особенно подчеркивают второе. У подростка возникает тенденция высвободить свою волю из ограничений, которые накладывает на нее ближайшее окружение.
Стремление освободить свою волю оказывается плодотворным для развития личности, поскольку данный процесс соединяется с ее внутренним преобразованием, основывается на превращении внешних правил в собственные принципы и убеждения. Но чтобы подросток стал полноценным членом общества, для этого внешние правила должны быть социально приемлемыми, цивилизованными.
Развитие самосознания приводит к более полному пониманию собственных побуждений и создает предпосылки для углубленной мотивации. Складывающийся характер делает мотивы более устойчивыми и связными.
Оформление мировоззрения приводит к постановке новых целей более высокого порядка и создает предпосылки для большей принципиальности решений. Подростковый возраст потенциально благоприятен для становления системы жизненных целей.
Считается также, что в подростковом возрасте развиваются нравственные регуляторы поведения. Создается основа, которая позволяет подростку самому управлять своим поведением и развитием. Но общественные условия не всегда способствуют росту нравственности и ответственности подростков, что приводит к увеличению их грубости и агрессивности, снижению самостоятельности. Развитие самостоятельности, ответственности, нравственных регуляторов поведения происходит только в условиях целенаправленно построенной общественно – полезной деятельности.
Наряду с предпосылками развития воли и эмоционально – волевой сферы личности в подростковом и старшем школьном возрасте существуют определенные проблемы.
Волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) в силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, настойчивость проявляется только в интересной работе. Возрастает смелость (которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления).
Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), что тоже приводит к изменению волевой сферы. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих санкций, основанных на соображениях морали, снижается выдержка, самообладание.
Характеристика волевой сферы подростков с девиантным поведением
Наиболее существенными признаками девиантности поведения у подростков является эмоционально-волевая незрелость, которая выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, беспечность, незрелость чувства долга, ответственности, неумение подчинять свое поведение требованиям, неспособность сдерживать проявления чувств, волевого напряжения.
Низкое развитие волевых качеств у подростков с девиантным поведением часто сочетается с высокой лживостью и абсолютной безответственностью по отношению к своим поступкам.
Эмоциональные проблемы и трудности волевого самоконтроля являются ощутимой проблемой для девиантных подростков. Тревожность и склонность к переживаниям депрессивного характера проявляются в различных трудностях общения с окружающей средой, что приводит к повышенной нервно-психической нагрузке, проявляющейся в нарушениях астенического характера (головные боли, нарушения сна, снижение уровня произвольной концентрации, переключения и распределения внимания, психомоторных нарушениях типа тиков, расторможенности и др.). Сниженный волевой самоконтроль является типичной проблемой для импульсивно-гиперактивной группы девиантных подростков, являясь определяющим фактором в возникновении трудностей социальной адаптации, возникновению девиантного поведения и, в дальнейшем, возможного втягивания в группы подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами.
К общим отличительным особенностям волевой сферы подростков с девиантным поведением относят следующие:
– однотипный способ эмоционально-волевого реагирования в виде «двигательной бури» по типу «короткого замыкания» на ситуацию неуспеха, конфликты с истерической окраской аффекта;
– спонтанно возникающие полярные колебания настроения, лёгкость перехода от повышенной активности к состоянию гипоактивности, депрессии, снижения уровня интересов и, наоборот – от состояния пассивности и полного бездействия к неуправляемой гиперактивности;
– чрезмерное влияние эмоционального состояния ребёнка на его поступки и характер мышления;
– слабое усвоение и использование предшествующего негативного опыта и потому – неумение прогнозировать последствия своих поступков;
– недостаточная критичность своего поведения, проявляющаяся уверенностью в правоте своих поступков;
– неустойчивость, неуживчивость в группе, склонность противопоставлять своё мнение мнению своих сверстников;
– стремление вернуться к прежним условиям своей жизни, где было меньше ограничений и опеки, что часто сопровождается побегами и бродяжничеством;
– эмоциональная незрелость и инфантилизм суждений, усиливающих дисгармоничность личности, затрудняющую адаптацию ребёнка к социальным требованиям.
Учеными было установлено, что существует ряд общих черт, свойственных практически всем подросткам с девиантным поведением. Это слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействиям, неумение преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать на различные обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации.
В качестве изначальной мотивации девиантной деятельности часто выступает желание получить «легкие деньги», любопытство, стремление принадлежать к определенной социальной группе, мотив ухода от реальности, эмоциональная насыщенность времяпрепровождения. Соотношение стремления к удовольствию и самоконтроля у подростков с девиантным поведением таково, что преобладает влечение над анализом последствий своих поступков.
Волевой компонент агрессивного состояния связан не столько с неумением просто «сдерживать» агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиями.
