Семинар в Учебно- методическом образовательном центре г.Калининграда
24 августа 2022 г. в Учебно - методическом образовательном центре (ул.Менделеева, 29 г.Калининграда) состоялся семинар на тему: «Способы достижения предметных и метапредметных образовательных результатов в обучении иностранному языку в свете обновлённых ФГОС». Организатором мероприятия выступили : Методический образовательный центр (директор Светлана Петровна Громова г.Калининград) и АО «Издательство «Просвещение» (генеральный директор Д.А.Климишин г.Москва).
Со вступительным словом выступила Юлия Евгеньевна Смирнова,которая радушно встретила присутствующих на семинаре учителей английского языка г.Калининграда и представила лектора из издательства «Просвещение» (г.Москва) Светлану Валерьевну Сидоренко.
От МАОУ СОШ №29 на семинаре присутствовали учителя английского и немецкого языков: Арефьева Н.А., Дрыгина М.В., Новикова А.А. и Урсова Н.А.
Светлана Валерьевна в своём выступлении на семинаре сделала акцент на ключевых приоритетах системы образования в РФ, которые закреплены в обновлённых ФГОС.
Условия реализации ФГОС, которые должна обеспечить образовательная организация
• Достижение планируемых результатов; • Развитие личности (в том числе предпрофильное образование); ранняя профориентация; • Формирование функциональной грамотности; • Формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности; • Включение обучающихся в процессы преобразования внешней социальной среды (социальные проекты и программы); формирование лидерских качеств, опыта социальной деятельности, в т.ч. волонтёров • Формирование у обучающихся опыта самостоятельной деятельности: проектной, учебно-исследовательской, творческой, спортивной • Формирование экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни.
Обновлённый ФГОС НОО и ФГОС ООО. Изменения.
Конкретизированы и детализированы личностные результаты (36 формулировок) и представлены по направлениям воспитательной деятельности; Эмоциональный интеллект как новый личностный результат; Конкретизированы и детализированы метапредметные результаты (33 формулировки – НОО, 30 формулировок – ООО); Предметные результаты представлены по годам обучения; Предметные результаты выражены в деятельностной форме, с акцентом на применение знаний на практике; Усиление воспитательной функции образования, особое внимание к гражданско – патриотическому воспитанию; Введено понятие «функциональной грамотности»; Необходимость использования верицированного цифрового контента.
Примерная рабочая программа основного общего образования по предмету «Английский язык».
Изменения в содержании • Требования к предметным результатам формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений • Распределение планируемых результатов по годам обучения • Минимально допустимое количество учебных часов, выделяемых на изучение первого иностранного языка, —2 часа в неделю, 68 учебных часов на каждом году обучения со 2 по 4 класс, 3 часа в неделю, что составляет по 102 учебных часа на каждом году обучения с 5 по 9 класс • В соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования основными подходами к обучению иностранным языкам признаются компетентностный, системно -деятельностный, межкультурный и коммуникативно -когнитивный.
Примерная рабочая программа основного общего образования по 6 предмету «Английский язык».
Изменения в содержании • Усилена знаниевая составляющая (раздел «Языковые знания и умения») • Чтение: смысловое чтение, чтение несплошных текстов (таблицы, диаграммы) • Лексическая сторона речи: словообразование • Устная речь: краткое изложение результатов выполненной проектной работы • Письменная речь: написание электронного сообщения личного характера, заполнение таблицы с краткой фиксацией содержания прочитанного/прослушанного текста, преобразование таблицы, схемы в текстовый вариант представления информации 7.
Ключевые направления системы иноязычного образования
Системнодеятельностный подход Акцент на применение знаний на практике
Формирование функциональной грамотности
Воспитательная функция образования
Использование цифровых технологий
Системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход – основа реализации ФГОС СОО
Акцент на применение знаний на практике Использование цифровых технологий
Воспитательная функция образования Формирование функциональной грамотности 8 .
