Муниципальное общеообразовательное бюджетное учреждение (Средняя общеообразовательная школа № 7) рабочего посёлка пгт Прогресс Амурской области
Методический семинар
Тема: Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования личностных компетенций.
Разработано учителем
высшей квалификационной категории
Водолагиной Еленой Юрьевной
пгт Прогресс
2018
Методический семинар
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования личностных компетенций.
В условиях постоянно меняющегося мира, колоссальных потоков информации, которые постоянно обрушиваются на человека, и переходом на новые образовательные стандарты перед учителем стоит задача формирования личности, разносторонне развитой, умеющей самостоятельно организовывать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Ключевой деятельностью моей педагогической деятельности становится информационно-коммуникативная деятельность.
Ставлю перед собой задачу, выполнить заказ государства на личность, способную к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Другими словами, формировать у учащегося УУД – универсальные учебные действия: 1) Познавательные, 2)Коммуникативные, 3) Регулятивные, 4) Личностные.
Тема моего исследования: «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования личностных компетенций»(слайд 1)
(слайд 2)
Цель: повысить свои психолого - педагогические компетенции в формировании личностных компетенций учащихся.
Задачи: 1) Формирование личностных ууд учащихся, на основе применения технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.
2)Проследить взаимосвязь развития личностных компетенций учащихся с планированием поисковой деятельности на уроках через создание проекта.
В своей работе я использую:(слайд 3)
Технологию проблемного обучения;
Технологиюпроектного обучения;
Технологиюрешения изобретательских задач;
Технологиюличностно ориентированного обучения.
Подробнее остановимся на технологии проектного обучения.
Применение технологии помогает найти ответ на вопрос:«Как наилучшим способом достичь целей обучения?» Поэтому характерными чертами моей работы является уточнение учебных целей и последовательная процедура их достижений. Это происходит благодаря коротким логически связанным шагам, так что учащийся почти не делает ошибок и дает правильные ответы, при этом немедленно подкрепляя их путем сообщения результата своих размышлений и исследований. В результате чего онпод моим руководством движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения.(слайд 4)
Результатами такой работы являютсяпроекты внеурочной деятельности по темам«Парковая культура в моей жизни»и «Математика в моей жизни».Мною ведется кружковая работа «Проектно-исследовательская деятельность».Выбрали актуальную для нашего посёлкапроблему« Парка» – это его благоустройство. Мы совместно с учащимися сформулировали цели, задачи для нашего исследования выдвинули гипотезу. Данная тема очень тесно связана с жизнью детей. Каждый из них был в парке, кто-то выезжал за пределы посёлка и посещал городские парки. Детям было интересно узнать, как изучение достопримечательностей парка может повлиять на общее культурное развитие школьника.
В процессе работы были выработаны такие личностные компетенции, как познавательная активность - умение работать с информацией, ставить цели, прогнозировать, планировать свою деятельность. Дети находили информацию в книгах при написании сообщений «Для чего нужны деревья». Сравнивали описания парков Москвы, городов Амурской области. Строили самостоятельные высказывания на основе личного опыта при написании сочинений «Мои воспоминания о прогулке в парке». При создании макета парка развивались творческие способности,умение наблюдать за окружающим миром, умение анализировать чертежи, эскизы. Результатом данной работы является выступление на муниципальной конференции и 1 место.
Проектно-исследовательская работа «Математика в моей жизни». В ходе исследования дети искали информацию об истории развития математических задач, изучали работу своих родителей, узнавали, как они применяли знания математики в своей профессии,выявляли жизненные ситуации, в которых требовалось применение математических знаний. Создание буклета с математическими и логическими задачами на материале личного опыта – продукт этого исследования.(слайд 5)
Проектно-исследовательская деятельность — это технология, основанная на научном методе познания, который предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательски-творческого характера под руководством педагога.
Результатом проектно – исследовательской работы моих детей является формирование способностей:
-развивать навыки самостоятельной научно- исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
- проводить анализ существующих исследований в отечественной и зарубежной литературепо теме;
-проводить самостоятельные исследования по выбранной проблеме;
-демонстрировать умения систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;
-развиватьинтерес к научной деятельности.