У подростков с девиантным поведением часто обнаруживается недостаточность личной мотивации поведения - оно диктуется группой. В своих рассказах молодые люди употребляют практически только местоимения множественного числа, даже если речь идет о ситуациях нейтральных, не связанных с проступками (вне попытки уйти от ответственности).
Нарушения волевой регуляции у подростков с девиантным поведением влекут за собой потребность в социальном одобрении, поддержке, признании, это является значимым для подростков. Известно, что правонарушения, и даже преступления подростков происходят в атмосфере демонстративности, когда другие подростки и «сочувствующие» видят социальный статус, уровень материальной состоятельности, некоторую «успешность», получаемую при помощи преступления. Потребность в социальной оценке, желание «быть на виду» может быть еще одной причиной, вызывающей девиантность поведения.
Подражательность, внушаемость и подчиняемость в поведении основанием имеют низкий интеллектуальный уровень, неразвитость волевой сферы, нравственных, этических представлений. Это сочетание лишает возможности определить линию и принципы собственного поведения. Слабость волевой сферы проявляется и нестойкостью интересов, и неспособностью к организованной, последовательной деятельности. Праздность не тяготит, с трудом переносится одиночество. Они не могут себя занять, им «скучно».
Слабость контроля за поведением и своими влечениями, подражательность действий объясняют употребление одурманивающих средств - способ без усилий получить удовольствие опьянения, полнее слиться с группой.
Общие рекомендации по формированию волевой сферы у подростков с девиантным поведением.
Самоконтроль - не только волевая функция, но и навык, приобретаемый усвоением социальных и нравственных норм, воспитанием.
Соответственно, при поступлении девиантного подростка в творческое объединение, первое, что необходимо сделать – это приучить его к правилам цивилизованного общения. Это тоже воспитание воли, и это достаточно трудный процесс, который у данного контингента детей может вызывать бурные негативные реакции. Правила не могут осознаваться на первом этапе как необходимость, поэтому важно выработать навыки соблюдения правил.
Система обучения на занятиях в творческих объединениях способствует развитию волевых процессов, так как учащийся подчиняется и правилам творческого объединения. и правилам поведения на занятии, и преодолевает внутреннее сопротивление, когда выполняет задания, учит теоретические темы дополнительной программы, которые ему не интересны, но которые следует знать.
Умение в течение сколько-нибудь длительного времени подчинять свою деятельность определенной цели также требует продолжительного развития. Вообще, встречаются две крайности, каждая из которых таит в себе серьезную опасность для развития воли. Первая заключается в том, что ребенка изнеживают и волю его расслабляют, избавляя его от необходимости делать какие-либо усилия; между тем готовность употребить усилие, чтобы чего-нибудь достигнуть, – совершенно необходимая в жизни, не дается сама собой, к ней нужно приучать; лишь сила привычки может облегчить трудность усилия: совершенно не привычное, оно окажется непосильным. Другая – тоже не малая – опасность заключается в перегрузке детей непосильными заданиями. Непосильные задания обычно не выполняются. В результате создается привычка бросать начатое дело незавершенным, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить раз начатое дело до конца, не создавать привычки бросать незавершенным то, за что взялся. Нет более верного средства дезорганизовать волю, как допустить один за другим ряд срывов, раз за разом не довести до конца начатое дело. Настойчивость – это ценнейшее качество сильной воли – заключается именно в том, чтобы неуклонно, невзирая на препятствия, доводить начатое дело до конца, добиваясь осуществления своей цели. Ее нужно воспитывать на практике, на деле.
Помогая подростку добиваться определенной цели, не следует акцентировать внимание на том, что таким образом развивается воля. Гораздо более эффективно обратить внимание подростка на то, какие позитивные чувства связаны с «победой над собой», над своим нежеланием что-либо делать, собственным страхом.
Подростки часто смешивают проявления таких, например, качеств, как настойчивость и упрямство, следование определенным принципам и стремление во что бы то ни стало настоять на своем, видя во всем этом равные проявления воли. Поэтому очень важны беседы с подростками, в процессе которых они научаются различать эти проявления, отделять подлинные и ложные проявления воли……………………………………
5. Очень важно обеспечить учащегося средствами достижения желаемой цели, организации своего поведения. К таким средствам относятся умение учитывать последствия совершенных и несовершенных поступков для себя и других, способность представлять такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально (например, представить собственные переживания при просьбе рассказать тему, которую не выучил, потому что очень сильно не хотелось это делать.
6. Отказу от волевого поведения служит также характерная для подростков этого возраста «установка на отказ от усилия», особенно от усилия длительного, и своеобразная «экономия энергии». В этом плане полезно научить подростка ставить промежуточные цели разбивать намерение на ряд конкретных, достаточно мелких этапов и вознаграждать себя за преодоление каждого из этих этапов.
7.Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков. Недостаточно только искренне желать чего-то, но нужно уметь это делать. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей. ……………………………
8. Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.……………….……………………………