Под системно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными "приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке опирается на активные методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, метод коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный метод, проектный метод. Причем проектный метод является самым интегративным из всех названных.
Новое требование ПРП – представлять результаты выполненной проектной работы
4 класс
-представлять результаты выполненной проектной работы, в том числе подбирая иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления, в объёме не менее 4-5 фраз.
9 класс
Создавать разные виды монологических высказываний (описание, повествование, сообщение) объём до 10-12 фраз; излагать основное содержание прочитанного/прослушанного текста (объём 10-12 фраз); излагать результаты выполненной проектной работы (объём до 10-12 фраз).
Проекты на уроке иностранного языка
С помощью метода проектов мы можем: - научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; - научить ориентироваться в информационном пространстве; - размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; - принимать самостоятельные и аргументированные решения; - научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
- формировать и развивать функциональную грамотность; - применять изученный материал на практике - пользоваться ИКТ технологиями (ПРП) - пользоваться иноязычными справочниками (ПРП),
Проекты – гармоничная часть процесса обучения. НОО
Проекты – гармоничная часть процесса обучения. ООО
Проекты – гармоничная часть процесса обучения. СОО
Усиление воспитательной функции образования
Группы личностных результатов
-Патриотическое воспитание
-Гражданское воспитание
-Духовно-нравственное воспитание
-Эстетическое воспитание
-Воспитание ценности научного познания
-Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
-Трудовое воспитание.
- Экологическое воспитание
Воспитание. Условия результативности урока
-Какие условия должны быть созданы на уроке?
- Какие приёмы, формы и средства использовать?
-Что необходимо делать учителю, чтобы реализовать содержание воспитания на уроке?
-Постараться установить уважительные и доверительные отношения с учениками
-Постараться увлечь совместной деятельностью на уроке
-Постараться наполнить коммуникацию на уроке ценностно-ориентированным содержанием
Воспитание. Ценностно-ориентированная коммуникация
Информация на уроке ---- Материал для заучивания
Воспитание – морально-этическое просвещение
Гражданско-патриотическое воспитание
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране
Духовно-нравственное воспитание
- ориентация на моральные ценности и нормы, готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей; активное неприятие асоциальных поступков
Эстетическое воспитание
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;осознание важности культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства;роли этнических культурных традиций и народного творчества
Воспитание ценности научного познания
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества; овладение языковой и читательской культурой; овладение основными навыками исследовательской деятельности
Экологическое воспитание
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук; планирования поступков и оценка их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде
Трудовое воспитание
- интерес к практическому изучению профессий и труда; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности
Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил; сбалансированный режим занятий и отдыха; регулярная физическая активность;соблюдение правил безопасности, в т.ч. и в интернет среде; умение управлять собственным эмоциональным состоянием
Эмоциональный интеллект – личностный результат СОО
В процессе достижения личностных результатов у учащихся формируется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность
- самосознания, - саморегулирования, - внутренней мотивации,- эмпатии, - социальных навыков
Компоненты социального интеллекта
- понимание других
- понимание себя
- управление собой
- управление другими
Усиление внимания к формированию функциональной грамотности школьников
ФГОС ООО, приказ 287 Министерства Просвещения от 31.05.2021
Функциональная грамотность –это готовность и способность к решению проблем.
Функциональная грамотность –это не новые знания.
В первую очередь, это – компетенции, готовность и способность действовать с опорой на уже полученные знания по разным предметам и жизненный опыт.
Это способность к обобщениям, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений, навыков.
Поэтому очень важно, какие учебные задания и как предлагает педагог учащимся.
Главное отличие между традиционными академическими учебными заданиями и заданиями для формирования функциональной грамотности.
Традиционные академические задания строятся по принципу «от способа –к задаче», могут быть весьма сложными, но имеющие кем-то поставленные технологии решения.
