СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по теории государства и права по теме: «Сущность государства».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по теории государства и права по теме: «Сущность государства».»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж» Богучарский филиал ГБПОУ ВО «ВГПГК»





МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по теории государства и права
по теме: «Сущность государства».






















Богучар 2019

ТЕМА № 3: СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА


Вопрос 1. Понятие и признаки государства. Плюрализм в понимании и определении государства


Государство всегда находилось в центре общественной жизни. Таков опыт отечественной и мировой истории. Множество теорий и концепций государства отражали его возникновение, функционирование и деятельность. В реальной действительности не все из них оказались жизнеспособными, нередко государственные процессы развивались вне или даже вопреки их влиянию.

История человечества позволила создать «кладовую» концепций и представлений о государстве. В их основе часто лежат не только общие, но и национально-мировоззренческие взгляды, присущие народам, нациям и их идеологам.

Не рассматривая многообразной истории развития идей о государстве, отметим лишь главные вехи. XVII в. принес идеи естественного права и договорного происхождения государства; XVIII в. – идеи либерального государства, призванного охранять индивида от произвола, идеи Руссо о народном представительстве и законодательстве, а также идеи Монтескье о разделении властей. Опираясь на воззрения на государство как на машину, как на «ночного сторожа» общества, В. Гумбольдт создал работу «Опыт установления границ деятельности государства» (конец XVIII в.), в которой оценивается положение человека в государстве и общества. В первой трети XIX в. в Германии появилась теория правового государства Р. Моля, получившая признание в российской правовой мысли конца XIX - начала XX в. В отечественной литературе «досоветского периода» государство чаще всего рассматривалось в качестве союза людей, живущих на определенной территории и подчиненных одной власти. Б.Н. Чичерин характеризовал государство как союз народа, связанного в юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага. Государство – это не учреждение, а союз народа, граждан, живущих под общим законом, который связывает народ в единое целое. Государственный союз управляется верховной властью для общего блага. В теории Б.Н. Чичерина чувствуются отголоски концепций общественного договора.

В специальной литературе разрабатывается множество определений понятия государства, которые отражают следующие его аспекты:

  • государство как организация политической власти;

    • государство как аппарат власти;

    • государство как политическая организация всего общества.

Каждый из указанных аспектов заслуживает внимания. Действительно, понимание государства как организации политической власти подчеркивает, что среди других субъектов политической системы оно выделяется особыми качествами, представляет собой официальную форму организации власти, при- чем единственную организацию политической власти, управляющую всем обществом. Вместе с тем политическая власть – один из признаков государства. Поэтому нецелесообразно сводить к нему понятие государства.

С внешней стороны государство выступает как механизм осуществления власти и управления обществом, как аппарат власти. Рассмотрение государства через непосредственное воплощение политической власти в аппарате, системе органов также не раскрывает полностью его понятия. При таком рассмотрении не учитывается деятельность системы органов местного самоуправления и других.

Государство есть особая политическая реальность. Раскрывая содержание понятия государства, следует подвести его под такое родовое понятие, как по- литическая организация. Если государство до середины XIX века можно определять как политическую организацию господствующего класса, то поздней- шее, и особенно современное, государство – это политическая организация всего общества. Государство становится не просто властью, основанной на принуждении, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет индивидуальные, групповые и общественные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реализует главное, что дает людям цивилизация, – народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности.

Основные подходы к определению понятия государства:

  • политико-юридический. Представители этого подхода за основу берут организационный аспект государства и рассматривают его как выраженную в системе государственных органов особую специфическую организацию публичной власти.

  • социологический. В рамках этого подхода государство представляет со- бой организацию всех членов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политических, управленческих процессов и отношений.

Государство – это суверенная, политико-территориальная организация публичной власти, которая осуществляет управление обществом и располагает для этого аппаратом, органами принуждения и системой законодательства и налогообложения.

Признаки государства:
  1. Государство предполагает наличие определенной территории, т.е. участка земной поверхности, очерченного границами, на котором осуществляет свою власть. Территория государства включает сушу, недра, воздушное пространство, воды.

  2. Государство предполагает население, которое включает людей, проживающих на территории данного государства. Юридическая связь между государством и населением осуществляется через институт гражданства (подданства). Созданием этой связи является совокупность взаимных прав, обязанностей и ответственности.

  3. Государство отличает наличие публичной власти, отделенной от наро- да. Эта власть представлена государственным аппаратом, т.е. системой государственных органов, которые осуществляют эту власть.

  4. Государство предполагает наличие системы налогов и сборов, т.е. без- возмездных обязательных платежей в пользу государства, на основе которых формируется материально-финансовая база деятельности государства. Совокупность доходов и расходов составляет бюджет государства.

  5. Государство обладает монопольным (исключительным) правом (возможностью) издавать обязательные и исполнительные решения, которые могут выступить либо в виде нормативных щитов (законы, подзаконные акты), либо в виде индивидуальных актов (приговоры суда, решения административных органов).