Моя готовность к использованию УУД включает:(слайд 6)
- владение содержания каждого УУД и связи между ними;
- умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения; специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;
-способность прогнозировать деятельность учащихся по формированию УУД, включая:
1) выделение объективных условий выполнения УУД;
2) планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, мере развёрнутости, мере самостоятельности);
3) подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.
(слайд 7)
Тема урока Содержание работы | Этапы работы над проектом (исследованием) | Деятельность учащихся |
На уроках чтения Тема «Сказка о поросенке» Тема «Разговор деревьев» «Совесть» Рисуют рисунки на тему, пройденную на уроке, сочиняют свои произведения по данной теме. | 1 этап. Подготовка. | Мною проводится вводная беседа с целью: -формирования первичного представления об изучаемом объекте; -формирования интереса к данной теме; -создания условий и возможности для дальнейшей творческой деятельности |
На уроках окружающего мира Тема «Профессии родителей» Сбор информации о профессиях. Создание буклета. Выявление личного отношения к профессии. Делаем выводы: Кем я хочу стать? Проект «Значение имени» 2 класс «Способы передачи информации» 2 класс | 2 этап. Организация проектной и исследовательской деятельности. Актуализация знаний Плановые работы | Вместе с учащимися обсуждаем тему, при необходимости даю дополнительную информацию, ставимцели. Совместно разрабатываем план действий (как можно это сделать?). Определяем основные способы получения информации: – прочитать в книге; – понаблюдать; – посмотреть в компьютере; – задать вопросы родителям, специалистам; – подумать самостоятельно; – посмотреть в книгах; – посмотреть по телевизору и т.п. Формулируем задачи |
На уроках математики Проект «Оригами» Изучали историю песни про японского журавлика, дети сами проводили мастер классы., Проект «Меры длинны» Изучали исторические меры и современные. Выполняли практическую работу, в которой использовали полученные знания. Пробовали при помощи разных мерок измерять один предмет или объект. | Исследовательская деятельность Результаты и выводы | Учащиеся самостоятельно проводят исследование, занимаются решением промежуточных задач. Фиксируют информацию различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки Учащиеся анализируют информацию. Оформляют результаты. |
На уроках русского языка Проект «Имя существительное» «Глагол» Читали весёлые рассказы Татьяны Рик, придумывали свои рассказы. На кружке изучали тему«Омонимы». Если объемная тема, то мы выполняем различные виды работ. Изучаем теорию и ищем подтверждение на практике. | 3 этап Представление готового продукта (презентация) 4 этап. Оценка процессов и результатов работы | 3. Представляя готовый продукт, учащиеся дают ответы на вопросы слушателей, часто в ходе этого возникает полемика, выступающие отстаивают свою точку зрения, формулируют окончательные выводы. 4.Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок |
(Слайд 8)
При использовании мною проектно-исследовательской деятельности на уроках результатом является формирование личностных УУД и, как следствие, формирование личностных компетенций. Компетенция – совокупность поведения, являющаяся результатом знаний, умений, навыков и личностных качеств учащегося, которые необходимы ему для успешного выполнения необходимых задач.
1)Мною проводились диагностики на выявление таких навыков личности, как самооценка. Методика «Лесенка». Детям предлагалось нарисовать себя на определённой ступеньке, с отрицательного до положительного качества. Проблема развития и становления самооценки – это проблема развития личностных компетенций. Самооценка – это способность оценивать себя, на неё влияет уровень притязаний, т.е. это осознание человеком самого себя. Главный смысл – это самоконтроль и саморегуляция, связанные с самоутверждением, стремлением найти своё место в жизни, утвердить себя в глазах общества и самого себя. Важна адекватная самооценка, реальное оценивание себя и своих достижений. Если у ребёнка заниженная самооценка, то в любом деле он выбирает лёгкое задание ,так как отсутствует вера в свои силы.(слайд 9)
На диаграмме видно, что во втором классе заниженную самооценку имело 8 % детей, к 3 классу это составило 4%, адекватную самооценку во 2 классе имело 13%, в 3 классе -30%, завешенную самооценку во 2 классе имело 78%, в 3 классе - 69%. Вывод: в 3 классе дети уже могут давать себе адекватную самооценку, а это значит , что стремятся ставить перед собой реальные цели, которые смогут достигнуть.