Задания для формирования функциональной грамотности: «от задачи –к способу», это открытые творческие задачи (изобретательские, исследовательские, конструкторские, прогнозные, задачи с достраиваемым условием.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ, КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ТОЧНО ТАК ЖЕ КАК ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
-МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ,
-ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ИКТ НАВЫКОВ,
-ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, –
ЗАБОТА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЖДОГО ПЕДАГОГА
Функциональная грамотность в ПРП по иностранным языкам. Личностные результаты.
Креативное мышление
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
-инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или
-нового знания, и/или
-эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения
Что ценится в ответах на задания на креативное мышление
Креативная идея:
-осмысленная;
-необычная, такая, которая придет в голову не каждому, обращает на себя внимание;
-тщательно представленная и оформленная;
-имеющая определенную художественную, научную или социальную ценность
Художественный текст, рисунок
Задания на самовыражение
нестандартность
выразительность
художественная ценность
Решение научных и социальных проблем
- Решение проблем
- новизна
- эффективность
- научная ценность
Инструментарий формирования креативного мышления
-Креативное мышление формируется на открытых проблемах, допускающих альтернативные решения и потому требующих серии приближений и уточнений;
-Через выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках;
-Через оценку креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны;
-Фокус на способах и процессе получения решения, а не ответе;
-Выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих заданному сценарию.
Глобальная компетентность
Приемы формирования критического мышления + | - | interesting |
2 положительных факта из текста | 2 факта, несущие отрицательные эмоции или негативный смысл | 2 факта, которые удивили, показались необычными, интересными |
Задания, формирующие функциональную грамотность.
Раздел Life skills
Activities
© АО «Издательство «Просвещение», 2022
-Find a connection between objects
-Creative use of an object
-Future objects
-Creative explanation
-Draw a picture based on a quote
-Book cover titles and stories
-Infographics
-Create a logo (for a festival, website..)
-Advertise things (a book, an event, a school subject)
-Creative drawing
Навыки, необходимые для будущей профессии:
Умение сотрудничать
Критическое мышление
Цифровая грамотность
Умение вступать в коммуникацию
Усиление акцента на применение знаний
Практико-ориентированный подход в обучении
- главной целью обучения является формирование у обучающихся навыков, которые востребованы в современном мире в разнообразных сферах социальной и профессиональной деятельности, а также развитие умений применять полученные знания на практическом опыте
Практико-направленное обучение –приемы на уроке
Грамматика - через контекст, ситуацию, акцент на функциональность, с поддержкой видео ресурсов, в начальной школе –чанты, песенки, структура подается в готовом виде.
Ученики постепенно переходят к выполнению условно-речевых упражнений, подготавливающих к употреблению структуры в речи.
Автономия в обучении и умение проявлять личную инициативу
Это способность обучающегося самостоятельно ставить цель деятельности, планировать свои действия, выбирать способы учебной деятельности и формы работы, осуществляя при этом рефлексию, самоконтроль и самокоррекцию, а также нести полную ответственность за результаты своей учебной деятельности.
Обучающие стратегии Active Listening, Active Reading
Обучающие стратегии подготовки к экзаменам
Flipped classroom –технология «Перевернутый класс»
Это подход, при котором ряд новых заданий, упражнений и текстов предлагаются учащимся в качестве домашнего задания, а затем проверяются в классе при поддержке учителя, классная и домашняя работа меняются местами.
Преимущества:
- Подход позволяет учащимся становиться более независимыми в своём обучении: вместо того, чтобы получать информацию в классе, они автономно отрабатывают материал предварительно самостоятельно дома своим темпом, контролируют свой процесс обучения, готовят учителю свои вопросы.
- В классе у учеников есть время задать учителю вопросы, если они всё ещё не понимают изучаемый материал. Учащиеся также получают больше времени на практику, и на уроке больше времени уходит на общение с учителем по изученному материалу.
- Остается больше времени для практики английского языка в классе.