  6. Только государство располагает вооруженными формированиями и принудительными учреждениями (армия, полиция, тюрьма). Вооруженные формирования являются одним из важнейших факторов обеспечения действен- ной власти. Они выполняют функцию легализованного принуждения, для чего располагают соответствующими средствами.

  7. Только государство является представителем всего общества. Оно олицетворяет общество и выступает от его имени.

Государство располагает особым политико-юридическим свойством – суверенитетом. Суверенитет состоит в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости государства за его пределами.

Признаками суверенитета являются:

самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

полнота (иначе: универсальность) – распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации страны;

неделимость власти государства в пределах его территории – единство власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; непосредственное осуществление властных велений по их каналам;

независимость во внешних сношениях – возможность самостоятельно принимать решения вовне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран;

равноправие во внешних сношениях – наличие в международных от- ношениях таких прав и обязанностей, как и у других стран;

не отчуждаемость – невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти, только наличие закреплённой законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве).

Суверенитетом обладают любые государства независимо от величины их территории, количества населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.

  1. Имеет формальные реквизиты – официальные символы: флаг, герб, гимн.

Таким образом, государство – это суверенная, политико-территориальная организация публичной власти, которая осуществляет управление обществом и располагает для этого аппаратом управления, органами принуждения и системой законодательства и налогообложения.


Вопрос 2. Государственная власть как разновидность социальной власти

Власть выступает в качестве одного из существенных признаков государства. Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство)

некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Как явление власть характеризуется следующими признаками:

  1. Власть есть явление социальное, оно изначально присуще обществу и является его атрибутом, т.е. неотъемлемым компонентом. Предназначение власти в обществе состоит в организации и управлении социальными процессами, что обеспечивает единство общества и его нормальное существование и развитие.

  2. Власть может существовать и функционировать только между людьми. Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между чело- веком и животным. Данное свойство обусловлено тем, что осуществление власти – это интеллектуально-волевой процесс и предполагает необходимость осознания властного предписания и направление волевого усилия на его реализацию.

  3. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, называются властеотношениями. Они представляют собой двухсторонне отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой – подвластным (объектом).

  4. Власть всегда основана на силе. Это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, убеждения и т.п., но именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего.

  5. Сознательно-волевой характер властеотношения предполагает, что условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом является сознательное подчинение. Когда веление, исходящее от властвующего субъекта, должно быть осознано и воспринято сознанием подвластного, а его воля подчинена воле властвующего субъекта. Сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.

Власть можно разделить на политическую и неполитическую. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются государственная власть, партийная власть, власть политических лидеров.

К неполитической власти относятся родительская власть, экономическая

и т.д.


Государственную власть отличают следующие свойства:

  1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, являет

ся государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

  1. Государственная власть публична, т.е. выступает от имени всего общества и имеет «публичную» основу своей деятельности – имущество, налоги и т.д.

  2. Государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.

  3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны.

  4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

  5. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм.

  6. Государственная власть обладает свойствами легитимности и легальности.

Легитимной (в узком смысле слова) – признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

В широком смысле это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.

Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность государственной власти.

Первоисточник власти находит свое отражение в Конституции РФ. Ст. 3. Государственные органы приобретают свойство легитимности по-

разному. Представительные органы – на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Органы управления – путем конкурсного отбора; назначение чаще всего осуществляется представительными органами в порядке, предусмотренном законом.

Легальная власть, т.е. узаконенная в своей деятельности. Легальность – это юридическое выражение легитимности.

Легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности.

6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

Государственная власть – представляет собой организующее воздействие на общество с помощью государственного аппарата, в целях достижения определенного социального порядка и обеспечения условий для нормального функционирования общества.


Вопрос 3. Сущность государства: основные подходы

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Сущность государства – достаточно устойчивая категория. Это не означает неизменности данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства – содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться. До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.

Какие существуют подходы к определению сущности государства.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организаций политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов.

Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство трактовалось как орудие выражения интересов большинства населения. Действительность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несогласных с установленным режимом.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу.

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненны- ми достоинствами по сравнению с классовым.

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой право- вой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире.

Таким образом, несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической науке утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала так называемой классовости, т.е. стремления правящих выражать волю социальных сил, а также значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнению своего общесоциального назначения.

Вопрос 4. Основные закономерности эволюции государства

Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития.

  1. Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

Трансформация государства из примитивного, преимущественно классового образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

  1. Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность про- явилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др.

Постепенное возрастание роли государства в регулировании общественных процессов, распространение организующей и направляющей деятельности государства на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества.
  1. Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность – сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Цель:

Уяснить понятие государства как особой организации политической власти, четко и полно выявить его признаки. Определить сущность государства. Раскрыть классовую и общесоциальную сущность государства. Уметь обосновать относительную самостоятельность государства по отношению к обществу, показать отличие государства от других учреждений и организаций современного общества. Уяснить понятие государственная власть. Уметь разграничивать легитимность и легальность государственной власти.