2) Выявление характера успешности учащихся. (слайд 10)
Насколько дети понимают причины своего успеха или неуспеха, настолько будет развито их критическое мышление. А следствием этого - социальная успешность и умение приспособиться к жизни в обществе. .По методике «Выявления характера неуспеха, успеха», задавались вопросы: Если у меня что-то не получается, то…(мало стараюсь; плохо понимаю объяснения учителя ; задание было слишком сложным и т.д.)
На диаграмме видно, что во 2 классе как успешными оценивают себя 69%, в 3 классе 61%, средний уровень во 2 классе – 30 %, в 3 классе -17%. Низкий уровень – во 2 классе 4%, в 3 классе -13%. Это говорит о том, что дети в 3 классе более критично подходят к оцениванию себя, чем во 2 классе.
3) Исследуя самооценку причин успеха или неуспеха, выявила, (слайд 11)что
причины неуспеха во втором классе недостаточные усилия - 43,9%, в 3 кл -52%,
от недостаточности способности зависит неуспех во 2 кл - 43,9%, в 3кл-39,1%,
30% считают, что зависит от сложности заданий во 2 и 3 классе не изменилось, это показывает на осознанность и принятия учения. Соответственно, больше человек в классе считали, что в учении помогает везение, чем в 3 классе.
Причиной своего успеха учащиеся считают собственные усилия.
4) Исследуя мотивацию, я выявила, что Мотивы одобрения к 3 классу ниже -78%, чем во втором - 86% (слайд 12)
Социальные мотивы (стремление к одобрению, но широкое понимание, сделать хорошо другим) 69%-52%
Учебно-познавательная мотивация (хорошо учиться, больше знать для важной цели)
73%-91%
Внешняя мотивация (школа нравится, учителя нравятся, но не для получения знаний, а игры на перемене) 78%-9%
Негативное отношение к школе (хожу на каторгу, учиться не хочу) 1 человек
У детей формируется критическое мышление: они учатся рассуждать, анализировать и планировать, делать выводы, формируется представление о значимости умения учиться.
Базовые личностные компетенции включают в себя четыре типа потенциала:
Тип потенциала, лежащий в основе компетенции | Компетенции, входящие в каждую из составляющих потенциала |
Интеллектуальный | Инновационность, новаторство, разработка решений, работа с информацией |
Волевой | Достижение целей, саморегуляция и выдержка, инициатива и решительность |
Коммуникативный | Общительность, уверенность, позитивное отношение к другим |
Направленность | Созидательная энергия, ориентация на развитие, конструктивное отношение к себе. |
Работая над формированием личностной компетенции, стараюсь донести до учащегося, что он должен устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. В результате учащийся задаётся вопросом, а какое значение, какой смысл имеет для него данное исследование, работа, и старается найти ответ на этот вопрос.(слайд 14)
Для того чтобы развивать у детей личностные УУД, внедряю в свою работу с детьми методические и технологические новинки.
Выбираю одно УУД на неделю (например: слушать друг друга, оценивать, сравнивать).
Обсуждаем вместе с детьми важность этого действия и записываем как цель в план нашей работы. (На этой неделе мы будем стараться внимательно выслушивать точку зрения говорящего, оценивать выступление по заданным критериям, сравнивать результаты исследований представленных групп)
Каждый день, в течение недели даю задание на отработку этого действия с рефлексией «Что и зачем мы делаем?»
В конце недели мы подводим итоги, рефлексию «Что удалось? Что получилось менее удачно? Повторяем или ставим новую цель?»
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому стараюсь готовить учеников младших классов постепенно.Следует отметить, что исследование – бескорыстный поиск истины, всегда творчество.(слайд 15)
В процессе формирования личностных УУД и как следствие компетенций в работе с исследованием и проектами у детей вырабатываются умения…
1. Умение собирать всевозможную информацию, которая необходима для выполнения поставленных задач, умение извлекать полезную информацию из опыта других людей.
Обучающиеся, составляя свои проекты, овладевают практическими знаниями и умениями, приобретают опыт.
2. Умение определять проблему и разлаживать её на составные части. Связывать воедино и оценивать информацию из различных источников.
3. Умение принимать разумные решения. Придумывать оригинальные идеи.
Таким образом, использование проектно–исследовательской деятельности в моей работе позволяет добиться хорошего уровня подготовки и развития навыков самооценки самоконтроля и саморегуляции.
6