Функциональная грамотность. Инструментарий учителя
- Создание ситуаций, инициирующих и мотивирующих учащихся на практическую учебную деятельность.
- Актуализация предметных знаний и жизненного опыта учащихся для решения практических, личностно значимых задач. Когда решается контекстная и ситуативная задача, ученики ощущают значимость проделанной работы, появляется желание учиться. Это является одним из важнейших аспектов при формировании функциональной грамотности.
- Приобретение опыта успешной деятельности, решения проблем, принятия решений, позитивного поведения в реальной жизни.
- Поисковую активность –задания поискового характера, учебные исследования, проекты.
- Учение в общении или учебное сотрудничество. Задания на работу в парах или малых группах.
- Оценочная самостоятельность школьников, самоконтроль и взаимопроверка.
- Межпредметные связи
Игра со смыслами. Фразеологизмы
As busy as a bee
To kill two birds with one stone
A black sheep of the family
Fight tooth and nail
A bee in one’s bonnet
Apples and oranges.
Объясни смысл английских фразеологизмов, найди аналоги в русском языке.
Нарисуй фразеологизм
Безопасное использование цифровых технологий ФГОС 2021
ИОС–комплекс, включающий цифровые образовательные ресурсы и совокупность технологических средств ИКТ (компьютеры, иное оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде)
•ко всем учебно-методическим материалам;
•формированию и хранению электронного портфолио;
•информации о ходе образовательного процесса, включая промежуточную аттестацию;
•проведению занятий и оцениванию при применении электронного обучения и дистанционных технологий;
•взаимодействию между участниками образовательного процесса и с другими организациями посредством сети Интернет;
•мониторингу здоровья;
•информационному сопровождению проектирования обучающимися планов продолжения обучения и профессионального самоопределения (ООО).
2021–2022: Новое нормативно-правовое регулирование
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 30.12.2021 № 472-ФЗ
Приказ Минпросвещения России №243 от 15.04.2022 г. «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Положения, относящиеся к использованию ЭОР из ФП ЭОР вступают в силу с 01 сентября 2022г.
ЭФУ не подлежат включению в ФП ЭОР и используются на основании включения учебника в ФПУ (п.1 Порядка к Приказу Минпросвещения России от 15.04.2022 г. №243).
Ст.18, п.4: Организации …. выбирают:«3) электронные образовательные ресурсы, входящие в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Ст.8.2 (экспертиза ЭОР):«8.2. Электронные образовательные ресурсы включаются в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию… по результатам экспертизы содержащихся в них электронных учебно-методических материалов».
Ст.8.3 (порядок формирования федерального перечня ЭОР):«8.3. Порядок формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов… утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования».
247 цифровых образовательных комплектов «Просвещения» по различным предметам
https://educont.ru/
Интерактивное продолжение дидактического комплекса
Банк заданий по функциональной грамотности
Версия 2.0
Цифровой сервис «Лаборатория проектов»
https://uchitel.club/webinars/angliyskiy-yazyk
Методическое сопровождение обновленных ФГОС от ГК «Просвещение».
Иностранные языки
Методическое сопровождение обновленных ФГОС от ГК «Просвещение».
Иностранные языки
https://uchitel.club/fgos?utm_source=uchitel.club&utm_medium=top-banner&utm_campaign=slider
Сервисы для педагогов на сайте Группы компаний «Просвещение»
Сайты:
http://umocklg.ru/
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
https://teamup.prosv.ru/
5.https://dictionary.cambridge.org.
6. https://media.prosv.ru/fg/
7. https://educont.ru/
8. https://uchitel.club/webinars/angliyskiy- yazyk
9.https://uchitel.club/fgos?utm_source
10. Методическая поддержка: Сидоренко Светлана Валерьевна, [email protected]
Надежда Аркадьевна Урсова – учитель английского языка МАОУ СОШ №29 г.Калининград