Первый вопрос предполагает необходимость определения понятия «государства». При этом следует отметить, что в современной науке существует множество определений понятия государства. Некоторые отражают его сущность и функциональную направленность, другие перечисляют признаки государства. Поэтому целесообразно остановиться на анализе политико-юридического и социологического подходов к определению понятия государства. Особое внимание следует уделить признакам государства.

При подготовке ко второму вопросу необходимо определить понятие

«власть» и охарактеризовать, какими признаками она обладает. Целесообразно проанализировать разновидности политической и неполитической власти. Особое внимание следует уделить государственной власти, определив ее понятие и свойства. Отдельное внимание следует обратить на особые свойства государственной власти: легитимность и легальность.

При ответе на третий вопрос следует акцентировать внимание на том, что проблема выявления сущности государства относится к числу наиболее сложных и дискуссионных. Поэтому, прежде всего, необходимо раскрыть со- держание такой научной категории, как сущность. Следует исходить из того, что сущность явления – это то главное и необходимое в нем, что, в конечном счете, определяет его качество, роль и социальное предназначение. При ответе на данный вопрос целесообразно охарактеризовать существующие научные позиции по проблеме сущности государства, которые сложились в государствоведении. Отдельное внимание обратите на анализ социальной сущности государства. Раскройте особенности классового и общесоциального подходов в опре- делении сущности данного явления.

Рассматривая четвертый вопрос, необходимо иметь в виду, что выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена. Поэтому государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития.

Литература


Основная:

  1. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. - 8-е изд. стереотип. - М.: Омега-Л, 2011.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс: в 2-х томах / под ред. М. Н. Марченко. - М., 1998. Т. 1.

  3. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л. П. Рас- сказов. - 2-е изд. - М.: РИОР, 2009.

  4. Теория государства и права: учебник / под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2009.

  5. Теория государства и права: учебник / под ред. В. Я. Кикотя, В. В. Ла- зарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.

  6. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Пере- валова. - М., 2008.

  7. Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М., 2007.


Дополнительная
  1. Бирюков, Н. И. Категория «государство» в истории политико-право- вой мысли / Н. И. Бирюков // История государства и права. 2006. № 8.

  2. Грачев, В. С. Эволюция представлений о социальной сущности госу- дарства в истории политико-правовой мысли / В. С. Грачев // История государ- ства и права. 2007. № 5.

  3. Жиделев, В. А. Государственная власть как правовая категория / В. А. Жи- делев // Право и политика. 2007. № 6.

  4. Иванников, И. А. Легитимность государственной власти в России: теоретико-политологический анализ / И. А. Иванников // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 2.

  5. Ильягуев, Д. М. Государство – дитя общества: проблемы формирова- ния государства и влияния общества на социально-политическую ориентацию публичной власти / Д. М. Ильягуев // Государственная власть и местное само- управление. 2011. № 12.

  6. Левакин, И. В. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России / И. В. Левакин, Е. А. Юртаева // Гражданин и право. 2007. № 1.

  7. Романчук, И. С. Причинная обусловленность закономерностей генези- са и функционирования государственной власти / И. С. Романчук // Российский юридический журнал. 2011. № 5.

  8. Романцова, О. В. Понятие и признаки государственной власти / О. В. Ро- манцова // Юридический мир. 2006. № 11.

  9. Савин, В. Н. Ответственность государственной власти перед обще- ством / В. Н. Савин // Государство и право. 2000. № 12.

  10. Сокольщик, И. М. О силовой и юридической интерпретациях госу- дарства / И. М. Сокольщик // Право и политика. 2007. № 2.

  11. Федотов, А. В. Функция государственного органа: к вопросу интер- претации / А. В. Федотов // История государства и права. 2009. № 5.

  12. Шарифов, М. Ш. Соотношение государственного суверенитета и гос- ударственной власти / М. Ш. Шарифов // Юридическое образование и наука. 2009. № 2.

  13. Ельцов, А. В. Природа и сущность государства как основания выде- ления системообразующих функций государства / А. В. Ельцов // Государ- ственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:


  1. Проанализируйте различные определения государства:

  • государство как организация политической власти;

  • государство как аппарат власти;

  • государство как политическая организация всего общества;

  • государство как «машина» классового господства.

  1. В процессе обсуждения отмеченных вопросов постарайтесь выбрать из многих определений государства, имеющихся в литературе, наиболее общее для этого сложного социального феномена.

  2. Какой признак государства является главным, устойчивым, закономерным, определяющим все остальные признаки?

  3. Как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости во вне?

  4. Какие существуют различия между понятиями политической и государственной власти?

  5. Что такое государственная власть?

  6. Чем различаются легитимность и легальность государственной власти?

  7. Что такое государство?

  8. Назовите признаки государства, отличающие его от социальной власти первобытно-общинного строя.

  9. Какие имеются подходы к сущности государства?

  10. Составьте схему, включающую характеристику признаков государства, отличающих его организации власти в первобытном обществе.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

Государство, публичная власть, суверенитет, налоги, территория, фактическая территория, юрисдикционная территория, население, гражданство, подданство, апатриды, бипатриды, власть, общественные отношения, властеотношения, политическая власть, государственная власть, легитимность, легальность, сущность государства, закономерности.